Официальный сайт teledu 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Готовимся к конференции... и рефлексируем её итоги

Выберите действие:

Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков
Submitted by Владимир Владимирович Анненков on пн, 27/08/2012 - 08:44

Всероссийская конференция АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕФОРМАЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ проведена Институтом повышения квалификации г. Новокузнецка 10-11 октября 2012 г. 

Сайт конференции        Программа

 
 
Подшивка "Готовимся к конференции..." создана для эксперимента сетевых взаимодействий по модели комбинированного вебинара
  • асинхронное комментирование тезисов
  • представление результатов на конференции в Новокузнецке
  • рефлексия эксперимента
 
В асинхронной части вебинара авторы 
 
Обсуждение доклада идёт в комментариях на его странице. Оно открыто для всех зарегистрированных в Открытом Классе.
 
 
Для облегчения навигации по докладам и комментариям составлена таблица ссылок 
 


Название доклада с ссылкой

Комментарии к докладу

Секция 1. Проблемы теории и практики неформального образования

     Анненков В.В. Непрерывное неформальное образование: модель 5С

СВА 1  БВМ 1

ЛРБ 1, 2,, 3

АВВ 1  2, 3, 4, 5, 6

     Аствацатуров Г.С.   Профессиональные мультимедийные конкурсы как эффективная форма повышения квалификации ВЕА 1, 2  ШММ 1, 2, 3

     Вострикова Е.А. Определение, создание и сохранение педагогических знаний: постановка проблемы

АВВ 1, 2,   ЛРБ 1

ВЕА 1, 2

     Вострикова Е.А.  Муниципальная карта неформального повышения квалификации работников образования: расширение в сетевые профессиональные сообщества

ЛРБ 1  ДАБ 1, 2 ЮИА 1

ЗСН 1  ВДВ 1, 2

ШММ 1, 2, 3  ПЛВ 1

ВЕА 1, 2, 3

     Стародубцев В.А. Педагогическая и организационная поддержка неформального образования

АВВ 1,2  ДАБ 1  ЛРБ 1

СВА 1, 2

     Хлебоказова Г.И. Музей как ресурс развития постдипломного образования педагогов

АВВ 1, 2

ХГИ 1

     Михеева О.П. Коннективистский подход к организации неформального педагогического образования

АВВ 1, 2

МОП 1

Секция 2. «Современные технологии в неформальном повышении квалификации»

     Бугайчук К.Л. Модель "peer to peer" в контексте неформального обучения

АВВ 1, 2, 3, 4, 5   ГЕА 1

БКЛ 1

 

     Драхлер А.Б. От уроков с использованием ЭОР к NITI – методикам

АВВ 1 ДОВ 1  КОЛ 1

ШММ 1, 2

ДБА 1, 2, 3, 4

     Ивочкина Т.Н. Творческая группа педагогов - путь неформального внутрикорпоративного повышения квалификации АВВ 1

     Киселева А.А. Неформальное повышение квалификации педагога в персональной образовательной сфере

АВВ 1, 2, 3      КОЛ 1

ШММ 1, 2   СЕВ 1

КАА 1, 2, 3

     Колпаков О.Л. Неформальное повышение квалификации педагогов на курсах по применению метода проектов в учебном процессе на основе ИКТ 

АВВ 1    ДБА 1 ЗСН 1

ШММ 1, 2, 3  СЕВ 1

КОЛ 1, 2

      Концевой М.П. Краудсорсинг в неформальном образовании

АВВ 12, 3       СВА 12

МОП 1, 2

КМП 1234

     Кудимова Н.В. Формирование готовности педагогов к работе в среде 1 ученик - 1 компьютер"

АВВ 1, 2

КНВ 1

     Осокина О.М., Ростовцев А.Н., Чупин Д.Ю. Неформальное образование как способ повышения квалификации педагогических кадров

СВА 1   АВВ 1, 2, 3

РАН 1, 2

     Анацкий Р.А. Участие в международном форуме как средство повышения квалификации преподавателя

АВВ 1

Секция 3.«Проблемы содержания неформального образования»

     Нагрелли Е.А. Проблемы неформального повышения квалификации педагогических работников на муниципальном уровне АВВ 1

     Лобанова Р.Б. Проблемы содержания неформального образования

АВВ 1       МОП 1

ЛРБ 1

     Топоркова Н.И. Профессиональное сообщество как средство неформального повышения квалификации преподавателей модуля курса ОРКСЭ "Православная культура"

АВВ 1, 2

ТНИ 1   

     Целикова В.В., Плетенева О.В. Анализ профессиональных затруднений педагогов как основа для формирования содержания непрерывного образования на неформальном уровне

СВА 1     АВВ 12  3

ЦВВ 12  34

Секция 4.«Развитие личности в системе неформального образования»

     Дегтярёва Е.А. Путь самореализации через неформальное образование

СВА 1, 2       АВВ 1

ДЕА 1, 2

АВВ 12       ДОВ 1

РТЮ 12, 3

     Фёдорова М.А. Роль неформального обучения в процессе реализации международных проектов

ВЕА 1

Секция 5. «Обобщение и внедрение опыта организации неформального педагогического образования»

     Анненков В.В. Повседневное саморазвитие педагога в сетевых сообществах

СВА 1, 2, 3  ДОВ 1

АВВ 1, 2, 3

     Артищева Л.М. Организация внутришкольного повышения квалификации учителей.

АВВ 1      СВА 1

ШММ 1, 2, 3   СЕВ 1

     Баженов И.И. Сетевой семинар для преподавателей и учителей АВВ 1      ВЕА 1  РТЮ 1    БИИ 1, 2

     Борисова Е.В. Самообразование педагога дополнительного образования как необходимое условие повышения качества образования

СВА 1      АВВ 1, 2  3  4

ДОВ 1, 2

БЕВ 1, 2, 3

     Двирная О.В. Обобщение опыта работы в сетевом профессиональном педагогическом сообществе «Луч света»

АВВ 1   

ДОВ 1

    Жуланова В.П. Неформальное образование: как к нему готовить(ся)

АВВ 12       БМВ 1

ДОВ 1     ЛРБ 1

     Ивлева И.В.Применение технологии активных методов обучения в процессе повышения квалификации педагогов

АВВ 1   ДОВ 1

     Ямкина Е.В. с соавторами  Обобщение и внедрение опыта организации неформального педагогического образования в сообществах учителей-предметников АВВ 1   ЛРБ 1

Эта таблица – главный путеводитель по докладам к нашей конференции. Списки ссылок внизу и справа, автоматически составляемые программой подшивок Открытого Класса, не полны. 

 

Кроме подшивок докладов по секциям, заложены подшивки для формирования сетевого сообщества  и гипертекстовой среды для участников конференции

 

подшивка комментарии
Знакомимся АВВ 1
Словарь конференции АВВ 1, 2, 3
Ссылки на материалы о неформальном и информальном образовании (общая база источников) АВВ 1,
Неформальное образование: единство эмоций и проблемной сущности АВВ 1, 2, 3, 4
Предложения к проекту рекомендаций конференции

АВВ 1  ДОВ 1

РТЮ 1 СВА 1

Опросы 1, 2, 3, 4, 5  

 

 

А К Т У А Л Ь Н О (здесь меняются текущие задачи сообщества)

 

  1. Вносим предложения к проекту рекомендаций конференции
  2. На пяти страницах опросов участвуем в подведении итогов сетевой подготовки конференции

 

ЗА ДЕЛО!


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Ветка дополнений к таблице 1


Хотя "формально" сетевая подготовка к конференции в Новокузнецке закончилась, однако авторы продолжают размещать доклады и комментарии в подшивке "Готовимся..." Чтобы полнее показать подготовку на разных площадках, в ленте ответов на этот пост размещены ссылки на видеодоклады и другие материалы к конференции.

 

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Видеодоклад Г.О.Аствацатурова


Аствацатуров Георгий Осипович, канд. ист. наук; руководитель научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий в составе ФГБОУ ВПО "Армавирская государственная педагогическая академия",

Доклад: Аствацатуров Г.С.   Профессиональные мультимедийные конкурсы как
эффективная форма повышения квалификации

http://www.youtube.com/watch?v=IUIb8fPkrkc&feature=youtu.be

Комментарии:

        Вострикова Е.А.: какие личностные качества развивает конкурс у педагога?
        АГС: Судя по нашему опыту, формируется позитивная и в то же время
объективная самооценка педагога. И второе. Усиливается мотивация
учителя к самообразованию.

        ВЕА: "где, кроме конкурсов, формируется "позитивная и в то же время
объективная самооценка педагога"?
        АГС: Многое зависит и от самого учителя. На сетевых тусовках. На
некоторых образовательных сайтах. К примеру, я очень рад, что мой
Дидактор стал таким востребованным. Учителя не только с удовольствием
занимаются мультимедийным самообразованием, но и более осмысленно
относятся к использованию мультимедиа в своей работе.


Дополнительные ссылки:
   didaktor.ru  - сайт педагога-практика, наблюдения, записки и
комментарии. Медиадидактика, мультимедиа, образование и дидактические
приемы... Дидактор работает на WordPress

   Аствацатуров Г.О. Медиадидактика / цитаты и отрывки / -
http://www.openlesson.ru/?p=16065
        Полный текст см.: http://didaktor.ru/priyomy-mediadidaktiki/

 

 

 

 

 

 

 

Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, чт, 04/10/2012 - 17:02).

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Елена Владимировна Борисова

На: Готовимся к конференции по проблемам неформального повышения


Видеодоклад размещен по адресу http://www.youtube.com/watch?v=atfolY8ELTI&feature=g-upl

Самообразование педагога дополнительного образования как необходимое условие повышения качества образования

Борисова Елена Владимировна

МБОУДОД «Детско-юношеский центр «Приобский», г. Бийск

с

В тезисах рассматриваются результаты предварительного исследования, проведенного в МБОУДОД «Детско-юношеский центр «Приобский», по вопросу организации процесса самообразования педагога.

 

В условиях реформирования образования, в процессе массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства педагога. Педагог должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования. В широком аспекте под самообразованием принято понимать все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. Самообразование – это самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Основная традиционная форма самообразования - изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и иной литературы, прессы. Самообразование педагога дополнительного образования направлено на углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.

Результаты предварительного исследования, проведенного в МБОУДОД «Детско-юношеский центр «Приобский», по вопросу организации процесса самообразования педагога показали ряд проблем: слабая сторона самообразования – несистематичность; потребность в самообразовании усилилась. У педагога имеются определенные ресурсы времени и финансов для получения качественного образования, а методическая поддержка практически отсутствует; доступные методы самообразования – книги, диски, видео и аудиокурсы, Интернет и многочисленные тренинги – используются малоэффективно, поскольку у педагогов нет помощи в разработке программы собственного образования, где бы целенаправленно использовались указанные ресурсы.

Анализ данных результатов указывает на то, что необходима методическая помощь педагогу в разработке программы самообразования, основанная на технологическом подходе - достаточно распространенном способе познания.

Рассмотрим основные этапы работы над программой по самообразованию: самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей для рационального перехода на преподавание по новым технологиям; формирование общей концепции «Я в перспективе. Мои достижения»; выбор стратегии саморазвития, переход на новое состояние основных направлений работы над собой; определение задач и этапов деятельности; конкретизация ближайших целей (ожидаемый результат); составление плана действий по самосовершенствованию; самооценка роста; передача опыта коллегам. В индивидуальном плане педагога должны найти отражение следующие аспекты: цели профессионального развития; варианты распределения времени на изучение психолого-педагогической и методической литературы; разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса; получение консультаций; обсуждение возникших проблем с коллегами; взаимопосещение занятий; работа по апробации полученных знаний на практике; участие в системе методической работы учреждения; самообобщение результатов работы; передача собственного опыта коллегам и др.

Следующий этап – работа по реализации индивидуального плана: консультативная помощь; коррекция и изменение плана, предусматривающая новые способы достижения запланированного; анализ, оценка и самооценка эффективности выполненной работы; обобщение и оформление материалов в методическую копилку учреждения;

Результаты самообразования педагога: выступление с творческим отчетом на конференциях, заседаниях «круглого стола»; публикации в печати; издание брошюр из опыта работы.

Самообразование, по мнению Г.Е. Зборовского, - это вид свободной деятельности личности, характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получения удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей [1, с. 8].

Таким образом,самообразование - необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, свободный и в то же время наиболее сложный вид образовательной деятельности.

 

Литература

1. Зборовский, Г.Е. Самообразование как социологическая проблема [Текст] / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина // Социологические исследования. - 1997. - № 10.- С. 7-10. 

Комментарий был изменен с момента создания (elenbor, Fri, 31/08/2012 - 11:20).



Фото пользователя Вера Владимировна Целикова

На: Готовимся к конференции по проблемам неформального повышения


Анализ профессиональных затруднений педагогов как основа для формирования содержания непрерывного образования  НА неформальном уровне

Плетенева О.В.,

доцент кафедры теории практики управления образованием

Целикова В.В.,

старший научный сотрудник лаборатории научно-методического обеспечения проектно-дифференцированного обучения

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Нижегородский институт развития образования» (ГБОУ ДПО НИРО), Г. Нижний Новгород

УДК 371.14

Своеобразными индикаторами «белых пятен» в наборе профессиональных компетенций педагогов являются педагогические затруднения, которые поддаются диагностике и позволяют установить недостаток или отсутствие у педагога вполне конкретных профессиональных знаний.

Выявить имеющиеся у педагога профессиональные затруднения, например, в вопросах внедрения и реализации ФГОС можно на основании требований к профессиональным компетентностям педагога. Требования разработаны на основе «Методики оценки уровня квалификации педагогических работников» (В.Д. Шадриков, И.В. Кузнецова) и включают 5 компетентностей:  компетентность в области постановки целей и задач деятельности с учетом требований ФГОС, компетентность в области мотивации учебной деятельности, компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности, компетентность в области разработки программы деятельности с разработанными для каждой из них показателями и поведенческими индикаторами.

Достаточно эффективным способом выявления характера профессиональных затруднений педагогов является самооценка педагога и экспертная оценка со стороны администрации и коллег (метод 180 градусов). Инструментарием данной диагностики является специально разработанные опросники готовности педагога, в нашем случае,  к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Такую диагностику целесообразно проводить по отношению к целому педагогическому коллективу конкретной школы, так как она позволяет определить пути развития не только конкретного педагога, но всей школы в целом (по образному выражению М.М.Поташника «школа не может быть лучше, чем учителя, работающие в ней»). Педагогические затруднения можно классифицировать по различным направлениям деятельности, как типовые или индивидуальные. Выявленные педагогические затруднения являются основанием для формирования содержания непрерывного образования на всех его уровнях: дополнительное профессиональное образование (формальный уровень), методическая работа в муниципальной системе образования и в ОУ (неформальный уровень).

Анализ педагогических затруднений может осуществляться по следующим направлениям:

1. Анализ уровня развития всех пяти компетентностей всех педагогов школы. Данная информация позволяет увидеть профессиональные проблемы педагогов школы в целом по определенным направлениям их деятельности, что в дальнейшем может стать основанием для выстраивания содержания в системе непрерывного образования, в том числе в рамках неформального уровня, а именно методической работы в ОУ.

2. Анализ уровня развития отдельных показателей компетентностей как всех педагогов, так и каждого педагога ОУ. Все затруднения педагогов могут систематизироваться, обобщаться; либо объединяться в группы типичных затруднений, либо выделяться как индивидуальные затруднения. Индивидуальные проблемы педагогов могут быть определены при сравнительном анализе самооценки педагога и экспертной оценки компетенций педагога со стороны руководителей школы, а также при сравнении оценок различных педагогов. Результаты анализа индивидуальных профессиональных проблем могут стать основанием для определения индивидуальных образовательных запросов педагогов и составления их индивидуальных образовательных маршрутов в системе непрерывного неформального образования.

3. Сравнительный анализ уровня компетентностей педагогов разных школ муниципального района. Данная информация может помочь при формировании содержания деятельности муниципальной методической службы(обучение в вопросах внедрения ФГОС, программы методического сопровождения, методической поддержки, включающие и вопросы консультирования), если, например, проводится диагностика и анализ затруднений педагогов школ одного муниципального района.

Анализ профессиональных затруднений педагогов обеспечивает целостный и системный характер процесса проектирования методической работы в муниципальной системе образования и в ОУ как неформального уровня непрерывного образования.

Литература

1.                 Курлов, В. Ф. Социологическая информация в управлении системой школьного образования : монография / В. Ф. Курлов. – СПб. : СПбГУПМ, 2003. – 256 с.

2.                 Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. / под ред. В. Д. Шадрикова, И. В. Кузнецовой. – М.: Педагогика, 2010.– 392 с.

3.                 Поташник, М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие / М. М. Поташник. – М.: Центр педагогического образования, 2010. – 448 с.




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Вопросы к О.В.Плетеневой и В.В.Целиковой


 

Спасибо, коллеги, за доклад, который, в отличие от ряда постановочно-описательных сообщений, даёт инструменты диагностики. 
 
Несколько вопросов:
 
1. Поля "Профессиональных затруднений педагога" одинаковы ли для учителя начальной школы, старших классов, преподавателя ИПКРО? 
 
2. На каких основаниях относите дополнительное профессиональное образование к формальному уровню, а методическую работу в муниципальной системе образования и в ОУ - к неформальному?
 
3. Кто, по вашему опыту в Нижнем Новгороде, разрабатывает индивидуальные программы преодоления профессиональных затруднений учителя? 
 
4. Есть ли опыт самодиагностики и разработки индивидуальных программ у преподавателей НИРО? Пожалуйста, ссылки на материалы в Интернет о таком опыте.
 
 
И ещё: размещение текста доклада в ленте комментариев на главной странице подшивки к конференции в Новокузнецке не удобно для обсуждения весьма интересной методики. Не могли бы создать дочернюю страницу к секции 3 (http://www.openclass.ru/node/309794) и перенести свой текст на эту страницу?
 
Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, Fri, 14/09/2012 - 08:51).

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Вера Владимировна Целикова

На: Вопросы к О.В.Плетеневой и В.В.Целиковой


Спасибо за интерес к нашим тезисам!

1. Профессиональные затруднения этих категорий педагогов будут, конечно, разные, т.к. сферы деятельности у школьных учителей и преподавателей ИПКРО различные, соответственно для диагностики будут разрабатываться разный по содержанию  инструментарий. Если говорить о школьных учителях, то в той диагностике, о которой мы говорим в наших тезисах, эти поля будут одинаковы, т.к. речь идет о общепрофессиональных компетентностях педагогов, например, в подготовке к внедрению ФГОС.

2. Формальное образование завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата, выдачу которых может обеспечить лишь учреждение, имеющее на это лицензию (в т.ч. ДПО), в рамках неформального образования педагог не получает этого диплома, он получает знания, умения, навыки в процессе профессионального общения и совместного решения имеющихся профессиональных проблем на уровне методических объединений, проектных и проблемных групп педагогов в муниципальной системе образования и в ОУ.  

3. Наш опыт разработки индивидуальных программы преодоления профессиональных затруднений учителя пока существует в режиме экспериментов, курируемых нашим институтом,: несколько школ области разработали Положения о внутришкольной системе повышения квалификации педагогов, которые регламентируют использование диагностических процедур и формирования  на их основе индивидуальных планов педагогов, и сейчас создают индивидуальные планы преодоления профессиональных дефицитов.

4. Если Вы имеете в виду самодиагностику и разработку индивидуальных программ для самих  преподавателей НИРО, то такой информации у нас нет, по крайне мере, мы, как сотрудники НИРО эти процедуры для себя не проводим. Если речь идет об индивидуальных программах для нашей целевой аудитории- педагогов, то в институте работает накопительная система повышения квалификации педагогов (информация о ней на сайте НИРО - http://www.niro.nnov.ru/?id=299)

 И еще, Владимир Владимирович: подскажите нам, как создать дочернюю страницу к секции 3 (http://www.openclass.ru/node/309794) и перенести свой текст на эту страницу?




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Как создать дочернюю страницу в подшивке?


Сделать это несложно:

  1. Открываете вводную страницу подшивки "Секция 3" - http://www.openclass.ru/node/309794
  2. Под вводным текстом кликаете "добавить дочернюю страницу"
  3. На открывшейся странице вводите заголовок, начиная с ФИО автора, который ведёт дистанционное обсуждение доклада, + название (можно сокращённо, если не умещается полностью). В поле текста копируете текст доклада (если из Word, то вверху панели инструментов кликаете на иконку с "W" - откроется специальное поле ввода, куда и вставляете скопированный из Word текст). Заполняете строчку "теги" ключевыми словами доклада. Если нужно, прикрепляете файл с дополнениями. Нажимаете "предварительный просмотр" (для проверки на опечатки). Если всё правильно, жмите "сохранить".

 Эксклюзивно :), Вера Владимировна, повторил то, что есть на вводной странице "Готовимся к конференции...". Плодотворного участия в сетевых диалогах!

 

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Вера Владимировна Целикова

На: Как создать дочернюю страницу в подшивке?


Владимир Владимирович!

Извините за техническую невнимательность: на вводную страницу и не посмотрели.




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Всему виной цейтнот


ЦВВ: "на вводную страницу и не посмотрели."

АВВ: Бывает, Вера Владимировна. Технология подшивки - новая для многих. Как считаете, обсуждать доклад на отдельной странице удобнее для авторов и комментаторов?

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Вера Владимировна Целикова

На: Всему виной цейтнот


Владимир Владимирович!

Безусловно обсуждать на отдельной странице удобнее: внимание концентрируется на конкретном материале, да и по размещению -проще найти необходимую статью.




Фото пользователя Вячеслав Алексеевич Стародубцев

На: Готовимся к конференции по проблемам неформального повышения


На публикацию Анализ профессиональных затруднений педагогов как основа для формирования содержания непрерывного образования  НА неформальном уровне

Уважаемые коллеги!

Очень прагматичный и полезный подход Вами предложен, важный для "дополнительного профессиональнго образования (формальный уровень), и методической работы в муниципальной системе образования и в ОУ (неформальный уровень)".

Вопрос в исполнительном механизме, органе, который должен собирать сведения, их обобщать и анализировать для выработке рекомендаций. В формальном образовании это учреждения ДПО?

В неформальном - муниципальные методкомиссии? Или сетевые сообщества?

Поделитесь, пожалуйста Вашими мнениями.

Заранее благодарю,

 

Комментарий был изменен с момента создания (В.А. Стародубцев, вс, 02/09/2012 - 11:30).

Вячеслав




Фото пользователя Вера Владимировна Целикова

На: Готовимся к конференции по проблемам неформального повышения


Спасибо за вопрос!

В нашей практике сбор, обработка и анализ информации проводит само образовательное учреждение (обычно заместитель директора) или муниципальная методическая служба (методист, курирующий повышение квалификации педагогов). Этот процесс осуществляется непосредственно перед планированием методической работы в школе или на муниципальном уровне, а также при формировании образовательного заказа системе ДПО




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

тест


тест

Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, Fri, 14/09/2012 - 08:53).

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Раиса Борисовна Лобанова

На: Готовимся к конференции по проблемам неформального повышения


Проблемы содержания неформального образования

Лобанова Раиса Борисовна

Муниципальное общеобразовательное учреждение  «Основная общеобразовательная школа № 15 г. Юрги»

 

Видеовыступление находится по адресу

<iframe width="560" height="315" src="http://www.youtube.com/embed/exLlnSEjFF8" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

 

УДК37.08

Неформальное образование— любой вид организованной и систематической деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования.
Неформальное обучение часто располагается вне учебных заведений, выделяясь среди обыденной жизни и профессиональной практики.
Неформальному обучению нет необходимости следовать четкой программе учебного курса.
Неформальное обучение не должно планироваться в строгом соответствии с педагогическими целями курса. [1]
В современном мире использование только традиционных методов обучения не приносит желаемых результатов. В течение последних лет специалисты работали над созданием новых технологий преподавания, которые должны были изменить реальность обучения. Практические исследования показали, что одним из самых эффективных методов является неформальное обучение.
Рассмотрим некоторые проблемы неформального образования:
1. Неформальное обучение не имеет своей структуры. Многие способы неформального обучения не приносят желаемых результатов. Для того, чтобы повысить производительность и эффективность обучающего процесса, необходимо создать независимую, устойчивую структуру неформального преподавания. В процессе разработки инновационных методов обучения, специалисты сталкиваются с рядом сложностей. Неформальное обучение должно быть эффективным, но это возможно лишь тогда, когда обучающий процесс имеет свою опорную структуру. Она, в свою очередь, должна содержать конкретные цели, которые помогут развиваться всем участникам обучения. Неформальное обучение должно использовать только современную и актуальную информацию.
2. Неформальное обучение в социальных сетях может заменить тренинг. На смену тренингу приходит неформальное обучение. Почему новые способы преподавания пытаются заменить традиционные методы? Исследования показывают, что неформальное обучения является малоэффективным без поддержки тренинга, и, наоборот, тренинг должен сопровождаться неформальным обучением. Оба способа подачи информации идеально дополняют друг друга.
3. Неформальное обучение = e-Learning. К формальному обучению можно отнести большую часть электронного обучения, которое было разработано за прошедшее десятилетие. Для того, чтобы использовать e-Learning, необходимо подключиться к Интернету, найти необходимую программу и углубиться в обучение. Как показывает практика, электронное обучение нефокусируется на индивидуальных потребностях обучающихся. Оно не привязывается к какой-то конкретной ситуации и не является частью специфического рабочего процесса. Эти аспекты — атрибуты неформального обучения, которое, в свою очередь, предполагает использование техник e-Learning, когда в этом есть необходимость. Неформальное обучение и e-Learningдолжны применяться одновременно, так как только этот союз может быть наиболее эффективным для всех потребностей организации.[2]
4. Эффективные и тщательно разработанные тренинги могут заменить неформальное обучение. Потребность в неформальном обучении существует всегда. Правильно разработанный тренинг будет содействовать тому, чтобы его участники использовали неформальное обучение для достижения желаемых результатов, а также изучали его стратегии, инструменты и техники.[2]
5. Многие считают, что интегрированность, быстрота и своевременность – главные аспекты неформального обучения. Но необходимо также помнить о том, что очень часто обучаюшимся  необходимо возвращаться к уже изученному материалу, прежде чем использовать его на практике. Неформальное обучение имеет свою особую иерархию, а быстрота и интегрированность – лишь две характеристики этой иерархии. Иногда участники обучения  нуждаются в глубине информации, а не в высокой скорости ее подачи. Из этого следует, что для того, чтобы обеспечить надежную структуру неформального обучения, необходимо учитывать все аспекты и потребности обучающего процесса. [2]
Неформальное обучение является обязательной частью любого тренинга. Иногда его пускали на самотек, либо же совсем игнорировали. Специалисты по обучению должны приложить максимум своих усилий и знаний, чтобы неформальное обучение получило такую же надежную и эффективную структуру, как и формальное.
Литература
1.     Сообщество менеджеров
http://www.hr-portal.ru/varticle/neformalnoe-obuchenie
2.     Бизнес клуб онлайн - сеть деловых людей
http://www.biznesklubonline.com/blog/personal/671.html

 

 

Комментарий был изменен с момента создания (raisalbanva, вс, 23/09/2012 - 16:28).



Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

На: Проблемы содержания неформального образования


Возвращаюсь к определению: "Неформальное образование— любой вид организованной и систематической деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования."

 

Причисляете ли своё участие в сетевой подготовке конференции в Новокузнецке к Вашему "неформальному образованию"?

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Ольга Владимировна Двирная

На: Готовимся к конференции по проблемам неформального повышения


И дествительно, неформальное обучение в социальных сетях может заменить тренинг. smiley   Их объединяют следующие черты:

 

  • краткосрочность обучения (от нескольких часов до нескольких дней); 
  • эффективно обучение небольшой группы до 12-15 человек;
  • интенсивный характер обучения и обилие разнообразных упражнений для участников;
  • формирование личностных , профессиональных  навыков, умений...

Не надо организации собрудничества в группе краткосрочного пребывания. Тогда слово "сообщество" потеряет свой смысл... Хотя на общение не хватает времени у педагогов. Тогда поменяется название не "сетевые профессиональные сообщества" а "Сетевые площадки активного обучения". wink

С уважением,  Двирная Ольга.




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Сетевые сообщества и/или "сетевые площадки ..."


Поддерживаю, Ольга Владимировна, Ваше предложение различать "сетевые сообщества" и "сетевые площадки...", где учатся автономно, "спиной к спине". Как Вы считаете, мы "Готовимся к конференции..." в сообществе или на "сетевой площадке"? И почему считаете так, а не иначе?

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Ольга Владимировна Двирная

На: Сетевые сообщества и/или "сетевые площадки ..."


Сетевое сообщество - это группа людей, поддерживающих общение и ведущих совместную деятельность при помощи компьютерных средств.  Если коротко -  это действия участников, обмен сообщениями и социальные сервисы. В данном случае у нас у всех есть общая цель  деятельности - "готовимся к конференции.....". С интересом изучаем доклады коллег. Происходит обмен мнениями и пожелания докладчику. Уж на уровне "принятия" и "понимания"  происходит обмен или как-то "по другому " точно не скажу про каждого участника. И очень много полезной информации для себя "открыла".  Не чувствую "нагрузки"  от комментариев к докладам, а даже интересно. Мы все далеко друг от друга, а общность интересов нас объединяет и располагает к общению. А может  мотивы "на саморазвитие" и потребность в стремлении к самосовершенствованию совпадают. Скорее всего цель обсуждения значима для всех и актуальна.  Получается всеж "сетевая площадка" у нас. wink

С уважением,  Двирная Ольга.




На: Готовимся к конференции по проблемам неформального повышения


Раиса Борисовна, электронное обучение не обязательно использует интернет ("Электронное обучение (e-learning) - обучение  с помощью информационно-коммуникационных технологий"), обучение с использованием интернет относится к сетевому обучению ("Сетевое обучение (on-linelearning) - обучение с помощью    информационно-телекоммуникационной сети"). Определения согласно ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения».

И здесь я не согласна с утверждением о том, что "электронное обучение нефокусируется на индивидуальных потребностях обучающихся " (имея в виду сетевое обучение, т.е.обучение с помощью интернет). Используя в своей педагогической деятельности элементы сетевого обучения с 2007 года, могу утверждать, что сетевое обучение как ни одно другое легко подстраивается под потребности учащегося, конечно не без участия педагога-разработчика сетевого курса.

Хотелось бы уточнить у Вас - а лично для Вас какое повышение квалификации более продуктивно - формальное или не формальное? С 2005 года участвую в неформальном обучении, которое устраивает для учителей России программа Интел "Обучение для будущего". Для меня это самое эффективное обучение!

________

Михеева Ольга,

Тольяттинский госуниверситет




Фото пользователя Раиса Борисовна Лобанова

На: Готовимся к конференции по проблемам неформального повышения


Вопрос повторили. Смотрите ответ выше




Фото пользователя Раиса Борисовна Лобанова

На: Готовимся к конференции по проблемам неформального повышения


Вопрос повторили. Смотрите ответ выше




На: Готовимся к конференции по проблемам неформального повышения


Раиса Борисовна, электронное обучение не обязательно использует интернет ("Электронное обучение (e-learning) - обучение  с помощью информационно-коммуникационных технологий"), обучение с использованием интернет относится к сетевому обучению ("Сетевое обучение (on-linelearning) - обучение с помощью    информационно-телекоммуникационной сети"). Определения согласно ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения».

И здесь я не согласна с утверждением о том, что "электронное обучение нефокусируется на индивидуальных потребностях обучающихся " (имея в виду сетевое обучение, т.е.обучение с помощью интернет). Используя в своей педагогической деятельности элементы сетевого обучения с 2007 года, могу утверждать, что сетевое обучение как ни одно другое легко подстраивается под потребности учащегося, конечно не без участия педагога-разработчика сетевого курса.

Хотелось бы уточнить у Вас - а лично для Вас какое повышение квалификации более продуктивно - формальное или не формальное? С 2005 года участвую в неформальном обучении, которое устраивает для учителей России программа Интел "Обучение для будущего". Для меня это самое эффективное обучение!

________

Михеева Ольга,

Тольяттинский госуниверситет




Фото пользователя Раиса Борисовна Лобанова

На: Готовимся к конференции по проблемам неформального повышения


Ольга Павловна! Спасибо за внимание к моей работе, за подробный комментарий проблемы электронного обучения.

Никак не возражаю против вашей терминологии, так она действительно соответствует ГОСТ Р 52653-2006. Большая часть электронного обучения, разработанного за последние годы относится к формальному, имела ввиду в том числе и коллекции, созданные по заказу Министерства Образования и науки. Большая часть из них разработана в соответсвии с программами, соответсвующими школьному образованию. Расположены в сети, а  Интернет - информационно-коммуникационные технологии.  Думаю, что мы говорим об одном и том же.

Для меня лично продуктивно разумное сочетание формального и неформального обучения. Имею, как и вы, сертификат программы "Обучение для будущего". активный участник сетевых сообществ, организую неформальное обучение педагогов школы с помощью сетевых сообществ, не забываю о повышении квалификации в КРИПКиПРО, активно с ним взаимодействую и т..д.

С уважением и благодарностью, Раиса Борисовна Лобанова.




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

На: Проблемы содержания неформального образования


Спасибо, уважаемая Раиса Борисовна, что разместили в тезисах свою фотографию В заочном общении легче взаимодействовать, имея зрительный образ собеседника.

 

1. Откуда взяли определение "неформального образования"? Если вдуматься, то в нем смысловая ошибка - лишнее "не": "...вид... деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования". Если "не может не совпадать", значит, совпадает, т.е. одно и то же, что и "формальное образование".

 

2. Тождественны ли выражения "неформальное образование" и "неформальное обучение"? Можно ли первое заменить вторым?

 

3. Чем "обучающий процесс" отличается от "учебного процесса"?

 

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Раиса Борисовна Лобанова

На: Проблемы содержания неформального образования


Уважаемый Владимир Владимирович!

Спасибо за ваш комментарий. Извините за несвоевременность ответа, некогда было даже заглянуть на эту страницу. Постараюсь ответить очень кратко.

1. Считаю, что формальное и неформальное образование используют практически  одни и те же средства и формы обучения, а  различаются типом организации обучения. Я не стремилась к точному определению неформального образования, так как считаю, что это сделают те, кто даст этому понятию теоретическое обоснование.

2. В российской педагогической литературе «образование» в большинстве случаев используется как более широкое, всеобъемлющее понятие, чем обучение.

3. Учебный процесс  -  система  организации учебно-воспитательной деятельности, обучение  -  процесс   взаимодействия между обучающим и обучаемым.

И дополнение не по существу вовпросов. Меня заинтересовал этот сайт с точки зрения неформального образования.

С уважением и благодарностью, Раиса Борисовна Лобанова.




Фото пользователя Вячеслав Алексеевич Стародубцев

На: Готовимся к конференции по проблемам неформального повышения


Презентация моего доклада размещена на SlideShare.net: 

http://www.slideshare.net/starslava

Коллеги! Пожалуйста обратите внимание на пост П.В. Шингарева, выделившего актуальные проблемы

непрерывного образования педагога: http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=7098

 

Комментарий был изменен с момента создания (В.А. Стародубцев, вс, 02/09/2012 - 10:54).

Вячеслав




На: Готовимся к конференции по проблемам неформального повышения


Уважаемый Вячеслав Андреевич!

Внимательнейшим образом просмотрел Ваши материалы. Теоретическая часть, безусловно, очень интересна и полезна.

Но, вот, с примерами....

Понимаете, я (изнутри) занимаюсь проблемой сетевых сообществ уже 12 лет. То есть, что называется "в теме". Уверен, что Вы тоже, готовя этот доклад, серьезно разбирались. Значит, из всего многообразия выбрали то, что отвечает каким-то Вашим внутренним представлениям.

Так, вот... Если исключить "опенкласс", который Вы просто не могли не назвать, но все остальные представленные площадки совершенно не конкурентноспособны по сравнению с "формальным образованием" (системой ИПК). С другой стороны, "за бортом" остались практически все реально сильные (какие-то по охвату участников, какие-то содержательно) проекты. 

Вывод, который могу сделать, озадачивает. Т.к. он совершенно не коррелируется с установками теоретической части.

Развейте, пожалуйста,  или подтвердите мои сомнения 




Фото пользователя Елена Александровна Вострикова

На: Готовимся к конференции по проблемам неформального повышения


Машенька, привет! Очень рада тебя "видеть" тебя в сети и тм более  в числе участников нашей конференции! Я вижу ты продолжаешь уже который год участвовать в Темпусе? Вот я сейчас тебя пораспрашиваю про неформальное повышение квалификации педагогов! smiley

Из твоего материала я поняла, что преподавателю приходится на ходу придумывать способы и приемы, чтобы "собрать" участников проекта, организовать всех на качественное выполнение заданий? Интересно: существуют ли в Темпусе готовые методические рекомендации по решению педагогических проблем, с которыми сталкиваются педагоги?  Или методы и приемы приходится придумывать самим? Это я пытаюсь понять:  является ли для преподавателя участие у этом проекте неформальным повышением квалификации? Если является, то что у него (преподавателя) повышается? Какая компетентность развивается? По твоему мнению? Спасибо! Буду ждать ответа!

С наилучшими пожеланиями, Елена Вострикова


Повседневное саморазвитие педагога в сетевых сообществах

Навигация по подшивке

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн