Жаль, что доклад об интеграции "формального" и "неформального" в системе повышения квалификации выложен для открытого обсуждения только в конце сетевой подготовки конференции. Появившись 27 сентября в списке дочерних страниц подшивки "Готовимся к конференции..." он остался незамеченным. Внимание к нему привлекло письмо Е.А.Востриковой 1 октября. Хотя "формально" срок обсуждения докладов в Открытом Классе закончился, приглашаю коллег прокомментировать текст, который, на наш взгляд, относится к стержневым в проблемном поле конференции Новокузнецкого ИПКРО
Для большей конкретности обсуждения предлагаю формат диалога.
НЕА: ...проект «Модель интеграции формального и неформального повышения квалификации педагогических работников в муниципальной системе образования»
АВВ: Есть ли этот проект в Интернете в открытом доступе? Где с ним познакомиться?
НЕА: "Курсовой и межкурсовой периоды подчас не связаны друг с другом, а порой находятся в конфликте"
АВВ: "Курсовой и межкурсовой периоды" - это отрезки времени. Их связывают или противопоставляют субъёкты образовательного процесса - преподаватель курса или учащийся на курсе. Кто же из них "интегрирует"?
Из дальнейшего текста можно понять, что интегратором автор считает Институт системы повышения квалификации, который
набрал команду учителей ("Главным критерием отбора в тьюторскую группу стало отличное владение педагогами образовательными технологиями"),
подготовил из них тьюторов,
организовал "повышение квалификации" в разных формах ("В течение 2011/2012 учебного года в г. Новокузнецке на базе своих образовательных учреждений тьюторы обучали учителей 1-х классов технологиям в интерактивном режиме. Они совместно проектировали уроки и занятия, проводили мастер-классы и педагогические мастерские.").
Но интегратором можно считать и учащегося учителя, который в своём непрерывном образовании совмещает
а) курсы "по призыву" ИПКРО,
б) выбранные им курсы и другие занятия, полезные для саморазвития,
в) стихийные события "в потоке жизни" (от общения с учениками на уроке в классе до общения с коллегами в сетевом форуме).
До сих пор действия взрослого учащегося мало рефлексируются с позиции этого учащегося, хотя все мы получаем "в потоке жизни" более 3/4 информации, которая полезна и в профессиональной деятельности.
НЕА: "...можно утверждать, что на современном этапе интеграционные процессы формального и неформального образования характерны для системы повышения квалификации"
АВВ: к этому идут "поставщики" (преподаватели ИПКРО) и "потребители" (педагоги, заботящиеся о своём непрерывном образовании"). Но это - лишь первые шаги, которые пока не "характерны" для системы повышения квалификации, управляемой "сверху вниз" - от представлений профессорско-преподавательского состава институтов повышения квалификации о том, что должно, к представлениям "работников образования" о том, что им нужно.
НЕА: "система повышения квалификации педагогических кадров... слабо организована, поскольку в ней нет ни строгих стандартов, ни разработанной и общепринятой нормативной базы".
АВВ: Нельзя не согласиться, что "система повышения квалификации педагогических кадров", которая в 1990х годах оказалась аутсайдером в государственных заботах об образовании граждан новой России, только начинает выбираться из идейного и организационного провала.
Следствием идейного провала стало, в частности, законодательство, в котором, спустя 15 лет после Гамбургского конгресса ЮНЕСКО, провозгласившего образование взрослых "ключом" к 21 веку, образование педагогов, призванных идти впереди своих учеников, всё ещё считается "дополнительным" (хотя в 2-3 раза превышает по длительности "формальное" образование в школе и вузе).
Следствием организационного провала явилась практика управления повышением квалификации и переподготовки педагогических кадров "сверху вниз": учителей обучают как в школе.
Инерция идей в головах и практики в стенах ИПКРО - проблема для нашей конференции.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)