ОТ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР К NITI-МЕТОДИКАМ
Драхлер Александр Борисович
ГБОУ ЦО №293, г.Москва
Переход к третьему этапу информатизации школы - индивидуализации учебного процесса на основе использования средств новых информационных и коммуникационных технологий - дает нам право вновь вернуться к идее применения NITI-методик, высказанной еще в 2004 г..
NITI – методики («новые информационные технологии и Интернет) - это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием новых информационных (в том числе, Интернет – технологий). Такие методики в обязательном порядке содержат ссылки на электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему. Но, конечно, не только ссылки…
Урок, даже в условиях ФГОС нового поколения, остается преобладающей организационной формой образовательного процесса. Но урок, в условиях индивидуализации учебного процесса на основе использования средств новых информационных и коммуникационных технологийобъективно должен видоизменяться. И, прежде всего, методически. Должны использоваться разные методические приемы и разный ИКТ-инструментарий. Вполне логично требовать определенной взаимосвязи и последовательности в использовании этих приемов, дидактической и методической сбалансированности и… целесообразности…
Сегодня уже нельзя выпускать из внимания как коллекции ресурсов, так и многочисленные Интернет-сервисы. Все доступнее становится и использование Интернета непосредственно на уроке. Но ситуация выглядит парадоксально: есть ресурсы, есть Интернет-сервисы и надо… придумывать как их лучше использовать… Даже конкурсы специальные проводятся: кто лучше сможет доказать целесообразность использования того или иного инструмента или ЭОРа. На наш взгляд, порядок должен быть несколько иной: есть (назовем так) некая учебная задача и уже под нее я выбираю тот инструмент (или тот ЭОР), который мне нужен. Итак, сначала для чего, а уже потом при помощи чего!
Но от того, что мы заменим обычную доску на интерактивную, а «брифинг» учителя на «найдите в Интернете» мало что, по существу, поменяется. Поменяется лишь в том случае, если ключевым событием учебного занятия станет деятельность ученика. Что делает? Как делает? Почему делает? Не слушает, а затем воспроизводит. А именно делает!
Когда полезные для образования Интернет-ресурсы, а тем более сервисы, были наперечет можно было позволить себе роскошь «творца-испытателя». Сегодня ситуация принципиально иная. Сегодня, если мы говорим об использовании ИКТ в системе, начинать нужно именно с прописывания целей и предполагаемых результатов. Тем более, если мы только встраиваем Интернет-технологии в привычный образовательный процесс.
Использование информационных технологий позволяет решать (но не решает их автоматически!) целый ряд образовательных (в широком смысле) задач. Это одно «П» (практикоориентированность) и три «М» (многозадачность, многомерность (легче посмотреть с разных сторон) и многопредметность). Хочу добавить к этому перечню три «С», связанное с нашими учениками. Они у нас бывают «сильные», «средние» и «слабые». А использование Интернет-технологий позволяет, как никогда ранее, использовать дифференциацию.
На взгляд автора, очевидно, что цели и предполагаемые результаты могут быть достигнуты лишь при применении таких форм и методов работы, которые, во-первых, адекватны поставленным целям, а, во-вторых, раз уж мы говорим о NITI-методиках, сами по себе направлены на достижение новых образовательных результатов.
Напомним, что к новым образовательным результатам относятся: овладение ключевыми компетенциями, освоение новых умений и навыков по сравнению с существующей практикой, развитие познавательных интересов, развитие информационной культуры, развитие ключевых компетенций (интерактивное использование цифрового учебного оборудования и программных инструментов, работа в группе), освоение умений творчески применять знания в практических ситуациях, сдвиг от поглощения информации к производству знаний и прочее.
Связь между результатами одного урока и результатами школьного образования, таким образом, заключается не только и не столько в приращении знаний, постепенном увеличении их объема, сколько в поэтапном, последовательном повышении уровня самостоятельности учащихся в решении познавательных, коммуникативных, аксиологических и практических проблем.
Как справедливо отмечает Г.О.Аствацатуров, «Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме традиционного учебного занятия. Такие понятия, как сценарийурока, режиссураурока – не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будет обеспечиваться педагогическое общение на уроке…».
И, хотя, в данном случае, речь идет исключительно о мультимедийном уроке, полагаю, что еще более правильно распространить подобные подходы и на уроки с использованием Интернет-технологий. Более того, необходимо задуматься о том какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса.
На наш взгляд, важнейшим условием успешности разработки NITI-методики по конкретной теме, в силу объемности и сложности решаемых задач, является кооперация учительства, готовность педагогов к созидательному сетевому взаимодействию.
Исходя из всего изложенного выше, предлагается следующий алгоритм создания NITI-методики.
- Соорганизация в предметные мини-группы (оптимально – 5-6 человек) и совместный выбор темы. Тема должна охватывать 5-6 уроков ПОДРЯД, потенциально содержать как объяснение нового материала, так и промежуточный и итоговый контроль. ЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы тема не была жестко привязана к конкретному УМК.
- В результате обсуждения создать основу NITI-методики (тема, названия уроков) и разноуровневые цели и разноуровневые желаемые результаты (для каждой группы учащихся), как к теме в целом, так и каждому уроку в отдельности).
- Создание проекта сценариев уроков по выбранной теме. На данном этапе можно ограничиться описанием форм уроков, методических приемов, используемых учителем и описанием тех заданий, которые будут выполнять на уроке и дома ученики. Тексты заданий (конкретные задачи, примеры, тексты, тесты и проч.) можно не приводить. Также можно не приводить адреса тех ресурсов, которые предполагается использовать. Главное - сосредоточиться на деятельности: что делает учитель, и что делают ученики. Очевидно, что эта деятельность должна напрямую соотноситься с целями и результатами, которые, выполняя предыдущее задание, описала группа.
- «Насыщение» проекта сценариев уроков конкретными заданиями, материалами, ссылками. Особое внимание следует обратить на альтернативные алгоритмы занятий и пригодность рекомендуемых ресурсов.
За рамками данной статьи, по очевидным причинам, остались примеры методических и технологических приемов использования ИКТ в урочной и внеурочной деятельности. Большой массив таких примеров размещен в библиотеках и на форумах портала «Сеть творческих учителей».
Литература
- Аствацатуров Г.О. Педагогический дизайн мультимедийного урока. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://it-n.ru/Attachment.aspx?Id=3744
- Асмолов А.Г., Семенов А.Л., Уваров А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М.: Изд-во «НексПринт», 2010. – 84 с.
- Малёва Г.Г. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в условиях дистанционного обучения: ориентация на новые образовательные результаты. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=light&id_sec=224&id_thesis=7980
|
Заголовки, Интернет и другие вопросы нашей конференции
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Заголовки, Интернет и другие вопросы нашей конференции
Уважаемый Владимир Владимирович!
Спасибо за отклик.
1. Думаю, что достаточно многое из того, что придумано в период становления портала "Сеть творческих учителей", да и других площадок, и время опережает, и нуждается в дополнительном тщательном теоретическом осмыслении.
2. На мой взгляд, проблема заголовков - лишь частность. "Ясно мыслю - ясно излагаю" становится редкостью. С другой стороны, а кто с этим работает? Кто, например, в комментариях, поправляет, советует, рекомендует? Квалифицированная умная критика - встречается не часто, а в некоторых "региональных системах образования" любое "не в строку" воспринимается как личное оскорбление.
3. Относительно Интернета. Безусловно, что это так. Более того, я скажу, что готовящаяся конференции - это возможность всем нам задуматься о том, каким образом "неформальное" и "информальное" образование должно БЫТЬ в системе ОБЩЕГО образования
4. Относительно рекомендаций... Я бы был тут осторожен. В представленном виде это все а) весьма трудозатратно и б) рассчитано на взаимодействие коллег с весьма высоким уровнем профессиональной (предметной) подготовки. То есть, еще надо думать и думать...
С уважением, А.Драхлер
На: Драхлер А.Б. ОТ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР К NITI-МЕТОДИКАМ
С удовольствием прочитала Ваш доклад.
Способность свои знания доносить до других людей. Если у педагога не раскрыта эта способность (ресурс), то ораторское искусство и искусство использования интернет-сервисов не поможет качественно провести урок. Важно не увлечься изобретательством "велосипеда". Больше предоставлять возможности действовать ученикам и следить за "качеством" их мысли.
Методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием новых информационных (в том числе, Интернет – технологий). Такие методики в обязательном порядке содержат ссылки на электронные образовательные ресурсы (ЭОР) и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему. Но, конечно, не только ссылки…
- как форма реализации межпредметных связей и интеграции предметов. (Тема должна охватывать 5-6 уроков ПОДРЯД). Учитель-метапредметник. Сколько педагогов будут вести такой урок?
Индивидуализации учебного процесса на основе использования средств новых информационных и коммуникационных технологий предоставляет возможность осваивать материал в спроектированном самими обучающимися темпе и ритме; планирование индивидуальной учебной деятельности, развитие самостоятельной учебной деятельности и т.д. Соорганизация в предметные мини-группы (оптимально – 5-6 человек) и совместный выбор темы. Для этого надо научить детей сотрудничать друг с другом.
Важнейшим условием успешности разработки NITI-методики по конкретной теме, в силу объемности и сложности решаемых задач, является кооперация учительства, готовность педагогов к созидательному сетевому взаимодействию. Вот этому надо сначала научиться. Как научиться сотрудничать с коллегами по работе?
С уважением, Двирная Ольга.
На: Драхлер А.Б. ОТ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР К NITI-МЕТОДИКАМ
Уважаемая Ольга Владимировна!
А почему Вы решили, что речь идет о метапредметности? Вовсе нет. Имелись ввиду темы в рамках одного учебного курса. Просто, сотрудничая при подготовке темы, в группе больше шансов а) переработать большой материал б) посмотреть на методику преподавания с разных сторон.И вся группа готовит материалы для каждого.
Вопрос "как научиться сотрудничать с коллегами по работе?" весьма интересен. Мне представляется, что жизнеспособны две схемы:
1. "Учитель и ученики". Есть признанный "старший товарищ", которому другие готовы "подтаскивать патроны"
2. "Сотрудничество равных". В этой ситуации каждый честно "подтаскивает" то, что может. И никто не старается выехать на горбе другого.
Третьего варианта, увы не вижу..
На: Драхлер А.Б. ОТ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР К NITI-МЕТОДИКАМ
Уважаемый Александр Борисович! У Вас получился очень глубоко теоретизированный доклад. (Правда, как его можно сделать иначе - не знаю).
ДАБ: На наш взгляд, важнейшим условием успешности разработки NITI-методики по конкретной теме, в силу объемности и сложности решаемых задач, является кооперация учительства, готовность педагогов к созидательному сетевому взаимодействию.
КОЛ: Хочется сказать даже больше - всему обществу не хватает такой сетевой кооперации. ПОнятно, что только через накопление опыта такого коопперирования каждым учителем и его обобщения сетевыми сообществами мы будем продвигаться и в разработке Niti методик.
ДАБ: Соорганизация в предметные мини-группы (оптимально – 5-6 человек) и совместный выбор темы. Тема должна охватывать 5-6 уроков ПОДРЯД, потенциально содержать как объяснение нового материала, так и промежуточный и итоговый контроль. ЖЕЛАТЕЛЬНО, чтобы тема не была жестко привязана к конкретному УМК.
olkol
На: Драхлер А.Б. ОТ УРОКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР К NITI-МЕТОДИКАМ
"Нужен повод и мотивация. Например, при наличии формальной потребности сделать итоговую работу за курс повышения квалификации в рамках какого-то очного курса. "
... или заочного.
Но, Олег Леонидович, это все немного не о том.
Удивительно, что мотив истинных профессионалов, когда людям просто интересно вместе что-то создавать (творить) остается "за кадром"
Интернет-технологии в коррекционной школе
Вопрос от М.М.Шагиевой (СОШ 58 г.Новокузнецка):
Воэможно ли использование Интернет-технологий в специальной (коррекционной) школе VIII вида?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Интернет-технологии в коррекционной школе
Уважамая Марина Михайловна!
Думаю, что на этот Ваш вопрос квалифицированно и с примерами смогут ответить в сообществе "... с особыми образовательными потребностями", которое весьма активно, а, главное, продуктивно работает на портале "Сеть творческих учителей" уже почти 5 лет
Проблема выбора в начальных классах
Вопрос от М.М.Шагиевой (СОШ № 58 г. Новокузнецка):
Как научить детей, особенно обучающихся 1-4 классов, выбирать из всех жизненных ситуаций "значимые" для себя, чтобы развить в себе компетентность?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Проблема выбора в начальных классах
Уважаемая Марина Михайловна!
Как отец четвероклассника могу сказать, что научить этому можно. Безусловно, если есть взаимодействие учителя и родителей. Но, опять же, хочу переадресовать Вас на площадки портала "Сеть творческих учителей": в сообщество "ИКТ в начальной школе" и в творческую группу "Осваиваем ФГОС в начальной школе".