ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Артищева Л.М.
ТГПУ, НОУ СОШ № 28
371.14
Современные информационные технологии и сервисы глобальной сети Интернет позволяют организовать повышение квалификации учителей без отрыва от педагогической деятельности. Цель повышения квалификации - это освоение современных образовательных технологий и использование их для индивидуализации и дифференциации обучения, развития личности учащихся и выполнение требований новых образовательных стандартов.
Повышение квалификации без отрыва от педагогической деятельности, как правило, реализуется дистанционно и может осуществляться двумя способами:
- с помощью внешних специализированных организаций;
- средствами самого образовательного учреждения (внутришкольное повышение квалификации).
Внутришкольное повышение квалификации позволяет оптимально учитывать интересы и практические потребности, как учителей, так и самого образовательного учреждения (ОУ), изменяет и развивает школьную образовательную среду, дает возможность видеть конкретные результаты обучения, меняющийся профессиональный уровень педагогов. Внутришкольная система повышения квалификации практически не требует больших финансовых затрат: большинствообщеобразовательных школ располагают как материально-технической базой для обучения, так и ценным опытом учителей - методистов, творческими контактами с учеными, навыками опытно-экспериментальной работы.
При организации процесса внутришкольного повышения квалификации учителей в МБОУ СОШ № 28 используется системный подход [1].
Руководство и организацию внутришкольного повышения квалификации осуществляют: руководители методических объединений, зам. директора по научно-методической работе и научный руководитель по информатизации ОУ.
В образовательном учреждении сложилась следующая ситуация: с одной стороны, после ремонта школа была оснащена современной вычислительной техникой с учетом требований новых образовательных стандартов, с другой стороны, низкий уровень готовности учителей к ее использованию в своей педагогической деятельности.
С учетом потребностей образовательного учреждения были выбраны следующие направления повышения квалификации учителей:
- использование технологий Web2.0 в деятельности педагога;
- использование электронно-образовательных ресурсов (ЭОР) нового поколения при подготовке и проведении уроков, организации проектной деятельности учащихся;
- методические аспекты использования функциональных возможностей интерактивной доски при подготовке и проведении уроков.
В соответствии с выбранными направлениями руководители и организаторы внутришкольного повышения квалификации обучились в специализированных организациях таких как: ТГПУ, ТОИПРКО, Академия АЙТИ, Центр современных образовательных технологий и др.
В результате были разработаны три дистанционных курса по выбранным направлениям повышения квалификации учителей, создан сайт для реализации дистанционного обучения.
Обучение учителей на дистанционных курсах учитывается при формировании стимулирующих выплат.
Каждый дистанционный курс завершается вебинаром, где подводятся итоги обучения, происходит творческое общение и обмен опытом.
Для закрепления и совершенствования, полученных на курсах знаний и практических навыков, в школе регулярно проводятся мастер-классы и конкурсы педагогического мастерства. Участие в конкурсах также учитывается при формировании стимулирующих выплат.
В результате обучения на дистанционных курсах все больше учителей школы расширяют и совершенствуют свой педагогический потенциал, организуют преподавание на современном уровне, выполняют требования образовательных стандартов. Они создают собственные сайты для общения с учащимися и их родителями, для представления собственного педагогического опыта и общения с другими преподавателями.
Литература
1. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода.- М.: Наука, 1973.- С.270.
|
От эпизодического повышения квалификации к непрерывному
Бурное развитие ИКТ и практик дистанционного образования подготовили переход "повышения квалификации" от эпизодического с отрывом от "производства" (не реже одного раза в пять лет) к непрерывному на своём рабочем месте.
В этом контексте опыт школы № 28 (Томска?) заслуживает внимательного разбора и сравнения с опытом других школ (http://festival.1september.ru/articles/538601/, http://clck.ru/1_BX3, http://www.school97.ru/about/press/detail.php?ID=5890 и др.) Сравнение предоставим автору и другим комментаторам. а в разборе обратим внимание на
АВВ: это - традиционная модель, в которой учитель - ученик, деятельность которого регламентируется "сверху". Между тем распространяется модель "учитель- вечный студент", т.е. он/она осознаёт необходимость непрерывного саморазвития в ходе выполнения должностных обязанностей и в ответ на вызовы жизни (к размышлению - http://clck.ru/1_BZd)
АВВ: возможно, что в данной школе наиболее острые проблемы - в освоении ИКТ. Однако развитие учителя требует не только ИКТ, но и актуализации психолого-педагогических и других профессиональных компетентностей.
АВВ: вебинары становятся нормой дистанционного образования. Курсы и конференции без интерактивных вебинаров выглядят неполными.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Уважаемая Людмила М. Артищева!
Меня в Вашем сообщении заинтересовала фраза: "Обучение учителей на дистанционных курсах учитывается при формировании стимулирующих выплат."
Каким образом это регламентируется? По факту успешного окончания курса (какой документ этот факт подтверждает)? Программу курса кто утверждает?
Если не трудно для Вас, поясните чуть подробнее!
Вячеслав
Вопрос М.М.Шагиевой № 1
Вопрос Марины Михайловны Шагиевой (СОШ No. 58 города Новокузнецка):
"Предполагается ли включение проектной деятельности (или другой деятельности) обучающихся в систему внутришкольного повышения квалификации учителей, чтобы оценивать по достижениям обучающихся, что нового узнал педагог, как он может это "новое" применить на практике и главное научить учиться этому "новому" детей?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
Вопрос М.М.Шагиевой № 2
Вопрос Марины Михайловны Шагиевой (СОШ No. 58 города Новокузнецка):
"Как оценивается методическая граммотность "собственного педагогического опыта" учителей? Существуют ли критерии?"
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
Вопрос М.М.Шагиевой № 3
Вопрос Марины Михайловны Шагиевой (СОШ No. 58 города Новокузнецка):
"Что из себя представляет "творческое общение и обмен опытом" в вебинаре? Предполагает ли он организацию и проведение круглых столов, обсуждение открытых уроков и проч.?"
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРИШКОЛЬНОГО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ
Цель этого вида повышения квалификации не получить корочки, а действильно повысить уровень квалификации педагога по тому или иному направлению педагогической деятельности. Корочки можно без особого труда получить и формально, посетив какие-либо официальные курсы повышения квалификации.
Можно было бы поставить вопрос об учете органами управления образования такого вида повышения квалификации, но здесь большая доля вероятности, что это мероприятия или обюрократят, или оно превратиться профанацию.
В школе же этот вид повышенения квалификации учитывается в положении о стимулирующих выплатах, где оно приравнивается к стандарстному повышению квалификации.
В конечном итоге это повышениие квалификации дает возможность и стимулирует для участия в конкурсах, конференциях и др. мероприятиях как самих педагогов , так и вместе с их учениками, повышает педагогическое мастерство и приносит удовлетворение от своей педагогической деятельности