В тезисах рассматриваются результаты предварительного исследования, проведенного в МБОУДОД «Детско-юношеский центр «Приобский», по вопросу организации процесса самообразования педагога.
В условиях реформирования образования, в процессе массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства педагога. Педагог должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования. В широком аспекте под самообразованием принято понимать все виды приобретения знаний, связанные с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом. Самообразование – это самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Основная традиционная форма самообразования - изучение научной, научно-популярной, учебной, художественной и иной литературы, прессы. Самообразование педагога дополнительного образования направлено на углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня предметной подготовки.
Результаты предварительного исследования, проведенного в МБОУДОД «Детско-юношеский центр «Приобский», по вопросу организации процесса самообразования педагога показали ряд проблем: слабая сторона самообразования – несистематичность; потребность в самообразовании усилилась. У педагога имеются определенные ресурсы времени и финансов для получения качественного образования, а методическая поддержка практически отсутствует; доступные методы самообразования – книги, диски, видео и аудиокурсы, Интернет и многочисленные тренинги – используются малоэффективно, поскольку у педагогов нет помощи в разработке программы собственного образования, где бы целенаправленно использовались указанные ресурсы.
Анализ данных результатов указывает на то, что необходима методическая помощь педагогу в разработке программы самообразования, основанная на технологическом подходе - достаточно распространенном способе познания.
Рассмотрим основные этапы работы над программой по самообразованию: самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей для рационального перехода на преподавание по новым технологиям; формирование общей концепции «Я в перспективе. Мои достижения»; выбор стратегии саморазвития, переход на новое состояние основных направлений работы над собой; определение задач и этапов деятельности; конкретизация ближайших целей (ожидаемый результат); составление плана действий по самосовершенствованию; самооценка роста; передача опыта коллегам. В индивидуальном плане педагога должны найти отражение следующие аспекты: цели профессионального развития; варианты распределения времени на изучение психолого-педагогической и методической литературы; разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса; получение консультаций; обсуждение возникших проблем с коллегами; взаимопосещение занятий; работа по апробации полученных знаний на практике; участие в системе методической работы учреждения; самообобщение результатов работы; передача собственного опыта коллегам и др.
Следующий этап – работа по реализации индивидуального плана: консультативная помощь; коррекция и изменение плана, предусматривающая новые способы достижения запланированного; анализ, оценка и самооценка эффективности выполненной работы; обобщение и оформление материалов в методическую копилку учреждения;
Результаты самообразования педагога: выступление с творческим отчетом на конференциях, заседаниях «круглого стола»; публикации в печати; издание брошюр из опыта работы.
Самообразование, по мнению Г.Е. Зборовского, - это вид свободной деятельности личности, характеризующийся ее свободным выбором и направленный на удовлетворение потребностей в социализации, самореализации, повышении культурного, образовательного, профессионального и научного уровней, получения удовлетворения от реализации личностью ее духовных потребностей [1, с. 8].
Таким образом,самообразование - необходимое, постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека, свободный и в то же время наиболее сложный вид образовательной деятельности.
Литература
1. Зборовский, Г.Е. Самообразование как социологическая проблема [Текст] / Г.Е. Зборовский, Е.А. Шуклина // Социологические исследования. - 1997. - № 10.- С. 7-10.
|
На: Самообразование педагога дополнительного образования как нео
Елена Владимировна!
Позвольте задать вопросы: В каком, по Вашему мнению, отношении находятся Самообразование и Неформальное образование? Как могут сочетаться эти виды активности педагога?
С уважением, Вячеслав Алексеевич.
Вячеслав
На: Самообразование педагога дополнительного образования как нео
Спасибо, Вячеслав Алексеевич, за интерес к моим материалам.
Если правильно поняла ваш вопрос, то, по моему мнению, Неформальное образование - это одна из составляющих процесса Самообразования.
Сочетание этих двух видов активности может быть для каждого индивидуальным, в зависимости от интересов и потребностей педагога. Но и про формальное образование забывать не стоит, по моему мнению, оно должно обязательно присутствовать в процессе Самообразования.
Составляем словарь конференции как общее дело участников
Елена Владимировна, приглашаю вместе составлять Словарь конференции. В комментарии к странице "неформальное образование" изложите, пожалуйста, Ваше понимание.
Для Вас "Неформальное образование - это одна из составляющих процесса Самообразования." Если же рассматривать связку "формальное - неформальное", то основание различения этих понятий - прежде всего в различии субъектов образовательного процесса: Лицензированные государством образовательные учреждения предлагают курсы по программам, соответствующим государственным образовательным стандартам, и выдают документы о прохождении таких курсов (что и называем "формальным образованием). "Неформальное образование" - дело учащегося. Учреждение (и преподаватель, действующий от имени учреждения) или учащийся - кто из них ведёт учебный процесс в конкретной ситуации? Согласны ли с таким взглядом на различие "формального" и "неформального"?
Если считать "неформальной" деятельность учащегося, тогда не вижу разницы между "неформальным образованием" и самообразованием. Понимая "самообразование" не так, как понимали полвека назад (самостоятельное чтение книг), а как оно возможно в эпоху компьютеров и Интернет: в ответ на "вызовы жизни" учащийся сам ищет источники (и консультантов) для решения своих проблем, прорабатывает эти источники, строит траектории своего развития.
Если проблемы находятся в обыденной жизни (например, надо ли запастись зонтиком для затрашней поездки), учащийся ищет в поисковиках погоду на завтра в нужной местности. А проблемы профессионального роста (например, обсуждения своего доклада) учащийся ныне всё чаще решает в сетевом сообществе. Это и есть "неформальное повышение квалификации". Как Вы думаете?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Составляем словарь конференции как общее дело участников
Согласно с предлагаемыми вами определениями для таких понятий как "формальное" и "неформальное" образование. Но не могу согласиться с тем, что самообрзование - это только "неформальное" образование.
Безусловно, учащийся сам может и даже должен сам выбирать траекторию своего развития. Даже согласна с тем, что большая часть в его маршруте будет "нефомальной", но хотя бы минимальный курс "формального" должен остаться (и сам учащийся в этом, по моему мнению, заинтересован). Иначе как он сможет обобщить полученные знания, опыт и подтвердить правильность своих умозаключений.
Хотя всё это индивидуально и, безусловно, зависит от опыта и базы учащегося.
И про обыденность: пообщается, пообщается педагог в сетевых сообществах, а после всё равно за разъяснениями или подверждением своих выводов прийдет на работу к своим коллегам или методистам. Так и получается, что без "формального" всё равно никуда...
самообразование по жизни включает и "формальное"
Я тоже не ограничиваю самообразование только "неформальным". Эпизодически "повышаем квалификацию" и на "формальных" курсах ИПКРО или ФПК вуза. Кроме того, придаю большое значение "информальному" самообразованию (в потоке повседневной жизни). В т.ч. в таких диалогах, как наш.
Видимо, "язык мой - враг мой". Спасибо за диалог.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: самообразование по жизни включает и "формальное"
Если честно, "информальное" мне больше всего нравится. То ли потому, что более практико-ориентированное получается.... Я не против сетевых сообщест и тому подобного, но как можно заменить живое общение между единомышленниками, непередаваемые эмоции, которые возникают когда обсуждаем проблемы?
Как ищете консультантов в самообразовании?
Возможности дистанционного образования ныне позволяют учащемуся учителю не замыкаться в кругу доступных очно консультантов.
Как ищете удалённых консультантов?
Как относитесь к практике коучинга через Интернет?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
Диалог на youtube
В комментариях к видеодокладу Елены Владимировны по адресу http://www.youtube.com/watch?v=atfolY8ELTI&feature=g-upl диалог автора с Е.А.Востриковой
ВЕА: Добрый день, уважаемая Елена Владимировна! В Вашем докладе выходом из названных проблем является самообразование педагога. Если исходить из предположения, что потребность в самообразовании и саморазвитии - это способ утвердить себя в роли учителя, занять достойное место в обществе через профессию, то возникает вопрос: как (какой методикой) Вы изучаете потребность педагогов в саморазвитии? Если ли у Вас методы формирующего оценивания готовности педагогов к самообразованию? Спасибо!
БЕВ: Здравствуйте! Спасибо за проявленный к моему докладу интерес.
Я не совсем поняла, о каких проблемах идёт речь в Вашем комментарии, ведь я называю факторы (хотя это тоже проблема), сдерживающие саморазвитие педагога.
Что касается вопроса о потребностях педагогов в саморазвитии: каждый человек (и тем более такой социально значимой профессии как педагог) испытывает затруднения личностного, профессионального или другого плана, в процессе преодоления которых он получает определенный опыт и знания.
Это тоже процесс самосовершенствования и саморазвития. Значит диагностика готовности не нужна. А вот в какой области и в каком объеме - это уже определяется в процессе индивидуальной работы с каждым педагогом. Поэтому и планы по самообразованию составляются индивидуальные, и результат тоже индивидуален для каждого.
Буду рада, если смогла прояснить ситуацию.
ВЕА: Елена Владимировна, спасибо за Ваш ответ! Про индивидуальную работу поняла. Хлопотное это дело с каждым педагогом индивидуально работать. Наверно у Вас есть возможность! Можно только позавидовать! Спасибо за ответ! Удачи!
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Самообразование педагога дополнительного образования как нео
С интересом прочитала ваш доклад. Самообразование - построение своего "Образа Я". И когда возникает недовольство своим "Образом Я", то педагог предпринимает конкретные действия по развитию "Образа Я". Я так понимаю. Вначале этому предшествует " проблемная ситуация", решение которой уже требует новых способов деятельности, современного мышления,... И тогда возникает "внутренняя неполноценость". Происходит "Осознание проблемы", происходит формирование концепции "Я в перспективе" и составляется план действий по самосовершенствованию. Для того чтобы смотреть вдаль (видеть себя в перспективе) надо иметь внутренний потенциал (внутренние ресурсы), который помогает ему в преодолении жизненных трудностей, а так же при решении различных проблем. Это, прежде всего: уверенность в себе, позитивное мышление, адекватная самооценка, уравновешенность, способность доносить свои знания до других людей, способность находить выход из кризисных ситуаций, способность предлагать нестандартные решения, самоконтроль своей деятельностью и поведением, способность "действовать" и др. Если ресурсы не активизированы, то найти"инструменты" их актвивзации. А то получится как в пословице "Лошадь сдохла - слезь!". Кто окажет поддержку педагогу на этом этапе? Часто это служит причиной ухода с профессии. Я вижу большую роль сетевых профессиональных педагогических сообществ в актвивизации внутренних ресурсов педагога. Если педагог осознанно ставит свои профессиональные цели, то и выбирает сетевые сообщества осознанно, повышая свой профессиональный рост, участвуя в мероприятиях. Зачем тогда идти снова к методисту с сомнениями? Получается что это проблема конкретного педагога (недоверие к себе и неуверенность в полученных знаниях). Педагог неосознанно участвует в мероприятиях... только для получения сертификата. Самоосознание - первый шаг к развитию. Самообразование - последующий шаг. Надо хорошо осознавать, что в себе образовывать и потом уже средства находить. И в условия концлагеря у людей происходил личностный рост. Я ввобще не вижу разницы между неформальным и формальным получением образования, если грамотный руководитель сопровождает процесс, если у педагога происходит раскрытие своих внутренних ресурсов и решение профессиональных проблем.
С уважением, Двирная Ольга.
На: Самообразование педагога дополнительного образования как нео
Уважаемая Ольга Владимировна! Я познакомилась с вашим взгядом на мой доклад и теперь голову ломаю: то ли я так косноязычно изложила опыт своей деятельности, то ли так плохо обстоят дела в образовательных учреждениях? Ваш комментарий, прямо сцена из фильма ужасов. Я не могла себе даже представить учреждение, где педагоги годами вынуждены работать в таких условиях. Я уверена, что в основе любой успешной деятельности (самообразование педагога и его методическая работа не исключение) лежит доброжелательная атмосфера и микроклимат взаимопонимания и взаимоуважения. И совсем неважно каким образом происходит получение образования, ведь главное чтоб всем от этого стало лучше.