Научно-техническому процессу в целом и образованию в частности свойственен сегодня: лавинообразный рост объемов и источников информации; производителей и потребителей педагогических знаний; глобализация образовательной деятельности и слабая структуризация информации и знаний.
В разрешении такого рода проблем многообещающим направлением может стать новое направление работы в образовании - управление педагогическими знаниями.
Образовательная организация, которая быстрее других находит новые знания, организует их усвоение педагогами, внедряет в практическую деятельность, получает конкурентное преимущество.
Проблема управления знаниями на уровне школы, района, муниципалитета или региона фокусируется на том, как знания опытных, успешных педагогов и образовательных организаций сделать достоянием широкой педагогической общественности. Проблема управления педагогическими знаниями сводится задачам определения, создания, сохранения, приобретения, распределения и применения знаний, носителями которых являются высокопрофессиональные педагоги и образовательные организации в целом. Все это - особые действия, которые следует предпринимать для повышения качества образования.
Знания в организации - это интеллектуальный экономический ресурс, особенностями которого являются: самогенерация; два типа носителя (одушевленный - сотрудники организации, неодушевленный - интеллектуальные информационные технологии); возможность распространения в разных формах посредством различных технологий; способность повышать экономическую эффективность, экономическую добавленную стоимость хозяйствующего субъекта.[2]
В рамках программы модернизации российского образования уже есть опыт по диссеминации опыта признанной педагогической и управленческой деятельности. Модельно описана деятельность ресурсных центров в процессе формирования диссеминационной сети [1] Одним из условий диссеминации - распространения инновационных педагогических систем и педагогического опыта является профессиональное сообщество, а также развитие сетевых моделей взаимодействия в системе образования. Обмен опытом и конкуренция учреждений, включенных в сеть, способствуют повышению качества образования.
Обратим внимание, что вся деятельность ресурсных центров сосредоточена на последних этапах управленческого цикла по управлению педагогическими знаниями – их распределения и применения. В методических рекомендациях по диссеминации ценного педагогического опыта подробно описаны формы и этапы распространения педагогического опыта на различных уровнях: региональном; муниципальном; образовательного учреждения, однако первые этапы (определение, создание и сохранение педагогических знаний) по-прежнему требуют технологического решения.
Определение и созданиезнаний происходит в процессе индивидуального и организационного обучения. Выделяют три когнитивных процесса в организации [2]: трансферный, алгоритмический и креативный.
В трансферном знаниевом процессе существует три ключевых подпроцесса, управление которыми дает возможность получать знания от коллег, профессиональных сообществ и путем обучения сотрудников. В алгоритмическом знаниевом процессе существует четыре ключевых подпроцесса, управление которыми позволяет найти наиболее важные для организации источники знаний, выявить в них знания, необходимые для дальнейшего использования в организации, выделить среди персонала сотрудников, обладающих нужными для организации знаниями, и использовать их знания на практике. В креативном знаниевом процессе существует два ключевых подпроцесса, управление которыми позволяет сформировать новые и усовершенствовать имеющиеся знания. Все указанные подпроцессы направлены на прирост совокупного знания в организации, что является основой для формирования ее экономической добавленной стоимости.
В спирали создания знаний в динамике управление становится коллективно-распределенной деятельностью. Другими словами, образовательные организации только тогда становятся «интеллектуальными», когда сознательно стремятся узнать как можно больше о характере и потенциале имеющихся в организации знаний. Изучая свои внутренние знания, стараясь лучше понять природу своих способностей, конечных действий и услуг, интегрируя потенциал профессиональных сообществ можно добавить к ним большую стоимость.
Таблица 1 - Методы ИТ для управления знаниями
Категория
|
Метод
|
Автоматизированные системы
|
Интернет, Интранет
|
Программное обеспечение и базы данных
|
Гипертекстовые системы совместных обсуждений. Базы знаний организации. Хранение истории переписки e-mail для создания лучших методов. Корпоративные "желтые страницы". Личные страницы сотрудников
|
Инструменты сотрудничества
|
Системы общения. Видеоконференции. Системы совместной групповой работы. Электронные доски объявлений
|
Интеллектуальные инструменты
|
Системы поддержки решений. Виртуальная реальность.
Поисковые системы интернет. Картография знаний
|
Большинство методов управления знаниями используют компьютерные информационные технологии (Табл. 1). В организации, основанной на знании, сотрудники обмениваются идеями не столько посредством устных обсуждений, сколько с помощью документов, путем создания схем и диаграмм понятий, процессов, процедур, которые прямо или косвенно являются частью организационной базы знаний.
Переход к обществу знаний предполагает радикальное изменение управленческой культуры. Сегодня руководителю образовательной организации особенно важно обратить внимание на управление педагогическими знаниями, растворенными в личном опыте каждого субъекта образовательного процесса. Необходим активный поиск соответствующих инструментов и программ по определению, созданию и сохранению этих знаний.
Литература:
1. Информационно-консультационный центр АПКиПРО Режим доступа http://consul.apkpro.ru/consul/25-metod-rabota/52-2-1.html
2. Погорелова, Е. В. Теоретические и методологические основы управления знаниями в организации : автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.05 / Погорелова Елена Вадимовна; [Место защиты: Сам. гос. эконом. ун-т]. - Самара, 2011. - 48 с. Режим доступа http://www.dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-ekonomika/1/a125.zip
|
"...структуризация информации и знаний"
Приглашаю вместе разобраться в "структуризации информации и знаний" на примере подшивки "Готовимся к конференции..."
Предложение Оргкомитета 31 августа всем авторам размещать свои тезисы в подшивке "Готовимся к конференции..." потребовало перестройки проекта подшивки. Она была создана на сервисе "блог" для обсуждения текстов автора блога и включена в подшивки сообщества "Повседневное саморазвитие педагога...".
Расширение состава подшивки поставило ряд проблем:
Новая проблема возникла в результате размещения несколькими авторами своих тезисов в "комментариях" на странице "Готовимся к конференции..." Комментирование "комментариев" возможно (ссылка "ответить" открывает форму ввода), но весьма "утяжелит" вводную страницу подшивки. Как решать эту проблему, если авторы не создадут свои "дочерние страницы" к секциям, пока неясно.
Итак, структуризация информации и по смыслу, и технически - актуальная проблема "информационного взрыва". Не абстрактная, а весьма конкретная для каждого из нас.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
"Управление знаниями" в педагогических системах
Педагоги "управляют знаниями" давно, задолго до появления такого понятия в коммерческом секторе. Управляют прежде всего в классе на уровне "учитель-ученики". Управление знаниями на уровне регионального ИПКРО сталкивается с другим спектром проблем, в контексте нашей конференции - с третьим...
При обсуждении текста, вводящего нас в круг понятий "управления знаниями", нам, во-первых, надо договориться, что понимаем под "знанием" (в отличие от "информации" и других продуктов образования). Во-вторых, чётче представить себе круговорот "информация - знание - новая информация" Кто именно осуществляет этот круговорот - люди или организация? В чём выражается "знание организации", т.е. на уровне кафедры или ИПК в целом?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: "Управление знаниями" в педагогических системах
ВВ, спасибо за проявленный интерес к теме моего выступления!
На: Определение, создание и сохранение педагогических знаний: по
Уважаемая Елена Александровна!
Удивительно интересная тема для обсуждения! Все таки знания создают компетентности, которые являются основой развития общества, иначе "движок". Все это формируется в течение жизни. Знания, принадлежащие одному человеку и не переданные обществу, остаются не использованными. Человечество на протяжении всей своей истории искало путь сохранения знаний и передачи информации: от камня - до Интернета. И пока ничего надежного нет. И причем надежнее всего скорее - камень, чем современные технологии. То есть вопрос сохранения для человечества почти как содание "вечного двигателя". Понятие "управление знаниями" новое. Я не знакома не с термином, не с предлагаемой литературой. Но понимаю, что создание и сохранение базы данных, принадлежащих не только конкретному образовательному учреждению, но и обществу в целом - это задача особой важности, в том числе и для неформального образования. Если общество решит эту проблему на современном этапе с помощью современных информационных технологий - это революция прежде всего, думаю, в формальном образовании. Педагоги работают и развиваюся в большей степени в системе формального образования, т.е. в соответсвии с государственной политикой в области образования.
Необходим активный поиск соответствующих инструментов и программ по определению, созданию и сохранению этих знаний. Так как вы занимались этим вопросом, а есть ли пути у современного человека для решения этих проблем? Главное для руководителя ОУ определить а какой личный опыт наиболее ценен для сохранения? Это что, создавать опять какие то органы для этого (инструмент)? Бюрократизм все что угодно может превратить в хлам. У нас существует система обощения и распространения педагогического опыта, её недостаточно?
Дорогая Елена Александровна, это вопрос на уровне "обывателя" образовательных учреждений.
С уважением, Раиса Борисовна
На: Определение, создание и сохранение педагогических знаний: по
Добрый день, уважаемая Раиса Борисовна.
Мой доклад попытка найти признаки информационного общества в нашей муниципальной системе образования. Напомню для согласования понятий, что ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – это такое общество, в котором производство и потребление информации (знаний) является важнейшим видом деятельности, а информация (знания) признается наиболее значимым стратегическим ресурсом, новые инфотелекоммуникациионные технологии (ИКТ) и средства становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с социальной и экологической – новой средой обитания человека (ноосферой). Ваше восприятие этой проблемы как новой и интересной с одной стороны, мне как автору конечно приятно.ю с другой стороны, подтверждает тот факт, что мы чаще декларируем факт эволюционирования нашего постиндустриального общества в информационное. Единственное, что меня как исследователя волнует: есть ли в сложившейся практике условия для управления знаниями СЕГОДНЯ или пока надо "готовить почву" для наших детей. То что этой проблемой нужно заниматься - это уже не обсуждается: надо! Обе перспективы для меня равноценны. Задача реально оценить ситуацию и совершать посильные действия для достижения реальных результатов.
Первое посильное действие: собрать банк педагогических знаний на муниципальном уровне. Формы предъявления знаний могут быть различные: публикация сборников выступлений (делаем и не один год), публикация в виртуальном методическом кабинете (vmkab.ru - развиваем новое направление), видеовыступления - на сайтах ОУ (некоторые завели на специальные странички. Например, http://www.lyc84.ru/kuz-fair/) и т.д. Цель такого сбора видимого педагогического опыта - создать условия для первого этапа передачи знаний - ПОДРАЖАНИЯ. Все мы начинаем обогащать собственный опыт с копирования. Для этого надо собрать больше видеоматериалов по демонстрации практических навыков педагогов в естественной для них среде.
Второе посильное действие: формализация естественно наблюдаемого опыта, перевод его в обобщенные схемы, модели, готовые к трансляции. В этом направлении тоже многое уже делается. Вспомним все конкурсы: там предметом оценивания чаще всего и является опыт, готовый к диссеминации. Проблема: открыть конкурсные материалы. Чаще всего они оседают а архивах конкурсных комиссий. Задача - побуждать авторов размещать свои материалы после конкурса в открытом доступе. Надо продумать систему мотивации ... Этим просто надо поуправлять на уровне города или области. В логике управления знаниями этот этап возникает вполне закономерно.
Третье посильное действие: создаь условия для интериоризации знаний. Я сознательно ухожу от модных сейчас формулировок "признанного опыта", т.к. в силу разности зон актульного развития каждого из нас, важен ВСЯКИЙ открытый опыт. Просто каждому - свое. Итак, интериоризации педагогических знаний. Как? Когда? Кто? Чтобы ответить нужно опираться на психологические закономерности этого процесса. Если коротко, то главное - деятельность! Нужно ее просто организовать. Сознательно и управляемо. Посмотрите на традиционный педсовет: бу-бу-бу (рада, если у Вас, Раиса Бориовна, иначе). В активной позиции только говорящий, остальные бездействуют, а значит инериоризации не происходит. Выход: только активные формы! Любые доступные и посильные: групповые дискуссии, взаимное комментирование, тренинги, игры и т.д. и т.п. Меньше монологов, больше дискуссий. Мысль яна... Наша конфренция - пример того, что мы стараемся созавать такие условия.
Четвертое посильное действие. От интериоризации к практике! Открытые уроки, мастер-классы, видеовыступления, - завершение витка и начало нового.
В заключении хочу сказать, что управление знаниями дает ключ именно к управлению процесом самоорганизации и саморазвития муниципальной системы образования. Однако, пользуясь этой схемой, Вы можете превращать свою школу в обучающуюся организацию! Удачи!
Как долго сохраняются в Интернет выложенные там открыто знания?
Перечитывая доклад об управлении знаниями на уровне организаций, выделил задачу сохранения знаний. Этот вопрос для меня - весьма острый: многие тексты, выложенные в Интернет более 10 лет назад, пропали вместе с сайтами, где их размещал.
Вопрос в заголовке адресован центрам управления знаниями, в том числе институтами повышения квалификации работников образования. Есть ли у них долгосрочные проекты поддержки (финансирования) сайтов с ЭОР, чтобы обеспечить преемственность культурного наследия прошлых поколений?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)