Официальный сайт welinux 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Муниципальная карта неформального повышения квалификации работников образования: расширение в сетевые профессиональные сообщества

Выберите действие:

Фото пользователя Елена Александровна Вострикова
Submitted by Елена Александровна Вострикова on Fri, 14/09/2012 - 08:38

 

Очевидно, что одним из условий успешного внедрения инноваций в образовании является построение системы непрерывного повышения квалификации работников образования. Если непрерывность повышения квалификации понимать как интеграцию формального, неформального и информального повышения квалификации, то возникает вопрос: когда  работа в сетевом сообществе, в творческой группе, участие в вебинарах или конкурсах профессионального мастерства становится повышением квалификации? Чтобы некоторая методическая, сетевая, конкурсная активность педагога приобрела черты повышения квалификации, необходимо соблюдение некоторого количества условий? иначе возникает опасность "перелицевать" прежнюю работу под новым заголовком.

Кратко рассмотрим эти условия.

1) наличие у педагога ожидания от образовательного события в неформальной среде. Т.е. у педагога должны накануне деятельности возникать притягательный образ будущего, который  побуждает  личность педагога к тому или иному неформальному событию.

2) у организаторов должен преобладать системно-деятельностный подход в организации образовательной деятельности в неформальной среде. Т.е. если событие, в которое вовлечен педагог, требует от него только репродуктивных действий, то повышения квалификации не происходит. Важны творческие задания, побуждающие к развитию условия, активные приемы работы. В репродуктивно-рутинной среде любое ожидание перерастает в равнодушие и развитие не происходит.

3) у участников должен преобладать продуктивно-деловой подход. Т.е. любая активность должна заканчиваться разработкой урока, внеклассного мероприятия, образовательной программы, подготовкой статьи, выступления и т.д.

4) необходимо использовать инструменты формирующего оценивания. Так в формальном повышении квалификации в основном используется итоговое оценивание - итоговая аттестация. В условиях формального повышения квалификации  педагог  добивается признания преподавателя или аттестационной комиссии, а в неформальном повышении квалификации - важно признание профессионального сообщества, большое значение имеет самооценка.

5) результатом неформального повышения квалификации является появление индивидуальной перспективы, индивидуальной неудовлетворенности и как развитие – новая образовательная активность.

Опираясь на перечисленные выше условия, проанализируем подготовку работников образования, к введению дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в муниципальной системе образования.

1. Для формирования привлекательного образа дистанционных образовательных технологий и формирования ожидания педагогов нового вида деятельности за год до внедрения ДОТ в городе была организована научно-практическая конференция «Индивидуализация обучения на основе информационно-коммуникационных технологий: опыт, проблемы, перспективы», полностью построенная на видеодокладах ее участников (http://www.koin-nkz.ru/attachments/1742_Program%20roundtable.doc). Подготовка и размещение видеодокладов в сети, взаимное комментирование выступлений показали педагогическому сообществу  исполнимость основных принципов дистанционного взаимодействия, во многом изменили стереотипное представление о ДОТ как недостижимом будущем. Положительный пример школ-участников конференции создал реалистичный образ ДОТ.

Последовавшая за этим событием серия информационных совещаний с руководителями образовательных учреждений, заместителями руководителей и  руководителями отделов образования «запустили волну» тематических педсоветов по образовательным учреждениям.

Следующим этапом в подготовке ожидания внедрения ДОТ, стал выбор каждым образовательным учреждением одной из трех моделей: участие в сетевой проектно-исследовательской деятельности, разработка электронных учебных курсов или разработка домашних заданий в электронном виде. Сама необходимость выбора и вхождения в пилотную группу школ – участников проекта по внедрению ДОТ стала еще одним шагом в формировании группы педагогов, готовых к неформальному повышению квалификации.

2. Реализация системно-деятельностного подхода в организации образовательной деятельности в неформальной среде для внедрения ДОТ обеспечена привлечением к обучению педагогов партнеров из бизнес-сообщества. Необычные семинары, проводимые руководителем проекта  Департамента Корпоративный университет РУСАЛ, создали творческую атмосферу, так необходимую для воодушевления к новому виду деятельности. Знакомство и общение с одним из идеологов информатизации в нашей стране - Скальским Игорем Алексеевичем, стало безусловно мощным мотиватором для запуска «новой волны» инициатив по внедрению ДОТ в образовательных учреждениях города. Эти семинары были посвящены изучению Системы дистанционного обучения для разработки учебных курсов.

Для подготовки участия школьников в сетевой проектно-исследовательской деятельности были организованы семинары по освоению ДОТ на основе сервисов веб 2.0. Содержание семинаров само по себе не несет в себе черты неформального повышения квалификации, но при интеграции этих семинаров в проект «Новокузнецкий десант» (http://www.nachalka.com/node/4597), инициированный специально для педагогов города Новокузнецка, сделал процесс обучения на семинаре подлинно неформальным. Учителям было предложено создать блог для участия в одном из учебных сетевых  проектов, кроме того, участники семинара должны придумать тему, план и анонс своего собственного учебного сетевого проекта на 2013/2014 учебный год. Эти творческие, созидательные задания, ориентированные на ближние и дальние цели, позволили реализовать принципы системно-деятельностного подхода в повышении квалификации.

Реализация остальных условий – это перспективная задача для автора.



Фото пользователя Раиса Борисовна Лобанова

На: Муниципальная карта неформального повышения квалификации раб


Уважаемая Елена Александровна!

Рассмотрим одну из составляющих условий повышения квалификации, которая рассматривается в вашей работе:

 у участников должен преобладать продуктивно-деловой подход. Т.е. любая активность должна заканчиваться разработкой урока, внеклассного мероприятия, образовательной программы, подготовкой статьи, выступления и т.д.

Я приведу пример участия в "Сети творческих учителей". И, конечно, свой. Чужой всегда легче. Участие в мастер - классе "Создание креативных образовательных ресурсов"

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=236875&tmpl=com.  Создала разработку классного часа (серия: 4-5) "В гости к ёлке" http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=264436&d_no=292277&ext=Attachment.aspx?Id=142391  Просмотров: 168 (на сегодня) . В обсуждении приняли 15 человек. Работа была проанализирована, затем исправлена, и только после этого присвоен логотип портала.  Работа находилась на общественной экспертизе примерно полтора месяца. Познакомьтесь: анимация, тригерры, видео, аудио, кроссворды и т.д. Время выполнения - больше двух месяцев. Естественно, знакомство и освоение   новых приемов презентации. Если честно, легче пройти курс повышения квалификации и выполнить выпускную работу. Не буду больше приводить примеры. Практически так выполняется любая работа на этом портале.

Но ваш вопрос, когда  работа в сетевом сообществе, в творческой группе, участие в вебинарах или конкурсах профессионального мастерства становится повышением квалификации?  Не решается. Почему?. Потому что оценка и публикация работ в разных сетевых сообществах происходит по-разному. И чаще, к сожалению, это происходит формально, либо за н-ю оплату. На портале "завуч. info" участие в международной видеоконференции подтвердят за 450 руб. Как этот статус признавать? Для учителя это хорошо, связано с оплатой труда. Поэтому сертификация должна остаться. Учись формально и неформально, повышай свою компетентность, но государственная сертификация должна существовать. Очень хорошо, если после моего выступления, появятся противоречащие отклики. В споре рождается истина. Каждый педагогический образовательный портал желает заявить признание его документов как повышение квалификации. А нужно это? Ведь это обучение не соответсвует государственным требованиям. И не всегда требуются эти знания в работе. Я знаю и умею больше - это мое "собственное Я". Пусть так и останется. Признание документов сетевых сообществ как повышение квалификации сведет на нет их участие в неформальном образовагнии. так как далее последует контроль государственных органов за......То есть переход на формальное. Спасибо тем, кто дочитал до конца эту теорию. Значит, вы за неформальное образование в сетевых сообществах!

С уважением, Раиса Борисовна

 




Фото пользователя Елена Александровна Вострикова

На: Муниципальная карта неформального повышения квалификации раб


Доброго времени дня, уважаемая Раиса Борисовна! Согласна с Вами, что измерять эффекты от повышения квалифкации что формального (ориентированного на целенаправленное развитие профессиональных компетентностей), что неформального (предназначенного для развития личностных компетенций) бумажками нельзя. Учитель идет в нефольмальные сообщества за тем, чего он лишен в профессии как Личность. Личность стремиться достигать лучших результатов, превосходить других, достигать значительных успехов, решать сложные задачи, соответствовать высоким стандартам, проявлять инициативу и придумывать в работе что-то новое. В сетевых профессиональных сообществах такая возможность есть, на работе - не всегда. В этом смысле Сеть творческих учителей настоящая отдушина для всех: молодых и опытных, дилетантов и профессионалов. Вот ФГОСы для детей предлагают измерять личностные результаты, а почему нельзя измерять личностные результаты Учителя? Ведь Личность может воспитать только Личность. Как могут "выгоревшие", раздражительные учителя формировать у детей "Социальную активность" и "Доброжелательность"? Так что, Раиса Борисовна, развитие личности учителя имеет ооо-чень важное значение в повышении качества образования. Недаром в ФЦПРО к 2015 году 60% учителей должны "участ­вовать в де­ятель­нос­ти про­фес­си­ональ­ных се­тевых со­об­ществ и са­море­гули­ру­емых ор­га­низа­ций и ре­гуляр­но по­луча­ть в них про­фес­си­ональ­ную по­мощь и под­держ­ку" (читайте сами п.10) 

Комментарий был изменен с момента создания (Vostrikovae, чт, 27/09/2012 - 21:42).
С наилучшими пожеланиями, Елена Вострикова



На: Муниципальная карта неформального повышения квалификации раб


Уважаемые Раиса Борисовна, Инна Анатольевна и Елена Александровна! Большое спасибо за добрые слова в адрес нашего портала. Сейчас он переживает не самые легкие времена (не буду вдаваться в подробности) и услышать все это было очень важно.

И, в качестве полемики...

Елена Александровна пишет: "Учитель идет в неформальные сообщества за тем, чего он лишен в профессии как Личность. ".  Да, не в профессии он этого лишен, а в сложившеся Системе. С профессией-то как раз все в порядке. Более того, идет за тем, чтобы внутренне ощущать себя именно профессионалом, а не "винтиком" в этой самой Системе. "Тварь я дрожащая или право имею?".

И, в этом смысле, умелая и вполне управляемая дискредитация реально работающих сетевых профессиональных сообществ (составляющие этой дискредитации: обязательные "портфолио", обязательное участие в сетевых сообществах, обязательные сайты учителей, "квази-сообщества", организованные по "мелко-территориальному принципу", "поощрительно-благожелательное" отношение власти к "лохотронам" - пришли n-рублей и мы тебе нарисуем красивую бумажку и т.д.) приведут к вымыванию профессионалов из этой самой Системы. Они просто перестанут "путаться под ногами"....




Фото пользователя Елена Александровна Вострикова

На: Муниципальная карта неформального повышения квалификации раб


Александр Борисович, не вполне ясно кто занимается "дискредитацией реально работающих сетевых профессиональных сообществ". Для меня лично Сеть творческих учителей является одним из активно развивающихся сообществ с Именем и Авторитетом, заработанным самим сообществом, а не навязанными Системой. А что до той системы, то ее поддерживают люди. Изменим сознание людей и Система "прогнется" под нас. Александр Борисович, попробуете назвать те события, которые мы (с Вашего согласия) можем включить в Муниципальную карту неформального повышения квалификации? Вот представьте, что что мы можем (по предварительным согласованиям и договоренностям) засчитывать участие в некоторых образовательных событиях портала it-n.ru  как прохождение модуля в курсах повышения квалификации (формальном ПК). Такое сотрудничество думаю является взаимовыгодным: учителя получают желаемый индивидуальный образовательный маршрут в повышении квалификации, сообщество - признание, ИПК - расширяет сферу своей работы в сторону экспертизы работы собществ (ведь чтобы признавать, надо изучать). Может я по увлеченности идеей не вижу "слабых" мест? Буду признательна за отзыв.

С наилучшими пожеланиями, Елена Вострикова



Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Как вести коллективные блоги?


Светлана Николаевна, зашёл по Вашей ссылке в блог, который ведут 4 учителя. Насколько понял, с конца прошлого учебного года, когда "поступило предложение" сделать Ваш личный блог общегородским по экологической тематике в школах. Так ли?

Второй вопрос: Вы поделились правами администратора на Вашем блоге с тремя коллегами. Если так, то как это сделать?

Третий вопрос: как большинство блогов учителей, этот блог пока имеет информационный характер, интерактивность в нём мала. Ставите ли задачу расширения аудитории и интерактивности? Если "да", то как предполагаете действовать?

 

"Как окрылить соратников, чтоб вперед устремиться вместе?" Загляните в сообщество ЭКО-НН с большим опытом интерактивности.

Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, вс, 07/10/2012 - 13:10).

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




На: Муниципальная карта неформального повышения квалификации раб


Уважаемая Елена Александровна! Спасибо за ответ и добрые слова. Относительно дискредитации... Очень не хочется лезть в политику, но, на мой взгляд, то, что делают с сообществами, и "создание" предметных ассоциаций, и замена оценки реальной работы работы учителя оценкой толщины его портфолио, и "вся власть управляющим советам", и "добровольное" объединение в образовательные комплексы, и "свобода" выбора учителем учебников, и, если дальше, "свободные СМИ", "независмый суд", "открытые и честные выборы" - это  все (во всяком случае, для меня) из одного ряда: "давайте заменим нормальную еду эрзац-заменителем. И никто ничего не заметит"...

Относительно Вашего предложения о "включении" неформальных сообществ в формальную систему...Тут, я думаю, нам очень долго надо будет искать "смыслы". На мой взгляд, нынешняя (да и, вообще) система повышения квалификации - рудимент индустриальной эпохи. А мы то уже давно претендуем на постиндустриальное или информационное бытие.

Это такой же рудимент, как и "одна на всех" классно-урочная система. По существу, остался один шаг ( в "историческом времени") до "у каждого ученика свой IPad", а мы (образовательное сообщество) к этому и не готовы. Как должно быть? Не знаю...

Надо понять, кто должен быть заказчиком. Государство (в лице чиновника, выступающего от его имени) эффективным и мудрым заказчиком быть, увы, УЖЕ не может, а общество (в нашем случае - родители учеников) ЕЩЕ (?) не дозрело (возможно, из-за того, что "съест-то он съест, да кто ему даст") до того, чтобы эту ответственность на себя брать. Другими словами, когда заказчик - родитель, то он сам будет предъявлять запрос на учителя, а учитель - на свое образование, в т.ч и его формы.




Фото пользователя Дмитрий Вячеславович Воробьёв

На: Муниципальная карта неформального повышения квалификации раб


Я думаю, что ответ на вопрос "Когда  работа в сетевом сообществе, в творческой группе, участие в вебинарах или конкурсах профессионального мастерства становится повышением квалификации?" во многом ещё определяется уровнем этого сетевого сообщества, творческой группы и пр.  И здесь рефлексия педагога на участие является очень важной. Дело не только в состоянии неудовлетворённости, но и в её качестве . Что дало мне участие в этом вебинаре, конкурсе, конференции? Что я обязательно буду применять в своей деятельности? И здесь формальное сертифицирование лишь внешняя сторона проблемы.




Фото пользователя Елена Александровна Вострикова

На: Муниципальная карта неформального повышения квалификации раб


Рада видеть Вас, уважаемый Дмитрий Вячеславович!

Спасибо за интерес к нашей конференции! Вы совершенно точно обозначили проблему: результат неформального повышения квалификации виден самому педагогу только после завершения образовательного события: ни спланировать, не предсказать эффект заранее нельзя. Иногда все начинается с простого любопытства, а выливается в полугодовую суперсложную работу. А иногда соберешься всерьез поучиться, а приходится отчисляться потому что скучно, трудно, не нужно и т.д. Однако, мы говорим не просто о личностном развитии, о профессионально-личностном. Это значит, что мы можем рассчитывать на некоторую произвольность в поведении. Кроме того, можно снизить количество разочарований, если собирать отзывы профессионального сообщества. На памяти работа сообщества campus.ru (его уже не существует). Так вот, там был объявлен конкурс на лучшую группу месяца. В группах шли образовательные тренинги. Гостям содержание работы группы не видно (она закрытая), но в конце события можно почитать отзывы участников и записаться на следующий набор. 

С наилучшими пожеланиями, Елена Вострикова



Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Где взять время?


Вопрос от М.М.Шагиевой (СОШ № 58 г. Новокузнецка):

Для полноценного формального, неформального и информального повышения квалификации учителю необходимо много свободного времени.Где его взять?

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)




Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков

Сравнивать свои методы обучения с методами коллег


Второй вопрос от М.М.Шагиевой (СОШ № 58 г. Новокузнецка):

Для достижения результатов повышения квалификации учитель должен прежде всего "видеть" успехи и достижения других педагогов и уметь сравнивать свои методы обучения с методами коллег. Недостаточно просто о них прочитать или прослушать и придумать свою разработку урока, мероприятия или подготовить статью. зачастую для этого необходимы годы труда. Ваше мнение, Елена Александровна?

Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)



Навигация по подшивке

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн