Повышение квалификации работников образования вдали от его рабочего места, в здании института, не всегда происходит эффективно. При этом очень многие важные технологические моменты не усваиваются на должном уровне. Поэтому, педагог прошедший повышение квалификации нуждается в дополнительном обучении на рабочем месте. Так, например, проведение курсов повышения квалификации по использованию технологии метода проектов в очном режиме в здании института, в результате которого разрабатывался учительский проект, почти никогда не приводило к тому, чтобы учитель реализовывал бы разработанный им проект с детьми.
Поэтому, был разработан курс повышения квалификации по освоению метода проектов с использованием дистанционных образовательных технологий, по которому, часть занятий проводилась в очном режиме, а часть в дистанционном, с проведением учителем разработанного им проекта с детьми на своем рабочем месте. В поддержку учебного курса был создан сайт http://wiki.kem-edu.ru на котором, для всеобщего пользования, размещался учебный материал и продукты работы учителей и детей. По частоте скачивания материалов оценивалась популярность проектов и составлялся их рейтинг. По итогам года кафедра проводила конкурс электронных учебных средств в котором основными участниками и лауреатами были выпускники наших курсов. На следующий год лауреаты прошлого года участвовали в экспертизе и оценке конкурсных работ текущего года.
Во время обучения слушатели разрабатывали вначале учительский проект, который затем реализовывали с детьми во время учебных или внеучебных занятий.
Необходимость освоения и почти одновременной реализации технологий метода проектов вынуждало учителей более внимательно осваивать учебный материал и сразу использовать его на уроках с детьми.
Понимание того, что на уроке часто не бывает ни времени, ни сил разбираться в особенностях реализации технологических моментов метода проектов, заставляет педагогов заранее это сделать.
Постепенно учебный курс стал приобретать черты неформального обучения:
1. Основное обучение проходило на рабочем месте учителя, во время подготовки и проведения проекта с детьми,
2. Учитель имел возможность самостоятельно познакомиться с проектами предшественников и конкретизировать модель собственного проекта на их основе,
3. Учитель добровольно готовил материалы для конкурса и осваивал новые, необходимые для этого навыки,
4. Некоторые учителя добровольно, уже не в рамках курсов повышения квалификации, использовали метод проектов в учебном процессе.
5. Некоторые учителя вместе со своими детьми становились участниками сетевых проектов проводимых совместно разными школами и классами.
Таким образом, на курсах повышения квалификации работников образования необходимо сочетание формального и неформального обучения. В рамках формального обучения происходит ознакомление с полем будущей деятельности и освоение начальных навыков, а при неформальном обучении встраивание освоенной деятельности в личную практику педагога.
Понимание этого обстоятельства педагогами, позволит повысить качество проведения курсов повышения квалификации в институте.
|
К дистанционно-очному сотрудничеству
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: К дистанционно-очному сотрудничеству
olkol
На: Колпаков О.Л. Неформальное повышение квалификации педагогов
Уважаемый Олег Леонидович!
М.б., в приведенном Вами примере, корректнее говорить о "нетрадиционных формах" формального образования?
И еще...
"По частоте скачивания материалов оценивалась популярность проектов и составлялся их рейтинг. "
На мой взгляд, частота скачиваний, даже при блокировании накруток, что делается крайне редко, может свидетельствовать, скорее, об удачно выбранном заголовке проекта, нежели о его качестве.
С уважением, А.Драхлер
На: Колпаков О.Л. Неформальное повышение квалификации педагогов
Согласен с Вами. Но ведь и заголовок тоже о чем то говорить должен!!!
olkol
Вопрос М.М.Шагиевой № 1
Вопрос Марины Михайловны Шагиевой (СОШ No. 58 города Новокузнецка):
На самом деле очень мало кто из учителей умеет делать проекты, особенно через ИКТ. Поэтому обучение носит длительный характер. Как на ВАш взгляд можно сократить время обучения?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Вопрос М.М.Шагиевой № 1
ММШ: На самом деле очень мало кто из учителей умеет делать проекты, особенно через ИКТ. Поэтому обучение носит длительный характер. Как на ВАш взгляд можно сократить время обучения?
КОЛ: Курс на самом деле сложный. Но он и предназначен для тех, кто не умеет делать проекты!!!! Как увеличить время проекта - это запросто, а про сокращение - это сложный вопрос. Главное умудриться сделать его вовремя, в объявленные сроки. Скажем в течении 3-х месяцев.
olkol
Вопрос М.М.Шагиевой № 2
Вопрос Марины Михайловны Шагиевой (СОШ No. 58 города Новокузнецка):
" Как повысить процент участия учителей в проектах?" (очных и/или сетевых? - АВВ)
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Вопрос М.М.Шагиевой № 2
Не знаю. Не знаю с какого бока подойти к ответу. Но хотелось бы быть полезным. Опишите, пожалуйста, более подробно - историю вопроса!!!!! и Мы попробуем выработать план нашего поведения.
olkol
Участие учителей в сетевых проектах
1. Участие учителей в сетевых проектах зависит в первую очередь от самих учителей, от их умения организовать своё время, сочетать нелёгкий труд учителя с повседневным саморазвитием, с очно-дистанционным сотрудничеством.
2. Участие учителя в сетевых проектах зависит также от позиции администрации школы. Если директора и коллег интересует лишь успеваемость в классах, а на проекты в сетях смотрят как на частное дело, мотивация учителя к всему, что выходит за рамки его служебных обязанностей, падает.
3. Участие учителя в сетевых проектах требует времени. А "свободное" от занятий время учителя сегодня во многом забирают бумажная круговерть и формальные действия: заполнение анкет, спущенных "сверху", участие в мероприятиях "для галочки... И за это ответственна не только администрация школы, но и органы управления образованием на всех уровнях - от муниципального до всероссийского.
Короче говоря, за "процент участия учителей в проектах" (формулировка-то какая!) отвечают разные государственные институты, но прежде всего сами учителя.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Вопрос М.М.Шагиевой № 2
Не знаю. Не знаю с какого бока подойти к ответу. Но хотелось бы быть полезным. Опишите, пожалуйста, более подробно - историю вопроса!!!!! и Мы попробуем выработать план нашего поведения.
olkol