НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Осокина О.М., Ростовцев А.Н., Чупин Д.Ю.
Переход на парадигму образования в течение всей жизни (lifelong learning) и в объеме жизни (lifewide learning) вместо парадигмы «образование через всю жизнь» вынудил образовательные системы России и других стран искать новые в системе дополнительного образования.
По данным ЮНЕСКО, в наиболее успешных странах дополнительным образованием охвачено 30-40% населения в возрасте 25-64 года. В среднем по странам ЕС соответствующая доля населения составляет 17%, а в России – всего 8%. Хотя фактически в системе образовании РФ этот процент значительно выше, т.к. педагогический состав всех видов образовательных учреждениях должен проходить курсы повышения квалификации каждые 5 лет. Поиск различных форм организации процесса обучения
повышает интерес к таким формам образования как формальное, неформальное, информальное образование.
Термины неформальное и информальное образование были введены в педагогическую практику в 60-70‐е годы XX века во время широких международных дискуссий по образовательным проблемам. Они акцентировали внимание педагогической общественности на важности образования и подготовки, получаемой вне стен официально признанных и предназначенных для этого специальных учебных заведений. Введение обоих терминов было связано, прежде всего, с рассмотрением образовательных ситуаций в развивающихся странах. Сейчас они используются при анализе образования в так называемых странах «Третьего мира», а также при рассмотрении вопросов образования взрослых.
Под неформальным образованием понимается любой вид организованной и систематической деятельности, которая не может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования [1].
Неформальное образование часто осуществляется вне специального образовательного пространства, в котором чётко обозначены цели, методы и результат обучения, в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером. В неформальной форме проводятся различные курсы, тренинги, которые предлагаются на любом этапе образования или трудовой деятельности, обычно не сопровождается выдачей документа и носит целенаправленный и систематический характер [2].
Одной из приоритетных задач «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг» является создание современной системы непрерывного образования, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. К сожалению, этот вопрос является наименее изученным, т.к. система образования взрослых не является строго организованной. В этой системе нет строгих стандартов, нет определенной нормативной базы. Сюда можно отнести различные курсы повышения квалификации и переподготовки от нескольких часов до нескольких лет обучения. Они могут иметь самое широкое направление – приобретение нового знания в области профессии или в сфере деятельности, интересующей слушателей курсов.
Нами на технолого-экономическом факультете Кузбасской государственной педагогической академии были разработаны программы курсов повышения квалификации для учителей общеобразовательных учреждений, преподавателей учреждений профессионального образования, мастеров производственного обучения учреждений НПО и СПО, рассчитанные на 72 и 144 часа. Тематика курсов была определена с учетом изучения потребностей слушателей курсов. Из предложенных курсов преподавателями были выбраны следующие курсы: «Интерактивные технологии в образовании», «Трехмерная графика в техническом проектировании», «Активные и интерактивные методы обучения», «Свободное программное обеспечение в работе преподавателя», «Современные педагогические технологии», «Инновационные подходы к комплексному учебно-методическому обеспечению основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС».
Проведенное анкетирование и тестирование позволило определить базовый уровень подготовки каждого слушателя, что послужило основой для корректировки учебной программы и разработки индивидуальной схемы обучения слушателей курсов. Основной упор при этом делался на практикоориентированность курса. Занятия проводились в неформальной форме, что позволило слушателям курсов самим выбрать удобный график обучения.
Неформальными формами, реализуемыми нами в период обучения являлись консультации, дистанционные тренинги по сервисам Веб 2.0, on-lineконференции, конкурс электронных портфолио преподавателей, мастер-классы, вебинары, фасилитация, информальная форма обучения, интерактивные лекции, дискуссии, тренинги.
Основными современными средствами, используемыми для коммуникации и структурирования образовательного контента, были выбраны электронная почта, служба мгновенных сообщений, файловые серверы, классификаторы, медиа-хранилища, мэшапы, интерактивные карты знаний, системы управления обучением (LMS), системы управления содержанием (CMS), инструменты создания и редактирования документов в сети.
Таким образом, нами была предпринята попытка интеграции формального, неформального, информального образования в системе повышения квалификация педагогов. В перспективе следует ожидать еще более тесное проникновение различных форм взаимодействия, разработку технологии педагогического образования в форме неформального образования в системе повышения квалификации педагогов.
Литература
- Меморандум Юнеско о неформальном образовании [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.unesco.org/bpi/pdf/memobpi55_NFE_ru.pdf
- Москвин Д. Е.Организация неформального и информального образования современного политолога [Текст] / Д. Е. Москвин // Без темы. – 2009. – № 2(12). – С. 18-22
|
На: НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ П
Уважаемые коллеги!
С большим интересом читал ваш доклад, т.к. он созвучен и моему.
Спасибо за обмен опытом обучения педагогов использованию новых
для них инструментов (средств обучения) неформальными МЕТОДАМИ!
Если возможно, уточните, пожалуйста, что включалось в информальное образование?
Вячеслав
На: НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ П
Уважаемый, Вячеслав Алексеевич! Во-первых, благодарим за проявленный Вами интерес к нашей маленькой статье. Во-вторых, просим извинения за задержку с ответом: «текучка» с начала учебного года, сами готовимся к проведению международной конференции; кстати, приглашаем к участию в очной или заочной форме.
По поводу Вашего вопроса: в информальное образование, подразумевающее самообразование обучающихся, включались различные творческие задания – от рефератов по тематике проводившихся курсов, семинаров и др. до выполнения творческих проектов и разработки мастер-классов; подготовки докладов и выступления на конференциях. Работы комментировались, обсуждались, корректировались (либо публично, либо индивидуально).
Полученные результаты были достаточно продуктивными.
Знаем о Вас по работам Ваших аспирантов, защищавшихся в нашем диссертационном совете.
Всего доброго! Авторы
Вопросы по докладу
1. Можно ли в Сети увидеть названные Вами программы (их адреса)?
2. Со ссылкой на источник Вы пишете: "Под неформальным образованием понимается любой вид организованной и систематической деятельности, которая НЕ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений, входящих в формальные системы образования" Простите не понимаю: если "не может не совпадать", значит, совпадает; зачем же выделять отдельно?
3. Почти все "неформальные формы, реализуемые в период обучения" ныне применяются и в "формальном повышении квалификации" Почему же они "неформальны"?
Наверно все (или по меньшей мере большинство) участники конференции в Новокузнецке согласятся, что "В перспективе следует ожидать еще более тесное проникновение различных форм взаимодействия, разработку технологии педагогического образования в форме неформального образования в системе повышения квалификации педагогов", А в чём видите проблемы на пути интеграции "неформального образования" в существующую практику повышения квалификации?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Вопросы по докладу
Уважаемый, Владимир Владимирович! Во-первых, благодарим за проявленный Вами интерес к нашей маленькой статье. Во-вторых, просим извинения за задержку с ответом: «текучка» с начала учебного года, сами готовимся к проведению международной конференции; кстати, приглашаем к участию в очной или заочной форме.
Отвечаем на Ваши вопросы.
1. В сети мы программы не выставляем – это авторские программы.
2. Дело в том, что неформальное образование использует в основном те же разнообразные формы, средства и тематику обучения, что и формальное. Но разница в том, что содержание формального образования регламентируется ФГОС, региональным и т.д. предписаниями и изучается всеми в обязательном порядке, а НФО строится на принципах: обучение на основе потребностей обучающихся (их выбор), часто оно практикоориентировано; направлено на развитие личностного потенциала и удобство для слушателя: гибкость учебной программы, изучение каких-то отдельных ее разделов; согласование и корректирование программ; удобство обучаемого: имеет право выбора места обучения, индивидуальной траектории обучения, расписания занятий и т.д.
Плюс к этому: оно не регламентировано какими-то официальными органами управления образованием.
3. Думаем, что ответ на 2-ой вопрос относится и к вопросу 3.
4. Думается. Что НФО и ФО слабо интегрируются в образовательной практике, что НФО не финансируется госструктурами (это отмечается и в аналитических записках Юнеско: 1-2% на НФО против 98-99% на ФО). Это первое. Второе: задачи ФО и НФО все же значительно отличаются. НФО детей, взрослых, пенсионеров, других категорий – это зачастую не повышение квалификации специалиста, а удовлетворение самых разных личностных интересов и потребностей обучающихся и индивидуальные запросы.
Спасибо. Готовы к продолжению обсуждения.
С уважением, авторы
Вместе работаем над "Словарём конференции"
Спасибо, уважаемый Альберт Николаевич, за разъяснение Вашей позиции. Приглашаю продолжить в подшивке "Словарь конференции"
Кстати, будем благодарны за предложения к проекту рекомендаций конференции
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)