Происходящие в стране социально-экономические изменения и обусловленная ими модернизация общего среднего образования требуют и нового подхода профессиональной компетентности педагогов. Сегодня востребован учитель - «творец», «режиссер», проектировщик собственной профессиональной деятельности.
Профессиональное мышление современного педагога, в большинстве случаев из практики работы педагогом-психологом в школе, организатора сетевых мастер-классов с педагогами в профессиональном педагогическом сообществе "Луч света" , характеризуется склонностью к конформизму, выражающейся в доминирующем над творчеством стремлении быть похожим на других людей, не отличаться от них в своих суждениях и поступках; нежелании изменить себя, т.е. выработанный стереотип мышления уже привык, знаком, а новое время требует изменений. Проблему вижу в отсутствии таких социально-психологических характеристик личности, как инициативы и ответственности.
Педагогическая профессия насыщена напряженными ситуациями и трудностями. Учителю необходимо обладать "мощным" внутренним потенциалом (внутренними ресурсами), который помогает ему в преодолении жизненных трудностей, а так же при решении различных проблем. Это, прежде всего: "зов новизны", уверенность в себе, позитивное мышление, адекватная самооценка, уравновешенность, способность доносить свои знания до других людей, способность находить выход из кризисных ситуаций, способность предлагать нестандартные решения, самоконтроль своей деятельностью и поведением, способность "действовать".
Сетевые профессиональные сообщества педагогов, как форма организации профессиональной деятельности в сети, позволяет педагогам, живущим в разных регионах общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, творчески само актуализировать себя.
Цель организации работы с педагогами в сетевых профессиональных сообществах вижу в обеспечение условий для инициации таких психологических характеристик личности, как ответственность, самостоятельность, стремление к саморазвитию, способность к рефлексии, инициативность, уверенность, коммуникабельность, толерантность.
Задачи работы с педагогами в данном направлении ставлю следующие
- Оказать профессиональную и личностную поддержку педагогам
- Предоставить возможности педагогам само актуализировать себя через совместную сетевую практическую деятельность, представить свой педагогический опыт
- Создать единый информационный педагогический ресурс.
Использую информационные и коммуникативные технологии (технология образовательных веб-квестов (Web Quest), мастер-классов; технологии дискуссионных методов (структурированные дискуссии, организованные по принципу "мозговой атаки") в дистанционной on-line консультации в SKYPE; авторские психолого-педагогические технологии. Тематика мероприятий направлена на решение актуальных проблем современной педагогики и психологии. Структура мастер-классов включает в себя алгоритм пошаговых действий на осознание педагогом проблемной ситуации и нахождение выхода из нее:
Осознание Проблемы исследования
Обсуждение Объекта и Предмета исследования
Обсуждение Условий для решения проблемы
Заполнение Алгоритма действий педагога по решению проблемы исследования
Составление Педагогической копилки
Составление Памятки для педагогов
Рефлексия
Активно использую приемы работы с притчей: подвести к обсуждению сложного вопроса или особой темы, или сделать акцент на ней; обсудить сложную для понимания ситуацию на более простом и понятном примере; подвести группу к определенным выводам по теме; помочь найти ресурсы для выхода из трудных жизненных ситуаций, напутствовать или воодушевить участников.
Отзывы педагоговпо проведенным мастер-классам:
- Мастер-класс помог под разными углами взглянуть на исследуемую проблему и увидеть эффективные способы реагирования
- Своевременные и хорошо разработанные мастер-классы, позволяют задуматься и изменить свою позицию в решении разных вопросов
- Понравилось проходить этапы мастер-класса, так как руководителем были представлены методические рекомендации и полезные ссылки в интернете
- Понравились общие обсуждения в мастер-классе, сотрудничество с коллегами и четкие указания руководителя
- Праздничная атмосфера, ценнейшая информация и позитив руководителя
- Достаточно сложный материал представлен в доступной и интересной форме
- Мастер-классы проведены на высоком уровне и с большим профессионализмом.
Наработан опыт проведения сетевых мероприятий с детьми подросткового возраста, с использованием технологии вебКвест. Ссылки на проведенные мероприятия в профессиональном педагогическом сообществе "Луч света" .
|
Вопросы и признание "повышением квалификации
Спасибо, Ольга Владимировна, за размещение Вашего доклада в подшивке "Готовимся к конференции..." для публичного обсуждения. Поскольку тот же текст был в Вашем личном блоге с 30 августа, видимо, "перепостили" его? Возможен был и вариант размещения через "управление подшивкой". Но он требовал навыков работы с подшивками в Открытом Классе. Вы уже разобрались с приёмами подшивки?
Это - "присказка" А "сказки" - в диалоге по Вашему тексту:
ДОВ: "...востребован учитель - ...проектировщик собственной профессиональной деятельности."
АВВ: Как проектируете своё "повышение квалификации"? Повышение квалификации для более успешных действий и/или аттестации по месту работы?
ДОВ: "Проблему вижу в отсутствии (у многих учителей) таких социально-психологических характеристик личности, как инициативы и ответственности...."
АВВ: А каковы, по Вашему, показатели инициативности и ответственности, которые можно было бы измерять и рекомендовать для "формального" признания повышения квалификации? Если есть предложения, пишите в подшивку http://www.openclass.ru/node/311081
ДОВ: "...Предоставить возможности педагогам само актуализировать себя через совместную сетевую практическую деятельность..."
АВВ: таких возможностей сегодня полно в массовых социальных сетях, где много и учителей. Они демонстрируют владение ИКТ (например, в плейкастах, фотоальбомах и других формах самовыражения). Но преподаватели ИПКРО не считают такие факты "повышением квалификации", заслуживающим признания. Признают главным образом участие в плановых курсах ИПКРО. Ваше отношение?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Вопросы и признание "повышением квалификации
Спасибо за внимание к моему докладу . Свое повышение квалификации вижу в организации сотрудничества с коллегами, так как каждое новое мероприятие требует активизации внутренних ресурсов. Вроде всем понятны шаги сотрудничества: принятие, понимание, сотрудничество и сотворчество. А как в практике это сложно. Это, в первую очередь, личностный рост. Аттестации по месту работы не избежать, так как вижу свое место и там. Без работы в школе не было бы моих технологий в работе с подростками и авторских приемов, и творческих задумок.
Для меня показатель ответственности - это продолжать начатое дело и искать "инструменты" для активизации внутренних ресурсов в себе, если что-то не получается и не срабатывается с коллегами по работе. Мир - это большое зеркало. Если не вижу отдачи в сотрудничестве с коллегами, значит сама делаю что-то не так. Придерживаюсь принципов "Действовать, а не ждать поддержки", "Дарения", "Позитивных мыслей".
Плановые курсы повышения квалификации нужны и в первую очередь для получения часов. В моем сообществе таких прав у меня нет. Но есть возможность "действительно" показать практику работы с подростками, с замкнутыми, агресссивными детьми. Вижу полезность начатого дела и думаю, что мероприятия, проводимые в сообществе "Луч света" заслуживают признания ИПКРО. В разработке квестов и мастер-классов использую авторские приемы, которые неоднократно демонстрировала на конкурсах "Лучший педагог-психолог Красноярского края". Педагоги, участвующие в моих мероприятиях получили ответы на многие актуальные вопросы.
С уважением, Двирная Ольга.