Любое новое знание ложится на подготовленную почву. От того, насколько готов обучающийся к получению нового знания: интерес к новому, наличие необходимых для восприятия и понимания начальных знаний и опыта, потребность в практическом применении получаемого знания и др. – зависит востребованность, восприятие, глубина усвоения, последующее использование полученных знаний. Исходя из этого, и следует рассуждать о повышении квалификации педагогов, не как о формальном мероприятии, а как повышении профессионализма и саморазвитие.
Сейчас в работе педагогов тесно связаны две крайности, два противоречивых положения: с одной стороны учителя говорят о низких культуре, интересе, стремлении большей части учащихся к получению знаний, с другой стороны учитель сам должен овладевать все большими знаниями и компетенциями, чтобы быть профессионалом и соответствовать требованиям общества и нормативам министерства образования. Не всегда понятно учителям, где, как и для кого применять современные методы обучения, работы с информацией, общения и самообразования. Может быть именно это непонимание, зачем и для чего осваивать новое, становится часто преградой для самообразования.
Рассмотрим возможности и пути повышения профессионализма учителей. Сегодня, чтобы быть профессионально значимым, необходимо обучаться постоянно, непрерывно, поэтому понятия непрерывное образование и неформальное образование, на мой взгляд, тесно связаны, так они имеют общие свойства: личный интерес, личностное отношение к знаниям, добровольное участие в обучении, свобода выбора программы обучения, исходя из личностных целей и практических потребностей. Остановимся подробнее на выборе программы обучения. Как из огромного количества информации (названия мастер-классов, курсов, тематики форумов) где звучат такие интересные, но непонятные термины и названия, выбрать то, что тебе нужно (а зачем?), пригодится (где?), будет тобой использоваться (будет ли?)? Только те учителя, которые понимают уровень своих знаний в определенной области, кто способен повторить «Я знаю, что я ничего не знаю», готовы к неформальному образованию. Большая часть педагогов либо настолько уверены в своем профессионализме, что считают это вершиной знаний в данной области («Я уже 20 лет занимаюсь проектной деятельностью с учениками, и зачем такие сложности в предлагаемой Вами технологии» – такую фразу можно часто услышать на первом занятии курсов по организации проектной деятельности по программе Intel«Обучение для будущего»), либо имеют низкий уровень знаний современных информационно-педагогических технологий, и выбор темы и ресурса для самостоятельного обучения, тем более освоение среды обучения и предлагаемых знаний становится неразрешимой трудностью, хотя и есть личные потребности и стремления.
Вторая трудность для учителей в получении неформального образования – это нехватка времени. Исследования соотношения времени на формальное и неформальное обучение сотрудников в бизнес компаниях [1] показало, что каждый час формального обучения перетекает в четырехчасовое неформальное обучение, то есть отношение 4:1. Более эффективным неформальное обучение будет, если учитель подготовлен к нему в рамках формального обучения, т. е. неформальное обучение должно быть развитием, продолжением формального обучения.
Отсюда вытекают требования к организации формального обучения. Целью курсов повышения квалификации педагогов должно быть не передача знаний, и не обучение технологиям (информационным или педагогическим), а расширение кругозора (демонстрация новых теорий, течений, практик), формирование потребностей в получении этих знаний и демонстрация возможностей их получения при продолжении уже неформального образования в виде вебинаров, семинаров, мастер-класов и т. д. Примером организации такого обучения являются серия вебинаров, для педагогов области, которые были проведены кафедрой информационных технологий КРИПКиПРО по технологиям Web2.0, свободному программному обеспечению и др.
Еще более можно сблизить формальную и неформальную форму образования, если итоговая (выпускная) работа слушателя курсов повышения квалификации имеет практическую направленность и требует для ее выполнения знаний и навыков, о которых говорилось на курсах, но получение их является уже самостоятельной работой в рамках дополнительного неформального обучения.
Примером организации такой учебной деятельности можно привести дистанционные курсы повышения квалификации по организации проектной деятельности в рамках программы Intel«Обучение для будущего». Основное отличие этих курсов в том, что учителя не только разрабатывают проекты (wiki.kem-edu.ru), но и реализуют их в своих классах, организуя уже не только свое неформальное обучение, но и своих учащихся.
Литература
1. Формальное и неформальное обучение / Режим доступа: http://distance-learning.ru/db/el/EDE848BC770D614CC3257336001CA379/doc.html
|
Готовиться к "неформальному"???
Разделяю, Валентина Павловна, Ваш тезис, что к "неформальному образованию" (=самообразованию) надо готовиться. На конференции придётся защищать этот тезис среди тех, кто учит, но не учится. Защищать на конкретных примерах из своего опыта. Какими примерами из эксперимента неформальной подготовки конференции в Новокузнецке убеждать будете?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
Диалог с профессионалом
БВМ: "стремление к постоянному и непрерывному обучению - страусиная политика и/или бегство от решения профессиональных проблем..."
АВВ: В недавнем прошлом общеобразовательная школа была нацелена на обучение ради знаний. Ученик осваивал всё новые и новые предметы по задаваемой извне программе. Менталитет педагога и ученика переносили и в систему подготовки педагогических кадров.
Ныне взрослые учатся в ответ на повседневные "вызовы жизни", для разрешения проблем (не только профессиональных). Кому-то нужно найти в Интернет ответ для решения очередной "профессиональной проблемы". Кому-то - актуализировать свои компетентности в универсальных учебных действиях... В том числе в личных проблемах peer-to-peer общения в сетевых сообществах.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КАК К НЕМУ ГОТОВИТЬ(СЯ)
Так приятно было читать Ваш доклад. Когда педагог проводит самоанализ (рефлексию) своей профессиональной деятельности, а это как минимум 4 раз в год, то планирует в какой области ему следует повысить свой профессионализм. Действительно, высокая потребность в стремлении к самосовершенствовании возникает у педагога, когда он адекватно оценивает свои возможности (ресурсы).
ВПЖ: Не всегда понятно учителям, где, как и для кого применять современные методы обучения, работы с информацией, общения и самообразования. Может быть именно это непонимание, зачем и для чего осваивать новое, становится часто преградой для самообразования.
ДОВ: Работаю в школе и наблюдаю, что в основном педагоги понимают для чего осваивать новое, часто просто нет мотива на саморазвитие, нет желания "вникать" в новое ( с мелом и тряпкой могут провести качественно урок). Пример: Из 8 учителей начальной школы ( по два класса на каждой параллели) - 6 педагогов понимают где, как и для кого применять современные методы обучения и на практике виден результат.
Потребность соответствовать "новому времени", адекватная самооценка, вера в себя, позитивное мышление, решимость к действию, способность "действовать" и принимать самостоятельные решения, способность свои знания доносить до других людей, сила воли, открытость к окружающему миру....- внутренние ресурсы, которые дают твердую почву для устремления вдаль. Вот вопрос: "Как педагогу активизировать эти ресурсы? или как в пословице "Лошадь сдохла - слезь!" уйти от ответственности повышать свой професссионализм и личностный рост.
С уважением, Двирная Ольга.
На: НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КАК К НЕМУ ГОТОВИТЬ(СЯ)
Уважаемая Валентина Павловна!
Отсюда вытекают требования к организации формального обучения. Целью курсов повышения квалификации педагогов должно быть не передача знаний, и не обучение технологиям (информационным или педагогическим), а расширение кругозора (демонстрация новых теорий, течений, практик), формирование потребностей в получении этих знаний и демонстрация возможностей их получения при продолжении уже неформального образования в виде вебинаров, семинаров, мастер-класов и т. д
Очень даже своевременно. Но и не теряет второе ваше высказывание - это нехватка времени. Поэтому никак не должно уйти в прошлое подготовка педагога. Когда педагог на курсах, он стремится взять все, что можно, готовое. Чтобы не разбираться и не искать. Я неоднократно повыщала свою квалификацию на курсах КРИПКиПРО. И всегда, даже слушая знакомую мне тему, получала что то новое. И рада была, что узнала это не дистанционно. Быстрее усвоено, особенно это касается информационных технологий. Мое мнение, и я это проверила на практике, надо организвывать неформальное обучение в ОУ и видимо, под руководством КРИПКиПРО. Видимо, это и есть смысл вашей статьи. То есть привлечь к организации (серия вебинаров, для педагогов области) в первую очередь руководителей, в том числе методистов ИМЦ. Иногда учитель выше по уровню подговки, чем методист. Формальное, неформальное - цель одна: обучение, развитие и т..д. Уважающий себя руководитель и педагог не допустят иметь уровень ИКТ - компетентности ниже "среднего ученика". Но часто они об этом не знают. Считают себя "профи". Это то и может исправить формальное образование со стороны органов повышения квалификации. И тогда неформальное образование станет развитием формального.
С уважением, Раиса Борисовна