Введение с 2012 года в учебный план общеобразовательных учреждений в качестве обязательногокурса «Основы религиозных культур и светской этики» поставило перед педагогическими работниками непростую задачу – освоить содержание новой образовательной области.
Практика показывает, что многие педагоги незнакомы с контекстом религиозных культурных традиций, не имеют опыта преподавания предметов религиозного содержания.
Формальное повышение квалификации в институтах повышения квалификации в виде краткосрочных курсов и семинаров в основном обеспечивает знакомство педагогов с содержанием всех модулей курса, но не дает педагогам в полном объеме освоить огромный пласт культурных ценностей традиционных религий России.
На наш взгляд, решить данную проблему возможно как через систему повышение квалификации педагогов, так и через сотрудничество образовательных учреждений с традиционными религиозными организациями.
Самостоятельно разобраться в специфике содержания модуля «Основы православной культуры» и особенностях культурологического подхода к изучению религиозных ценностей, разработать необходимый дидактический материал у педагогов не всегда есть время, силы и возможности.
В данной ситуации значительную роль может сыграть организация неформального повышения квалификации, одним из видов которого является профессиональное сообщество, предполагающее, с одной стороны – основополагающую общность, а с другой – специфические связи тех, кто это сообщество составляет.
Русская православная церковь готова взять на себя организацию профессионального сообщества преподавателей модуля «Основы православной культуры», целью которого стало бы формирование и развитие компетентности педагогов-преподавателей данного модуля.
Обязательно должна проводиться диагностика, которая позволит выявить различного вида затруднения, возникающие у педагогов в деятельности по духовно-нравственному развитию личности обучающихся, для того чтобы оказать им своевременную адресную методическую помощь.
Неформальное просвещение, связанное с культурными и религиозными смыслами, ценностями, текстами, предполагает использование различных видов и форм работы: дискуссии, круглые столы, мастер-классы, семинары, конференции, конкурсы, беседы, экскурсии, консультации, проведение открытых занятий, аналитические мероприятия и др.
Результатом деятельности профессионального сообщества, во-первых, будет формирование компетентности педагога в сфере духовно-нравственного образования личности, развитие межличностных отношений и связей, которые позволят педагогам обмениваться опытом в реальном и виртуальном формате, создание базы методического и дидактического материала, а, во-вторых, все это, вместе взятое, несомненно, окажет положительное влияние на развитие личности самих педагогов.
|
Церковь формирует сообщество учителей?
Не могли бы, уважаемая Наталия Ивановна, сообщить подробности тезиса "Русская православная церковь готова взять на себя организацию профессионального сообщества преподавателей модуля «Основы православной культуры»" Какое это "сообщество" - местное, осногванное на очных встречах, региональное очно-дистанционное, или какое-то иное?
Как распределены в этом проекте функции церкви и светских органов управления общим образованием?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Церковь формирует сообщество учителей?
Уважаемый Владимир Владимирович! Благодарю за вопросы!
Указанный тезис достаточно подробно раскрыт в сборнике материалов и документов«Преподавание православной культуры в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации», М.:Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви, Сектор Основ православной культуры. — 2012, 144 с.
Цитирую: «Приоритетной задачей Русской Православной Церкви является согласование кандидатуры каждого учителя, преподающего ОПК, потому что за результаты его работы несут ответственность и школа, и епархия. В противном случае вред от неправильного, некомпетентного преподавания, нанесенный детям и семьям, может полностью нивелировать позитивный смысл изучения ОПК в школе. То же самое относится к православному человеку, не знающему содержания образования по ОПК, не знакомому с уже многолетним опытом его изучения в российских школах или профессионально неподготовленному, некомпетентному в качестве школьного учителя.
Синодальным отделом религиозного образования и катехизации во взаимоотношениях с Министерством образования и науки РФ достигнуто взаимопонимание относительно того, что организация курсов повышения квалификации и реализация образовательных программ подготовки учителей по учебному предмету (модулю) Основы православной культуры должна осуществляться с привлечением уполномоченных представителей Церкви, в регионах — епархий Русской Православной Церкви.
Это зафиксировано в соответствующем положении письма Минобрнауки от 21 мая 2010 г. № 03-1032: «важно организовать привлечение представителей религиозных организаций или уполномоченных религиозными организациями специалистов для участия в … организации курсов повышения квалификации и (или) переподготовки педагогических работников общеобразовательных учреждений, включая участие в реализации образовательных программ по соответствующим модулям комплексного курса».
Специалистами Минобрнауки России дано разъяснение, согласно которому указанная формулировка предусматривает привлечение церковных специалистов и (или) светских специалистов, уполномоченных Церковью, к организации подготовки учителей и к реализации образовательных программ повышения квалификации учителей в качестве преподавателей с участием в определении итогов подготовки и принятии решения о допуске учителя к преподаванию ОПК.
Участие представителей епархии или уполномоченных епархией специалистов в решении задачи «аккумуляции и развития полученного в регионах опыта по разработке методических материалов в дополнение к существующему учебно-методическому обеспечению курса» должно осуществляться с учетом содержащихся выше в сноске и ниже по тексту в части 2 Разъяснений о методическом обеспечении экспериментального курса.
Практически данное указание ориентирует руководителей органов управления образованием и представителей епархии или уполномоченных епархией специалистов на совместную работу по методическому обеспечению преподавания ОПК, дополнительному привлечению учебных материалов, в том числе разработанных или уже используемых в регионе учителями (если в регионе ведется преподавание ОПК в школах), разработанных или используемых в других регионах.
В Дополнениях к Методическим материалам от 21 мая 2010 г. № 03-1032 имеется ссылка на Примерное соглашение о сотрудничестве органа управления образованием субъекта Российской Федерации и епархии Русской Православной Церкви (см. Приложение к письму в Органы управления образованием субъектов Российской Федерации директора департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России И.И. Калины от 13 июля 2007 г. № 03-1584).»
Что касается нашего проекта, то он предполагает создание городского сообщества преподавателей модуля «Основы православной культуры» в рамках методического кабинета, который имеет место быть при втором благочинном округе г. Новокузнецка, с использованием как очных, так и дистанционных форм общения, обучения, консультирования и обеспечения педагогов учебным, дидактическим и методическим материалом. Преподаватели также могут повышать свою квалификацию на курсах в Институте повышения квалификации. Кроме того, подписаны договоры Кемеровской епархии с областным Департаментом образования, с Комитетом образования и науки г. Новокузнецка, с институтом повышения квалификации, в которых регламентирован функционал каждой из сторон. С уважением, Наталия Ивановна.
очно-дистанционное общение в городе
Спасибо, Наталия Ивановна, за пояснения. Мне было интересно выяснить масштаб и технологии формирования нового сообщества.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)