Своеобразными индикаторами «белых пятен» в наборе профессиональных компетенций педагогов являются педагогические затруднения, которые поддаются диагностике и позволяют установить недостаток или отсутствие у педагога вполне конкретных профессиональных знаний.
Выявить имеющиеся у педагога профессиональные затруднения, например, в вопросах внедрения и реализации ФГОС можно на основании требований к профессиональным компетентностям педагога. Требования разработаны на основе «Методики оценки уровня квалификации педагогических работников» (В.Д. Шадриков, И.В. Кузнецова) и включают 5 компетентностей: компетентность в области постановки целей и задач деятельности с учетом требований ФГОС, компетентность в области мотивации учебной деятельности, компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности, компетентность в области разработки программы деятельности с разработанными для каждой из них показателями и поведенческими индикаторами.
Достаточно эффективным способом выявления характера профессиональных затруднений педагогов является самооценка педагога и экспертная оценка со стороны администрации и коллег (метод 180 градусов). Инструментарием данной диагностики является специально разработанные опросники готовности педагога, в нашем случае, к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Такую диагностику целесообразно проводить по отношению к целому педагогическому коллективу конкретной школы, так как она позволяет определить пути развития не только конкретного педагога, но всей школы в целом (по образному выражению М.М.Поташника «школа не может быть лучше, чем учителя, работающие в ней»). Педагогические затруднения можно классифицировать по различным направлениям деятельности, как типовые или индивидуальные. Выявленные педагогические затруднения являются основанием для формирования содержания непрерывного образования на всех его уровнях: дополнительное профессиональное образование (формальный уровень), методическая работа в муниципальной системе образования и в ОУ (неформальный уровень).
Анализ педагогических затруднений может осуществляться по следующим направлениям:
1. Анализ уровня развития всех пяти компетентностей всех педагогов школы. Данная информация позволяет увидеть профессиональные проблемы педагогов школы в целом по определенным направлениям их деятельности, что в дальнейшем может стать основанием для выстраивания содержания в системе непрерывного образования, в том числе в рамках неформального уровня, а именно методической работы в ОУ.
2. Анализ уровня развития отдельных показателей компетентностей как всех педагогов, так и каждого педагога ОУ. Все затруднения педагогов могут систематизироваться, обобщаться; либо объединяться в группы типичных затруднений, либо выделяться как индивидуальные затруднения. Индивидуальные проблемы педагогов могут быть определены при сравнительном анализе самооценки педагога и экспертной оценки компетенций педагога со стороны руководителей школы, а также при сравнении оценок различных педагогов. Результаты анализа индивидуальных профессиональных проблем могут стать основанием для определения индивидуальных образовательных запросов педагогов и составления их индивидуальных образовательных маршрутов в системе непрерывного неформального образования.
3. Сравнительный анализ уровня компетентностей педагогов разных школ муниципального района. Данная информация может помочь при формировании содержания деятельности муниципальной методической службы(обучение в вопросах внедрения ФГОС, программы методического сопровождения, методической поддержки, включающие и вопросы консультирования), если, например, проводится диагностика и анализ затруднений педагогов школ одного муниципального района.
Анализ профессиональных затруднений педагогов обеспечивает целостный и системный характер процесса проектирования методической работы в муниципальной системе образования и в ОУ как неформального уровня непрерывного образования.
Литература
1. Курлов, В. Ф. Социологическая информация в управлении системой школьного образования : монография / В. Ф. Курлов. – СПб. : СПбГУПМ, 2003. – 256 с.
2. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. / под ред. В. Д. Шадрикова, И. В. Кузнецовой. – М.: Педагогика, 2010.– 392 с.
3. Поташник, М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие / М. М. Поташник. – М.: Центр педагогического образования, 2010. – 448 с.
|