Комментарии к избранным слайдам презентации В.А.СТАРОДУБЦЕВА
1.
АВВ: «по принципу близкодействия и дальнодействия» - это «очное и заочное»? Если так, то для сетевых сообществ, начиная с надмуниципального уровня (т.е. тех, где сочетание заочного с очным возможно ежедневно) главные проблемы – не технические (быстродействие…), а социальные (социализация корреспондентов, их «социальность» - настрой на сотрудничество…) и «гуманитарные» (взаимопонимание, семантические и др.). Частично проблемы заочного общения в сетевых сообществах ныне снимаются ВКС (видеоконференцсвязью). Но при асинхронном общении текстами «дальнодействие» сильно тормозит совместную постановку и решение проблем
2.
АВВ: Ограничение верхнего порога «обучения в течение всей жизни» 64 годами характерно для «формальных» систем «повышения квалификации», в профессиональных корпорациях. Мне 76 лет, но продолжаю ежедневно учиться: узнаю новое для себя, полезное для профессиональной и гражданской деятельности, для жизни в быстро меняющемся мире; осваиваю новые ИКТ, веб-сервисы, чтобы полноценно взаимодействовать в сетевых сообществах… В моём круге общения знаю людей старше 80 лет, которым Интернет открыл новые горизонты, даёт стимулы жизни.
Короче говоря, образование на протяжении жизни (с постоянным «формальным» в начале, а потом эпизодически, с «неформальным» по выбору «вечного студента», с «информальным», в которое учащийся погружён повседневно «в потоке жизи») работает с детства до смерти.
3.
АВВ: Понятие "Информационное общество" пришло в Россию с распространением персональных компьютеров и ИКТ. Следующий этап назван "Learning Society", что нередко переводят как "обучающееся общество". Между тем ещё в 1913 году В.И.Вернадский ввёл понятие "Учащийся народ". Это новое состояние общества в России становилось реальностью во времена ликбеза 1920х годов.
4.
АВВ: 1. Формула «Образование в течение жизни и в объёме жизни» работает с позиции учащегося. Образовательные организации должны учитывать эту культурную установку, переводить её в свои образовательные программы.
2. Для учащегося формирование «новых образовательных сред» (персональных сред) –одна из целей индивидуальн программы развйития. Для образовательных организаций – СРЕДСТВО помощи учащимся.
5
АВВ: «lifewidelearning» перевожу как «самообразование в объёме жизни». С позиции учащегося «работают» пп 2 (неформальное обновление знаний…) и 4 (повышение качества жизни…)
Остальные 3 пункта – с позиций государства и обучающей организации
6.
АВВ: В слайдах «классификация процессов образования…» на «формальное», «неформальное», «информальное» обращаю внимание на преобладание «формальных» оснований классификации: «потребности общества» (как поняты поставщиками «образовательных услуг»), лицензии и стандарты (от гос. органов), «образовательные программы» (предлагаемые школами и вузами), дипломы… Эти отдельные признаки затушёвывают кардинальную дихотомию: «организация – учащийся». Бюджетные, «автономные» и частные организации в нынешних условиях (инерция авторитарно-иерархической организации сферы образования, соответствующего менталитета «работников образования», распространение на стратегическую «отрасль» образования принципов рыночной конъюнктуры…) действуют по требованиям «менеджмента образовательных услуг», нередко подчиняя действия учащихся, а не помогая им. Поэтому действительные учащиеся (а не «ученики», выполняющие предписания «от сих до сих») всё более недовольны «формальным» образованием, стремятся расширить своё «неформальное».
Если понимать «неформальное» образование как антитезу «формальному», то в эту антитезу входит и «информальное». Т.е. в действиях учащегося различаем целенаправленные проектные (на курсах по выбору, в т.ч. дистанционных через Интернет) и «в потоке жизни».
Примеры из моего опыта «образования на протяжении жизни и в объёме жизни:
«Формальное образование» - общее в школе 1944-1954, профессиональное на географическом факультете МГПИ им. В.П.Потёмкина 1954-1959, аспирантура Института географии АН СССР 1960-1963.
«Неформальное образование» - на международных географических конгрессах и в комиссиях Международного географического союза в 1970-1998 гг, на съездах Географических обществ СССР, России, других стран, национальных и региональных симпозиумах географов ежегодно в 1961-2006 гг., на августовских педсоветах (2000-2012), на конференциях, семинарах и вебинарах по дистанционному образованию, технологическому образованию, универсальным учебным действиям и др. психолого-педагогическим и андрагогическим проблемам в 2001- 2012 гг…
«Информальное образование» всю жизнь - на рабочих местах, в сетевых сообществах, на форумах (подобно http://pedsovet.org/forum/forum319.html или http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=6600&st=900&p=261229) и в других формах повседневной коммуникации.
Сегодня основное внимание – рефлексии и структуризации моего «информального» саморазвития повседневно, «в потоке жизни».
7.
АВВ: На 22.09.12 из 25 авторов, разместивших свои доклады, 16 (т.е. 64%) включились в сетевое обсуждение. Считаем, что в нашем сетевом сообществе цель 2015 года достигнута?
С другой стороны, из 80 (с хвостиком J докладов в программе конференции в Новокузнецке на странице «Готовимся к конференции…» пока размещено только 27 (только треть). Есть куда расти
8.
АВВ: Модель А.Маслоу, конечно, применима к части учащихся. Но не преувеличиваем ли мы «самовыражение» в мотивации самообразования за счёт других факторов, свойственных отечественной культуре? Как отнесётесь к моделям «самообразование в ответ на вызовы жизни» и «самообразование для помощи ближним»?
Далеко не полная рефлексия постановочного доклада Вячеслава Алексеевича показывает, сколь сложные и различно понимаемые вопросы затрагивает наша конференция. На чём сосредоточимся, чтобы продвинуть интеграцию формального и неформального повышения квалификации?
Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, Fri, 26/10/2012 - 07:37).
Комментарии к избранным слайдам презентации В.А.СТАРОДУБЦЕВА
1.
АВВ: «по принципу близкодействия и дальнодействия» - это «очное и заочное»? Если так, то для сетевых сообществ, начиная с надмуниципального уровня (т.е. тех, где сочетание заочного с очным возможно ежедневно) главные проблемы – не технические (быстродействие…), а социальные (социализация корреспондентов, их «социальность» - настрой на сотрудничество…) и «гуманитарные» (взаимопонимание, семантические и др.). Частично проблемы заочного общения в сетевых сообществах ныне снимаются ВКС (видеоконференцсвязью). Но при асинхронном общении текстами «дальнодействие» сильно тормозит совместную постановку и решение проблем
2.
АВВ: Ограничение верхнего порога «обучения в течение всей жизни» 64 годами характерно для «формальных» систем «повышения квалификации», в профессиональных корпорациях. Мне 76 лет, но продолжаю ежедневно учиться: узнаю новое для себя, полезное для профессиональной и гражданской деятельности, для жизни в быстро меняющемся мире; осваиваю новые ИКТ, веб-сервисы, чтобы полноценно взаимодействовать в сетевых сообществах… В моём круге общения знаю людей старше 80 лет, которым Интернет открыл новые горизонты, даёт стимулы жизни.
Короче говоря, образование на протяжении жизни (с постоянным «формальным» в начале, а потом эпизодически, с «неформальным» по выбору «вечного студента», с «информальным», в которое учащийся погружён повседневно «в потоке жизи») работает с детства до смерти.
3.
АВВ: Понятие "Информационное общество" пришло в Россию с распространением персональных компьютеров и ИКТ. Следующий этап назван "Learning Society", что нередко переводят как "обучающееся общество". Между тем ещё в 1913 году В.И.Вернадский ввёл понятие "Учащийся народ". Это новое состояние общества в России становилось реальностью во времена ликбеза 1920х годов.
4.
АВВ: 1. Формула «Образование в течение жизни и в объёме жизни» работает с позиции учащегося. Образовательные организации должны учитывать эту культурную установку, переводить её в свои образовательные программы.
2. Для учащегося формирование «новых образовательных сред» (персональных сред) –одна из целей индивидуальн программы развйития. Для образовательных организаций – СРЕДСТВО помощи учащимся.
5
АВВ: «lifewidelearning» перевожу как «самообразование в объёме жизни». С позиции учащегося «работают» пп 2 (неформальное обновление знаний…) и 4 (повышение качества жизни…)
Остальные 3 пункта – с позиций государства и обучающей организации
6.
АВВ: В слайдах «классификация процессов образования…» на «формальное», «неформальное», «информальное» обращаю внимание на преобладание «формальных» оснований классификации: «потребности общества» (как поняты поставщиками «образовательных услуг»), лицензии и стандарты (от гос. органов), «образовательные программы» (предлагаемые школами и вузами), дипломы… Эти отдельные признаки затушёвывают кардинальную дихотомию: «организация – учащийся». Бюджетные, «автономные» и частные организации в нынешних условиях (инерция авторитарно-иерархической организации сферы образования, соответствующего менталитета «работников образования», распространение на стратегическую «отрасль» образования принципов рыночной конъюнктуры…) действуют по требованиям «менеджмента образовательных услуг», нередко подчиняя действия учащихся, а не помогая им. Поэтому действительные учащиеся (а не «ученики», выполняющие предписания «от сих до сих») всё более недовольны «формальным» образованием, стремятся расширить своё «неформальное».
Если понимать «неформальное» образование как антитезу «формальному», то в эту антитезу входит и «информальное». Т.е. в действиях учащегося различаем целенаправленные проектные (на курсах по выбору, в т.ч. дистанционных через Интернет) и «в потоке жизни».
Примеры из моего опыта «образования на протяжении жизни и в объёме жизни:
«Формальное образование» - общее в школе 1944-1954, профессиональное на географическом факультете МГПИ им. В.П.Потёмкина 1954-1959, аспирантура Института географии АН СССР 1960-1963.
«Неформальное образование» - на международных географических конгрессах и в комиссиях Международного географического союза в 1970-1998 гг, на съездах Географических обществ СССР, России, других стран, национальных и региональных симпозиумах географов ежегодно в 1961-2006 гг., на августовских педсоветах (2000-2012), на конференциях, семинарах и вебинарах по дистанционному образованию, технологическому образованию, универсальным учебным действиям и др. психолого-педагогическим и андрагогическим проблемам в 2001- 2012 гг…
«Информальное образование» всю жизнь - на рабочих местах, в сетевых сообществах, на форумах (подобно http://pedsovet.org/forum/forum319.html или http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=6600&st=900&p=261229) и в других формах повседневной коммуникации.
Сегодня основное внимание – рефлексии и структуризации моего «информального» саморазвития повседневно, «в потоке жизни».
7.
АВВ: На 22.09.12 из 25 авторов, разместивших свои доклады, 16 (т.е. 64%) включились в сетевое обсуждение. Считаем, что в нашем сетевом сообществе цель 2015 года достигнута?
С другой стороны, из 80 (с хвостиком J докладов в программе конференции в Новокузнецке на странице «Готовимся к конференции…» пока размещено только 27 (только треть). Есть куда расти
8.
АВВ: Модель А.Маслоу, конечно, применима к части учащихся. Но не преувеличиваем ли мы «самовыражение» в мотивации самообразования за счёт других факторов, свойственных отечественной культуре? Как отнесётесь к моделям «самообразование в ответ на вызовы жизни» и «самообразование для помощи ближним»?
Далеко не полная рефлексия постановочного доклада Вячеслава Алексеевича показывает, сколь сложные и различно понимаемые вопросы затрагивает наша конференция. На чём сосредоточимся, чтобы продвинуть интеграцию формального и неформального повышения квалификации?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)