Теоретики и практики Российского образования (А.Г.Асмолов, Б.С.Гершунский, В.С. Леднев, В.А.Сластенин, А.М. Новиков и др.) считают, что система институционального образования не позволяет в достаточной степени обеспечить становление профессиональной компетентности педагогов, способных решать личностные и общественные задачи.
Это объясняет повышенный интерес к таким формам непрерывного образования, как неформальное. Данный термин акцентирует внимание на важности образования педагогов вне предназначенных для этого специальных учебных заведений.
К неформальному образованию относят все виды взаимодействия педагогических работников, способствующих совершенствованию их профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность - ключевое понятие, характеризующее педагогическую деятельность. Она определяет качество работы педагога, базируется на эмоционально-ценностном отношении к деятельности, выражается в способности находить рациональное решение возникающей проблемы в различных трудностях объективного и субъективного характера.
Динамика компетентности педагога проявляется в умении анализировать педагогические ситуации, проектировать и реализовывать учебно-воспитательный процесс, определять новые педагогические задачи на основе вхождения в круг современных знаний широкого профиля и развития общекультурного потенциала.
Один из современных вариантов повышения профессиональной компетентности педагога в рамках неформального образования - рефлексивно-деятельностный подход, определяющийся как единство рефлексивного и деятельностного компонентов. Рефлексивный компонент предполагает, что педагог способен проектировать, прогнозировать свою профессиональную деятельность, обнаруживать допущенные ошибки и намечать пути их исправления. Деятельностный компонент означает переориентацию процесса обучения педагога на постановку и решение им самим конкретной профессиональной задачи. Деятельность должна быть выстроена так, чтобы педагог стал ее субъектом, а рефлексия - протекающим в ней процессом.
Одним из направлений повышения профессиональной компетентности педагога в рамках рефлексивно-деятельностного подхода является создание на рабочем месте такой развивающей среды, которая направлена на приобретение необходимого знания в данный период. Это достигается путем решения нестандартных, творческих задач в процессе совместной деятельности, участия в диагностической деятельности и обсуждения ее результатов в ходе коммуникации, разработки необходимых решений для оказания конкретной помощи детям.
Механизм развития профессиональной компетентнотси может быть представлен следующим образом: построение смысловой основы деятельности педагога; определение проблемы, требующей оперативного решения; организация самообразования; обсуждение результатов поиска; применение полученных знаний и умений.
Каждый предыдущий этап связан с последующим и строится на рефлексивной основе.
Рефлексивно-деятельностный подход призван способствовать преодолению редукции профессиональной компетентности педагога при условии его собственной активности, творческого импульса и высокой мотивации к деятельности.
Литература
1. Зверева, О.Л., Ганичева, А.Н., Кротова, Т.В. Семейная педагогика и домашнее воспитание детей раннего и дошкольного возраста [Текст]. - М. : ТЦ Сфера.- 2009.
2. Зимняя И.А. Педагогическая психология [Текст] / И.А. Зимняя.- М. : МПСИ; Воронеж : МОДЭК. - 2010.
3. Макареня, А.А., Ройтблат, О.В., Суртаева, Н.Н. Неформальное образование как условие социального взаимодействия в процессе повышения квалификации // Человек и образование. - 2011.- № 4.- С.59-63.
|
Вопросы о личном опыте РДП
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Вопросы о личном опыте РДП
Здравствуйте, Владимир Владимирович! Спасибо за внимание к данной публикации.
Извините за задержку ответа, не заходила на сайт конференции длительное время (сентябрь - горячая пора в учебном заведении, а если брать во внимание "очень огромное количество документации педагога", то и все последующие месяцы "скучать не придется").
1. Попробую пояснить представленную модель на примере работы в должности логопеда.
-Смысл деятельности в том, чтобы организовать в интересах ребенка коррекционно-развивающую работу и выявленные нарушения не препятствовали обучению чтению, письму и математики;
- В числе проблем - формирование пространственных представлений;
- Далее следует теоретическая и практическая подготовка, направленная на разрешение проблемы;
- Результат поиска обсуждается с учителями начальных классов, разрабатываются программа совместной деятельности и практические рекомендации для родителей;
- Реализация программы.
2. В идеале каждый этап связан, как с предыдущим, так и последующим. Из предыдущего "вытекает" замысел на последующий. А рефлексия помогает не отклониться от проблемы. Я помогаю себе вопросом: что дальше?
Что дальше?
Давайте раскроем тезис "Рефлексия предыдущего ведёт к последующим шагам" на материалах не только Вашего доклада, но всей сетевой подготовки конференции. Приглашаю в подшивке "Опросы..." отдать Ваш голос за вариант сделанного Вами, ответить на другие вопросы, переходя по страницам подшивки
Ждём Ваш голос на каждой из пяти страниц опросов.Кроме того, на всех страницах, куда заходите, голосуйте (или нет) за содержание,.которое Вам полезно. Рейтинг страниц подшивки "Готовимся к конференции..." поможет сообществу выделить практически ценное.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Что дальше?
Здравствуйте, Владимир Владимирович!
В моем докладе акцент данного тезиса сделан на самоподготовку педагога, на индивидуальную форму поиска решений своей профессиональной задачи. Происходит рефлексия актуального уровня и собственного развития в ходе преодоления затруднений. Сетевая подготовка позволяет установить прямые контакты с педагогами, обсудить проблему и обменяться практическим опытом, что способствует наибольшему накоплению материала для рефлексии педагога.
1. Каждое новое мнение, новый взгляд на проблему помогает изучить ее со всех сторон и отметить то, чему автор не придал внимания ( в диадах работать хорошо, а в триадах лучше). Значит, снова идет процесс рефлексии предыдущего и выработка новых шагов.
2. Оценка своего "Я ": я-выступаю только слушателем, я - консультант и могу поделиться опытом, я- педагог и могу уверенно "учить" коллег. Снова рефлексия и последующие шаги в совем развитии.
p.s. Просматривая материалы конференции была приятно удивлена, что в сети "кипит" работа и все готовы поделиться опытом. К сожалению, я сталкивалась с тем, что прямые контакты с коллегами не приносят "богатых" советов, жадничают. В этих условиях сетевые сообщества являются спасением для получения информации. Настораживает следующее: не будут ли полученные практические рекомендации отставать от глубокой теоретической подготовки. Традиционная система повышения квалификации строилась целиком на готовом знании, сетевая подготовка ориентирована больше на практику. Как найти золотую середину?
На: Рефлексивно - деятельностный подход как основа повышения про
Как хорошо в докладе отражено значение осознанности в работе педагога ( способность обнаруживать допущенные ошибки и намечать пути их исправления). Педагог - активный субъект и проектировщик своей деятельности. Педагог прогнозирует результат деятельности, который измеряем. Цель ставится, исходя из потребности субъекта, общественного и гос. заказа, ориентиров, с учётом возможностей субъекта и условий. Ставит шаги достижения своей цели. Совершает действия (применяет технологии, способы, приемы,...) по достижению своей цели. Результатом деятельности является изменение способностей, способов деятельности, мышления....
Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — всякое размышление человека, направленное на анализ своего "Образа Я" — собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. Другими словами - «разговор с самим собой».
Если рассмотреть формулу Субъекта S = Ресурс - Потенциал - Действие. Как вы подчеркнули в своем докладе ( при условии его собственной активности, творческого импульса и высокой мотивации к деятельности).
Необходимо создание развивающей среды, которая направлена на приобретение необходимого знания в данный период. И вот уточняющий вопрос: на приобретение знания или на активизацию собственнной активности по приобретению знания? То есть педагог создает себе разные ситуации творческого характера, в которых активизируются внутренние ресурсы, необходимые для решения данной задачи. Могут ли быть этой развивающей средой профессиональные сетевые сообщества?
С уважением, Двирная Ольга.
На: Рефлексивно - деятельностный подход как основа повышения про
Здравствуйте, Ольга Владимировна! Спасибо за интерес к публикации. Извините за "нескорый ответ"
Долго думала над выделенной Вами фразой: развивающая среда направлена на приобретение необходимого знания или на активизацию собственной активности по приобретению знания.
1.В моем понимании в творческой среде у педагога, который не желает быть в числе "отстающих" уже присутствует активность, направленная на приобретение и применение знания. Другую категорию педагогов эта творческая среда (или инновационная деятельность школы) будет активизировать на саморазвитие.
2. Как мне представляется, профессиональные сетевые сообщества могут служить развивающей средой для педагога с высокой мотивацией к своей профессиональной деятельности. Он будет делиться своими наработками, обсуждать вопросы на перспективу и т.д. Чаще всего в сетевых сообществах стараются найти ответ , причем быстро, на решение своего практического вопроса.