ИНТЕГРАЦИЯ ФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ
1Гринберг Г.М., 2Ивкина Л.М., 2Пак Н.И.
1Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнёва (СибГАУ), г. Красноярск
2Красноярский государственный педагогический университет
имени В.П. Астафьева (КГПУ), г. Красноярск
УДК 378.147
В системе профессиональной подготовки специалистов назрела необходимость интеграции формальной и неформальной составляющих образовательной деятельности. В результате такой интеграции процесс обучения студентов должен выстраиваться как результат согласования двух «встречных» оснований: с одной стороны обучение должно соответствовать требованиям к профессиональной квалификации обучающихся, а с другой – позволять расширять их профессиональный кругозор, отвечать их разноплановым профессиональным интересам, личностным запросам и ожиданиям.
В соответствии с этим, под интеграцией формального и неформального образования будем понимать процесс, направленный на обеспечение полноты и цельности образования путем преодоление межпредметной разобщенности, основанный на взаимодействии и расширении возможностей аудиторной и внеаудиторной деятельности всех субъектов образования, характеризуемый гармонией их взаимоотношений и согласованностью интересов, осуществляемый как по вертикали, так и по горизонтали в специально созданном целостном образовательном пространстве. Таким образом, интеграция в данном случае это не просто согласование учебных программ профессионального образования разного уровня и направлений подготовки как компонента образовательного процесса, а обусловленный задачами непрерывной подготовки специалистов переход к такой структуре и содержанию обучения, которые отвечали бы педагогически адаптированному опыту профессиональной деятельности.
Горизонтальную интеграцию формального и неформального образования студентов рассмотрим на примере взаимодействия двух университетов – СибГАУ и КГПУ. Первым шагом в создании целостного образовательного пространства во взаимосвязи и преемственности формального и неформального образования студентов двух вузов стало подписание Соглашения о сотрудничестве между факультетом информатики КГПУ и институтом космической техники СибГАУ, целью которого является установление плодотворного сотрудничества в образовательной и научно-исследовательской деятельности.
Вторым шагом стало создание коллектива единомышленников – преподавателей и студентов, обладающих общим видением возможностей взаимодействия формального и неформального образования, объединенных общим желанием изменить содержание образования к лучшему, соотнести его с современными требованиями.
14 апреля 2012 г был запущен проект взаимодействия студентов КГПУ и СибГАУ [1]. При организации теоретического и практического обучения студентов СибГАУ предполагается их активная работа по самостоятельной подготовке презентаций, которые используется ими при выступлении с докладом на учебных занятиях, для иллюстрации результатов курсового, дипломного проектирования и пр. В рамках проекта содействие студентам СибГАУ в подготовке презентаций стали оказывать студенты КГПУ, которые осуществляют деятельность по созданию презентаций при изучении ими дисциплины «Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе». В результате формируется комплексное задание студентам обоих вузов на выполнение самостоятельной работы.
Комплексная самостоятельная работа студентов проходит в три этапа. На первом этапе преподаватель СибГАУ разбивает студентов на группы и выдаёт каждой группе задание на самостоятельную работу, план поиска и структурирования учебно-методических материалов.
На втором этапе происходит взаимодействие групп студентов СибГАУ и КГПУ по подбору учебного материала, компоновке и оформлению презентации. Результатом этого этапа является подготовленная презентация. Третий этап – контрольно-оценочный. Он включает индивидуальные и групповые отчеты и их оценку. Студенты СибГАУ полученные результаты представляют в виде выступления с докладом. Студенты КГПУ защищают разработанную презентацию как дидактическое средство, предназначенное для объяснения изучаемого материала.
Перевод интеграции в вертикально-горизонтальный формат планируется произвести путём включения в группы студентов школьников, которые будут оказывать содействие студентам в сборе материала и компоновке презентации. Готовую презентацию школьники смогут использовать для выступлений на уроках. А в случае организации конкурса презентаций, свою разработку студенты и школьники смогут совместно представлять на этом конкурсе. Вертикально-горизонтальная интеграция учебной деятельности обучаемых позволит мотивировать их на более высокие результаты в обучении, а обучающим позволит реализовать свои образовательные цели на более качественном уровне.
Литература:
1. Гринберг, Г.М. Радость общения должна приносить плоды. (Послесловие к старту межвузовской кооперации студентов) [Электронныйресурс] / Г.М.Гринберг, Л.М. Ивкина, Н.И. Пак. Режим доступа: http://www.ikt.sibsau.ru/index.php/nauchnaya-rabota-ikt/nauchnaya-rabota....
|