Тему рассматриваем с позиции учащегося учителя.
Неформальное образование взрослых
К проблемам неформального образования подходим с позиции учащегося. К "учащимся" причисляем не только школьников, студентов, аспирантов, но всех, кто учится всю жизнь в ответ на вызовы профессии и быта. С этой позиции учащимся может быть и школьный учитель, и преподаватель вуза или института повышения квалификации, и научный работник, если они сочетают свои должностные обязанности с повседневным самообразованием (саморазвитием).
"Неформальное образование" реализует сам учащийся по своей программе и/или в потоке жизни (т.е. без заранее составленной программы, реагируя на внешние условия и импульсы). "Формальное образование" предоставляется образовательными учреждениями по государственным или корпоративным стандартам и программам, с оценками результатов по установленным государством/корпорацией требованиям и/или мнению преподавателя, экзаменатора, с выдачей документа об образовательном цензе.
Неформальное образование учащихся исторически присутствовало в общественном развитии, но до последнего времени считалось "дополнительным" к формальному. Понятие "дополнительное образование" родилось и узаконено в идеологии "образование на всю жизнь", когда общество причисляло к системе образования общеобразовательные школы, учреждения среднего и высшего образования, аспирантуру; соответственно признавало "аттестат зрелости", дипломы вуза и учёной степени. "Формальное образование" длилось от 10 до 20 лет, а остальную жизнь (40 лет и более) взрослые учащиеся получали "дополнительное" образование.
Переход к модели "образование через всю жизнь и в объёме жизни" меняет отношение общества (и государственных органов) к т.н. "неформальному образованию". В восприятии учащегося более 2/3 информации приходится на неформальное образование. К тому же с распространением Интернет и других средств дистанционной коммуникации в жизни учащихся растёт удельный вес развития в сетевых сообществах. Их воздействие на учащихся, дидактический и педагогический потенциалы сравнительно мало изучены.
Модель 5С
Формула означает "Саморазвитие в сетевых сообществах сменного состава". Речь - о саморазвитии учащегося на протяжении жизни. Саморазвитие - это не только усвоение новой информации, её вписывание в знания об окружающем мире и самом себе, в своё мировоззрение. Это ещё и изменение ценностей и человеческих качеств в ходе самовоспитания. Иными словами, саморазвитие - это изменение культуры личности, а в ней - информационной культуры, технологической культуры и других составляющих.
На протяжении жизни человек ХХ1 века взаимодействует (и учится) в ряде сетевых сообществ. Он выбирает их (или создаёт сам), следуя изменениям своих интересов. Вот пример из жизни автора.
Почти 50 лет моим "очным" сообществом был Институт географии АН СССР (с 1990х - РАН). Очно-дистанционными сообществами были Международный географический союз, его комиссии и рабочие группы, на встречах которых бывал эпизодически, а постоянно взаимодействовал через переписку.
"Заболев" Интернетом, пытался создать в Российском географическом обществе сетевое сообщество географов. В нём в 2001 г. было 35 городов от Калининграда до Петропавловска-Камчатского. Но оно оказалось преждевременным. В 2002-2006 гг. участвовал в сообществе СТОИК (Сетевые Технологии Образования, Инноваций, Коммуникации) - клубе для сетевых диалогов по актуальным проблемам образования взрослых. За СТОИК-1 были СТОИК-2 в социальной сети mail.ru, СТОИК-3 среди сетевых сообществ Открытого Класса. Различались они не только "местом дислокации", но и акцентами на поддержку "Учащегося народа" (мечта В.И.Вернадского в 1913 г), на освоение богатого арсенала сервисов web 2.0 на сайте Национального фонда подготовки кадров.
Осев :) в Открытом Классе, участвовал в сообществах Год Учителя (2010), "Повседневное саморазвитие педагога..." (2011), "Сетевая лаборатория по апробации интерактивных мобильных электронных устройств" (2011-2012 учебный год). Эти и другие очно-дистанционные, и дистанционные сообщества немало способствовали непрерывному развитию дедушки и прадедушки.
Заключение
Неформальное саморазвитие педагога в сетевых сообществах разного состава с разными интересами – один из ведущих трендов в изменении системы подготовки и переподготовки кадров ХХ1 века. Модель «5С» предложена как ориентир непрерывного самообразования в эпоху Интернет.
|
На: Анненков В.В. Непрерывное неформальное образование: модель 5
Уважаемый Владимир Владимирович!
Очень интересна модель <5С>. Сама несколько лет иду примерно вашим путем в области обучения. Сетевые сообщества - путь, наверное, самый оптимальный для повышения квалификации педагога. Опять - таки. все, что возникает в истории стихийно, постепенно получает какое - то управление, если это принято обществом. Все сетевые сообщества разрознены, некоторые из них переходят на коммерческие основы. Как вы считаете, не созрела ли необходимость какого регулирования такого обучения? Вопрос спонтанный. У меня нет на него ответа. Об организации неформального обучения детей мы уже давно задумались. Пытаемся их направить в "разумное русло". Создаем собственные ресурсы в сети, уводим их от "неразумного" пути блужданий по Интернету. В школе пытаемся руководить неформальным обучением педагогов с этой же целью. жду вашего мнения, как человека столкнувшегося с этой проблемой. Ведь почему то вы "осели" в "Открытом классе".
С уважением, Раиса Борисовна.
Диалог "педагог - андрагог"
Рад, дорогая Раиса Борисовна, началу диалога. "Дорогая", потому что редко встречаю в Сети учителей старшего поколения, активно взаимодействующих в сетевых сообществах, чем опровергающих мнение о пассивности старших в ИКТ вообще, в Интернет, в частности. Всё зависит от человека.
Продолжим в формате диалога:
ЛРБ: "почему то Вы "осели" в "Открытом классе".
АВВ: Стремлюсь передать опыт "вечного студента" и впитать конкретику современной школы (от практики которой отдалён в Федеральном институте развития образования) В сетевых сообществах учителей получаю материал для научной работы по проблемам саморазвития педагога, социальных и гуманитарных технологий сетевого взаимодействия...
ЛРБ: "Как вы считаете, не созрела ли необходимость какого регулирования обучения (в сетевых сообществах)?"
АВВ: На разработку основ и технологий "неформального" образования, в т.ч. и в сетевых сообществах, и нацелена наша конференция. А материалы подшивки "Готовимся к конференции...", размещённые в сетевом сообществе "Повседневное саморазвитие педагога...", дают основание для разработки методик измеряемого учёта "повышения квалификации" в профессиональном общении педагогов. Что актуально для "формального" признания результатов "неформального" саморазвития.
ЛРБ: "Пытаемся их (детей)направить в "разумное русло"
АВВ: А я разрабатываю принципы и технологии "направляемой самоорганизации" взрослых в сетевых сообществах. Для учителей и преподавателей вузов важна именно их самоорганизация. Задача институтов повышения квалификации и/или сетевых сообществ, создаваемых этими институтами в www (в т.ч. в Открытом Классе). - направить самоорганизацию педагогов и их сообществ в русло постановки и совместного решения злободневных проблем. Направляющее воздействие на самоорганизацию учителя идёт через формирование среды, благодатной для его развития, через предложение сетевых проектов для индивидуальной и коллективной разработки.
ЛРБ: "В школе пытаемся руководить неформальным обучением педагогов с этой же целью. жду вашего мнения...,"
АВВ: В формировании для учителя благодатной среды саморазвития выделяем несколько взаимодополнительных уровней:
Администрация школы, школьные методические объединения помогают учителям сочетать эти уровни и формы профессионального общения. Действенным средством сочетания могут быть индивидуальные программы саморазвития учителей. Как учителям разрабатывать такие программы - отдельные консультации по запросам на [email protected]/
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Диалог "педагог - андрагог"
Спасибо за такой оперативный ответ. Я очень многое для себя лично взяла из вашего ответа.
С уважением, Раиса Борисовна
Своевременный вопрос
Пока доклад СВА не имеет специальной страницы. Хочу такую создать сегодня к концу дня (по Москве). Ваш запрос - ещё одно основание для такого действия.
Удалять Ваш запрос не надо. Копим факты и мнения для формирования благодатной среды сетевого обсуждения.
PS: страница для обсуждения презентации В.А.Стародубцева
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
Инновации и преемственность
Добро пожаловать, уважаемый Вячеслав Михайлович, в сетевую дискуссию специалистов, поколений, позиций. У нас здесь встреча не только без галстуков, но и без манжет :) Вместе выясняем, кто где находится сейчас, куда двигаться институтам повышения квалификации работников образования (организаторы конференции).
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: 1 НЕПРЕРЫВНОЕ НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МОДЕЛЬ 5С
В.В.!
В Вашей индивидуальной траетории можно отметить и общую тенденцию сетевой мобильности "контингента" неформального образования и смену векторов сетевой активности "по ходу жизни".
Смена интересов приводит к смене состава коммуникаторов. Как у Пьехи: "Кто-то теряет, кто-то находит". Неформальное самообразование (саморазвитие) такое по сути. Но есть мнение о необходимости "организовать" неформальное самообразование в управляемую структуру так, чтобы можно было "учитывать" его в формальном повышении квалификации.
Реальность с аттестацией и сертификацией педагогической деятельности (короче - зарплата) к этому подталкивает. При этом результаты учения (самоучения) можно по привычке оценить в баллах или еще как-то (портфолио результатов). Как процедурно или критериально оценить саморазвитие и самовоспитание?
В.А.
Вячеслав
Сертификация результатов неформального самообразования
Согласен, В.А., что способы признания результатов неформального образования (на мой взгляд, самообразования, так как НО движется учащимися) - актуальная проблема "повышения квалификации". Результаты может оценивать эксперт-консультант, отвечающий за оценку перед своим вузом или ИПКРО, к которому аттестуемый прикреплён для повышения квалификации. Или оценивает сообщество, в котором трудится аттестуемый, повышая его авторитет.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Сертификация результатов неформального самообразования
Вопрос, который заставляет меня размышлять - " самообразование - это неформальное или информальное образование?" Где та грань, которая позволяет определить место самообразования в непрерывном образовании человека? Ведь если опираться на положения Меморандума, то информальное образование обозначено как самообразование - "наша индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая нашу повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер" . ... . . Но,на мой взгляд, такой подход к самообразованию слишком узок. И если говорить об профессиональном педагогическом образовании, то такое понимание информального образования близко к понятию "фонового педагогического самообразования", о котором говорит Г.М. Коджаспирова, выделяя формы самообразования педагога. А если рассматривать самообразование как целенаправленную, регулируемую деятельность педагога, как простраивание некой траектории своего профессионального образования, развития, то самообразование вберёт в себя и неформальное и информальное образование.
Или другой подход, если рассматривать самообразование как индивидуальную образовательную деятельность, осуществляемую вне образовательных ( и других) учреждений, то может рассматривать самообразование как неинституциональное неформальное образование?
P.S. Может быть оставляю комментарий в не совсем соответствующей теме обсуждения. Не совсем хооршо ещё ориентируюсь в сообществе.