Обобщение опыта 2007, 2012, 2013 гг.
Спустя десятилетия информатизации систем образования в нашей стране одной из инерционных практик остаётся организация конференций. Оргкомитеты разрабатывают и объявляют интересные программы, заказывают пленарные доклады, собирают спонтанно поступающие сообщения для секций... Но при большом количестве сообщений секции превращаются в конвейер презентаций. За 10-15 минут на сообщение времени на обсуждение не хватает. Авторы не получают обратной связи, эффективность их социализации на конгрессах и конференциях оставляет желать лучшего.
Между тем ИКТ давно позволили превратить очное общение в дистанционно-очное. Сервисы видеоконференцсвязи и вебинаров допускают моментальную обратную связь в реальном времени. Однако из-за неподготовленности аудитории (нередко и докладчиков) к свободным диалогам с удалёнными коллегами большинство конференций проходит по старинке: один-два дня очного общения. С окончанием очной конференции многостороннее общение её участников прерывается.
Участники Конгресса 2013 при поддержке Академии инновационного образования и развития имеют возможность перейти от эпизодического очного общения к непрерывному дистанционно-очному обмену опытом в сетевом сообществе. Для этого познакомиться с опытом многодневных вебинаров и сетевой подготовки конференций, применить этот опыт в новой форме сетевого сотрудничества - "Сетевом послесловии".
Опыт сетевой подготовки конференций
Сетевая подготовка начинается с диалогов (в форумах, блогах и других сервисах web 2.0). Оргкомитет определяет веб-площадку подготовки, приглашает авторов выкладывать на этой площадке свои сообщения в открытом доступе. Активисты Оргкомитета инициируют диалоги, задавая вопросы, критически обсуждая тот или иной тезис, выделяя полезное... Вот образчик диалога в www(1) при подготовке в марте 2007 г.студенческой конференции «…проблемы инновационного развития» (по докладу студента А.В. Палагина «Инновационные скачки и трансформация культуры») Авторство суждений в диалоге указано индексами (ФИО + дата в формате «год-месяц-число). Комментатор - Анненков В.В. (АВВ)
----------------------------------
ПАВ70212: Инновационные скачки – короткие по историческим меркам периоды времени, когда наука и техника делают резкий инновационный рывок... Это глобальное изменение часто обусловлено комплексным и значительным отставанием страны от соседей.
АВВ70213: Позвольте не согласиться, что "инновационные скачки" (ИС) характерны только для ситуаций отставания. ИС бывают и опережающие (например, прорыв СССР в космос в 1957 г., полёт Ю.А.Гагарина).
ПАВ70222: Прорыв в космос – это... «имперская стройка». Под этим словосочетанием я подразумеваю заметное достижение, потребовавшее колоссальных затрат, но для повседневной жизни гражданина совершенно не нужное.
АВВ70223: Хотя нынче не принято обсуждать идеологические расхождения, но в жизни от них не уйти. В наш диалог идеология ворвалась в виде тезиса о прорыве в космос как "имперской стройке", которая "для повседневной жизни гражданина совершенно не нужна". Идеология новой социально-экономической формации в России состоит, в частности, в негативной оценке СКОПОМ ВСЕГО, сделанного в СССР. Маятник культуры качнулся от МЫ к Я, но не остановился на золотой середине, а ушел в крайность Я. Кстати, найдете время почитать "Я и МЫ в личных блогах и блогах сообществ")?.
Молодежь рубежа 1950х-1960х годов не считала события начала космической эры не нужными для повседневной жизни. Иначе как объясните, что мы искали в ночном небе движущийся светлячок первого спутника Земли, стихийно (никто не организовывал) выходили на улицы Москвы встречать первого космонавта... Было чувство причастности граждан к этим свершениям.
Теперь об идеологически окрашенном выражении "имперская стройка". Да, затраты на освоение космоса были большими. Но они работали на развитие, на будущее страны. А на что работает приобретение Абрамовичем клуба "Челси"? Или бизнес казино?
ПАВ70223: Я и не говорил, что Прорыв в космос был совершенно бесполезен. Просто он был возможен только в империи. В другом государстве он не был бы прорывом - все произошло бы гораздо позже и стало бы закономерным итогом постепенного развития. При этом было бы затрачено гораздо меньше ресурсов.
Лично мне кажется, что плата слишком высока. И ведь это был не единственный пример "Стройки" - туда же можно отнести и освоение целины… И БАМ, и поворот рек…
А приобретение Абрамовичем клуба Челси, бизнес казино работают на удовлетворение личных потребностей. То, с чем в империи как правило дефицит.
АВВ70225: Итак, у поколений, выросших в разной социо-культурной среде, разные ценности и отношение к фактам действительности. Могут ли граждане разного возраста договориться и вместе обеспечивать ДОБРо (Длительное Относительно Безопасное Развитие) на основе сбалансирования традиций и инноваций? Этот вопрос адресован участникам секции, а также представителям разных поколений в сообществе СТОИК.
----------------------------------------
Для структурирования диалогов модератор сетевой подготовки создаёт страницы по темам и докладам. Вот пример подшивки (серии страниц) сетевого круглого стола перед конференцией (2)
· Сетевой Круглый Стол по проблемам информации для образования в ХХ1 веке
o Анненков В.В. Наука об информации - культуре граждан
o Анненков В.В. Сетевая подготовка научных конференций: прошлое и будущее
o Анненков В.В.: Работа с информацией в междисциплинарном общении и деятельности вольного сетевого сообщества СТОИК
o Антиплагиат как направление объединения информационных и социальных технологий
o Информационная составляющая в 14-ти концепциях современного образования
o Информация и коммуникация: как понимаете и соотносите?
o Информация и университеты
o Каценеленбаум Б.З.: Социальная эффективность информационного общения во временных коллективах, называемых научными конференциями
o Колдаев А.В. Патентная контентная информация (знания) Особенности и перспективы изучения
o Крутских В.В. с соавторами: Информация и знания у исследователя и инженера-проектировщика
o Лобанов Ю.И.: Фрактально-целевая модель многомерного анализа эффективности электронных образовательных технологий
o Мельников Б.С.: Академическое изобретательство как информационно-техническая дисциплина
o Минин Б.А.: Актуальные и загоризонтные цели информационной науки творчества
o Овсейцев А.А., Шарапов С.Ф. Триада "Деятельность - Информация - Общение"
o Редюхин В.И. Вербально-графические модели работы с информацией. Концепция Сеть
o Саночкин В.В.: Знаки и связи между ними – элементы метаинформации
o Тренды мобильного обучения
o Хотунцев Ю.Л.: Технологическая информация и технологическое образование...
o Чёрный Ю.Ю. Изучение информации: в начале пути
В ходе подготовки конференции модератор проводит опросы участников (об ожидаемых результатах, о самоопределении в сообществе…). Для объединения докладчиков и читателей в сетевое сообщество модератор создаёт словарь конференции, подбирает авторитетные источники и другие материалы, совместная работа с которыми сплачивает удалённых участников общим делом. Таблица ниже показывает общую базу, созданную при подготовке конференции Новокузнецкого ИПКРО о сочетании «формального» и «неформального» образования педагога (3)
подшивка
|
комментарии
|
Знакомимся
|
АВВ 1
|
Словарь конференции
|
АВВ 1, 2, 3
|
Ссылки на материалы о неформальном и информальном образовании (общая база источников)
|
АВВ 1, 2
|
Неформальное образование: единство эмоций и проблемной сущности
|
АВВ 1, 2, 3, 4
|
Предложения к проекту рекомендаций конференции
|
АВВ 1 ДОВ 1
РТЮ 1 СВА 1
|
Опросы 1, 2, 3, 4, 5
|
|
Трудоёмким, но необходимым элементом подготовки стал свод ссылок на размещённые в www материалы и их комментарии (4).
Название доклада с ссылкой
|
Комментарии к докладу
|
Секция 1. Проблемы теории и практики неформального образования
|
Анненков В.В. Непрерывное неформальное образование: модель 5С
|
СВА 1 БВМ 1
ЛРБ 1, 2,, 3
АВВ 1 2, 3, 4, 5, 6
|
Аствацатуров Г.С. Профессиональные мультимедийные конкурсы как эффективная форма повышения квалификации
|
ВЕА 1, 2 ШММ 1, 2, 3
|
Вострикова Е.А. Определение, создание и сохранение педагогических знаний: постановка проблемы
|
АВВ 1, 2, 3 ЛРБ 1
ВЕА 1, 2
|
Вострикова Е.А. Муниципальная карта неформального повышения квалификации работников образования: расширение в сетевые профессиональные сообщества
|
ЛРБ 1 ДАБ 1, 2 ЮИА 1
ЗСН 1 ВДВ 1, 2
ШММ 1, 2, 3 ПЛВ 1
ВЕА 1, 2, 3
|
Стародубцев В.А. Педагогическая и организационная поддержка неформального образования
|
АВВ 1,2 ДАБ 1 ЛРБ 1
СВА 1, 2
|
Хлебоказова Г.И. Музей как ресурс развития постдипломного образования педагогов
|
АВВ 1, 2
ХГИ 1
|
Михеева О.П. Коннективистский подход к организации неформального педагогического образования
|
АВВ 1, 2
МОП 1
|
|
|
|
Этот приём даёт общую картину сетевых взаимодействий, отражает активность разных авторов и комментаторов, что можно использовать для оценки индивидуального вклада, отчасти и компетентностей сетевой коммуникации,.
В ходе сетевой подготовки участники выделяют перспективные направления и формулируют предложения в Рекомендации конференции. В целом, содержание и результаты сетевой подготовки зависят от её продолжительности, творческого настроя модератора и участников.
Проект "Сетевого послесловия" Конгресса 2013
Сетевые обсуждения в продолжение очных встреч известны - например, форум Красноярского ИПК, октябрь 2009 (6); мозговой штурм по докладам на Педсовет 2010 на тему «Учитель как ученик» (7). Но такие обсуждения имеют в большинстве клубный характер: участники выступают автономно, без коллективной рефлексии.
Давайте вместе создадим «Сетевое послесловие» - взаимодействие по материалам конгресса (и дополнительным докладам желающих) для выделения инновационных предложений в духе «Образования 3», встраивания таких предложений в личные знания участников и практику Новой Школы. «Сетевое послесловие» - это творческие диалоги в www. В первую неделю декабря предстоит доработать доклады и общие документы Конгресса для внедрения в образовательный процесс в организациях участников, в практику бизнеса и государственного управления. Во вторую и третью неделю декабря участники «Сетевого послесловия» вместе проектируют становление сетевого сообщества энтузиастов инновационного образования в период до следующего Конгресса 2014:
- уточняют цели и задачи,
- составляют план действий по месяцам,
- выбирают Совет сообщества как орган гражданского общества, построенного на партнёрских отношениях.
Как прототип можно использовать план сетевого сообщества «Повседневное саморазвитие педагога…» - http://www.openclass.ru/node/183096 (8)
Заключение
Конгресс инновационного образования и развития может стать инициатором формирования и поддержки постоянно действующего сетевого сообщества педагогов, предпринимателей, общественных и государственных деятелей в соответствии с Меморандумом Конгресса.
Сетевое сообщество формируется путём самоорганизации его участников и проблемных групп при организационной поддержке Академии инновационного образования и развития. Стержнем жизни сообщества станет сетевая подготовка конференций, симпозиумов и других очных собраний в России и за рубежом, проведение сетевых конкурсов инновационных предложений после очных собраний.
Инновационным предложением Конгресса 2013 (если его поддержат участники) может стать переход от эпизодических очных конференций к постоянному дистанционно-очному общению специалистов и организаций в тематическом сетевом сообществе. Для этого есть Интернет как всемирная медиатека и глобальная сеть сетевых сообществ, есть информационно-коммуникационные технологии. Проблема – в перестройке личной культуры (единства сознания и действий) участников сетевых сообществ, в широком освоении технологий дистанционного общения приверженцами общения очного. Всё это – по принципу «не вместо, а вместе».
Источники:
1. Анненков В.В. К диалогу поколений http://my.mail.ru/community/stoik/355A230C50603A12.html
2. Анненков В.В. Сетевой Круглый Стол по проблемам информации для образования в ХХ1 веке - http://www.openclass.ru/node/359307
3. Анненков В.В. Готовимся к конференции и рефлексируем её итоги - http://www.openclass.ru/node/309160
4. там же
5. Анненков В.В. Сетевая подготовка научных конференций: прошлое и будущее - http://www.openclass.ru/node/359460
6. Залега Ю. и др. Послесловие... или обсуждение он-лайн дискуссии по актуальным проблемам профессиональной деятельности педагога (форум в октябре 2009 г.) - http://www.openclass.ru/node/67239
7. Учитель как ученик, авг. 2010 - http://pedsovet.org/forum/topic7094.html
8. Рабочий Стол проекта ПоСПеСС, структурированный по месяцам и неделям 2011 года - http://www.openclass.ru/wiki-pages/196267
|