Автор - канд. геогр. наук, блогер с 2005 г., админ сетевых сообществ в my.mail.ru, www.openclass.ru - на Международном конгрессе инновационного образования (27-28.11.2013) представил комплексное видение "Образования 3".
1. Неологизм "Образование 3" введён на выставке/конференции на ВВЦ (Москва, 31 октября - 2 ноября 2013 г.) без чёткого определения, чем этот тип образования отличается от предыдущих.
Наша гипотеза: развитие техники (персональные компьютеры и их сети, программное обеспечение для ПК и Интернет) в сочетании с развитием общества и культуры ведёт к перестройке образовательного процесса – усилению роли учащегося. На первый план образовательных систем выдвигается внутренне мотивированный (взрослый) учащийся.
В ХХ1 веке исторические типы образования начинаем различать по качественным сдвигам в самообразовании, саморазвитии человека.:
· самообразование 1.0 - самостоятельное чтение литературы, рекомендованной учителем (толкование “самообразования” в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова, 1963 г.)
· самообразование 2.0 – самостоятельные («спиной к спине») поиски и тренинги учащихся в web 2.0 с преобладанием социализации над научным познанием (первое десятилетие ХХ1 в.)
· самообразование 3.0 - саморазвитие учащегося в сетевых сообществах (в сотрудничестве с коллегами, в единстве научного познания и социализации в ГЕОС)
Развивая эту гипотезу, моделируем комплекс признаков “Образования 3”
2. Отличительные черты
- · Новая образовательная среда (техника, информация, социум)
- · Главный субъект - учащийся во 2-ом и 3-ем возрасте
- · Совмещение работы с познанием нового
- · Познание и действия в любом месте
- · Дистанционно-очный режим
- · Медиатеки “в облаках”
- · Автодидактика
- · Консультации специалистов
- · Сетевые тренинги с со-учащимися
Эти черты раскрыты в следующих пунктах.
3. Образовательная среда
3.1 Личный пакет сервисов web 3.0
3.2 Личная медиатека
3.3 Сетевое сообщество
3.4 Веб-портфолио
4. Учащийся Учитель
4.1 учить учась
4.2 клубы и проекты
4.3 когнитивные технологии
4.4 социальные технологии
5. Сочетание производительного труда с познанием нового
5.1 встроим познание и тренинги в основную занятость
5.2 учеба вместо развлечений
5.3 поиск и отбор необходимого и достаточного
5.4 индивидуальные программы саморазвития в труде
6. Мобильное образование
6.1 саморазвитие везде и всегда
6.2 библиотека в кармане
6.3 постоянный доступ к “облачным” ресурсам (МООС и др.)
6.4 обмен ссылками и чаты с коллегами
7. От очно-дистанционной к дистанционно-очной коммуникации
7.1 Учёба в классе и аудитории
7.2 Самообразование в Интернет
7.3 Перестройка структур коммуникации
7.4 перестройка суточного и недельного бюджетов времени
8. Медиатеки “в облаках”
8.1 От библиотек к медиатекам и информационным центрам
8.2 Источники на полках и в Интернет
8.3 Тематические и авторские базы избранного
8.4 Фильтрация избранного в сетевых сообществах
9. Автодидактика
9.1 Тезаурус учащегося
9.2 Постановка целей и задач
9.3 Формирование персональной среды
9.4 Планирование занятий
10. Консультации специалистов
10.1 поиск и выбор кураторов содержания и консультантов
10.2 заключение договоров
10.3 планирование консультаций по e-mail, skype и в www
10.4 эффективность консультаций
11. Сетевые взаимодействия с со-учащимися
11.1 выбор учебного курса / проекта / сетевого сообщества
11.2 тренинг коммуникации в сетевом сообществе
11.3 тренинг познания в сотрудничестве
11.4 сотрудничество в сетевом проекте
12. Примеры сетевых проектов
12.1 СТОИК 2 в массовой социальной сети my.mail.ru/community/stoik/journal/
12.2 СТОИК 3 в педагогической сети -http://www.openclass.ru/node/25965
12.3 сетевая подготовка всероссийской учебной конференции -http://www.openclass.ru/node/309160
12.4 сетевая подготовка международной научной конференции -http://www.openclass.ru/node/356920
13. Заключение
13.1 Исторические типы образования и самообразования не сменяют друг друга, а накладываются друг на друга в соответствии с кумулятивным характером культуры человека.
Edu 3
Edu+web 2.0
Образование 1 - классно-урочная система с учителем во главе
_______________________________________________________
ХVII в. XVIII в. Х1Х в. 1900 1950 2000 2010 2013
В разные моменты своей жизни учащийся может использовать любой из этих типов или любое их сочетание
13.2 На вопросы, поставленные в заголовке, ответы такие:
13.2.1 Образование 3.0 - для учащихся, испытывающих внутреннюю тягу к открытиям нового, полезного для саморазвития и развития других.
13.2.2 Тип «Образование 3» подходит главным образом для постдипломного, так называемого «дополнительного» образования в десятилетия трудовой деятельности и в «третьем возрасте».
13.2.3 Образование 3.0 разворачивается в высокотехнологичной, насыщенной информацией, глобальной единой образовательной среде (ГЕОС). Для плавания в океане ГЕОС нужны новые компетенции и непрерывный рост компетентностей.
13.2.4 В ГЕОС трудно в одиночку найти/освоить нужное. В отличие от индивидуальной социализации на сервисах web2.0, саморазвитие в «Образовании 3» требует очно-дистанционного и сетевого сотрудничества в сообществах.
13.2.5 Касательно пунктов конспекта, отвечающих на вопрос «как?», подчеркнём актуальность совместного поиска в сетевом сообществе Академии инновационного образования и развития.
13.2.6. Для дополнения и развития вышесказанного об «Образовании 3» созданы площадки диалогов в Открытом Классе (эта страница), в web 3.0, Обмен ссылками - в твиттере
|