Авторы - из Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования). Ниже - несколько положений для обсуждения, а полный текст с литературой http://acinedu.com/peterson-kubysheva/ размещён на сайте Академии инновационного образования и развития.
Третий год наша страна живет в условиях массового внедрения новых образовательных стандартов (ФГОС, 2009). ...педагоги освоили многие новые для них термины – метапредметные результаты образования, универсальные учебные действия и их виды – регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД и т.д. Восприняли и согласились с тем, что ключевой целью современного этапа развития образования является формирование у школьников умения учиться. Однако содержание этого понятия все понимают по-своему.
Где критерии для создания педагогического инструментария и построения систем диагностики, соответствующих поставленным целям? Ответ на это вопрос дал еще несколько десятилетий тому назад один из ведущих российских педагогов и психологов В.В. Давыдов: «…о развивающем обучении и воспитании, – писал он, – можно вести речь только в русле того или иного конкретного понимания деятельности (то есть опираясь на конкретную и разветвленную ее теорию)».
В ходе многолетней работы ММПК (Московского методолого-педагогического кружка) и его руководителя О.С. Анисимова построен категориально-понятийный аппарат общей теории деятельности как синтез и развитие, с одной стороны, известной психологической версии теории деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.), а с другой – достаточно новой, созданной в конце прошлого века, социологической, или социотехнической версии (Г.П. Щедровицкий). Общая теория деятельности задает онтологию, систему категорий и понятий современной методологии, а также развернутое категориальное описание универсальных законов функционирования и развития мира деятельности.
...учащиеся как начальной, так и средней школы в подавляющем большинстве (более 90%) не умеют грамотно ставить перед собой учебные цели, т.е. весьма далеки от умения учиться...
...чтобы обеспечить поэтапный переход к новой школе необходимо, с нашей точки зрения, решить следующие задачи:
1) разработать и согласовать в педагогическом сообществе России Словарь-тезаурус системно-деятельностного подхода;
2) педагогическим коллективам школ провести самодиагностику сформированности умения учиться;
3) различным авторским коллективам провести публичную научную презентацию разработанных механизмов формирования умения учиться, путей и сроков их освоения и на своих экспериментальных площадках продемонстрировать их эффективность;
4) представить школам тот диагностический инструментарий, который будет использоваться для оценки качества образования;
5) после этого дать школам возможность сделать ответственный выбор имеющихся путей достижения ФГОС с позиций заявленных измерителей и достаточное время (не менее 3–4 лет) для внедрения нового педагогического инструментария;
6) организовать в школах и регионах методическое сопровождение и поддержку освоения педагогами нового педагогического инструментария с опорой на стажировочные площадки авторских коллективов;
7) на первых порах оценку качества образования с помощью измерителей нового поколения проводить по желанию самих школ, поощряя тех, кто впереди.
|