Автор - ректор Академии инновационного образования и развития, организовавшей Конгресс 2013, кандидат педагогических наук.
Ниже - реферат тезисов для обсуждения. Полный текст - в сборнике Конгресса http://acinedu.com/rubcova/
1. Смена общественной формации ведёт к изменениям и в бизнесе, и в подготовке кадров для бизнеса.
2. По инерции образовательные учреждения оторваны от хозяйственной практики. Программы вузов излагают теории, в них мало прикладных аспектов.
Система образования заимствует западные модели и технологии, в то время как имеет свой опыт. Мы применяем западные модели, не адаптируя и не интегрируя их в российскую действительность. Необходимо изучать лучшие отечественные практики и внедрять их в наши образовательные программы.
3. Бизнес-структуры не формируют заказ на разработку образовательных программ, не делают долгосрочные инвестиции в подготовку специалистов, в развитие системы образования.
Бизнес и государство не создают условия для талантливой молодежи. И выпускники вузов вынуждены уезжать туда, где могут раскрыть и реализовать свои возможности и амбиции. Отток интеллектуального потенциала возрастает год от года.
Правда, отдельные представители крупного бизнеса начинают подготовку специалистов под свои нужды со школьной скамьи. Примером служит опыт дуального образования в Калужской области.
4. Образовательные учреждения и бизнес-структуры призваны стать партнерами в формировании человека и специалиста нового поколения. Примеры такой интеграции пока единичны.
5. Для успешной интеграции бизнеса и подготовки кадров требуется создавать как можно больше коммуникационных площадок - форумов, каналов связи по обмену опытом и информацией. которые позволят эффективно взаимодействовать разным структурам на уровнях от локального до международного.
6. Не обойдём вниманием и другие проблемы образования на современном этапе развития общества.
6.1 Полураспад профессиональных компетенций составляет 3.5 года, что увеличивает постоянную потребность в повышении квалификации. Чтобы соответствовать меняющимся запросам рынка люди должны учиться всю жизнь и в объёме жизни, получать знания самостоятельно.
6.2 Из-за демографической ситуации последние несколько лет количество студентов сокращается, как следствие вузы сокращают штаты преподавателей. И еще одна проблема – в профессорско-преподавательском составе высшей школы преобладают люди старше 50 лет. Скоро мы столкнемся с проблемой нехватки педагогических кадров.
6.3 В последние годы бизнес процессы постепенно смещаются в Интернет. Стремительное развитие этой отрасли требует от образования формировать новый тип мышления, умения и навыки. Образовательные учреждения не в полной мере удовлетворяют потребность общества в подготовке таких специалистов.
6.4 Увеличивается количество новых профессий на стыке областей знаний, для которых вузы не готовят специалистов. Сегодня молодые люди вынуждены получать второе и иногда даже третье высшее образование, а специалисты - осваивать смежные профессии и специальности.
6.5 Сегодня можно получать образование как российского, так и зарубежного вуза, не покидая родной город. Часто и молодые люди, и педагоги не готовы к дистанционному образованию: не имеют опыта сетевых взаимодействий, самоорганизации при работе с виртуальным источниками информации.
7. Эти посылы в сочетании с потребностью использовать возможности и средства информационного общества привели нас к пониманию того, что нужно искать новые образовательные маршруты. Академия инновационного образования и развития совместно с партнёрами реализует ряд проектов. Один из них - «Новое поколение» (тема: «Формирование этико-правовой культуры и толерантности участников образовательного процесса с использованием средств медиаобразования»). Старт проекту был дан в городе Копейске Челябинской области. Цель проекта: Разработка и внедрение муниципальной модели формирования этико - правовой культуры и толерантности у участников образовательного процесса с использованием средств медиаобразования. Этот проект нашёл продолжение и развитие в Барнауле, Санкт-Петербурге.
На секции «Образовательные технологии XXI века: информационная культура и медиаобразование» вы сможете познакомиться с этим и другими нашими проектами, реализуемыми совместно с МОО «Информация для всех» и Российским агентством развития информационного общества. Я лишь обозначу их названия
- Тимуровцы информационного общества;
- Красная книга культуры России;
- Красная книга культуры глобального мира;
- Кибер-ликбез;
- Виртуальный детский сад;
- Бизнес-матрешка;
- Монетизация интеллектуальной собственности;
- Создание моделей сетевого взаимодействия...
Важным направлением работы мы считаем решение проблемы интеграции специалиста в глобальное мировое сообщество... Совместно с ООО «Международная этнос дипломатия» мы разработали программу «Многонациональный народ России – это мы». Надеемся, что она станет достойным вкладом в формирование межкультурной компетентности граждан России. Что позволит более успешно адаптироваться и на международном рынке труда.
8. На Конгрессе 2012 г. были обсуждены инновационные модели и технологии современного образования и взаимодействия с государством.На Конгрессе 2013 обсуждаем новейшие тренды в индустрии, перспективы развития рынка российского образования и коммерческие образовательные проекты. Будут представлены доходные бизнес модели образования, востребованные рынком на данном этапе, рассмотрены новые условия участия в электронных торгах в связи с введением Федеральной контрактной системы, показаны механизмы сохранения авторского права, рассмотрены проекты и предложены различные варианты сотрудничества образовательных и бизнес структур.
9. Подводя итог, можно сказать, что воспитание и формирование развитой и конкурентоспособной личности требует интеграции усилий государства, общества, бизнес структур и семьи. Немаловажную роль в этих процессах играет информация и умение работать с ней. Способность находить нужную информацию, перерабатывать её в личное знание и систематизировать, уметь найти свою нишу и представить себя в большом потоке информации - актуальное направление формирования информационно коммуникационных компетенций современного человека, призванного решать проблемы модернизации экономики.
|
К дискуссии по вводному докладу Конгресса 2013
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)