Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Федоров А.В. Синтез информационной медиаграмотности: «за» и «против»

Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков
Submitted by Владимир Владимирович Анненков on чт, 26/12/2013 - 11:55
Автор - доктор педагогических наук, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института имени А.П.Чехова, президент Ассоциации медиапедагогики России - анализирует тенденцию к синтезу медийной и информационной грамотности в современной России: прослеживает факторы, актуальность. медиаобразования. Ниже - реферат статьи для комментариев. Полный текст - в сборнике Академии инновационного образования... 
 
Много лет в мировой науке направления media literacy/education и information literacy/education шли параллельными курсами, хотя имели между собой больше общего, чем различного (при том, что «старое» понятие information literacy шире, чем «новое» - media literacy, связанное с передачей информации через медиа – от печати до интернета). Однако за последние десять лет все чаще слышны голоса, указывающие на общность данных направлений в образовании, призывающих к их объединению. Тенденция чутко уловлена ЮНЕСКО: с 2008 по 2013 год экспертные группы разработали программу обучения и систему компетенций, объединившие медиаграмотность и инфограмотность общим термином «медийная и информационная грамотность» (МИГ).
 
Как эксперт в области медиаобразования (media education literacy) я участвовал в нескольких конференциях ЮНЕСКО  и Совета Европы (Страсбург, 2002, Грац, 2007), ООН (Мадрид, 2008) и с удовлетворением хочу отметить, что большинство из рекомендаций, разработанных на этих форумах, нашли свое отражение в учебнике «Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов» (2011, 2012), подготовленном ЮНЕСКО. В нем отмечается, что «медийная и информационная грамотность воплощает в себе базовое понимание: (а) функций медиа, библиотек, архивов и других информационных служб в демократических обществах; (б) условий, при которых средства массовой информации и информационные службы могут эффективно выполнять эти функции; а также (в) методов оценки качества выполнения этих функций через предлагаемые ими контент и услуги. Это понимание, в свою очередь, должно позволить пользователям осмысленно взаимодействовать с каналами коммуникации и информации. 
Компетенции, приобретаемые через медийную и информационную грамотность, способны развивать в гражданах навыки критического мышления, которые позволят им требовать от медиа и других поставщиков информации предоставления высококачественных услуг. … Информационная грамотность подчеркивает важность доступа к информации, ее оценки и этичного использования, а медийная грамотность делает акцент на способности понимать функции медиа, оценивать качество выполнения этих функций и вступать в рациональное взаимодействие с медиа в интересах самовыражения. Программа обучения педагогов медийной и информационной грамотности объединяет оба эти подхода» [Уилсон, Гриззл и др., 2012, с.18, 20].
 
Эксперты ЮНЕСКО акцентируют также необходимость «знания и понимания (медиа)информации для демократического дискурса и социального участия; этики и прав человека; оценки медиатекстов и источников информации; производства и использование (медиа)информации» [Wilson, Grizzle and all, 2011, p.21-26]...
 
Особенно важно подчеркнуть, что увлечение многих официальных структур (например, опять-таки в России) компьютерными и информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ – ICT) идет под технократическим флагом в ущерб социальной, этической и художественной составляющих проблемы функционирования информации и медиа в современном обществе, в ущерб развитию аналитического мышления аудитории по отношению к медиа и медиатекстам. 
 
А.В.Фёдоров предлагает считать базовыми такие медиа/информационные компетенции педагогов:
- понимание значения медиа и информации для демократии;
- понимание медиаконтента (новости, реклама, стереотипы и пр.) и вариантов его использования;
- эффективный и оперативный доступ к информации;
- критическая оценка информации и информационных источников;
- применение новых и традиционных медиаформатов;
- определение социокультурного контекста медиаконтента;
- продвижение медийной и информационной грамотности среди обучающихся и управление необходимыми изменениями [Уилсон, Гриззл и др., 2012, с.31-36].
 
При этом, наверное, стоит учесть, что медиаобразование сегодня может рассматривать не только процессы массовой коммуникации, но и межличностную интернет-коммуникацию) [Шариков, 2012, с.75].
 
В учебнике, подготовленном в ЮНЕСКО, хорошо представлены такие методы обучения медиа/информационной грамотности/компетентности, как метод сотрудничества (сooperative learning), анализ медиатекстов (textual and contextual analysis), создание медиатекстов (production), поисковый метод; проблемно-ориентированный метод; исследовательский метод; метод трансформации медиатекстов; имитационно-ролевой метод; создание информационного и медиапродукта [Уилсон и др., 2012, с.37-40]. Все это активно применяют на практике и многие российские медиапедагоги
 
 
Вместе с тем, в учебных пособиях по медийной и информационной грамотности, подготовленных ЮНЕСКО, можно обнаружить и спорные моменты, в частности, почти полное игнорирование широкой сферы медийных искусств.
 
...фактический отказ ЮНЕСКО от моста между медийной, информационной грамотностью (МИГ) и художественным образованием, медиаискусствами кажется мне неубедительным: обсуждение произведений медийных искусств в итоге столь же субъективно, как и обсуждение информационных сообщений о проблемах демократии и меньшинств.
Куда логичнее было бы связать концепцию МИГ с обучением мировой художественной культуре, тем более, что в учебных заведениях всего мира есть стабильные курсы, связанные, как с ИКТ (ICT), так и с искусствами (Arts). 
 
Впрочем, с художественным акцентом, или без, практическое внедрение обучения медийной и информационной грамотности в России на сегодняшний день сталкивается со значительными трудностями, связанными:
- с явным недостатком целенаправленно подготовленных медиапедагогов;
- с инертностью руководства высших учебных заведений: хотя новые Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предоставляют вузам широкие возможности для самостоятельного введения новых дисциплин разнообразной тематики, их руководство пока крайне робко выделяют часы под дисциплины, связанные с инфо/медиаграмотностью, столь необходимые, например, будущим учителям);
- с традиционной подходами структур Министерства образования и науки России, концентрирующими внимание на поддержке учебных курсов по информатике, информационным, компьютерным технологиям в области образования при значительно меньшем внимании к актуальным проблемам медиаобразования, медиапедагогики, медиаграмотности, медиакомпетентности.
Исходя из множества перечисленных выше проблем и факторов, настоятельная необходимость интенсивного развития медиаобразования и обучения информационной грамотности (включая изучение мирового опыта по данной тематике) представляется очевидной.
Новые возможности для развития инфо/медиаобразования в России открывают Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, утвержденные Министерством образования и науки РФ в 2009-2011 годах [см. ФГОС по бакалавриату и магистратуре на сайте Минобрнауки РФ].
Теперь вместо детализированных специальностей предусматривается лаконичные списки основных направлений подготовки бакалавров и магистров по образованию и педагогике, социальным наукам, культуре и искусству и др.
 
Следовательно, уже сейчас Ученый совет любого вуза России может самостоятельно принять решения о введении инфо/медиаобразования как вариативной части обучения практически по всем педагогическим направлениям бакалавриата и магистратуры. А это, согласитесь, было бы поистине знаменательным продвижением вперед как по линии настоятельных рекомендаций ЮНЕСКО, так и по линии поддержки медиаобразования Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
К примеру, Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова стал первым в России вузом, в котором с 2002 года открыта специализация «Медиаобразование» (гос. регистрационный номер 03.13.30). В 2007 году здесь состоялся первый выпуск педагогов, прошедших полный курс данной специализации. 
 
Выводы:
- учебник ЮНЕСКО «Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов» в целом соответствует подходам ведущих российских специалистов в данной области к проблеме развития информационной грамотности, медиаграмотности, медиакомпетентности как учителей (будущих и действующих), так и широкой аудитории;
- в возможных новых проектах в данном направлении желательно учитывать не только англоязычные, но и национальные ресурсы по инфо/медиаграмотности/компетентности;
- в перспективе представляется необходимым синтез инфо/медиаобразования и художественного образования.
- кроме того, медиаобразование сегодня может рассматривать не только процессы массовой коммуникации, но и современные немассовые формы коммуникации [Шариков, 2012, с.75];
 
Литература
 
Masterman, L. A Rational for Media Education. In: Kubey, R. (Ed.). Media Literacy in the Information Age. New Brunswick and London: Transaction Publishers, 1997, pp.15-68.
 
Гендина Н.И., Корконосенко С.Г. Программа MIL для педагогов: российская версия. Заметки научных редакторов русского издания книги // Медиаобразование. 2013. № 1. С.132-138.
 
Домбровская, А.Ю., Джевецкий, П., Липшиц, Я. и др. Цифровое будущее. Каталог навыков медиа- и информационной грамотности. М.: МЦБС, 2013. 68 с. http://window.edu.ru/resource/308/79308/files/mil_cat_rus.pdf
 
Мастерман Л. Обучение языку средств массовой информации // Специалист. 1993. № 4. С.22-23.
 
Туоминен, С., Котилайнен, С. и др. Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности. М.: Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2012. 140 с. http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214708.pdf
 
Уилсон, К., Гриззл, Э. и др. Медийная и информационная грамотность: программа обучения педагогов. Париж: ЮНЕСКО, 2012. 198 с. http://iite.unesco.org/pics/publications/ru/files/3214706.pdf
 
Шариков А.В. О необходимости реконцептуализации медиаобразования // Медиаобразование. 2012. № 4. С.61-76.
 
 

»  Размещено в сообществах:   
СТОИК в www.openclass.ru

Навигация по подшивке

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн