В Сборнике материалов Конгресса Инновационного образования 2013 выложена статья Елены Анатольевны Бондаренко. Автор - кандидат педагогических наук, зав. лабораторией медиаобразования в Институте содержания и методов обучения РАО (Москва) - рассматривает сдвиги в культуре и её передаче дошкольникам и школьникам) В реферате ниже выделены тезисы для междисциплинарного обсуждения. Полный текст - acinedu.com/bondarenko/
1. Современные процессы информатизации общества приводят к структурным изменениям во всей системе культуры. Это - кризис культуры, в центре которой стоял Разум, а классической формулой была триада «Разум — Логика — Просвещение». В преемственности такой культуры главное место занимало изучение наук, при малой роли других способов познания
2. Автор с позиций "антропологической педагогики" выделяет три пути познания:
через логику (путь науки),
через художественный образ и интуитивное знание (путь искусства),
через веру (путь религии)…
Все три вида познания дополняют друг друга.
3...Понятие культуры включает и материальную сторону (получение знаний), и духовную (воспитание), и операциональную – освоение процесса (методик, технологий), итогом которого будет саморазвитие и самовоспитание, самореализация через творчество и рефлексия, на основе которой должно происходить постоянное самоообновление, развитие личности. С этих позиций и следует рассматривать процесс формирования медиакультуры
4. Современный мир – мир массовой коммуникации. Знания о мире, формирование эстетических представлений, усвоение норм этики и морали часто происходит не на основании собственного опыта, а на материалах СМИ.
5. Современный ученик колеблется в выборе основного источника информации между телевидением и Интернетом...
6. Учитель должен остаться учителем – изменив личностную позицию, поскольку он теперь не единственный и главный источник информации, но человек, благодаря опыту которого ребенок адаптируется к ситуации информационного стресса и учится гармонизировать свое внутреннее бытие, получает основы социального бытия в современном социокультурном пространстве.
7. ...одним из вариантов разрешения проблемы представляется целенаправленное формирование медиакультуры учащихся.
...Еще в 1995 г. автором этих строк было предложено определение медиакультуры как «культуры диалога в медиапространстве» (1, с.14). В настоящее время можно уточнить: это культура полилога (многостороннего диалога) в информационном пространстве массовых коммуникаций.
...Ребенок с той минуты, как он научился включать телевизор или компьютер, попадает под влияние массовых коммуникаций, выходит в медиапространство. И научиться «жить в виртуальных мирах», не теряя связи с реальностью, - вот одна из задач, которую и ставит жизнь перед современной школой.
8. Рассматривая формирование культуры подростков в области восприятия, понимания, интерпретации информации, поступающей по каналам массовой коммуникации, основ критического мышления, рефлексии и умения создавать собственные сообщения на языке медиа, мы получаем сферу формирования медиакультуры.
9. ...применение новых технологий в учебном процессе оказывает влияние на образовательную среду. Расширяются возможности приобщения к новым знаниям – но одновременно растут требования к восприятию, способности критически анализировать полученную информацию, обрабатывать и преобразовывать ее.
А обращение к искусству через электронные технологии грозит утерей эстетического художественного восприятия и подменой его на опосредованное восприятие «медиарепродукций», которые лишены эмоционального воздействия и настраивают восприятие учащихся на логический лад. Задайте в классе вопрос – кто видел картины Леонардо да Винчи? Вам придется долго «подводить» детей к мысли о том, что существует разница между картиной – и картинкой в Интернете (или иллюстрацией в журнале). Произведение искусства стало более доступным – но при этом утратило свою уникальность и часто становится поводом для внехудожественной деятельности (изображение упомянутой выше картины в разное время использовали для рекламы вентиляторов и шоколада). Вне процесса образования, вне целенаправленной педагогической работы процесс эстетического восприятия учащихся так и останется неполноценным, с годами рискуя превратиться в потребление медийных стереотипов.
10. Эксперты по медиакультуре отмечают рост количества источников информации, резкое повышение плотности информационных потоков и рост агрессивности медиасреды, которая оказывает сильнейшее воздействие на неокрепшую психику подрастающего поколения, зачастую приводя к неконтролируемым и разрушительным последствиям для сознания молодежи. Реклама, средства массовой информации, Интернет, современная кинопродукция – все это активно формирует ценности, стереотипы поведения и установки молодых людей, воздействует на основы их мировоззрения и идентичности. ...Современный подросток должен сам уметь ориентироваться в медиасреде, отслеживать ее влияние на себя и сопротивляться этим влияниям. Подросток должен также уметь оценивать качество и достоверность получаемых им информационных сообщений. Наша задача состоит в том, чтобы научить его этому.
|
От науки к медиакультуре?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
От "медиаобразования" к "медиакультуре"
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)