Автор - кандидат технических и доктор экономических наук, профессор
Полное название: СЕГОДНЯШНИЕ АКТУАЛЬНЫЕ И НОВЫЕ ЗАГОРИЗОНТНЫЕ ЦЕЛИ НОВОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ НАУКИ ТВОРЧЕСТВА. ОБЩЕСТВЕННО ПРОЯВЛЯЕМЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАЧИМОСТИ ТВОРЧЕСКИХ ДОСТИЖЕНИЙ
Ясно, что по-настоящему новая информация рождается в процессе творческого акта. Ее оценки включают: в простейшей форме количество, затем качество и в конце концов прагматический аспект. Для новой информационной науки, которую будет развивать информационное сообщество, одним из главных будет выбор объектов своего внимания, которые должны оправдать существование нового направления с самыми мощными средствами исследования, анализа и синтеза.
И такие объекты информационных исследований, иногда наглядные, иногда загадочные и даже мистические, многие из которых до сих пор самым невероятным образом игнорируются официальной наукой, на наш взгляд, давно ждут своего талантливого и бесстрашного исследователя.
Пожалуй, самое первое – это изобретательство, творчество в технике и науке. Как образуется синергия с божественным эффектом, равным 4 - (2+2)? Информационные теории это описывают, но не объясняют. Еще под вопросом эффект от медитации, от пирамид, благодаря которым кубинская медицина без развитой фармакологии и медицинских технологий достигла впечатляющих результатов,
Но есть ли критерии общественной полезности результатов творческого акта? Есть, утверждаем мы. Мы их искали, выуживали, оценивали многие десятилетия, пожалуй, с 1973 года. Первое наше решение касалось вопроса оценки социального эффекта. Имея перед глазами расчет социального эффекта, мы главную расчетную формулу синтезировали позже. Она не получилась такой же простой, как e = mc2, но и не намного сложнее: Эффект =М(К - Д). Смысл ее таков: чем выше прирост качества К новой продукции и ниже ее удорожание Д, тем лучше. Здесь (К - Д) и есть мера синергии. М – масштаб производства.
Но это как бы самая простая и самая начальная стадия развития Новометрии, метрологии нововведений. Как оказалось позже, любое творческое достижение имеет и другие «вторичные» признаки, по которым можно оценить, насколько высок его творческий уровень. Чем выше уровень принципиальности (подъем по иерархической лестнице аналогов), тем на большее число деталей оно воздействует; чем меньше алгоритм описания, тем оно устойчивее; наконец, чем больше времени было известны все детали, а новое решение не было сформулировано, тем больше неочевидность творческого достижения и тем дольше срок его «службы».
Найдя, обдумав и обсудив эти методические подходы, не составляло особого труда получить формулу расчета творческого уровня, а совместно с начальной эффективностью - и срока морального износа (кстати, в продолжение работ Маркса). Далее можно было говорить о наполнении вообще науки о нововведениях, о Новистике. Естественно, со всеми видами эффекта и ущерба: экономического, социального, экологического, морального...
Все это сегодня можно (http://talant-abc.narod.ru/021AUDHM.pdf) измерить. А в последнее время, когда не все, но многие народы всполошились относительно исчерпания ресурсов, они ставят во главу инновационный путь развития, можно будет говорить о том, что из слоя ноосферы медленно формируется Креасфера - сфера творчества, созидания. По Томасу Куну, наука имеет как пологие, так и скачкообразные этапы в развитии. А значит, необходимы и меры ответственности науки перед обществом, в идеальном виде – в виде компенсации, «возврата» всего нанесенного ущерба - это так называемое Возвратное право, также разрабатываемое нами.
Но его в упор не видят ни юристы, ни политики. Кто в этом виноват? Сегодня Школа видит свою главную задачу в набивании голов каждого максимальным количеством ранее сотворенных знаний, без объяснения, как и почему они родились, без навыков видеть недостатки вокруг и без обучения правилам их исправлять. Это надо менять, и чем быстрее, тем лучше. Первый учебник уже есть (http://talant-abc.narod.ru/tt103nv1.pdf). Новая информационная наука, мы надеемся, сумеет сделать их еще и еще.
|
На: Минин Б.А.: Актуальные и загоризонтные цели информационной н
Фактически сетевая эффективность может быть оценена только сетевым образом. Например, через аффект неадекватности Неймарк
Истинные причины событий становятся понятными значительно позже того, как эти события произошли
ВИР