Официальный сайт oriflame100 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Гендина Н.И. Информационная культура и медиаграмотность в России

Фото пользователя Владимир Владимирович Анненков
Submitted by Владимир Владимирович Анненков on пн, 20/05/2013 - 05:51

Тезисы доклада на пленарном заседании FIS-ISIS 22 мая 2013 г.

Автор - доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств

 
В 2010-2013гг. ЮНЕСКО и ИФЛА предложили объединить в единое целое два направления - информационную грамотность и медиаграмотность, которые ранее развивались параллельно. До начала Первой международной обзорной встречи «WSIS+10. Построение обществ знания в интересах мира и устойчивого развития» (Париж, 25−27 февраля 2013 г. ) сектором коммуникации и информации ЮНЕСКО было инициировано проведение серии исследований по проблеме «Концептуальная связь информационной грамотности и медиаграмотности». Они были выполнены ведущими мировыми специалистами и опубликованы на сайте ЮНЕСКО.
 
В этой серии опубликованы результаты моего исследования «Медиа и информационная грамотность в России и странах СНГ». Исследование базируется на анализе русскоязычных диссертаций, книг и статей, материалов научных конференций с 1990 по 2010гг. В нем характеризуются научные школы и ведущие российские исследователи в сфере информационной подготовки и медиаобразования; раскрывается деятельность образовательных учреждений и библиотек России в сфере информационной подготовки и медиаобразования.
 
 
Основные результаты исследования
 
1. В русскоязычных исследованиях и публикациях доминирует термин «информационная культура» как наиболее емкое интегративное понятие в сфере информационной подготовки. Термин «информационная грамотность» известен, но широкого распространения не получил.
 
2. В России имеется достаточно развитая теоретическая база информационной подготовки и медиаобразования в результате проведения научных исследований, издания специализированных периодических изданий (традиционных и электронных), защиты диссертаций, проведения научных конференций.
 
3. Информационная подготовка и медиаобразование в России осуществляется в основном в школах, колледжах, университетах и библиотеках. Свой вклад в развитие информационной подготовки и медиаобразования вносят также научные и профессиональные ассоциации, общественные организации, СМИ, органы власти. Основные профессии, ориентированные на информационную подготовку и медиаобразование – это учителя (преподаватели) и библиотекари.
 
4. Информационная подготовка и медиаобразование сосредоточены в образовательных учреждениях и библиотеках. В школах, колледжах и университетах обучение основам информатики и ИКТ является обязательным, а обучение медиаграмотности является факультативным. В информационной подготовке значительную роль играют библиотеки, а в медиаобразовании – учреждениями дополнительного образования детей (детские клубы по интересам, студии, кружки и т.п)..
 
5. Различия в информационной подготовке и медиаобразовании заключаются в следующем. Информационная подготовка направлена на изучение возможностей использования персонального компьютера и ИКТ при поиске информации и работе с различными видами документов. При этом упор делается на работу с документами, связанными с учебной и профессиональной деятельностью обучаемых (учебная, справочная и научная литература, и их электронные аналоги).
Медиаобразование направлено на изучение различных видов медиатекстов, требующих владения специальными методами их анализа и технологией фото-, видео-, кино-съемки и монтажа. Оно предполагает развитие навыков восприятия и анализа фильмов и телевизионных передач, изучение языка экранных искусств, развитие самодеятельного журналистского и видеотворчества.
 
6. В развитии информационной подготовки и медиаобразования в России существует параллелизм и отсутствие взаимодействия.
 
Выводы
 
1. Долгое время информационная грамотность и медиаобразование развивались изолированно друг от друга, их представители недостаточно взаимодействовали друг с другом. Каждое из этих направлений имеет свою специфику. Переход к единой концепции медиа- и информационной грамотности, продвигаемой ЮНЕСКО и ИФЛА – это большая и сложная проблема. Ее решение, на мой взгляд, должно происходить как на национальном, так и на международном уровнях.
 
2. Для каждой страны интеграция медиа и информационной грамотности должна вестись с учетом национальных традиций, истории развития культуры и образования, опыта обучения информационной и медиаграмотности. Например, для России требуется государственный подход к организации информационной подготовки и медиаобразования:
  • - необходимо создание приоритетных национальных и региональных программ информационного и медиаобразования;
  • - необходима разработка национальных стандартов информационного и медиаобразования;
  • - необходимо включение информационной культуры и медиаграмотности в образовательные программы учебных заведений всех ступеней и уровней образования:
  • - необходима специальная подготовка педагогических и библиотечно-информационных кадров, обеспечивающих информационное и медиобразование граждан.
 
3. Проблема интеграции информационной и медиаграмотности нельзя решить механически, путем элементарного (простого) объединения этих двух направлений. Предварительно нужно провести исследование, дающее ответ на вопрос: Как следует интегрировать медиа и информационную грамотность?
 
4. Решение проблемы требует нового междисциплинарного знания, которым сообща владеют ученые и специалисты из различных областей знания. Необходимо объединить усилия ученых и специалистов разного профиля (учителей, библиотекарей, психологов, медиапедагогов, IT – специалистов, возможно и других специалистов), из разных стран мира. Только представители различных наук и областей знания смогут создать научно-обоснованные рекомендации о том, как следует обучать медиа и информационной грамотности. Следовательно, сложность и масштабность проблемы требует координированных действий не только на национальном, но и на международном уровне.

»  Размещено в сообществах:   
СТОИК в www.openclass.ru

Навигация по подшивке

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн