Submitted by Виктория Аркадьевна Власенко on Sat, 19/06/2010 - 22:30
Уважаемые участники!
Мы продолжаем работу в тренинге. Вы уже познакомились с другими участниками, описали свой взгляд на оценивание во вводном эссе и приняли участие в формировании образа оценивания (пока непонятно, положительного или отрицательного) в фотоальбоме тренинга? Если нет, то Вам сюда: Знакомство.
Теперь можно продолжить работу :)
Структура образовательного процесса практически не изменилась, она такая же, как и сотни лет назад. Упрощенно можно представить процесс обучения состоящим из трёх компонентов: получение информации, практические занятия, оценивание. Работая в нашем тренинге, Вы обратитесь к одному из компонентов образовательного процесса - оцениванию. Процедура оценивания за сотни лет претерпела минимальные изменения - это проверка знаний в различных формах, а значит отработана на опыте многих поколений.
Как Вы считаете, нужны ли изменения в этой области? В комментарии давайте обсудим это. Выскажите своё мнение.
Оценивание-процедура - это деятельность по соотнесению современного уровня ЗУНов ученика с эталоном, прописанным в стандартах и достичь которого мы обязаны в рамках государственной программы образования, и современного уровня развития ученика по сравнению с ним вчерашним.
Оценивание-декларация - это выставление оценки, которая складывается из двух частей: оценочного суждения, в котором учитель отмечает достоинства ответа и уровень личностного роста ученика, и цифровой отметки, которая характеризует уровень ученика по отношению к эталону.
Если учитель пренебрегает оценочным суждением, то как раз тут и возникают ситуации, когда оценка выставляется необъективно, в зависимости от субъективного отношения учителя к ученику, а чаще бывает к социальному и материальному состоянию родителей ученика, когда оценка становится наказанием за плохое поведение ученика и т.д. и т.п. С этим я сталкивалась еще будучи ученицей и хорошо помню, какой протест у нас, учеников, вызывали подобные оценки. Поэтому в своей деятельности я не пренебрегаю оценочным суждением (комментарием) при выставлении отметки. При этом дети учатся комментировать ответы других учащихся, а затем и свои. И уже в старших классах я сталкивалась с тем, что свои ответы они оценивали строже, чем я.
При таком подходе к оцениванию внешний контроль и оценка со стороны учителя переходят во взаимоконтроль и взаимооценку, а затем и в самоконтроль и самооценку соответственно.
Знать свою оценку относительно эталона ученику важно для правильного выбора пути дальнейшего профессионального обучения.
Недостатком сегодняшней пятибалльной системы оценивания является то, что при выставлении отметки не виден рост личностного развития ученика. Я думаю, что можно было бы ввести 10-балльную шкалу, по которой бы отслеживался этот рост (пока это приходится делать на словах и часто: для ученика, родителей, администрации):
"неудовлетворительно" - 1-2 балла
"удовлетворительно" - 3-5 баллов
"хорошо" - 6-8 баллов
"отлично" - 9-10 баллов.
Такая система отметок согласуется с требованиями и рекомендациями при оценивании знаний и умений учащихся с учетом количества ошибок и недочетов.
А все формы и методы проверки, которые существуют на сегодняшний день и я думаю еще появятся у творчески работающих учителей, имеют право быть.
На сегодняшний день, я считаю, должны быть параллельно две системы оценивания - и как сравнение с эталоном, и как достижения личностного роста. А итоговая оценка может складываться из них (надо подумать каким образом).
Размещено Sat, 03/07/2010 - 18:00 пользователем Надежда Михайловна Кузнецова.
Коллеги! Присоединяюсь к дискуссии об оценивании и отвечаю на заданный вопрос:Как Вы считаете, нужны ли изменения в этой области? - конечно женужны.На базе нашего ресурсного центра проводится обучение по программе Intel Обучение для будущего на тренинге по основному курсу версии 10.0 "Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века" и в его программе как раз и есть такой модуль, в котором знакомят учителей сформирующим оцениванием для стимулирования саморазвития учащихся. В материалах этого модуля написано, что формирующее оценивание наиболее эффективно, если: - ученики имеют четкое представление о том, что они должны изучить; -ученики получают постоянную обратную связь о своем прогрессе в контексте целей обучения; - ученики самостоятельно оценивают свой прогресс; -учителяобеспечивают детальные поэтапные инструкции.
Таким образом, при таком оценивании, ориентированном на учащихся, учителя оценивают учеников, ученики оценивают друг друга, но в конечном счете они оценивают себя. При таком подходе к оцениванию учителю надо будет создавать средства оценивания, которые помогут ученикам эффективно контролировать свое обучение, поддерживающее саморазвитие, самоконтроль, самооценку и рефлексию.
На этом тренинге-семинаре учителей учат создавать такие средства
Добрый день,коллеги! Очень интересная дискуссия развернулась по изменению процедуры оценивания. Согласна нужны изменения, но нужна какая-то система в оценивании. А у нас -сколько учителей-столько и способов оценивания, хотя все ставим отметку. Разные подходы предлагают учителя старшеклассников( конечно дети подросли и заинтересованы в подготовке к ЕГЭ), но как быть учителю начальных классов? ( 1 класс-безотметочная система оценивания: здесь каждый ребёнок сравнивается с самим собой, фиксируем что получилось а что нет,на что нужно обратить внимание, но с введением отметки- личностный рост просто теряется) Можно долго рассуждать по поводу оценивания,но думаю что нам нужна система оценивания, учитывающая знаньевую сторону и личностный вклад ученика в получение знаний, система оценки экономящая время и ученика, и учителя.
Размещено Fri, 02/07/2010 - 13:58 пользователем Елена Александровна Годунова.
Коллеги, пока никто не затронул безотметочную систему, которая применяется в начальной школе и в дополнительном образовании.
Я сама несколько лет работала в воскресной школе(именно по воскресеньям),преподавая немецкий язык. И не оценки двигали ребятами, которые приходили на занятия , когда их свесртники спали в единственный для россисйких школ выходной, а те интересные дела, которые их ждали в этот день...
Размещено Fri, 02/07/2010 - 18:54 пользователем Владимир Владимирович Анненков.
Поддерживаю, Елена Александровна, Ваше внимание к безотметочной системе. "Не отметкой единой" движим образовательный процесс. Для мотивации учащихся существенно внимание. И не только учителя, но и со-учащихся.
В дополнительном образовании простор для экспериментов, наверно, больше, чем в обычной школе?
Многое из того, что написали здесь участники обсуждения, - абсолютно верно. А я хотела бы поднять ещё одну проблему совеременной системы оценивания: поставила в четверти одной ученице "4". Прибегает обеспокоенная классный руководитель , мол, я ей отличницу "зарезала". Катастрофа в школе! Отметка с самой девочкой была обсуждена, у ребёнка никаких вопросов не осталось, разошлись друзьями с установкой "В следующей четверти надо обратить внимание на то-то, то-то и то-то." То есть, на первое место здесь вышла даже не сама отметка, а то, как по ней судят о работе учителя и классного руководителя. "Пропесочивали" на педсовете.
То же самое было, когда сдавала свой отчёт за четверть завучу. "Юлия Владимировна! Многова-то у вас троек! Вы как учитель с I категорией должны давать более высокий результат!" Возможно, что есть в моей работе промахи и огрехи, но сама постановка вопроса какова?!
—
Искусство жизни - найти способ радоваться ей. (Ошо)
Размещено Sat, 03/07/2010 - 17:21 пользователем Ольга Викторовна Вторых.
Лично я довольно часто встречаю учителей, желающих выглядеть "красиво" с высокими результатами. Пока не будет единых подходов к оцениванию, на счёт "принципиальности" можно поспорить. Сделает ребёнок презентацию - получит "5". Информационные технологии помогают нашим детям учиться хорошо, так как уровень ИКТ-компетентности учащихся, как правило выше, чем у учителей - предметников. Никто не оценивает приращения ученика при этом, лишь бы был продукт в копилке учителя. Нужен новый инструментарий оценивания, критерии должны быть едины и разработаны для разных видов учебной деятельности, причём не отдельным учителем, а в ходе совместного обсуждения с коллегами.
Я считаю, что нужно изменить сам подход (отношение) к оцениванию. Как говорят психологи, не можешь изменить проблему - измени отношение к ней. Само оценивание исключить из процесса обучения мы не можем, значит, нужно изменить отношение. Но до сих пор (даже если Вы применяли у себя на уроках и критериальное, и рейтинговое оценивание) ученику приятно получить "5". И понятное дело, что "двойки" никому не нравятся.
Как же сделать так, чтобы и "овцы целы, и волки сыты"?! На практике пока мало что получается...
Хотя те дети, что учатся у меня (не 100%, конечно), зная критерии оценивания устных и письменных работ, пытаются понять, что такое оценка: не цифра, а нечто большее - знания, опыт.
Наверное, один из вариантов - оценивание учеников друг друга (хотя и здесь есть подводные камни!).
Да, о многом еще надо подумать, многое пережить...
А Вы как думаете?
С/у, А.В.Желтышева
—
С/у, Анжела Владимировна Желтышева "Я не волшебник, я только учусь..."
Конечно изменить подход к оцениванию необходимо. Здесь можно согласиться и с этим и и с тем ,что сверстники помогут ученику увидеть внутренние качественные характеристики своей работы, через оценивание работ других участников.Оцениваем обычно конечный продукт, но сам процесс достижения результата остается у нас вне оценки. Вместе с тем, учащиеся с разными способностями, уровнем начальной подготовки, с разными временными и интеллектуальными затратами приходят к одному и тому же результату.Возможно, есть смысл оценивать степень продвижения относительно самого ребенка, а не относительно некого эталона.
Очень заманчивая идея оценивать степень продвижения относительно самого ребенка, но думаю, что этот метод можно использовать только как дополнение к основной оценке в журнале. Например, в конце года распечатать личные достижения ребенка по предмету, показать как он продвинулся в изучении и какой он молодец или наоборот. Эти результаты можно вкладывать в портфолио.
Размещено Wed, 30/06/2010 - 12:53 пользователем Анна Владимировна Ермилова.
На мой взгляд, основная оценка в журнале и должна складываться из результатов достижений самого ребенка, а не отражать субъективное мнение педагога о ребенке, как зачастую у нас и бывает. Один пример из практики: учительница математики ставит ученице моего 6 класса "3" за четверть. Начинаю спрашивать: " Есть ли у этой девочки какие-то перспективы исправить оценку в следующей четверти?" И получаю достойный ответ:" Нет, другой оценки у нее никогда не будет. Она не способна на большее" Будет ли ребенок после этого стараться и получать знания? Сомневаюсь. Тем более, что у одноклассника, который не выполнил ни одной контрольной и вообще "зарос" двойками вместо "2" за четверть тоже стоит "3" И кому нужна такая система?
Размещено Sat, 03/07/2010 - 16:25 пользователем Елена Викторовна Урядова.
Анна Владимировна, хочу поддержать ваше возражение. Почему мы так цепляемся за парадную демонстрацию чьих-либо достижений? Заполним карту, положим в портфолио...Учителю важно ученическое умение учиться, и тут ученика можно сравнивать только с самим собой, и поэтому его оценка должна быть открытой, пока у него есть желание свой результат исправлять.Говоря примитивно, главное для учителя -оценить усилие ученика, а для ученика - получить удовлетворение от процесса, понять, что он может, осознать, как он к этому пришел, и обрести уверенность, что получится и дальше. Другое дело, что мы уже не верим в то, что для нашего ученика что-то, кроме обычной оценки, может стать важным.В этом году при проверке тренировочных работ по части С ЕГЭ посредством электронной почты заставляла детей делать сборку своих сочинений, т.е. копить их в одном файле, а сама оценивала работы в конце этого же документа по критериям к части С посредством таблицы. Каждая последующая работа автоматически оценивалась в сравнении с предыдущей. У каждой работы была критериальная, многобалльная оценка и пятибалльная.Сначала было ощущение,что моим детям это абсолютно неинтересно.Потом поняла,что пятибальная оценка их вообще не волнует, хотя она выставлялась в журнал. Зато комментарии по критериям интересовать стали очень. В мае я уже не знала, где найти время на перепроверку работ, которые были оценены не один раз.Мой прежде безразличный народ правил, правил и правил. Вот такие работы, кстати, и должны быть в портфолио.
Комментарий был изменен с момента создания (ElVic, Sat, 03/07/2010 - 16:25).
Размещено чт, 01/07/2010 - 12:59 пользователем Владимир Владимирович Анненков.
"Мой прежде безразличный народ правил, правил и правил"
Почувствовали внимание к себе + самим стало интересно изменять текст с учётом комментариев. Комментарии - вот стимул.
А если комментировать будет не только (и даже - не столько) учитель, а СО-УЧАЩИЕСЯ? От учителя потребуется сформировать группы из сильных и слабых и (или?) из соучащихся одного уровня.
Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, чт, 01/07/2010 - 12:59).
Понравилась мысль "Почувствовали внимание к себе+самим стало интересно изменять текст с учётом комментариев. Комментарии - вот стимул"
Проверено на практике: именно СО-обучение даёт результат. Я учу детей, они учат меня и друг друга. Замечено: результат лучше тогда, когда идёт СО-вместная работа, а не "игра в одни ворота". Так готовимся к ЕГЭ, например.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Интересная у вас разворачивается дискуссия. Я тоже считаю, что изменения в области оценивания нужны, но я сейчас говорю об оценивании в школе. Я понимаю, что та система оценки, которая существует сейчас, не совершенна. Согласитесь, что "четвёрка" "четвёрке" рознь. Один ребёнок еле-еле успевает на "4", а другой мог бы и на "5", т.е. у него знания лучше. Это одна сторона медали. Другая: на ЕГЭ баллы, а в школе отметки.
Размещено Tue, 29/06/2010 - 09:29 пользователем Людмила Владимировна Лучкина.
Конечно, в настоящее время необходимо поднимать вопрос об изменениях в области оценивания. Выделяются две основные тенденции, в русле которых рассматривается вопрос об изменении отметки: а) усовершенствование оценочного компонента в рамках существующей (традиционной системы) обучения; б) перестройка процесса обучения и, соответственно, оценочной деятельности на принципиально новой концептуальной основе: в младших классах – без оценок; в старших - портфолио. Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении, делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственно учебной деятельности. Поэтому в оценивании все больший вес придается самооцениванию, без которого невозможны самостоятельная организация и ответственность. Формой такого наиболее реалистичного оценивания, ориентированного на продукт, результат учебной деятельности и включающего самооценивание является портфолио. Портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, коммуникативные и т.д. Портфолио предполагают идеальный вариант для контроля прямого опыта учащихся при оценке работ программы и измерения изучения значимых задач.
Размещено Tue, 29/06/2010 - 14:18 пользователем Людмила Викторовна Чайка.
Людмила Владимировна, прочитала-перечитала и все же не поняла, что значит: "Портфолио предполагают идеальный вариант для контроля прямого опыта учащихся при оценке работ программы и измерения изучения значимых задач"? Что Вы имели в виду? Поясните, пожалуйста...
Размещено вс, 27/06/2010 - 20:36 пользователем Ирина Леонидовна Широкова.
Выставляя отметку ученику, мы прежде всего оцениваем предменые знания, умения и навыки, но как оценить личносный вклад ребёнка в проделанную работу. Концепция новой школы предполагает, что "задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми". Для этого ""мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей". Что значает комплексная оценка достижений ученика? Означает ли это включение в отметку и личностной составляющей? А может это введение балльно-рейтинговой ситемы оценивания? Конечно, нужны изменения в процедуре оценивания, но делать это надо осторожно и внимательно по отношению к ученику.
Комментарий был изменен с момента создания (широкова, вс, 27/06/2010 - 20:36).
Размещено вс, 27/06/2010 - 07:45 пользователем Владимир Владимирович Анненков.
Монополия учителя на оценивание учащихся (как и на знания) уходит в прошлое. Актуальны методики, позволяющие оценить результаты, достигнутые учащимся, с разных позиций и взаимодополнительными методами В том числе сочетание экспертной оценки с т.н. "народным голосованием". Но не по принципу "мне нравится", а на основе согласованных критериев и показателей.
Владимир Владимирович,оценить результаты, достигнутые учащимся, с разных позиций и в том числе"народным голосованием" разве не получится по принципу "мне нравится" " я его знаю" "он мой друг" и т.д.,А какие Вы видите критерии и показатели?Я что-то не могу представить.Поделитесь.Спасибо.
Размещено вс, 27/06/2010 - 22:30 пользователем Владимир Владимирович Анненков.
Вы правы, Светлана Давыдовна, в массовых социальных сетях голосуют по указанным Вами мотивам, поскольку господствует "рыночное "рейтингование.
Вместо безличного и неаргументированного "голоса" предлагаю строить оценку на основании аргументированных комментариев. Аргументом может служить использование той или иной находки соучащегося в своей практике. Чем ещё можно заменить оценки типа "мне нравится" надо искать вместе.
Попробуем предположить,Владимир Владимирович, если вид оценивания -это самооценивание, оценивание со стороны, оценивание со стороны руководителей,коллегиальное оценивание,индивидуальное оценивание со стороны экспертов,качественное суждение,количественная числовая оценка.Тогда могут быть критерии: 1.Социальные целевые критерии,которыехарактеризуют прежде всего уровень удовлетворения конечных материальных и духовных потребностей личности, социальной группы, коллектива.2.Критерий качества осуществления человеко-машинной технологии ,который отражает рациональное сочетание в работе процедур, выполняемых человеком и средствами вычислительной техники3.Критерий программной организации работы 4.Критерий вариантности5.Критерии качества исполнения и оформления документов.6 Критерий соблюдения сроков выполнения этапов работы и работы в целом.7.Установочно-мотивационный критерий. и др.
Комментарий был изменен с момента создания (456GA78, Tue, 29/06/2010 - 18:41).
Размещено вс, 27/06/2010 - 22:16 пользователем Владимир Владимирович Анненков.
Есть разработки применительно к взаимной оценке студентов и педагогов в openclass. На этих уровнях образования оценивание сверстников и коллег можно вести через выделение полезного для себя в их рефератах, эссе и других работах.
Что касается учащихся средней школы, то основания и технологии комплексной оценки их достижений лучше разрабатывать учителям и психологам, работающим в школе. В частности, и в данном тренинге.
Изучать в школах необходимо способы и технологии, которые пригодятся в будущем, учитывать возрастные особенности ,формировать мотивацию к дальнейшему обучению, учить общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать не только в учебной, но и в других видах деятельности и т.д.. Это невозможно без адекватной обратной связи – системы оценивания.И поэтому изменения нужны.
Размещено Sat, 26/06/2010 - 15:39 пользователем Людмила Викторовна Чайка.
На мой взгляд, изменения в оценивании необходимы для современной школы. Ведь мы, в основном, оцениваем результат работы учащегося. А он не всегда отражает процессы изменения в самом ребенке, его усилия. Вчера тройки и сегодня тройка - это могут быть совершенно разные "3", не так ли?
А как показать динамику процесса? Какова она - положительная, отрицательная? В конце концов, как оценкой помочь ребенку, а не убить до конца желание учиться? Вопросов больше, чем ответов.
Размещено вс, 27/06/2010 - 14:46 пользователем Александра Николаевна Кузьмина.
Уважаемые коллеги. Действительно система оценивания очень мало меняется со временем. Но всеобщая информатизация сферы образования способствовала изменению отношения к обучению в школе. Полным ходом идёт модернизация образования, а значит необходимы новые подходы к оцениванию ученика. Я согласна с Людмилой Викторовной Чайка в том, что "3" вчера и "3" сегодня могут быть абсолютно разными. Оценивание общих достижений ученика должно соотноситься с необходимым уровнем усвоения программного материала и, в то же время, показывать динамику личного роста. Но как это сделать? Может быть портфолио и является одним из ключей к решению этой проблемы.
—
С уважением Кузьмина Александра, учитель физики и математики, г. Астрахань
Вы вступили в кампус и должны были получить об этом сообщение. После этого можно приступать к работе. Не забудьте вернуться на эту страницу и ответить на поставленный вопрос :)
Виктория Аркадьевна, Кампус мне выдает -"У вас отсутствуют права доступа к файлу или странице." Что я делаю не так? Присоединилась к сообществу, записалась, перехожу по ссылке на Кампус , затем Вступить в Кампус и
На: Введение
Оценивание-процедура - это деятельность по соотнесению современного уровня ЗУНов ученика с эталоном, прописанным в стандартах и достичь которого мы обязаны в рамках государственной программы образования, и современного уровня развития ученика по сравнению с ним вчерашним.
Оценивание-декларация - это выставление оценки, которая складывается из двух частей: оценочного суждения, в котором учитель отмечает достоинства ответа и уровень личностного роста ученика, и цифровой отметки, которая характеризует уровень ученика по отношению к эталону.
Если учитель пренебрегает оценочным суждением, то как раз тут и возникают ситуации, когда оценка выставляется необъективно, в зависимости от субъективного отношения учителя к ученику, а чаще бывает к социальному и материальному состоянию родителей ученика, когда оценка становится наказанием за плохое поведение ученика и т.д. и т.п. С этим я сталкивалась еще будучи ученицей и хорошо помню, какой протест у нас, учеников, вызывали подобные оценки. Поэтому в своей деятельности я не пренебрегаю оценочным суждением (комментарием) при выставлении отметки. При этом дети учатся комментировать ответы других учащихся, а затем и свои. И уже в старших классах я сталкивалась с тем, что свои ответы они оценивали строже, чем я.
При таком подходе к оцениванию внешний контроль и оценка со стороны учителя переходят во взаимоконтроль и взаимооценку, а затем и в самоконтроль и самооценку соответственно.
Знать свою оценку относительно эталона ученику важно для правильного выбора пути дальнейшего профессионального обучения.
Недостатком сегодняшней пятибалльной системы оценивания является то, что при выставлении отметки не виден рост личностного развития ученика. Я думаю, что можно было бы ввести 10-балльную шкалу, по которой бы отслеживался этот рост (пока это приходится делать на словах и часто: для ученика, родителей, администрации):
"неудовлетворительно" - 1-2 балла
"удовлетворительно" - 3-5 баллов
"хорошо" - 6-8 баллов
"отлично" - 9-10 баллов.
Такая система отметок согласуется с требованиями и рекомендациями при оценивании знаний и умений учащихся с учетом количества ошибок и недочетов.
А все формы и методы проверки, которые существуют на сегодняшний день и я думаю еще появятся у творчески работающих учителей, имеют право быть.
На сегодняшний день, я считаю, должны быть параллельно две системы оценивания - и как сравнение с эталоном, и как достижения личностного роста. А итоговая оценка может складываться из них (надо подумать каким образом).
На: Введение
Коллеги! Присоединяюсь к дискуссии об оценивании и отвечаю на заданный вопрос:Как Вы считаете, нужны ли изменения в этой области? - конечно же нужны. На базе нашего ресурсного центра проводится обучение по программе Intel Обучение для будущего на тренинге по основному курсу версии 10.0 "Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века" и в его программе как раз и есть такой модуль, в котором знакомят учителей с формирующим оцениванием для стимулирования саморазвития учащихся. В материалах этого модуля написано, что формирующее оценивание наиболее эффективно, если:
- ученики имеют четкое представление о том, что они должны изучить;
-ученики получают постоянную обратную связь о своем прогрессе в контексте целей обучения;
- ученики самостоятельно оценивают свой прогресс;
- учителя обеспечивают детальные поэтапные инструкции.
Таким образом, при таком оценивании, ориентированном на учащихся, учителя оценивают учеников, ученики оценивают друг друга, но в конечном счете они оценивают себя. При таком подходе к оцениванию учителю надо будет создавать средства оценивания, которые помогут ученикам эффективно контролировать свое обучение, поддерживающее саморазвитие, самоконтроль, самооценку и рефлексию.
На этом тренинге-семинаре учителей учат создавать такие средства
Надежда Кузнецова
На: Введение
Добрый день,коллеги! Очень интересная дискуссия развернулась по изменению процедуры оценивания. Согласна нужны изменения, но нужна какая-то система в оценивании. А у нас -сколько учителей-столько и способов оценивания, хотя все ставим отметку. Разные подходы предлагают учителя старшеклассников( конечно дети подросли и заинтересованы в подготовке к ЕГЭ), но как быть учителю начальных классов? ( 1 класс-безотметочная система оценивания: здесь каждый ребёнок сравнивается с самим собой, фиксируем что получилось а что нет,на что нужно обратить внимание, но с введением отметки- личностный рост просто теряется) Можно долго рассуждать по поводу оценивания,но думаю что нам нужна система оценивания, учитывающая знаньевую сторону и личностный вклад ученика в получение знаний, система оценки экономящая время и ученика, и учителя.
Прушевская Юлия
На: Введение
Коллеги, пока никто не затронул безотметочную систему, которая применяется в начальной школе и в дополнительном образовании.
Я сама несколько лет работала в воскресной школе(именно по воскресеньям),преподавая немецкий язык. И не оценки двигали ребятами, которые приходили на занятия , когда их свесртники спали в единственный для россисйких школ выходной, а те интересные дела, которые их ждали в этот день...
Значит, можно учить и без оценок?
Не контроль, а мотивация
Поддерживаю, Елена Александровна, Ваше внимание к безотметочной системе. "Не отметкой единой" движим образовательный процесс. Для мотивации учащихся существенно внимание. И не только учителя, но и со-учащихся.
В дополнительном образовании простор для экспериментов, наверно, больше, чем в обычной школе?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Не контроль, а мотивация
Многое из того, что написали здесь участники обсуждения, - абсолютно верно. А я хотела бы поднять ещё одну проблему совеременной системы оценивания: поставила в четверти одной ученице "4". Прибегает обеспокоенная классный руководитель , мол, я ей отличницу "зарезала". Катастрофа в школе! Отметка с самой девочкой была обсуждена, у ребёнка никаких вопросов не осталось, разошлись друзьями с установкой "В следующей четверти надо обратить внимание на то-то, то-то и то-то." То есть, на первое место здесь вышла даже не сама отметка, а то, как по ней судят о работе учителя и классного руководителя. "Пропесочивали" на педсовете.
То же самое было, когда сдавала свой отчёт за четверть завучу. "Юлия Владимировна! Многова-то у вас троек! Вы как учитель с I категорией должны давать более высокий результат!" Возможно, что есть в моей работе промахи и огрехи, но сама постановка вопроса какова?!
Искусство жизни - найти способ радоваться ей. (Ошо)
На: Не контроль, а мотивация
А у нас есть взаимосвязь между оценками и зарплатой, за каждого улучившего свою оценку ученика по итогам четверти начисляются баллы.
Но учителя- народ принципиальный,во вред своей зарплате не ставят выше , чем заслужил!
На: Не контроль, а мотивация
Лично я довольно часто встречаю учителей, желающих выглядеть "красиво" с высокими результатами. Пока не будет единых подходов к оцениванию, на счёт "принципиальности" можно поспорить. Сделает ребёнок презентацию - получит "5". Информационные технологии помогают нашим детям учиться хорошо, так как уровень ИКТ-компетентности учащихся, как правило выше, чем у учителей - предметников. Никто не оценивает приращения ученика при этом, лишь бы был продукт в копилке учителя. Нужен новый инструментарий оценивания, критерии должны быть едины и разработаны для разных видов учебной деятельности, причём не отдельным учителем, а в ходе совместного обсуждения с коллегами.
На: Не контроль, а мотивация
Ольга Викторовна,мы уже начали это обсуждение, вы в какой группе?Если, где Баба Яга против, то присоединяйтсь к нам!
На: Введение
Добрый день!
Я считаю, что нужно изменить сам подход (отношение) к оцениванию. Как говорят психологи, не можешь изменить проблему - измени отношение к ней. Само оценивание исключить из процесса обучения мы не можем, значит, нужно изменить отношение. Но до сих пор (даже если Вы применяли у себя на уроках и критериальное, и рейтинговое оценивание) ученику приятно получить "5". И понятное дело, что "двойки" никому не нравятся.
Как же сделать так, чтобы и "овцы целы, и волки сыты"?! На практике пока мало что получается...
Хотя те дети, что учатся у меня (не 100%, конечно), зная критерии оценивания устных и письменных работ, пытаются понять, что такое оценка: не цифра, а нечто большее - знания, опыт.
Наверное, один из вариантов - оценивание учеников друг друга (хотя и здесь есть подводные камни!).
Да, о многом еще надо подумать, многое пережить...
А Вы как думаете?
С/у, А.В.Желтышева
С/у, Анжела Владимировна Желтышева "Я не волшебник, я только учусь..."
На: Введение
Конечно изменить подход к оцениванию необходимо. Здесь можно согласиться и с этим и и с тем ,что сверстники помогут ученику увидеть внутренние качественные характеристики своей работы, через оценивание работ других участников.Оцениваем обычно конечный продукт, но сам процесс достижения результата остается у нас вне оценки. Вместе с тем, учащиеся с разными способностями, уровнем начальной подготовки, с разными временными и интеллектуальными затратами приходят к одному и тому же результату.Возможно, есть смысл оценивать степень продвижения относительно самого ребенка, а не относительно некого эталона.
Светлана Ганжа
На: Введение
Очень заманчивая идея оценивать степень продвижения относительно самого ребенка, но думаю, что этот метод можно использовать только как дополнение к основной оценке в журнале. Например, в конце года распечатать личные достижения ребенка по предмету, показать как он продвинулся в изучении и какой он молодец или наоборот. Эти результаты можно вкладывать в портфолио.
М.А.Лежнина
На: Введение
На мой взгляд, основная оценка в журнале и должна складываться из результатов достижений самого ребенка, а не отражать субъективное мнение педагога о ребенке, как зачастую у нас и бывает. Один пример из практики: учительница математики ставит ученице моего 6 класса "3" за четверть. Начинаю спрашивать: " Есть ли у этой девочки какие-то перспективы исправить оценку в следующей четверти?" И получаю достойный ответ:" Нет, другой оценки у нее никогда не будет. Она не способна на большее" Будет ли ребенок после этого стараться и получать знания? Сомневаюсь. Тем более, что у одноклассника, который не выполнил ни одной контрольной и вообще "зарос" двойками вместо "2" за четверть тоже стоит "3" И кому нужна такая система?
На: Введение
Анна Владимировна, хочу поддержать ваше возражение. Почему мы так цепляемся за парадную демонстрацию чьих-либо достижений? Заполним карту, положим в портфолио...Учителю важно ученическое умение учиться, и тут ученика можно сравнивать только с самим собой, и поэтому его оценка должна быть открытой, пока у него есть желание свой результат исправлять.Говоря примитивно, главное для учителя -оценить усилие ученика, а для ученика - получить удовлетворение от процесса, понять, что он может, осознать, как он к этому пришел, и обрести уверенность, что получится и дальше. Другое дело, что мы уже не верим в то, что для нашего ученика что-то, кроме обычной оценки, может стать важным.В этом году при проверке тренировочных работ по части С ЕГЭ посредством электронной почты заставляла детей делать сборку своих сочинений, т.е. копить их в одном файле, а сама оценивала работы в конце этого же документа по критериям к части С посредством таблицы. Каждая последующая работа автоматически оценивалась в сравнении с предыдущей. У каждой работы была критериальная, многобалльная оценка и пятибалльная.Сначала было ощущение,что моим детям это абсолютно неинтересно.Потом поняла,что пятибальная оценка их вообще не волнует, хотя она выставлялась в журнал. Зато комментарии по критериям интересовать стали очень. В мае я уже не знала, где найти время на перепроверку работ, которые были оценены не один раз.Мой прежде безразличный народ правил, правил и правил. Вот такие работы, кстати, и должны быть в портфолио.
Интерактивность как средство и критерий развития
"Мой прежде безразличный народ правил, правил и правил"
Почувствовали внимание к себе + самим стало интересно изменять текст с учётом комментариев. Комментарии - вот стимул.
А если комментировать будет не только (и даже - не столько) учитель, а СО-УЧАЩИЕСЯ? От учителя потребуется сформировать группы из сильных и слабых и (или?) из соучащихся одного уровня.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Интерактивность как средство и критерий развития
Понравилась мысль "Почувствовали внимание к себе+самим стало интересно изменять текст с учётом комментариев. Комментарии - вот стимул"
Проверено на практике: именно СО-обучение даёт результат. Я учу детей, они учат меня и друг друга. Замечено: результат лучше тогда, когда идёт СО-вместная работа, а не "игра в одни ворота". Так готовимся к ЕГЭ, например.
На: Введение
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Интересная у вас разворачивается дискуссия. Я тоже считаю, что изменения в области оценивания нужны, но я сейчас говорю об оценивании в школе. Я понимаю, что та система оценки, которая существует сейчас, не совершенна. Согласитесь, что "четвёрка" "четвёрке" рознь. Один ребёнок еле-еле успевает на "4", а другой мог бы и на "5", т.е. у него знания лучше. Это одна сторона медали. Другая: на ЕГЭ баллы, а в школе отметки.
На: Введение
Конечно, в настоящее время необходимо поднимать вопрос об изменениях в области оценивания. Выделяются две основные тенденции, в русле которых рассматривается вопрос об изменении отметки: а) усовершенствование оценочного компонента в рамках существующей (традиционной системы) обучения; б) перестройка процесса обучения и, соответственно, оценочной деятельности на принципиально новой концептуальной основе: в младших классах – без оценок; в старших - портфолио. Современные образовательные инновации делают акцент собственно на учении, делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственно учебной деятельности. Поэтому в оценивании все больший вес придается самооцениванию, без которого невозможны самостоятельная организация и ответственность. Формой такого наиболее реалистичного оценивания, ориентированного на продукт, результат учебной деятельности и включающего самооценивание является портфолио. Портфолио позволяет учитывать самые разнообразные результаты образовательной активности ученика: собственно учебные, творческие, коммуникативные и т.д. Портфолио предполагают идеальный вариант для контроля прямого опыта учащихся при оценке работ программы и измерения изучения значимых задач.
На: Введение
Людмила Владимировна, прочитала-перечитала и все же не поняла, что значит: "Портфолио предполагают идеальный вариант для контроля прямого опыта учащихся при оценке работ программы и измерения изучения значимых задач"? Что Вы имели в виду? Поясните, пожалуйста...
С уважением, Чайка Людмила (Омск)
На: Введение
Выставляя отметку ученику, мы прежде всего оцениваем предменые знания, умения и навыки, но как оценить личносный вклад ребёнка в проделанную работу. Концепция новой школы предполагает, что "задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми". Для этого ""мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей". Что значает комплексная оценка достижений ученика? Означает ли это включение в отметку и личностной составляющей? А может это введение балльно-рейтинговой ситемы оценивания? Конечно, нужны изменения в процедуре оценивания, но делать это надо осторожно и внимательно по отношению к ученику.
Оценивание сверстниками в сочетании с оцениванием учителем
Монополия учителя на оценивание учащихся (как и на знания) уходит в прошлое. Актуальны методики, позволяющие оценить результаты, достигнутые учащимся, с разных позиций и взаимодополнительными методами В том числе сочетание экспертной оценки с т.н. "народным голосованием". Но не по принципу "мне нравится", а на основе согласованных критериев и показателей.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Оценивание сверстниками в сочетании с оцениванием учителем
Владимир Владимирович,оценить результаты, достигнутые учащимся, с разных позиций и в том числе"народным голосованием" разве не получится по принципу "мне нравится" " я его знаю" "он мой друг" и т.д.,А какие Вы видите критерии и показатели?Я что-то не могу представить.Поделитесь.Спасибо.
Светлана Ганжа
На: Оценивание сверстниками в сочетании с оцениванием учителем
Вы правы, Светлана Давыдовна, в массовых социальных сетях голосуют по указанным Вами мотивам, поскольку господствует "рыночное "рейтингование.
Вместо безличного и неаргументированного "голоса" предлагаю строить оценку на основании аргументированных комментариев. Аргументом может служить использование той или иной находки соучащегося в своей практике. Чем ещё можно заменить оценки типа "мне нравится" надо искать вместе.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Оценивание сверстниками в сочетании с оцениванием учителем
Попробуем предположить,Владимир Владимирович, если вид оценивания -это самооценивание, оценивание со стороны, оценивание со стороны руководителей,коллегиальное оценивание, индивидуальное оценивание со стороны экспертов,качественное суждение,количественная числовая оценка.Тогда могут быть критерии: 1.Социальные целевые критерии,которые характеризуют прежде всего уровень удовлетворения конечных материальных и духовных потребностей личности, социальной группы, коллектива.2.Критерий качества осуществления человеко-машинной технологии ,который отражает рациональное сочетание в работе процедур, выполняемых человеком и средствами вычислительной техники3.Критерий программной организации работы 4.Критерий вариантности5. Критерии качества исполнения и оформления документов.6 Критерий соблюдения сроков выполнения этапов работы и работы в целом.7. Установочно-мотивационный критерий. и др.
Светлана Ганжа
На: Оценивание сверстниками в сочетании с оцениванием учителем
Владимир Владимирович, поддерживаю Вас в отношении комплексной оценки двумя руками! Но как это организовать на практике?
С уважением, Чайка Людмила (Омск)
На: Оценивание сверстниками в сочетании с оцениванием учителем
Есть разработки применительно к взаимной оценке студентов и педагогов в openclass. На этих уровнях образования оценивание сверстников и коллег можно вести через выделение полезного для себя в их рефератах, эссе и других работах.
Что касается учащихся средней школы, то основания и технологии комплексной оценки их достижений лучше разрабатывать учителям и психологам, работающим в школе. В частности, и в данном тренинге.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Введение
Изучать в школах необходимо способы и технологии, которые пригодятся в будущем, учитывать возрастные особенности ,формировать мотивацию к дальнейшему обучению, учить общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать не только в учебной, но и в других видах деятельности и т.д.. Это невозможно без адекватной обратной связи – системы оценивания.И поэтому изменения нужны.
Светлана Ганжа
На: Введение
На мой взгляд, изменения в оценивании необходимы для современной школы. Ведь мы, в основном, оцениваем результат работы учащегося. А он не всегда отражает процессы изменения в самом ребенке, его усилия. Вчера тройки и сегодня тройка - это могут быть совершенно разные "3", не так ли?
А как показать динамику процесса? Какова она - положительная, отрицательная? В конце концов, как оценкой помочь ребенку, а не убить до конца желание учиться? Вопросов больше, чем ответов.
С уважением, Чайка Людмила (Омск)
На: Введение
Уважаемые коллеги. Действительно система оценивания очень мало меняется со временем. Но всеобщая информатизация сферы образования способствовала изменению отношения к обучению в школе. Полным ходом идёт модернизация образования, а значит необходимы новые подходы к оцениванию ученика. Я согласна с Людмилой Викторовной Чайка в том, что "3" вчера и "3" сегодня могут быть абсолютно разными. Оценивание общих достижений ученика должно соотноситься с необходимым уровнем усвоения программного материала и, в то же время, показывать динамику личного роста. Но как это сделать? Может быть портфолио и является одним из ключей к решению этой проблемы.
На: Введение
Уважаемые коллеги!
Вы вступили в кампус и должны были получить об этом сообщение. После этого можно приступать к работе. Не забудьте вернуться на эту страницу и ответить на поставленный вопрос :)
На: Введение
Виктория Аркадьевна! Я также не мгу попасть в закрытый кампус. У меня отсутствует кнопка "вступить в кампус".
На: Введение
Виктория Аркадьевна! Мы не можем попасть в закрытый кампус.У меня, например, даже отсутствует кнопка "вступить в кампус".
На: Введение
Виктория Аркадьевна, Кампус мне выдает -"У вас отсутствуют права доступа к файлу или странице." Что я делаю не так? Присоединилась к сообществу, записалась, перехожу по ссылке на Кампус , затем Вступить в Кампус и
М.А.Лежнина
На: Введение
Аналогичная проблема!