«Великая ценность образования – это не знания, а действия». Г.Спенсер
Мир начал жить иными принципами, решающие из которых - трудно предсказуемое даже близкое будущее и быстро сменяемые обстоятельства (технологии, знания…). Учащиеся, вступающие во взрослую жизнь в XXI веке, сталкиваются с такими задачами и проблемами, которые их предшественники не могли и представить. Поскольку существующее знание быстро устаревает, теряется смысл его полного освоения. В этом непредсказуемом мире необходимо уметь эффективно действовать. Сталкиваясь с нескончаемым потоком цифровых приборов и с переизбытком информации, современные люди должны хорошо владеть множеством навыков и стратегий, которые не были необходимы прародителям для достижения успеха в жизни.
Актуальным становится набор осваиваемых способов деятельности. Потому сегодня мы говорим о компетентностях как новом образовательном результате, соответствующем запросу рынка труда и социальных практик. Каким же должен быть этот джентльменский набор компетентностей для сегодняшнего выпускника образовательного учреждения? Вероятно в силу различных причин (территориальных, национальных, экономических и т.д.) способы деятельности, актуальные и востребованные для выпускников школ, например в Токио и в посёлке Оргтруд Владимирской области, будут различны. В то же время принятые в разных странах списки ключевых компетентностей имеют много общего. Общее – это то, что требует сегодня от выпускников стремительно ворвавшийся в нашу жизнь XXI век.
Познакомьтесь с документами Новые_результаты.doc и Компетентности.ppt (Модуль 2 портфеля кампуса тренига архив Компетентности.zip).
Умения и качества, необходимые человеку XXI века (в формулировке программы Intel "Обучение для будущего") :
- Ответственность и адаптивность – личная ответственность и гибкость в различных межличностных, профессиональных и социальных ситуациях, установление высоких стандартов и целей для себя и для других, терпимость к другим точкам зрения.
- Коммуникативные умения – способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее
- Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.
- Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.
- Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами
- Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
- Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
- Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.
- Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.
Задача формирования ключевых компетентностей предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса.
Для организации компетентностно-ориентированного обучения учителю необходимы инструменты. Такими инструментами являются:
- компетентностно-ориентированные задания ;
- требования к содержанию деятельности учащихся (по уровням сформированности ключевых компетентностей);
- инструменты оценивания.
Нельзя забывать и о знаниевом компоненте обучения. Значит сегодня важно помнить, что грамотно сконструированные компетентностно-ориентированные задания для учащихся должны:
- обеспечивать освоение учащимися предметного содержания (знаниевый результат);
- формировать компетентности (деятельностный результат);
- давать возможность учителю и ученику оценить уровень достижения и тех и других результатов в соответствии с запланированными требованиями к уровню освоения предметного содержания и содержания деятельности учащихся (по уровням сформированности ключевых компетентностей).
Для выполнения заданий этого занятия Вам необходимо изучить следующие материалы, размещенные в папке Модуль 2 портфеля тренинга:
- документ Планирование образовательных результатов.doc;
- презентация Таксономия.ppt (архив Таксономия.zip).
Выполните задания:
Задание 2.2.1 Планирование компетентностных результатов образования
Для выполнения задания перейдите по ссылке
Задание 2.2.2 Системы оценивания
Для выполнения задания перейдите по ссылке
После выполнения заданий в комментарии к этому посту ответьте на вопросы:
- Какая из систем оценивания в большей степени соответствует тем требованиям, которые Вы сформулировали в первом модуле ( "Требования к системе оценивания" ) ?
- Применение тех или иных систем оценивания должно обосновываться психолого-педагогическими особенностями возраста учащихся. Исходя из своего опыта работы со школьниками, определите, какие, на Ваш взгляд, виды систем оценивания можно рекомендовать для использования в различных возрастных группах?
- Современная модель педагогической деятельности утверждает необходимость формирования в учащемся субъекта (субъектной позиции). Одним из аспектов становления ученика как субъекта образовательного процесса (наряду с целеполаганием и пр.) является способность и готовность учащихсяся к самооценке. Вы уже говорили об этом на странице "Функции оценивания". Проанализируйте системы оценивания с точки зрения их возможностей для организации самооценки учащихся.
- Меняются ли на Ваш взгляд возможности системы оценивания в зависимости от технологии, которую использует педагог при организации учебного процесса?
Успехов!!!
|
На: Модуль 2. Занятие 2 Компетентностный подход как основа совре
Я считаю, что на сегодняшний день нет универсальной, всесторонне охватывающей все стороны образовательного процесса системы оценивания. Наиболее близкими к ней считаю безотметочную, критериальную, рейтинговую и портфолио, так как они способствуют развитию ответственной, самостоятельной личности и способствуют развитию в обучающемся востребованных современным обществом личностных качеств (компетенций).
Начальная школа, в силу психологических особенностей детей 6-10 летнего возраста, могла бы использовать безотметочную систему и накопительную.
В среднем звене, 11-14 лет, должен быть постепенный переход на рейтинговую и портфолио.
А в старшей школе, 15-18 лет, обязательно введение критериальной системы оценивания. Также должны остаться рейтинговая система и портфолио. В этом возрасте критическое мышление достигает необходимого уровня развития, чтобы ребёнок мог себя реально, адекватно оценивать.
Естесственно, что данная возрастная градация вариативна, так как уровень общеучебных ЗУН в разных классах может быть разным. Последнее слово остаётся за учителем, главное, чтобы он обладал достаточным уровнем компетентности в этом вопросе.
Системы оценивания конечно могут ранжироваться не только по возрастному цензу, но и в зависимости от метода обучения. Применяя на практике метод проектов, я использую рейтинговую и критериальную системы оценивания. А портфолио обучающихся в классе, где я являюсь классным руководителем, в основном является мерой оценивания детей во внеурочной деятельности, показывает личностный рост ребёнка в разных областях.
На: Модуль 2. Занятие 2 Компетентностный подход как основа совре
1. Критериальная система оценивания в большей степени соответствует требованиям, сформулированным в первом модуле.
На: Модуль 2. Занятие 2 Компетентностный подход как основа совре
1. Наиболее соответствуют современным требованиям процентное оценивание и безотметочное.
2. В различных возрастных группах могут быть использованы: система "зачет-незачет", процентное, ранжирование, безотметочное.
3. Самооценка учащегося формируется благодаря рейтинговому, критериальному оцениванию и портфолио.
4. Я думаю, что прямой связи между оцениванием и технологиями, используемыми учителем, нет. Но метод потфолио предполагает такую систему оценивания, как портфолио.
Всем успешной работы!
С/у, Анжела Владимировна Желтышева "Я не волшебник, я только учусь..."
На: Модуль 2. Занятие 2 Компетентностный подход как основа совре
1. Какая из систем оценивания в большей степени соответствует тем требованиям, которые Вы сформулировали в первом модуле ( "Требования к системе оценивания" )?
Процентная система оценки знаний, балльная система со шкалой 10-12 баллов, критериальная система.
Безотметочная - 1-2 классы
Балльная система - 3-11 классы
Критериальная система - 10-11 классы
Портфолио - 1-11 классы
Рейтинговая - 7-9 классы
Процентная система оценки знаний - 3-11 классы
3. Современная модель педагогической деятельности утверждает необходимость формирования в учащемся субъекта (субъектной позиции). Одним из аспектов становления ученика как субъекта образовательного процесса (наряду с целеполаганием и пр.) является способность и готовность учащихсяся к самооценке. Вы уже говорили об этом на странице "Функции оценивания". Проанализируйте системы оценивания с точки зрения их возможностей для организации самооценки учащихся.
Организовать самооценку учащихся можно при использовании:
4. Меняются ли на Ваш взгляд возможности системы оценивания в зависимости от технологии, которую использует педагог при организации учебного процесса?
Меняется, так, например, подходить к оценке проектной работы с позиции балльной системы оценивания знаний неразумно.
На: Модуль 2. Занятие 2 Компетентностный подход как основа совре
1. Какая из систем оценивания в большей степени соответствует тем требованиям, которые Вы сформулировали в первом модуле ( "Требования к системе оценивания" )?
Безотметочная, балльная, критериальная системы.
2. Применение тех или иных систем оценивания должно обосновываться психолого-педагогическими особенностями возраста учащихся. Исходя из своего опыта работы со школьниками, определите, какие, на Ваш взгляд, виды систем оценивания можно рекомендовать для использования в различных возрастных группах?
Безотметочная система оценивания в начальной школе, процентная, рейтинговая, балльная в среднем звене, критериальная в старшей школе. С первого класса можно использовать портфолио учебных достижений и внеурочной деятельности.
3. Современная модель педагогической деятельности утверждает необходимость формирования в учащемся субъекта (субъектной позиции). Одним из аспектов становления ученика как субъекта образовательного процесса (наряду с целеполаганием и пр.) является способность и готовность учащихся к самооценке. Вы уже говорили об этом на странице "Функции оценивания". Проанализируйте системы оценивания с точки зрения их возможностей для организации самооценки учащихся.
Для организации самооценки учащихся можно использовать безотметочное обучение, т.к. оно предполагает благоприятный психологический микроклимат, портфолио, т.к. учащийся видит результаты своего труда и стремится их улучшить.
4. Меняются ли на Ваш взгляд возможности системы оценивания в зависимости от технологии, которую использует педагог при организации учебного процесса?
Считаю, что меняются и даже совмещаются, т.к. сегодня наряду с традиционной системой оценивания (5-ти балльной) существует и портфолио учебных достижений, и проектная деятельность, и процентная система оценки знаний.
На: Модуль 2. Занятие 2 Компетентностный подход как основа совре
На: Модуль 2. Занятие 2 Компетентностный подход как основа совре
Каждая система оценивания имеет свои «плюсы» и «минусы», поэтому трудно назвать универсальную, которая бы подошла для оценивания новых результатов обучения – компетенций. Пока на итоговой аттестации выпускников проверяются прежде всего именно предметные ЗУН (чем и занимается ЕГЭ и ГИА), актуальными останутся оценки в виде количественных измерителей. Учитывать психолого-педагогические особенности возраста учащихся надо, например, в начальной школе – безотметочная система оценивания работает хорошо, хотя есть подмена отметок различными звёздочками, флажками и т.п.(учителя начальных классов отмечают, что необходим некий стимул для ребят). Есть заинтересованность у ребят 1 – 6 классов и в составлении портфолио, прежде всего портфолио достижений. К 7 классу этот азарт спадает и на первый план выходит соревновательная «жилка». И вот теперь удобны различные балльно-рейтинговые системы оценивания, а также система оценивания на основе договора между учениками и учителем (разработка критериев оценивания). В основной школе с введением профильного обучения подойдут такие системы оценивания как зачёт/незачёт и рейтинговые. Возможно, будет удобна и более расширенная шкала, допустим, 10-балльная. Меняются ли возможности системы оценивания от технологии обучения? Я думаю, что всё зависит от учителя, от его компетентности и умении правильно сорганизовать образовательный процесс. Не зависит от технологий и процесс формирования самооценки учащихся. Если хорошо смотивировать (а это важно при использовании любой системы оценивания), то возможности системы оценивания в любом случае повлияют и на способность и готовность к самооценке.
На: Модуль 2. Занятие 2 Компетентностный подход как основа совре
Система оценивания в большей степени соответствует тем требованиям, которые мы сформулировали в первом модуле это безусловно в начальной школе безотметочная система оценивания,которая предполагает отказ от пятибалльной системы отметки как формы количественного выражения результата оценочной деятельности учителя. Создаст условия для развития контрольно - оценочной самостоятельности школьника и приведет к развитию инициативы учащихся, к уменьшению психологического дискомфорта, снизит уровень общей тревожности; поможет сформировать адекватную самооценку; повысит школьную мотивацию к предметам детей, которые имеют проблемы в обучении, что позволит им выйти из числа «неуспешных»Работая сначала по программе развивающего обучения (8 лет),а теперь по программе "Школа 2100" я -бы выделила все таки функции :Первая и основная — создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Вторая — стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создание ситуации успеха для каждого ребёнка, поддержание общего позитивного эмоционального фона. Третья — проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.И на мой взгляд, виды систем оценивания можно рекомендовать для использования в различных возрастных группах.И способны и готовы будут учащиеся к самооценке.Безусловно возрастают во много раз возможности системы оценивания в зависимости от применяемой технологии, которую использует педагог при организации учебного процесса.
Светлана Ганжа
На: Модуль 2. Занятие 2 Компетентностный подход как основа совре
1. К тем требованиям, которые я предъявляла (доступность системы оценивания, бережное отношение к психике), наверное, наиболее подходит безотметочное оценивание, т. к. это самая щадящая для психики система оценивания.
2. Так как я работаю учителем начальных классов, то напишу о тех системах оценивания, которые подходят младшей возрастной группе: прежде всего, безотметочное обучение, бальная система оценки с разными шкалами.
3. Для организации самооценки наиболее подходят рейтинговая система оценивания, критериальная система, безотметочное обучение.
4. Конечно же, возможности системы оценивания напрямую связаны с технологией, которую использует учитель.
С уважением Попова Марина
http://popovama2.ucoz.ru/
На: Модуль 2. Занятие 2 Компетентностный подход как основа совре
Мне кажется, наиболее подходящей под наши требования рейтинговая система оценивания: всестороннее оценивание, видна динамика конкретного учащегося, возможность само- и взаимооценки, хорошая мотивация.
В разных возрастных группах и оценивание, я считаю, должно быть разное. Если для начального звена хорошо безотметочное оценивание, то для старшего звена процентное, критериальное, рейтинговое, портфолио.
Для организации самооценки подходят рейтинговая, критериальная и портфолио. В принципе, при любой системе оценивания можно использовать само- и взаимооценивание. Не раз бывало: ребёнок рассказал стихотворение наизусть, путался, но класс просит: "Поставьте ему "пятёрку", он так выразительно читал". Это они без моего ведома сами одноклассника оценивают. А я, если совсем не согласна с классом, спрашиваю: "Ты сам как думаешь, читал ты на "5"? На уроках русского языка дети часто проверяют друг друга и оценивают работу товарища.
В том, что возможности системы оценивания тесно связаны с технологией, применяемой учителем, я полностью согласна с Мариной Анатольевной.