Интересный материал по системам оценивания в других странах можно найти на сайте http://www.netschools.ru/ms45/win/history/krit_st1.html#3 Когда читаешь, то понимаешь, что этот вопрос стоит перед всеми образовательными системами. Как должно измениться оценивание в сегодняшнем мире?
Мне кажется, пока не существует одной системы оценивания, которая в полной мере отвечала бы предъявляемым требованиям. Наиболее близкими к идеалу являются безотметочная, критериальная, ранжирование, рейтинг и портфолио. Именно они стимулируют учебную мотивацию, способствуют развитию самостоятельности и ответственности за полученные результаты, бережно относятся к психике ребёнка, являются наименее травмирующими. Эти системы оценивания помогают социализации обучающихся, способствуют приобретению комптентностей, необходимых в дальнейшей жизни.
Считаю, что для начальной школы наиболее целесообразной будет безотметочная система. Она опробована в программе «Школа 2100», интересный опыт безотметочного оценивания существует в школе «Ковчег» - маршрутный лист . http://education.ua/2009/12/road-map-grading-system. Эта система является наименее травмирующей психику ребёнка, настраивающей на учёбу. Очень важно, чтобы в этом возрасте сохранился интерес к учёбе. Эту же систему можно сохранить и для 5 класса, как переходную, добавить при этом частично критериальную , для того , чтобы сделать переход от одной систымы к другой более безболезненным.
В среднем звене (5-8 классы), мне кажется, уместна будет критериальная система оценивания, где ученик вместе с учителем работает над критериями и является полноправным субъектом образовательного процесса. В этом возрасте учащиеся уже более самостоятельны и ответственны, осознают необходимость учения. Опыт такого оценивания существует в гимназии 45 г.Москвы. Там разработаны критерии по всем предметам. http://www.netschools.ru/ms45/win/history/krit_st1.html#3
В старшем звене (9 – 11 класс) возможен переход на рейтинговую систему оценивания. Она увеличивает степень ответственность ученика за результат обучения и приближает его к вузовской системе оценивания. В этом возрасте, на мой взгляд, ученикам уже не грозит нездоровая конкуренция, так как самооценка достаточно хорошо развита и учащиеся достаточно адекватно могут воспринимать успехи и неудачи как свои, так и товарищей.
Это всё пока перспектива, а сегодня, безусдовно, при использовании, например, технологии проектов учитель должен работу оценивать другим способом. Я прибегаю при оценивании проекта и к процентной, ик рейтинговой, и критериальной (в зависимости от возраста учеников). Хотя в журнал всё же приходится выставлять баллы.
Комментарий был изменен с момента создания (bardykinas23, Fri, 23/07/2010 - 15:24).