Процесс образования должно быть системным, в противном случае его эффективность резко снижается. Каждое действие в рамках этого процесса должно быть целесообразным, то есть направленным на достижение какой-то определенной цели и действительно способствующим ее достижению.
Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания. Место системы оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно она является наиболее очевидным интегрирующем фактором школьного образовательного пространства, основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи.
Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся. В общем, система оценивания и самооценивания - это естественный механизм саморегуляции образовательного процесса, что определяет его исключительную важность.
Работая в предыдущих модулях, Вы формулировали требования, предъявляемые к системе оценивания (вики-страница Требования к системе оценивания). Познакомьтесь еще с документом Требования к оцениванию.doc (папка Модуль 2). Возможно, какие-то из необходимых требований Вами не были названы?
Удовлетворяет ли существующая система оценивания этим требованиям? Вопрос, видимо, риторический…
Какие же слова звучат сегодня в адрес существующей системы оценивания?
Недостатки, несоответствие, необходимость изменения, неудовлетворенность…
Причины такого положения:
- как глобального характера (переход на ступень информационной цивилизации),
- так и более частного плана, вытекающие из сугубо российских исторических процессов.
Наибольшую неудовлетворенность на сегодняшний день вызывает тот факт, что существующие системы оценивания не направлены на продвижение школьников в их развитии, в том числе и в учебно-познавательной деятельности. Они не учитывают личностные особенности ребенка, их динамику на разных возрастных этапах становления личности, не содействуют выработке у обучающихся способности к самооценке, не стимулируют их образовательную активность.
Функции системы оценивания:
- нормативная;
- информативно-диагностическая;
- карательно-поощрительная.
Какая преобладает сегодня?
Контроль, мониторинг… Оценка превращается из средства (стимулирование учащегося к достижению субъективно значимых образовательных результатов) в цель (демонстрация требуемых контролирующим органом результатов).
И дело здесь не только в пятибалльной шкале. Дело в том, что основным, а порой и единственным системообразующим элементом системы оценивания является нормативная оценка, призванная сравнивать ребенка с некоторой извне установленной нормой и подгонять всех под один заданный стандарт. Именно это вступает в непримиримое противоречие с задачей создания максимально благоприятных условий для развития личности. Разрешить это противоречие в рамках нормативной системы оценивания пока не удалось.
Необходимо:
- устранить противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания;
- связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку»;
- ввести в практику оценку новых результатов образования(компетентностей).
В предыдущих модулях Вы уже обсуждали смену цивилизационной парадигмы. Образование должно соответствовать этим изменениям. Сегодня меняется и парадигма образования. В том числе происходит смена парадигмы оценивания - от преимущественно суммирующего оценивания к модели так называемого «оценивания для обучения». Все чаще звучат высказывания о том, что всякое оценивание в целях контроля, мониторинга или для осуществления ранжирования результатов (для последующего отбора) не поддерживает ученика, а зачастую отрицательно влияет на процесс обучения. Отсюда следует, что внешнее оценивание необходимо перестроить и применять лишь для одной или двух возрастных категорий учащихся на этапах завершения обучения.
Выход:
разделить два базовых вида оценивания на внешнее (суммирующее, стандартизированное) оценивание и внутреннее (формирующее) оценивание.
Рассмотрим их отличия:
Таблицу можно взять в папке Модуль 2 , файл Оценка.zip.
Описать суть внутреннего (формирующего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».
Как же правильно организовать «подкормку и полив» наших учеников?
Для знакомства с новыми подходами к оцениванию изучите документы (архив формирующее оценивание.zip папка Модуль 2 портфеля кампуса тренинга):
- формирующее оценивание.ppt
- Компетентности изменяют способы оценки.doc
- подходы_к_обучению.doc.
Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.
Результатами применения формирующего оценивание является:
1) обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях,
2) максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,
3) формирование оценочной самостоятельности учащихся,
4) формирование адекватной самооценки.
Освоив технологию формирующего оценивания, педагог сможет четко и доходчиво формулировать цели изучения предмета, связывать изученные учениками темы в единую и гармоничную картину, определять адекватные способы контроля результатов, мотивируя учащихся на достижение максимально возможного уровня. Школьники освоят принципы самооценки и способы улучшения собственных результатов, разделят с учителем ответственность за собственное образование. Мотивация и самооценка учащихся значительно повысятся, ученики будут самостоятельно и ответственно принимать решение о том, какой уровень результата они готовы освоить и, соответственно, какую отметку получить.
Технология формирующей оценки включает:
- алгоритм деятельности учителя;
- ресурсы, обеспечивающие реализацию алгоритма.
Алгоритм деятельности учителя по организации формирующей оценки:
- определение планируемых результатов обучения;
- организация деятельности учащегося по планированию и достижению субъективно значимых образовательных результатов;
- сопровождение достижения учащимся запланированных результатов обучения с помощью механизмов обратной связи.
Ресурсы, инструменты:
- традиционные инструменты учителя (методики, пособия и т.п.), обеспечивающие достижение учащимися тех или иных образовательных результатов,
- ресурсы для планирования образовательных результатов:
- требования к уровням достижения образовательных результатов, позволяющие ранжировать знаниевые образовательные результаты учащегося в зависимости от объективной сложности умственных операций, которые он совершает с присвоенным содержанием темы (раздела);
- требования к деятельности учащегося, реализуемой на произвольном содержании, задающая уровни сформированности того или иного аспекта той или иной ключевой компетентности.
- инструменты организации обратной связи.
В предыдущих занятиях мы с Вами касались как вопросов разработки учебных заданий, так и требований к деятельности (в соответствии с уровнем сформированности различных аспектов этой деятельности - Планирование компетентностных результатов образования). Не касались пока мы вопросов организации обратной связи. Технология выстраивания обратных связей является основным инструментом формирующего оценивания, а наличие грамотно спланированных образовательных результатов (результаты должны быть детализированы до отдельных единиц содержания и должен быть назван планируемый уровень их освоения) - важнейшее условие для применения формирующего оценивания.
Рассмотрим эти вопросы на практике, выполняя задания этого занятия:
Задание 2.3.1: «Необычное в обычном»
Для выполнения задания Вам необходимо перейти по ссылке
Задание 2.3.2: «За что???»
Для выполнения задания Вам необходимо перейти по ссылке
Вы справились с заданиями этого модуля?! Поздравляем! Вопросы, которые Вы изучали, достаточно сложны.
В комментариях к данной странице поделитесь своими мыслями об уже пройденном Вами пути, впечатлениями от изучения второго модуля.
|
На: Модуль 2. Занятие 3. Внешняя и внутренняя оценка. Возможност
Доброго времени суток, коллеги!
Хочу присоединиться к мнению коллег, что работа во втором модуле была очень трудоёмкой и непростой.Но усилия потрачены не зря!
Грамотно выстроенные задания позволяют пройти по пути осознания состояния современной системы оценивания, приобрести полезный опыт в применении новых инструментов оценивания. Где-то я поделилась своим опытом, но в основном прохожу очень полезное дистанционное обучение и знания обязательно применю на практике. Учусь и по предложенным организаторами тренинга материалам, и при общении с коллегами. Спасибо Светлане Давыдовне, которая очень чётко расписала те знания, которые нами были усвоены. Виктория Аркадьевна, спасибо!
На: Модуль 2. Занятие 3. Внешняя и внутренняя оценка. Возможност
Коллеги!
На всякий случай напоминаю, что мы с Вами еще не прощаемся и продолжаем работать в третьем модуле :))!
На: Модуль 2. Занятие 3. Внешняя и внутренняя оценка. Возможност
Хочу присоединиться к словам Светланы Давыдовны. Правильно и хорошо написано, все так и есть. Самое главное, я стала понимать причины малой эффективности своего оценивания. Стала лучше владеть теорией, надеюсь в новом учебном году получится и применить всё на практике.
Огромное СПАСИБО, Виктория, за такое полезное мероприятие.
С уважением, С.В.
На: Модуль 2. Занятие 3. Внешняя и внутренняя оценка. Возможност
“Научи себя сам - никто другой этого за тебя не сделает,
будь он хоть трижды профессором каких угодно наук!”
Николай Замяткин
Наверно будут справедливы эти слова при изучении Модуля2.
Страшно и стыдно сказать сколько усилий потрачено мной не зря в борьбе Модуля2.
Ваш материал открыл мне глаза, стали понятны:
· Формирующее оценивание
· Внутренняя оценка
· Внешняя оценка
· Алгоритм создания системы формирующего оценивания
· Принципы грамотно организованного формирующего оценивания
· Инструмент обратной связи
Причины малоэффективности способов и методов использованных мной ранее оказались на лицо.
Вы не представляете себе сколько у меня было советчиков со стороны ,чтобы я дальше ничего не изучала и не делала. Только в Модуле ясно и четко видно куда нужно идти и по какому пути. Более того вы систематизировали все способы, упорядочили их в правильной последовательности.
Хочется выразить вам огромную благодарность за возможность ,а не сидеть перед экраном сложа руки с надеждой, а вдруг он сам откроется и сделается. Спасибо и еще раз спасибо!
Светлана Ганжа