Официальный сайт oriflame100 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Модуль 2. Занятие 3. Внешняя и внутренняя оценка. Возможности и результаты формирующего оценивания

Выберите действие:

Фото пользователя Виктория Аркадьевна Власенко
Submitted by Виктория Аркадьевна Власенко on Sat, 17/07/2010 - 01:38

Процесс образования должно быть системным, в противном случае его эффективность резко снижается. Каждое действие в рамках этого процесса должно быть целесообразным, то есть направленным на достижение какой-то определенной цели и действительно способствующим ее достижению.
Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания. Место системы оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно она является наиболее очевидным интегрирующем фактором школьного образовательного пространства, основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи.


Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся. В общем, система оценивания и самооценивания - это естественный механизм саморегуляции образовательного процесса, что определяет его исключительную важность.
Работая в предыдущих модулях, Вы формулировали требования, предъявляемые к системе оценивания (вики-страница Требования к системе оценивания). Познакомьтесь еще  с документом Требования к оцениванию.doc (папка Модуль 2). Возможно, какие-то из необходимых требований Вами не были названы?
Удовлетворяет ли существующая система оценивания этим требованиям? Вопрос, видимо, риторический…

 

Какие же слова звучат сегодня в адрес существующей системы оценивания?


Недостатки, несоответствие, необходимость изменения, неудовлетворенность…

 

Причины такого положения:

 

  • как глобального характера (переход на ступень информационной цивилизации),
  • так и более частного плана, вытекающие из сугубо российских исторических процессов.

 

Наибольшую неудовлетворенность на сегодняшний день вызывает тот факт, что существующие системы оценивания не направлены на продвижение школьников в их развитии, в том числе и в учебно-познавательной деятельности. Они не учитывают личностные особенности ребенка, их динамику на разных возрастных этапах становления личности, не содействуют выработке у обучающихся способности к самооценке, не стимулируют их образовательную активность.

 

Функции системы оценивания:

 

  • нормативная;
  • информативно-диагностическая;
  • карательно-поощрительная.

 

Какая преобладает сегодня?

 

Контроль, мониторинг… Оценка превращается из средства (стимулирование учащегося к достижению субъективно значимых образовательных результатов) в цель (демонстрация требуемых контролирующим органом результатов).

 

И дело здесь не только в пятибалльной шкале. Дело в том, что основным, а порой и единственным системообразующим элементом системы оценивания является нормативная оценка, призванная сравнивать ребенка с некоторой извне установленной нормой и подгонять всех под один заданный стандарт. Именно это вступает в непримиримое противоречие с задачей создания максимально благоприятных условий для развития личности. Разрешить это противоречие в рамках нормативной системы оценивания пока не удалось.

 

Необходимо:

 

  • устранить противоречия между функциями оценки и существующей системой оценивания;
  • связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку»;
  • ввести в практику оценку новых результатов образования(компетентностей).

 

В предыдущих модулях Вы уже обсуждали смену цивилизационной парадигмы. Образование должно соответствовать этим изменениям. Сегодня меняется и парадигма образования. В том числе происходит смена парадигмы оценивания - от преимущественно суммирующего оценивания к модели так называемого «оценивания для обучения». Все чаще звучат высказывания о том, что всякое оценивание в целях контроля, мониторинга или для осуществления ранжирования результатов (для последующего отбора) не поддерживает ученика, а зачастую отрицательно влияет на процесс обучения. Отсюда следует, что внешнее оценивание необходимо перестроить и применять лишь для одной или двух возрастных категорий учащихся на этапах завершения обучения.

 

Выход:


разделить два базовых вида оценивания на внешнее (суммирующее, стандартизированное) оценивание и внутреннее (формирующее) оценивание.

 

Рассмотрим их отличия:

 виды оценивания 

Таблицу можно взять в папке Модуль 2 , файл Оценка.zip.

 

Описать суть внутреннего (формирующего) оценивания можно следующей метафорой: «Если представить учеников в образе растений, то внешнее (суммирующее) оценивание растений есть процесс простого измерения их роста. Результаты измерений могут быть интересны для сравнения и анализа, но сами по себе они не влияют на рост растений. Внутреннее (формирующее) оценивание, наоборот, сродни подкормке и поливу растений, являя собой то, что напрямую влияет на их рост».

 

Как же правильно организовать «подкормку и полив» наших учеников?

 

 Для знакомства с новыми подходами к оцениванию изучите документы  (архив формирующее оценивание.zip папка Модуль 2 портфеля кампуса тренинга):

 

  • формирующее оценивание.ppt
  • Компетентности изменяют способы оценки.doc
  • подходы_к_обучению.doc.  

 

Формирующее (внутреннее) оценивание нацелено на определение индивидуальных достижений каждого учащегося и не предполагает как сравнения результатов, продемонстрированных разными учащимися, так и административных выводов по результатам обучения. Формирующим данный вид оценивания называется потому, что оценка ориентирована на конкретного ученика, призвана выявить пробелы в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью.

 

 Результатами применения формирующего оценивание является:

 

1) обеспечение освоения стандарта всеми учащимися в наиболее комфортных для каждого условиях,
2) максимальное приближение каждого учащегося к запланированному им результату в случае, если результат выходит за рамки стандарта по уровню освоения содержания,
3) формирование оценочной самостоятельности учащихся,
4) формирование адекватной самооценки.

 

Освоив технологию формирующего оценивания, педагог сможет четко и доходчиво формулировать цели изучения предмета, связывать изученные учениками темы в единую и гармоничную картину, определять адекватные способы контроля результатов, мотивируя учащихся на достижение максимально возможного уровня. Школьники освоят принципы самооценки и способы улучшения собственных результатов, разделят с учителем ответственность за собственное образование. Мотивация и самооценка учащихся значительно повысятся, ученики будут самостоятельно и ответственно принимать решение о том, какой уровень результата они готовы освоить и, соответственно, какую отметку получить.

 

Технология формирующей оценки включает:

 

  • алгоритм деятельности учителя;
  • ресурсы, обеспечивающие реализацию алгоритма.

 

Алгоритм деятельности учителя по организации формирующей оценки:

 

  • определение планируемых результатов обучения;
  • организация деятельности учащегося по планированию и достижению субъективно значимых образовательных результатов;
  • сопровождение достижения учащимся запланированных результатов обучения с помощью механизмов обратной связи.

 

Ресурсы, инструменты:

 

  • традиционные инструменты учителя (методики, пособия и т.п.), обеспечивающие достижение учащимися тех или иных образовательных результатов,
  • ресурсы для планирования образовательных результатов:
       - требования к уровням достижения образовательных результатов,        позволяющие ранжировать знаниевые образовательные результаты учащегося в зависимости от объективной сложности умственных операций, которые он совершает с присвоенным содержанием темы (раздела);
       - требования к деятельности учащегося, реализуемой на произвольном содержании, задающая уровни сформированности того или иного аспекта той или иной ключевой компетентности.
  • инструменты организации обратной связи.

 

В предыдущих занятиях мы с Вами касались как вопросов разработки учебных  заданий, так и требований к деятельности (в соответствии с уровнем сформированности различных аспектов этой деятельности - Планирование компетентностных результатов образования). Не касались пока мы вопросов организации обратной связи. Технология выстраивания обратных связей является основным инструментом формирующего оценивания, а наличие грамотно спланированных образовательных результатов (результаты должны быть детализированы до отдельных единиц содержания и должен быть назван планируемый уровень их освоения) - важнейшее условие для применения формирующего оценивания.

 

Рассмотрим эти вопросы на практике, выполняя задания этого занятия:

 

Задание 2.3.1: «Необычное в обычном» 

Для выполнения задания Вам необходимо перейти по ссылке

 

Задание 2.3.2: «За что???» 

Для выполнения задания Вам необходимо перейти по ссылке

 

Вы справились с заданиями этого модуля?! Поздравляем! Вопросы, которые Вы изучали, достаточно сложны.

 

В комментариях к данной странице поделитесь своими мыслями об уже пройденном Вами пути, впечатлениями от изучения второго модуля.


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Александра Николаевна Кузьмина

На: Модуль 2. Занятие 3. Внешняя и внутренняя оценка. Возможност


Доброго времени суток, коллеги!

Хочу присоединиться к мнению коллег, что работа во втором модуле была очень трудоёмкой и непростой.Но усилия потрачены не зря!

Грамотно выстроенные задания позволяют пройти по пути осознания состояния современной системы оценивания, приобрести полезный опыт в применении новых инструментов оценивания. Где-то я поделилась своим опытом, но в основном  прохожу  очень полезное дистанционное обучение и знания обязательно применю на практике. Учусь и по предложенным организаторами тренинга материалам, и при общении с коллегами. Спасибо Светлане Давыдовне, которая очень чётко расписала те знания, которые нами были усвоены. Виктория Аркадьевна, спасибо!

Комментарий был изменен с момента создания (KuzminaAleksa, пн, 02/08/2010 - 17:42).
С уважением Кузьмина Александра, учитель физики и математики, г. Астрахань



Фото пользователя Виктория Аркадьевна Власенко

На: Модуль 2. Занятие 3. Внешняя и внутренняя оценка. Возможност


Коллеги!

На всякий случай напоминаю, что мы с Вами еще не прощаемся и продолжаем работать в третьем модуле :))!




Фото пользователя Светлана Владимировна Сковпень

На: Модуль 2. Занятие 3. Внешняя и внутренняя оценка. Возможност


Хочу присоединиться к словам Светланы Давыдовны. Правильно и хорошо написано, все так и есть. Самое главное, я стала понимать причины малой эффективности своего оценивания. Стала лучше владеть теорией, надеюсь в новом учебном году получится и применить всё на практике.

Огромное СПАСИБО, Виктория, за такое полезное мероприятие.

С уважением, С.В.




Фото пользователя Светлана Давыдовна Ганжа

На: Модуль 2. Занятие 3. Внешняя и внутренняя оценка. Возможност


 “Научи себя сам - никто другой этого за тебя не сделает,

будь он хоть  трижды  профессором  каких  угодно  наук!”

Николай Замяткин

  Наверно будут справедливы эти слова при изучении Модуля2.

Страшно и стыдно сказать сколько усилий потрачено мной не зря в борьбе Модуля2.  

Ваш материал открыл мне глаза, стали понятны:

·        Формирующее оценивание

·        Внутренняя оценка

·        Внешняя оценка

·        Алгоритм создания системы формирующего оценивания

·        Принципы грамотно организованного формирующего оценивания

·        Инструмент обратной связи

Причины малоэффективности способов и методов использованных мной ранее оказались на лицо.

Вы не представляете себе сколько у меня было советчиков со стороны  ,чтобы я дальше ничего не изучала и не делала. Только в  Модуле ясно и четко видно куда нужно идти и по какому пути. Более того вы систематизировали все способы, упорядочили их в правильной последовательности.

Хочется выразить вам огромную благодарность за возможность ,а не сидеть перед экраном сложа руки с надеждой, а вдруг он сам откроется и сделается. Спасибо и еще раз спасибо!

 

 

                           

Светлана Ганжа



Смотреть видео 365 онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн