Оценивание-процедура - это деятельность по соотнесению современного уровня ЗУНов ученика с эталоном, прописанным в стандартах и достичь которого мы обязаны в рамках государственной программы образования, и современного уровня развития ученика по сравнению с ним вчерашним.
Оценивание-декларация - это выставление оценки, которая складывается из двух частей: оценочного суждения, в котором учитель отмечает достоинства ответа и уровень личностного роста ученика, и цифровой отметки, которая характеризует уровень ученика по отношению к эталону.
Если учитель пренебрегает оценочным суждением, то как раз тут и возникают ситуации, когда оценка выставляется необъективно, в зависимости от субъективного отношения учителя к ученику, а чаще бывает к социальному и материальному состоянию родителей ученика, когда оценка становится наказанием за плохое поведение ученика и т.д. и т.п. С этим я сталкивалась еще будучи ученицей и хорошо помню, какой протест у нас, учеников, вызывали подобные оценки. Поэтому в своей деятельности я не пренебрегаю оценочным суждением (комментарием) при выставлении отметки. При этом дети учатся комментировать ответы других учащихся, а затем и свои. И уже в старших классах я сталкивалась с тем, что свои ответы они оценивали строже, чем я.
При таком подходе к оцениванию внешний контроль и оценка со стороны учителя переходят во взаимоконтроль и взаимооценку, а затем и в самоконтроль и самооценку соответственно.
Знать свою оценку относительно эталона ученику важно для правильного выбора пути дальнейшего профессионального обучения.
Недостатком сегодняшней пятибалльной системы оценивания является то, что при выставлении отметки не виден рост личностного развития ученика. Я думаю, что можно было бы ввести 10-балльную шкалу, по которой бы отслеживался этот рост (пока это приходится делать на словах и часто: для ученика, родителей, администрации):
"неудовлетворительно" - 1-2 балла
"удовлетворительно" - 3-5 баллов
"хорошо" - 6-8 баллов
"отлично" - 9-10 баллов.
Такая система отметок согласуется с требованиями и рекомендациями при оценивании знаний и умений учащихся с учетом количества ошибок и недочетов.
А все формы и методы проверки, которые существуют на сегодняшний день и я думаю еще появятся у творчески работающих учителей, имеют право быть.
На сегодняшний день, я считаю, должны быть параллельно две системы оценивания - и как сравнение с эталоном, и как достижения личностного роста. А итоговая оценка может складываться из них (надо подумать каким образом).
Оценивание-процедура - это деятельность по соотнесению современного уровня ЗУНов ученика с эталоном, прописанным в стандартах и достичь которого мы обязаны в рамках государственной программы образования, и современного уровня развития ученика по сравнению с ним вчерашним.
Оценивание-декларация - это выставление оценки, которая складывается из двух частей: оценочного суждения, в котором учитель отмечает достоинства ответа и уровень личностного роста ученика, и цифровой отметки, которая характеризует уровень ученика по отношению к эталону.
Если учитель пренебрегает оценочным суждением, то как раз тут и возникают ситуации, когда оценка выставляется необъективно, в зависимости от субъективного отношения учителя к ученику, а чаще бывает к социальному и материальному состоянию родителей ученика, когда оценка становится наказанием за плохое поведение ученика и т.д. и т.п. С этим я сталкивалась еще будучи ученицей и хорошо помню, какой протест у нас, учеников, вызывали подобные оценки. Поэтому в своей деятельности я не пренебрегаю оценочным суждением (комментарием) при выставлении отметки. При этом дети учатся комментировать ответы других учащихся, а затем и свои. И уже в старших классах я сталкивалась с тем, что свои ответы они оценивали строже, чем я.
При таком подходе к оцениванию внешний контроль и оценка со стороны учителя переходят во взаимоконтроль и взаимооценку, а затем и в самоконтроль и самооценку соответственно.
Знать свою оценку относительно эталона ученику важно для правильного выбора пути дальнейшего профессионального обучения.
Недостатком сегодняшней пятибалльной системы оценивания является то, что при выставлении отметки не виден рост личностного развития ученика. Я думаю, что можно было бы ввести 10-балльную шкалу, по которой бы отслеживался этот рост (пока это приходится делать на словах и часто: для ученика, родителей, администрации):
"неудовлетворительно" - 1-2 балла
"удовлетворительно" - 3-5 баллов
"хорошо" - 6-8 баллов
"отлично" - 9-10 баллов.
Такая система отметок согласуется с требованиями и рекомендациями при оценивании знаний и умений учащихся с учетом количества ошибок и недочетов.
А все формы и методы проверки, которые существуют на сегодняшний день и я думаю еще появятся у творчески работающих учителей, имеют право быть.
На сегодняшний день, я считаю, должны быть параллельно две системы оценивания - и как сравнение с эталоном, и как достижения личностного роста. А итоговая оценка может складываться из них (надо подумать каким образом).