Используемые учебники и учебные пособия:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Бобровская средняя общеобразовательная школа №1»
г. Боброва Воронежской области
Конспект урока по литературе в10 классе
«Что есть Истина?»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Образцова О.В.
Бобров 2011г.
ЧТО ЕСТЬ ИСТИНА?
Урок-размышление по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Цели урока: обобщить знания учащихся, полученные при изучении романа;
выяснить, в чем секрет бессмертных вопросов, сформулирован-
ных в нем;
совершенствовать речевую практику учащихся;
развивать логическое мышление и память;
воспитывать интерес к художественному слову.
Оборудование: тексты романа, мультимедийное оборудование, презентация к теме, сообщающиеся сосуды.
Ход урока
Истина-то,что существует в действительности,
правда.
В.Даль.
Достоевский был так близок к Истине, что это
составляет чудо его личности.
В.Розанов.
Сообщение темы и цели урока.
Вступительное слово учителя.
Символом нашего сегодняшнего урока являются сообщающиеся сосуды.
-Как вы думаете, почему?
Рано или поздно каждый из нас задает вопрос: «Что есть Истина?» Сегодня мы попытаемся на него ответить, опираясь на текст романа, наш личный жизненный опыт.
-Прочитайте эпиграфы. Как вы понимаете эти слова?
Розанов отмечает, что Достоевский близок к Истине. Значит, важно понять, в чем она заключается. Но прежде необходимо восстановить саму теорию Раскольникова.
Крушение теории Раскольникова я представила в виде схемы и выделила ключевые сцены, повлиявшие на мировоззрение героя (слайд №2).
-Найдите и зачитайте цитаты, подтверждающие главные вехи в крушении теории.
Предполагаемые ответы учащихся.
Обстановка- «Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими обоями, и до того низкая, что высокому человеку казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».
Николаевский мост - «Прими, батюшка, ради Христа…Ему казалось,что он отрезал себя сам от всех и всего в эту минуту».
Приезд Дуни и матери - «…мать, сестра, как я любил их…отчего же теперь я их ненавижу»
Разговор с Порфирием Петровичем - « Не может быть, чтоб вы сами себя не считали человеком необыкновенным и говорящим новое слово».
Миколка- «НЕТ! Тут не Миколка, - сказал Порфирий Петрович.-Дело фантастическое, когда помутилось сердце человеческое».
Разговор с Соней - «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил».
« Поди на перекресток. Поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты перед ней согрешил. И скажи всему миру вслух: «Я УБИЙЦА!»
Самоубийство Свидригайлова- «Странная улыбка скривила его лицо, жалкая, печальная, слабая улыбка отчаяния».
Признание- «Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором и ограбил».
«Я не старуху убил, я себя убил!»
Беседа с учащимися.
(слайд № 3).
-Итак, в основе теории личное «Я» противопоставлено общественному «МЫ». В человеке присутствуют оба этих начала, идет извечная их борьба и постоянный поиск Истины.
-Давайте попробуем выделить основные символы этих начал, живущих в каждом.
-Какая личность была идеалом для Раскольникова и послужила толчком к созданию теории? (Наполеон)
-Раскольников относил себя к обыкновенным людям или к гениям? Что он вкладывал в понятие « гений»?Что вы вкладываете в это понятие?
-Что обретает Раскольников благодаря Соне?( любовь,веру)
-Через слова какого героя автор дает совет не только Раскольникову, но и нам? (Порфирия Петровича)
-Прочитайте эти слова. (« Станьте солнцем , вас и увидят!»)
Индивидуально – групповое задание.
-Перечислите исторические события, в которых слышны отголоски теории Раскольникова.
-Как вы считаете, теория Раскольникова жива в современном мире?(Слайд №4).
-Да, действительно, и в современном мире люди часто предпочитают «Я»- яркую индивидуальность, и , как это не печально, теория жива. Конечно, «Я»- основа жизни , «Я» толкает человечество вперед, но люди не должны и не могут жить сами по себе. «Я» должно существовать для «МЫ». Когда «Я» преобладает – это путь Родиона Раскольникова. И насколько жизненна теория каждый решает сам.
-Вернемся к символу урока.
-Как понятие «человек» соотносится с сообщающимися сосудами. Вспомните закон сообщающихся сосудов.
-Однажды я встретила сравнение человеческой жизни с сосудом, в котором перемешалось плохое и хорошее. Это сообщающийся сосуд. И если добро и зло, «Я» и «МЫ» в нем уравновешены, то человек остается человеком, обретая Истину жизни. В этом секрет творчества Великого Мастера, нравственный стержень его романов.
Итоги урока.
-Какая цитата самая емкая и является главным уроком Достоевского, его завещанием нам, потомкам, его пониманием Истины? (Слайд №5).
«Станьте солнцем, вас и увидят!»
Домашнее задание.
В форме рассуждения или эссе ответьте на вопрос: «Индивидуальность- это проявление эгоизма или признак гениальности?»