Официальный сайт ysaa 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Познание и знание

Фото пользователя Валерий Евгеньевич Иванов
Submitted by Валерий Евгеньевич Иванов on Tue, 09/11/2010 - 00:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Иванов Валерий Евгеньевич
Место работы, должность: 
Политехнический лицей-интернат ГОУ ВПО ТГТУ, учитель истории и обществознания
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Обществознание
Цель урока: 
Изучение и первичное закрепление новых знаний. Охарактеризовать проблему познаваемости мира, особенности научного познания; знания и процесс познания. Создать условия для формирования у учащихся собственных взглядов на познаваемость мира. Развивать навыки анализа учебного текста, объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их решения. Создать условия для формирования у учащихся собственного мировоззрения.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
28
Используемые учебники и учебные пособия: 

Обществознание.10 класс: учебн. Для общеобразоват.учреждений: базовый уровень; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвешение, 2009.351 с.

Используемое оборудование: 

Обществознание.10 класс: учебн. Для общеобразоват.учреждений: базовый уровень; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвешение, 2009. 351 с.

Краткое описание: 
Обществознание 10 класс, базовый уровень. Урок по теме: "Познание и знание" Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

v\:* {behavior:url(#default#VML);} o\:* {behavior:url(#default#VML);} w\:* {behavior:url(#default#VML);} .shape {behavior:url(#default#VML);} Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;}

п. 6 Познание и знание

Цель урока:

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Охарактеризовать  проблему познаваемости мира, особенности научного познания; знания и процесс познания.

Создать условия для формирования у учащихся собственных взглядов на познаваемость мира.

Развивать навыки анализа учебного текста, объяснять противоречия реальной жизни и находить возможные варианты их решения.

Создать условия для формирования у учащихся собственного мировоззрения.

Оборудование  урока: Обществознание.10 класс: учебн. Для общеобразоват. учреждений: базовый уровень; под ред. Л.Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2009. – 351 с.

Тип и форма урока: Урок изучения и закрепления новых знаний.

Ход урока:

 

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

I. Орг. момент, 2 мин.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Самопроверка готовности к уроку.

 

II. Подводящая беседа,

5 мин.

Актуализация:

Как вы понимаете слова английского писателя Б. Шоу  „Деятельность – единственный путь к знанию”?

„В процессе своей деятельности человек постоянно узнает что-то новое. Знать - значит обладать информацией (совокупностью
сведений) о тех или иных областях реальности.”

Фронтальный опрос

Тема: п. 6 Познание и знание

План:

1. Познаваем ли мир

2. Познание чувственное и рациональное

3. Истина и ее критерии

4. Особенности научного познания

5. Социальные и гуманитарные знания

6. Многообразие человеческого знания

Запись темы урока в тетрадь

 

III.Изучение новых знаний, 28 мин.

Знание — это результат познания.

Познание  - это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.

 

1.  Познаваем ли мир?

Познаваем ли мир?

 

 

 

 

1. Пессимисты отрицают познаваемость мира

2. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем

3.Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания

 
Эти направления в философии зародились еще в глубокй древности:

1. Писсимисты

- Агностицизм  — философское учение, отрицающее возможность познания (Разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. Сущность же самих вещей, сокрытую за их внешними проявлениями, человек постичь не способен.)

- Конвенционализм - философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными, и эти знания не способны достоверно отражать сущность исследуемых предметов.

2. Оптимисты

Гносеологизм - философское учение, не отвергая сложности познания, утверждает, что познание мира возможно.

2. Познание чувственное и рациональное

 

Формы

Свойства

чувственное познание

ощущения

отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов

восприятие

целостное отражение предметов в многообразии их свойств

представление

отражение не конкретного предмета, а некий «усредненный» образ объекта (Для представления характерна память, ее «оживление». Нередко в представлении действует и воображение)

рациональное (логическое) познание

понятие

мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей (например, понятие „человек” не ограничивается образом какого-то конкретного человека)

суждения

мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания

умозаключения

рассуждение, формирующееся на базе понятий и суждений, в ходе которого логически выводится новое суждение (заключение или вывод)

 

Рациональная познавательная способность (как, впрочем, и чувственная — на уровне представлений) связана с мышлением.

Мышление  - речь – язык

соотношение чувственного и рационального познания:

1. Сенсуализм на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность (Сенсуалисты считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»)

2. Рационалисты признают основой познания и поведения людей
разум, отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.

Вывод:  в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. Это единство нисколько не нарушается тем, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное, а в других — рациональное начало.

 
3. Истина и ее критерии

Истина — это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания.

Относителъная истина это ограниченное верное знание о чем-либо. (человек не всегда может познать истину в полном объеме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы) и знания его ограничени данным конкретным моментом)

Абсолютная истина это полное, исчерпывающее знание
о сложном объекте. (Из относительных истин складывается абсолютная истина)

Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.

Критерии истины:

1. знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т. е. согласовано с имеющейся системой взглядов;

2. признание истинным того, что полезно для человека;

3. практика.

Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью.

заблуждение это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

ложь —это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.

 

4. Особенности научного познания

Ближе всего к истине стоит научное знание.

Особенности:

Во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности. (Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле.)

Во-вторых, научное знание обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность.

В-третьих, науке свойственна особая системность знания. (знание
упорядоченно и выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия);

В-четвертых, научному знанию свойственна проверяемость.

 

5. Социальные и гуманитарные знания

 Ученый одновременно в зависимости от темы исследования может выступать как социолог или как гуманитарий (социальные процессы или психическое состояния какого-либо человека). Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека.

 

6. Многообразие человеческого знания

1. религиозно – мифологическое;

2. народная мудрость;

3. практическое знание;

4. искусство;

5. паранаука;

6. наука.

 

Запись в тетрадь

 

 

 

 Запись в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 


Запись в тетрадь

 

 

 

 

 

 



Сомостоятельная  работа, 5 мин.

(стр. 57)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Запись в тетрадь

 

 

 

 


Запись в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадь

 

 

 

 

 

 

 




Запись в тетрадь

 

Рассказ

Запись в тетрадь опорного конспекта по ходу объяснения учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальная работа

IV. Закрепление, 5 мин.

Задание. В народной драме «Борис Годунов» А.С. Пушкина старый летописец Пимен поучает Григория: «Описывай, не мудрствуя лукаво, все то, чему свидетель в жизни будешь…» можно ли ограничиться данным поучением, если речь идет о познании общества? Свой ответ аргументируйте.

Беседа

 

V. Подведение итогов, 3 мин.

Оценка деятельности учащихся на уроке.

Выставление оценок в дневник

 

Д/З. , 2 мин.

П. 6, вопросы в конце параграфа

Запись в дневник

 



На: Познание и знание


Конспект хорошо применим на уроке! Спасибо за материал!




На: Познание и знание


Познание — это:

1. Деятельность, направленная на получение или приращение знания. Знание — результат познания.
2. Процесс отражения реальности или бытия в сознании человека.
3. Стадии процесса: от незнаний к неполному знанию, от неполного знания к знанию более полному.

Цель любого познание — истина. Истина — есть соответствие знаний объекту познаний.

Заблуждение — это непреднамеренное искажении информации. Но: заблуждение есть путь к открытию.
Ложь — это преднамеренное искажение информации.



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн