III.Изучение новых знаний, 28 мин.
|
Знание — это результат познания.
Познание - это процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.
1. Познаваем ли мир?
Познаваем ли мир?
|
|
|
|
1. Пессимисты отрицают познаваемость мира
|
2. Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем
|
3.Скептики, признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания
|
Эти направления в философии зародились еще в глубокй древности:
1. Писсимисты
- Агностицизм — философское учение, отрицающее возможность познания (Разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. Сущность же самих вещей, сокрытую за их внешними проявлениями, человек постичь не способен.)
- Конвенционализм - философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными, и эти знания не способны достоверно отражать сущность исследуемых предметов.
2. Оптимисты
Гносеологизм - философское учение, не отвергая сложности познания, утверждает, что познание мира возможно.
2. Познание чувственное и рациональное
|
Формы
|
Свойства
|
чувственное познание
|
ощущения
|
отражение отдельных свойств, отдельных признаков предметов и процессов
|
восприятие
|
целостное отражение предметов в многообразии их свойств
|
представление
|
отражение не конкретного предмета, а некий «усредненный» образ объекта (Для представления характерна память, ее «оживление». Нередко в представлении действует и воображение)
|
рациональное (логическое) познание
|
понятие
|
мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей (например, понятие „человек” не ограничивается образом какого-то конкретного человека)
|
суждения
|
мысль, утверждающая или отрицающая нечто об объектах познания
|
умозаключения
|
рассуждение, формирующееся на базе понятий и суждений, в ходе которого логически выводится новое суждение (заключение или вывод)
|
Рациональная познавательная способность (как, впрочем, и чувственная — на уровне представлений) связана с мышлением.
Мышление - речь – язык
соотношение чувственного и рационального познания:
1. Сенсуализм на первое место в процессе познания ставит в противовес разуму чувственную познавательную способность (Сенсуалисты считают: «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»)
2. Рационалисты признают основой познания и поведения людей
разум, отрицая чувства в качестве источника достоверной первичной информации, мотивируя неточностью и ограниченностью сведений о мире, получаемых при помощи органов чувств.
Вывод: в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. Это единство нисколько не нарушается тем, что в одних познавательных ситуациях преобладает чувственное, а в других — рациональное начало.
3. Истина и ее критерии
Истина — это соответствие полученного знания действительности, такое отражение объекта познающим субъектом, при котором познавательный объект воспроизводится так, как существует сам по себе, вне сознания.
Относителъная истина — это ограниченное верное знание о чем-либо. (человек не всегда может познать истину в полном объеме (например, отражающую квантово-механические или социально-исторические процессы) и знания его ограничени данным конкретным моментом)
Абсолютная истина — это полное, исчерпывающее знание
о сложном объекте. (Из относительных истин складывается абсолютная истина)
Содержание истины постоянно расширяется, уточняется, таким образом, процесс познания бесконечен.
Критерии истины:
1. знание лишь тогда истинно, когда оно непротиворечиво, логически стройно, т. е. согласовано с имеющейся системой взглядов;
2. признание истинным того, что полезно для человека;
3. практика.
Утверждения, не соответствующие действительности, являются либо заблуждением, либо ложью.
заблуждение — это содержание знания, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.
ложь —это искажение действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-либо в обман.
4. Особенности научного познания
Ближе всего к истине стоит научное знание.
Особенности:
Во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности. (Оно должно отразить объект таким, каков он есть на самом деле.)
Во-вторых, научное знание обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность.
В-третьих, науке свойственна особая системность знания. (знание
упорядоченно и выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия);
В-четвертых, научному знанию свойственна проверяемость.
5. Социальные и гуманитарные знания
Ученый одновременно в зависимости от темы исследования может выступать как социолог или как гуманитарий (социальные процессы или психическое состояния какого-либо человека). Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека.
6. Многообразие человеческого знания
1. религиозно – мифологическое;
2. народная мудрость;
3. практическое знание;
4. искусство;
5. паранаука;
6. наука.
|
Запись в тетрадь
Запись в тетрадь
Запись в тетрадь
Сомостоятельная работа, 5 мин.
(стр. 57)
Запись в тетрадь
Запись в тетрадь
Запись в тетрадь
Запись в тетрадь
|
Рассказ
Запись в тетрадь опорного конспекта по ходу объяснения учителя
Индивидуальная работа
|
На: Познание и знание
Конспект хорошо применим на уроке! Спасибо за материал!
На: Познание и знание
Познание — это:
1. Деятельность, направленная на получение или приращение знания. Знание — результат познания.
2. Процесс отражения реальности или бытия в сознании человека.
3. Стадии процесса: от незнаний к неполному знанию, от неполного знания к знанию более полному.
Цель любого познание — истина. Истина — есть соответствие знаний объекту познаний.
Заблуждение — это непреднамеренное искажении информации. Но: заблуждение есть путь к открытию.
Ложь — это преднамеренное искажение информации.