Submitted by Нина Леонтьевна Трофимова on Tue, 21/08/2012 - 13:08
Сценарий урока: театральные постановки-миниатюры (можно приготовить театральные программки). Учащиеся делятся на 3 команды.
Ход урока.
Вступительное слово учителя или консультанта о подведении итогов изученного по пьесе М.Горького «На дне».
1-ое действие, 1-ый акт: Представление сцен из пьесы (2-3)на 2-3мин. – по 5 баллов.
«Ночлежка и её обитатели»: «Хозяева жизни», «Люди солнца».
2-ое действие,1-ый акт.
Конкурс риторов (Кто из героев пьесы, по вашему мнению, удостоен выйти к солнцу, а кто нет? Почему? (1-2 мин.)
1-ый консультант: история создания пьесы «На дне»
2-й консультант. Давайте познакомимся поближе с обитателями ночлежки и их хозяевами.
Комментарий. Главная задача следующего действия: обнаружить причины, по которым люди попали в ночлежку. Распределить по группам: «Хозяева жизни», «Люди тьмы», «Люди солнца».
2-й акт. Ученик выбирает задания с вопросами о героях, даёт характеристику герою (Анна, Клещу и другим). Учащиеся отвечают как по желанию, так и по вызову «консультанта» (по обстановке). Так будут представлены: Костылёв, Василиса, Медведев, Квашня, Пепел, Анна, Клещ, Бубнов, Наташа, Барон. Настя, Актёр.
3-й акт.
Работа с текстом.
Так представляются герои ночлежки. Технологические карты можно разложить по группам: «Хозяева жизни», «Люди солнца», «Люди тьмы». После представления каждой группы героев ей даётся соответствующее название.
Консультант. Первое действие завершено. Прослушайте отрывок из композиции «Шторм» в исполнении В.Мэй.
2-ое действие,1-ый акт. «Теоретические вопросы».
Теоретический блок:
Комментарий. Учащимся предлагаются вопросы к творчеству М.Горького.
Назовите одну из пьес М.Горького, написанную в период с 1901 по 1906 год. («Враги», «Варвары» и т.п.).
Назовите уничтоженную поэму молодого М.Горького. («Песнь старого дуба»).
Труды каких философов изучал М.Горький (Платона, Спинозы, Фрейда и др.).
Кто был лучшим другом и помощником М.Горького (Е.П. Волжина).
Как назывался первый рассказ А.Пешкова, напечатанный под псевдонимом М.Горький? («Макар Чудра»).
Что назвал М.Горький «экспериментом на живом теле России»? (Революцию 1917 года).
3-е действие,1-ый акт:
Вопросы на знание литературоведческих терминов.
а) учащиеся должны ответить, что такое:
полилог, монолог, диалог;
сюжет;
символизм;
псевдоним;
портрет;
притча
2-ой акт:
б) вопросы на знание текста (по цитатам):
Хоть немножко пожить бы, коли там муки не будет. (Анна);
Я – рабочий человек. (Клещ);
Дважды убить нельзя. (Сатин);
Любить живых надо. (Лука);
Я – хозяин! (Костылёв);
Я уже ничего не жду. Всё уже было! (Барон);
Я свободная женщина. (Квашня);
Без имени нет человека. (Актёр);
Мой организм отравлен алкоголем. (Актёр);
Ложь – религия рабов и хозяев. (Сатин);
Жалеть человека надо. (Лука).
4-ое действие, 1-ый акт:
Дискуссия «Лука и Сатин».
Комментарий. Если класс хорошо подготовлен, в начале урока несколько учащихся получают задание создать компьютерную презентацию (программа PowerPoint) об этих героях пьесы. Если же класс со средней подготовкой, то это задание может быть домашним.
Представление и защита презентаций.
5-ое действие, 1-ый акт. Дискуссия по заданным проблемам и сочинение-рассуждение на 7-10 мин:
Что дороже: истина или сострадание?
Что важнее: правда или ложь?
Будущее для одного из обитателей ночлежки.
Итог урока.
Слово учителя: Спасибо за работу. Оценки за письменное задание узнаете на следующем уроке, а самые активные участники получают «5», остальные – «4».