Официальный сайт aksakal 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Итоговый урок по пьесе М.Горького "На дне"

Submitted by Нина Леонтьевна Трофимова on Tue, 21/08/2012 - 13:08
Данные об авторе
Автор(ы): 
Трофимова Нина Леонтьевна
Место работы, должность: 
МБОУ "Гимназия № 8" г. Энгельс, учитель русского языка и литературы
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Методист
Целевая аудитория: 
Тьютор
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

Обобщить полученные знания по пьесе М.Горького «На дне»; осуществить контроль знаний учащихся, способствовать творческому подходу в применении полученной информации. 

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

Русская литература XX века. 11 кл. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2-х ч. Ч.1/Л.А.Смирнова, О.Н. Михайлов, А.М.Турков и др.; Сост. Е.П.Пронина; Под ред. В.П. Журавлева.-М.: Просвещение, 2010.

Используемое оборудование: 

Оформление кабинета:

на доске записана тема урока, рядом расположены портреты М.Горького.

На столе книги М.Горького «Мать», «Враги», «На дне», «Литературные портреты», «Рассказы М.Горького» и др., а также находятся различные предметы, характеризующие героев пьесы: книга В.Шекспира «Гамлет» - Актёра; ёлочки – Наташу; лампочка – Луку; хлеб – Анну; 7 рублей или костыль – Костылёва; пельмени – Квашню; пепел – Пепла; книга «Роковая любовь» - Настю; змея – Василису; молоток или отвёртка – Клеща; кофе со сливками – Барона; карты или словарь иностранных слов – Сатина; шапка – Бубнова; 

технологические карты; листы с цитатами; аудиозапись музыкальной композиции «Шторм» в исполнении Ванессы Мэй. 

Краткое описание: 
Обычный урок, рассчитанный на творчество учащихся и закрепление изученной темы.

Сценарий урока: театральные  постановки-миниатюры (можно приготовить театральные программки). Учащиеся делятся на 3 команды.

Ход урока.

Вступительное слово учителя или консультанта о подведении итогов изученного по пьесе М.Горького «На дне».

1-ое действие, 1-ый акт: Представление сцен из пьесы (2-3)на 2-3мин. – по 5 баллов.

«Ночлежка и её обитатели»: «Хозяева жизни», «Люди солнца».

2-ое действие,1-ый акт.

Конкурс риторов (Кто из героев пьесы, по вашему мнению, удостоен выйти к солнцу, а кто нет? Почему? (1-2 мин.)

1-ый консультант: история создания пьесы «На дне»

2-й консультант. Давайте познакомимся поближе с обитателями ночлежки и их хозяевами.

Комментарий. Главная задача следующего действия: обнаружить причины, по которым люди попали в ночлежку. Распределить по группам: «Хозяева жизни», «Люди тьмы», «Люди солнца».

2-й акт. Ученик выбирает задания с вопросами о героях, даёт характеристику герою (Анна, Клещу и другим). Учащиеся отвечают как по желанию, так и по вызову «консультанта» (по обстановке). Так будут представлены: Костылёв, Василиса, Медведев, Квашня, Пепел, Анна, Клещ, Бубнов, Наташа, Барон. Настя, Актёр.

3-й акт.

Работа с текстом.

Так представляются герои ночлежки. Технологические карты можно разложить по группам: «Хозяева жизни», «Люди солнца», «Люди тьмы». После представления каждой группы героев ей даётся соответствующее название.

Консультант. Первое действие завершено. Прослушайте отрывок из композиции «Шторм» в исполнении В.Мэй.

2-ое действие,1-ый акт. «Теоретические вопросы».

Теоретический блок:

Комментарий. Учащимся предлагаются вопросы к творчеству М.Горького.

  1. Назовите одну из пьес М.Горького, написанную в период с 1901 по 1906 год. («Враги», «Варвары» и т.п.).
  2. Назовите уничтоженную поэму молодого М.Горького. («Песнь старого дуба»).
  3. Труды каких философов изучал М.Горький (Платона, Спинозы, Фрейда и др.).
  4. Кто был лучшим другом и помощником М.Горького (Е.П. Волжина).
  5. Как назывался первый рассказ А.Пешкова, напечатанный под псевдонимом М.Горький? («Макар Чудра»).
  6. Что назвал М.Горький «экспериментом на живом теле России»? (Революцию 1917 года).

3-е действие,1-ый акт:

Вопросы на знание литературоведческих терминов.

а) учащиеся должны ответить, что такое:

  • полилог, монолог, диалог;
  • сюжет;
  • символизм;
  • псевдоним;
  • портрет;
  • притча

2-ой акт:

б) вопросы на знание текста (по цитатам):

  • Хоть немножко пожить бы, коли там муки не будет. (Анна);
  • Я – рабочий человек. (Клещ);
  • Дважды убить нельзя. (Сатин);
  • Любить живых надо. (Лука);
  • Я – хозяин! (Костылёв);
  • Я уже ничего не жду. Всё уже было! (Барон);
  • Я свободная женщина. (Квашня);
  • Без имени нет человека. (Актёр);
  • Мой организм отравлен алкоголем. (Актёр);
  • Ложь – религия рабов и хозяев. (Сатин);
  • Жалеть человека надо. (Лука).

4-ое действие, 1-ый акт:

Дискуссия «Лука и Сатин».

Комментарий. Если класс хорошо подготовлен, в начале урока несколько  учащихся получают задание создать компьютерную презентацию (программа PowerPoint) об этих героях пьесы. Если же класс со средней подготовкой, то это задание может быть домашним.

Представление и защита презентаций.

5-ое действие, 1-ый акт. Дискуссия по заданным проблемам и сочинение-рассуждение на 7-10 мин:

  1. Что дороже: истина или сострадание?
  2. Что важнее: правда или ложь?

 

Будущее для одного из обитателей ночлежки.

Итог урока.

Слово учителя: Спасибо за работу. Оценки за письменное задание узнаете на следующем уроке, а самые активные участники получают «5», остальные – «4».

Домашнее задание. Внеклассное чтение. М.Горький. Литературные портреты (О Сергее Есенине). 

Прикрепленный файл Size
Горький На дне.doc 38 KB

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн