Submitted by Татьяна Литвинова on пн, 12/04/2010 - 13:27
Предварительная подготовка:
1. Презентация или карточки с изображениями различных предметов и подписями к ним (ложными и истинными).
2. Наборы цветных геометрических фигур – логические блоки Дьенеша, демонстрационный и для каждого учащегося (приложение 1).
Ход урока:
1. Повторение.
Проверка домашнего задания в тетради.
1). Вопросы к классу: "Какие грибы мы обычно собираем и кладем в корзинку? Как они называются одним словом?" (Съедобные.) Далее "проверяется" каждый гриб: учитель вызывает очередного ученика и спрашивает, кладем ли мы в корзинку сыроежку, белый гриб, мухомор и т.д. Ученик обязательно должен объяснить, почему тот или иной гриб попадает или не попадает в корзину.
И еще раз вопросы классу: "Как назвать грибы в корзине одним словом?" (Съедобные.) "А как назвать оставшиеся грибы?" (Несъедобные.)
2). Игра "Говори наоборот".
Учитель предлагает ученикам в этой игре говорить "все наоборот". Например, он говорит ученику : "Большой". Ученик должен ответить учителю: "Маленький". Затем учитель обращается к следующему ученику и т.д. Нужно постараться, чтобы игрой были охвачены все ученики.
Примерный набор слов: горячий - холодный, прямо - криво, хорошо -плохо, медленный - быстрый, высокий - низкий, добрый - злой, больше -меньше, темно - светло и т.д.
2. Объяснение нового материала.
Ученики должны оценить истинность (или ложность) подписей под картинками, которые демонстрирует учитель (презентация или геометрические фигуры).
Учитель: "Что изображено на первой картинке?" (Солнышко.) "А теперь прочитаем подпись: "Мяч". Это - неправда (а в логике говорят "ложь")".
Аналогично разбирается следующий предмет: чашка. И подпись под ней - "Чашка". Эта подпись правильная, правдивая (а в логике говорят "истина") и т.д.
3. Закрепление понятий «истина» и «ложь».
Учитель называет геометрическую фигуру, а дети должны показать либо эту фигуру, если закрепляется понятие «истина» или другую фигуру, если закрепляется понятие «ложь». Например, учитель назвал «квадрат», учащиеся могут поднять круг, треугольник при закреплении понятия «ложь».
Задания можно усложнять, например, сказать «красный круг», а дети должны показать «неправильную» фигуру. В этом случае нужно показать, что «желтый круг», тоже будет ответом.
Такой вариант работы позволяет получить ответ от каждого учащегося.
4. Практическая работа.
Учащимся предлагается нарисовать в графическом редакторе рисунок, являющийся ответом к загадке на карточке (приложение 2). Рисунки ребят оцениваются по двум критериям: правильность ответа и умение работать в графическом редакторе с примитивами (круг, прямая линия, кривая линия).
5. Подведение итога.
Игра "Исправь ошибку" (аналогично п. 3).
Учитель показывает детям цветные геометрические фигуры и дает им названия. Если название правильно (истинно), то ученики сидят спокойно. Если название неправильно (ложно), ученики поднимают геометрическую фигуру, являющуюся «правильной».
6. Домашнее задание.
п. 10, рабочая тетрадь №1 задания к п. 10 №№ 2-6, + творческая работа: нарисовать 4 картинки и сделать к ним подписи (2 правильные и 2 неправильные).