Дневник участника МК "Электронное портфолио педагога"
Глушковой Елены Витальевны
МБОУ"Гимназия №14 г. Йошкар-Олы"
Технологическая карта мастер-класса
№ п/п
|
Этап
|
Содержание
|
Итоговый продукт
|
Реком. сроки
|
1.
|
Подготовительный
|
"Знакомство"
Знакомимся с программой семинара.
Учимся работать в «Открытом классе» (учетная запись, аватар, подпись, внутренняя почта, работа в сообществе, работа с вики-страницей, прикрепление ссылок, создание контента).
Вносим свои данные на страницу самозаписи (страница для педагогов МБОУ гимназия № 9 г. Воронежа;страница для остальных педагогов).
Знакомимся, оставляя комментарий на форуме. Можно задавать друг другу вопросы.
|
Создана учетная запись на сайте «Открытый класс», заполнен профиль участника с аватаром и подписью.
Написано сообщение по внутренней почте.
Внесены данные на страницу самозаписи (страница для педагогов МБОУ гимназия № 9 г. Воронежа; страница для остальных педагогов). К ФИО прикреплена ссылка на профиль участника.
Оставлен комментарий на форуме знакомства участников.
Создана личная страница участника для работы на семинаре (контент вики-страница) «Дневник участника МК». Ссылка на него занесена в таблицу самозаписи (страница для педагогов МБОУ гимназия № 9 г. Воронежа; страница для остальных педагогов).
|
18.09 - 19.09
|
2.
|
Мотивационный
|
Выявляем приоритеты, участвуя встартовом опросе «Зачем педагогу электронное портфолио?»
Знакомимся и обмениваемся мнениями на форуме "Идеальное портфолио выглядит так..."
|
Принято участие у опросе, оставлен комментарий на форуме, коллективно создан образ идеального портфолио. Ссылка на форум и комментарий - на странице самозаписи (страница для педагогов МБОУ гимназия № 9 г. Воронежа; страница для остальных педагогов).
|
19.09 – 20.09
|
3.
|
Дидактический
|
3.1. Изучаем, что такое портфолио и какие требования к нему предъявляются?
|
Выводы по итогам знакомства с теоретическим материалом сделаны на личной странице участника. Отметка об этом оставлена в таблице самозаписи (страница для педагогов МБОУ гимназия № 9 г. Воронежа; страница для остальных педагогов).
|
20.09 - 21.09
|
3.2. Знакомимся с аттестационными материалами своего региона.
|
Краткие выводы по итогам работы с информацией помещены на личную страницу участника. Отметка об этом оставлена в таблице самозаписи (страница для педагогов МБОУ гимназия № 9 г. Воронежа; страница для остальных педагогов).
|
21.09 - 22.09
|
3.3. Анализируем готовые портфолио учителей
|
На личной страничке сделан анализ 2-3 понравившихся портфолио педагогов. Отметка о выполнении внесена на страницу самозаписи (страница для педагогов МБОУ гимназия № 9 г. Воронежа; страница для остальных педагогов).
|
22.09 – 23.09
|
3.4. Подбираем площадку для создания портфолио
|
Работа на коллективной странице. Оставлено мнение о преимуществах и недостатках 1-2 площадок, по желанию предложены свои варианты. Отметка о выполнении - на странице самозаписи (страница для педагогов МБОУ гимназия № 9 г. Воронежа; страница для остальных педагогов).
|
23.09 - 24.09.
|
4.
|
Практический
|
Собираем материал для своего портфолио
|
На личной странице создан план портфолио с указанием конкретных материалов, которые подготовлены к размещению в разделах электронного портфолио. Отметка о выполнении на странице самозаписи (страница для педагогов МБОУ гимназия № 9 г. Воронежа; страница для остальных педагогов).
|
25.09 – 28.09
|
5.
|
Творческий
|
3.1. Подбираем сервисы веб2.0 и размещаем в них свои работы
|
Ссылки на готовые работы помещены на страницу самозаписи (страница для педагогов МБОУ гимназия № 9 г. Воронежа; страница для остальных педагогов).
|
29.09 - 05.10
|
3.2. Создаем портфолио педагога на выбранной площадке, оформляем, структурируем, размещаем свои материалы.
|
Создано портфолио, ссылка на него размещена в таблице самозаписи (страница для педагогов МБОУ гимназия № 9 г. Воронежа; страница для остальных педагогов).
|
06.10 - 12.10
|
6.
|
Аналитический
|
Приглашаем в гости
Оставляем отзывы на работы коллег по системе «3+2+1» (3 достоинства, +2 подсказки, что исправить, +одна идея в подарок)
|
Оставлены комментарии к работам коллег на их личных страницах или в портфолио.
Отметка об этом (с активной ссылкой) занесена на страницу самозаписи (страница для педагогов МБОУ гимназия № 9 г. Воронежа; страница для остальных педагогов).
|
13.10 - 14.10
|
7.
|
Итоговый
|
Делаем выводы
|
Оставлен рефлексивный комментарий на форуме. Ссылка на комментарий размещена на странице самозаписи (страница для педагогов МБОУ гимназия № 9 г. Воронежа; страница для остальных педагогов).
|
15. 10 - 16.10
|
Подводим итоги семинара
|
|
17.10 - 18.10
|
Работать будем примерно так, как нарисовано в алгоритме в Школьной сетевой энциклопедии информатизации, авторами которой стали Борис Ярмахов и Людмила Рождественская:
Источник картинки
План мастер-класса
Этап
|
Кол-во часов
|
В том числе
|
Формы контроля
|
Теоретические занятия
|
Практические занятия
|
Самостоятельная творческая работа
|
1. Подготовительный
|
2
|
|
2
|
|
Страница учетной записи в ОК, данные в таблице продвижения
|
2. Мотивационный
|
1
|
|
1
|
|
Участие в опросе, комментарий форуме
|
3. Дидактический
|
8
|
4
|
4
|
|
Записи на вики-странице, личная страница участника
|
4. Практический
|
4
|
|
4
|
|
Личная страница участника
|
5. Творческий
|
18
|
|
|
18
|
Творческий продукт – веб-портфолио
|
6. Аналитический
|
2
|
|
2
|
|
комментарии к работам коллег
|
7. Итоговый
|
1
|
|
1
|
|
рефлексия в форуме
|
Всего
|
36
|
4
|
14
|
18
|
|
Сроки проведения: 18 сентября - 18 октября 2013 года.
Педагоги, успешно справившиеся со всеми заданиями и дошедшие до финиша, получат сертификат о повышении квалификации
(36 часов).
Этап 3
3.1.
Суммируем некоторые принципы составления портфолио учителя:
1. Объем портфолио учителя не должен превышать 8-10 страниц + приложение.
2. Портфолио учителя – это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.
3. Организация информации в портфолио педагога подчиняется двум основным правилам: последовательность и ясность.
4. Все заявленные педагогические умения подтверждаются примерами осуществленных преподавателем мероприятий.
5. Грамотно составленное портфолио учителя отвечает в первую очередь на вопрос «Как?», и только потом на вопрос «Что?».
Пример портфолио учителя в виде плана выглядит следующим образом:
1. Выполняемые обязанности
2. Формулировка педагогической философии преподавателя
3. Цели, стратегии, методологии
4. Описание учебных курсов
5. Средства совершенствования педагогической деятельности (конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы)
6. Результаты диагностики учащихся по заявленным учебным программам
7. Примеры достижений студентов
8. Намеченные профессиональные перспективы
9. Приложения, подкрепляющие заявленные ранее положения.
2.
а примере участников Открытого класса не нарадуюсь, сколько есть сегодня педагогов, готовых безвозмездно делиться своими материалами. Хотя мнения о том, что вот опубликую, а как украдут, еще приходится, увы, слышать. Решаясь на публикацию в сети, необходимо отдавать себе отчет, что ваши материалы становятся общественным достоянием. Но вместе с тем высока и степень ответственности за публикуемое. Размещая, например, свой план самообразования или программу воспитательной работы, хорошо бы знать и понимать, что одно, действительно, является планом, а другое программой. Надо быть готовым к тому, что вас могут не только похвалить, но и сделать замечание, подсказать, что не так, порекомендовать, что поправить. Это бесценное преимущество электронного сетевого открытого портфолио.
Портфолио должно быть удобным и для себя и для других. Собственно этот принцип — есть итог первого и второго. Удобство для себя — это возможность быстро найти нужное, сформировать необходимый пакет и разместить с привязкой к конкретной позиции, разделу. Удобство для других — это возможность быстро получить представление о себе, о своем опыте.
Критерий №1. Содержательность
Ключевые понятия для описания портфолио:
образовательный характер сайта; профессиональная личность; принадлежность к профессиональному коллективу, группе, сообществу; аутентичный образовательный контент; свидетельства личных достижений; свидетельства достижений учеников; признание коллег (отзывы, комментарии); самоанализ, планирование; схемы, органайзеры; аналитические или проблемные статьи; ссылки на авторский блог; обновление/реорганизация/актуальность/усовершенствование.
- Соответствие размещаемых материалов целям и задачам профессионального портфолио
- Наличие визитки (информации об авторе)
- Использование в качестве инструмента самопрезентации
- Свидетельства анализа и рефлексии профессиональной деятельности
- Систематичность обновления и пополнения
Критерий №2. Технологичность
Ключевые понятия для описания портфолио:
Структура; стиль (эстетика); логичная навигация; "дресс-код" сайта; "фишки"; эргономика; визуализация; целостность; целесообразность; грамотность текста; форматирование текста; бережное отношение к тексту.
- Дизайн, оформление
- Использование различных технологий
- Оформление (форматирование) текста
Критерий №3. Социальность
Ключевые понятия для описания портфолио:
Интерактивность; контакты; ссылки на профили в социальных сетях, блоги, веб-сервисы; авторство; лицензии; корректные ссылки на источники; запрет на плагиат; цитирование; сохранение инфомационной безопасности; личные данные; ответственность учителя (он является примером для своих учеников).
- Возможность обратной связи
- Соблюдение авторских прав
- Сочетание открытости и конфиденциальности
Еще раз отмечу, что все предложенные критерии - это результат работы локальной группы учителей. Списки критериев открыты. Подходы к выработке и формулировке показателей - в процессе обсуждения...
http://www.mindmeister.com/
http://timeline.thinkport.org/
http://mnemograph.com/
http://www.timetoast.com/timelines/31656
Также начинающим можно порекомендовать к использованию любые из веб-сервисов, предназначенных для создания карт знаний, или как еще их называют, концептуальных карт. Для этой цели подойдут сервисы
- http://www.mindmeister.com/
- http://www.mindomo.com/
- http://mind42.com/
Все эти сервисы позволяют снабдить ваше первое портфолио ссылками на публикации или другие «свидетельства» ярких событий вашей биографии, например, это могут быть фотографии или видео.
3.2.
Файл "Структура портфолио" размещен внизу страницы.
3.3. Анализируем готовые портфолио учителей
Выбираем 2-3 портфолио из предложенного списка или найденные самостоятельно. Внимательно изучаем их и на своей рабочей странице отвечаем на вопросы, давая развернутые ответы:
1) Что мне понравилось в данном портфолио и я возьму для себя?
2) Что мне показалось излишним? Что, наоборот, хотелось бы добавить?
3) Были ли непродуманные моменты, ошибки, которые я постараюсь избежать в своем портфолио?
4) Есть ли то, что хотелось бы изменить в структуре портфолио?
5) Чем удобно или неудобно работать с данным форматом размещения портфолио?
6) Всё, что хочется добавить к вышеперечисленному.
№
п/п
|
Ссылка |
Автор портфолио |
Предмет |
Цель создания портфолио |
Формат размещение |
1. |
Ссылка |
Попов А.А. |
ОБЖ |
Конкурс портфолио, Тамбовская область. Портфолио стало победителем конкурса. |
Сайт в конструкторе uCoz |
2. |
Ссылка |
Ханина В.М. |
технология |
Аттестация |
PDF |
3. |
Ссылка |
Крышковец Л.П. |
начальные классы |
Самопрезентация в педагогическом сообществе |
Страница в "Открытом классе" |
4. |
Ссылка |
Королева О.В. |
тьютор программы Intel |
портфолио-образец |
Страница на Letopisi.ru |
5. |
Ссылка |
Махова Наталья |
русский язык и литература |
Самопрезентация и методическая копилка |
Сайт Google |
6. |
Ссылка |
Пономарева Е.А. |
химия |
Участие в семинаре "Электронное портфолио педагога как площадка обмена опытом по использованию ЭОР" |
Blogger |
Анализ готовых портфолио учителей
№
п/п
|
Характеристика |
Попов А.А. |
Ханина В.М. |
Королева О.В. |
1 |
Что мне понравилось в данном портфолио и я возьму для себя? |
Выбранный формат |
В общем портфолио хорошее. |
Оформление |
2 |
Что мне показолось излишним? Что, наоборот, хотелось бы добавить? |
Я не заметила ни чего лишнего |
Много декоративных элементов, которые "утяжеляют" портфолио |
Все в меру |
3 |
Были ли непродуманные моменты, ошибки, которые я постараюсь избежать в своем портфолио? |
Я не заметила |
Нет |
Для выбранного формата слишком большой объм материала |
4 |
Есть ли то, что хотелось бы изменить в структуре портфолио? |
Нет |
Нет |
Я немного запуталась в структуре |
5 |
Чем удобно или неудобно работать с данным форматом размещения портфолио?
|
Формат очень удобный |
Формат удобный |
Весь материал расположен на одной странице, я считаю это не очень удобно для чтения |
6 |
Все, что хочется добавить к выше перечисленному |
Замечательное портфолио. |
Очень хорошая работа |
Очень интересная идея |
Этап 4. Практический.
№ п/п |
Раздел портфолио |
Подготовленный материал |
1 |
Общие сведения о педагоге
|
Персональные данные |
|
|
2 |
Официальные документы |
Копия диплома |
Копии удостоверений о прохождении курсовой подготовки |
|
3 |
Работа педагога по обобщению и распространению собственного педагогического опыта
|
Публикации |
Проведение открытых уроков |
участие в семинарах |
|
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения и в воспитательной работе
|
|
|
|
|
Результаты педагогической деятельности в межаттестационный период
|
Динамика учебных достижений обучающихся |
Динамика познавательной активности обучающихся |
Наличие высоких достижений детей |
|
Отзывы о результатах педагогической деятельности аттестуемого.
|
|
|
|
|
Приложения |
|
Этап 5.
Презентация к уроку http://www.openclass.ru/sites/default/files/dig_resource/2013/10/_pp_15960.pptx
Программа по предмету http://www.uchportfolio.ru/download?s=materials&id=440
Тест http://www.anketer.ru/polls/view/30696/
|