Дневник участника мастер-класса "Создание электронного портфолио"
Аношиной Веры Владимировны
Задание 3.1
- Электронная форма портфолио позволяет организовать обмен ценными разработками и идеями между членами сетевых сообществ учителей-практиков..
Открытость и доступность портфолио для просмотра и комментирования другими людьми, является как раз тем механизмом, который помогает владельцу э-портфолио формировать адекватную самооценку собственных профессиональных достижений. Таким образом ведение э-портфолио становится еще и методом обучения, постоянного самосовершенствования и повышения квалификации учителя.
2. Портфолио нужно для решения следующих задач:
для самопрезентации;
для предъявления результатов и достижений;
для обобщения своего опыта и систематизации материалов;
для обмена опытом и установления контактов/связей;
для использования в качестве инструмента анализа и рефлексии профессиональной деятельности;
для расширения возможностей получения внешней оценки;
для признания в профессиональном сообществе.
3.Профессиональное портфолио учителя может содержать:
CV учителя;
описание (перечисление) пройденных им курсов повышения квалификации;
рабочие материалы: планы уроков, презентации, тесты и т. д.;
методические разработки, статьи, опросники;
формы самоанализа и рефлексии,
коллекции полезных ссылок и закладок, которые учитель использует в своей работе,
руководства пользователя для работы с веб-инструментами;
фото и видеоматериалы с уроков и творческих мастерских,
ссылки на сайты профессиональных сообществ, участником которых является учитель, а также ссылки на интересные форумные обсуждения с его участием,
ссылки на педагогические мероприятия (форумы, семинары, вебинары), в которых был представлен опыт учителя;
ссылки на работы и сайты своих учеников и т.д.
успехи учеников в конкурсах, олимпиадах (список, фото, ссылки) и т.д.
- Что такое портфолио учителя? Это описание в фактах педагогических качеств и достижений преподавателя, включающее в себя спектр документов, формирующий представление о специфике подхода и мере профессиональной эффективности учителя.
2. Создание и продвижение портфолио преследует также ряд частных целей:
1. Проследить эволюцию профессиональной педагогической деятельности конкретного учителя.
2. Систематезировать учебные материалы и наработки для демонстрации работодателю.
3. Продемонстрировать достижения менее опытным коллегам.
4. Предложить способ организации того или иного учебного курса.
5. Послужить основой для участия в конкурсных и грантовых программах.
6. Способствовать расширению методического диапазона образовательного учреждения
Суммируем некоторые принципы составления портфолио учителя:
1. Объем портфолио учителя не должен превышать 8-10 страниц + приложение.
2. Портфолио учителя – это не воплощение успеха, а материал, отражающий все стороны его работы. Экспериментальная работа, даже не совсем удачная, может свидетельствовать об исследовательской натуре педагога.
3. Организация информации в портфолио педагога подчиняется двум основным правилам: последовательность и ясность.
4. Все заявленные педагогические умения подтверждаются примерами осуществленных преподавателем мероприятий.
5. Грамотно составленное портфолио учителя отвечает в первую очередь на вопрос «Как?», и только потом на вопрос «Что?».
Пример портфолио учителя в виде плана выглядит следующим образом:
1. Выполняемые обязанности
2. Формулировка педагогической философии преподавателя
3. Цели, стратегии, методологии
4. Описание учебных курсов
5. Средства совершенствования педагогической деятельности (конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы)
6. Результаты диагностики учащихся по заявленным учебным программам
7. Примеры достижений студентов
8. Намеченные профессиональные перспективы
9. Приложения, подкрепляющие заявленные ранее положения.
критерии оценивания портфолио
Критерий №1. Содержательность
Ключевые понятия для описания портфолио:
образовательный характер сайта; профессиональная личность; принадлежность к профессиональному коллективу, группе, сообществу; аутентичный образовательный контент; свидетельства личных достижений; свидетельства достижений учеников; признание коллег (отзывы, комментарии); самоанализ, планирование; схемы, органайзеры; аналитические или проблемные статьи; ссылки на авторский блог; обновление/реорганизация/актуальность/усовершенствование.
Соответствие размещаемых материалов целям и задачам профессионального портфолио
Наличие визитки (информации об авторе)
Использование в качестве инструмента самопрезентации
Свидетельства анализа и рефлексии профессиональной деятельности
Систематичность обновления и пополнения
Критерий №2. Технологичность
Ключевые понятия для описания портфолио:
Структура; стиль (эстетика); логичная навигация; "дресс-код" сайта; "фишки"; эргономика; визуализация; целостность; целесообразность; грамотность текста; форматирование текста; бережное отношение к тексту.
Дизайн, оформление
Использование различных технологий
Оформление (форматирование) текста
Критерий №3. Социальность
Ключевые понятия для описания портфолио:
Интерактивность; контакты; ссылки на профили в социальных сетях, блоги, веб-сервисы; авторство; лицензии; корректные ссылки на источники; запрет на плагиат; цитирование; сохранение инфомационной безопасности; личные данные; ответственность учителя (он является примером для своих учеников).
Возможность обратной связи
Соблюдение авторских прав
Сочетание открытости и конфиденциальности
задание 3.2
План портфолио
№п\п
|
|
|
1.
|
Общие данные:
- Ф.И.О
- Образование
- Категория
- Стаж
|
|
2.
|
Результаты профессиональной педагогической деятельности
2.1.Доля обучающихся, освоивших государственные учебные программы по преподаваемому предмету
|
2.2. Доля обучающихся, получивших «4» и «5», от общего количества обучающихся по преподаваемому предмету
|
2.3. Доля обучающихся, оставленных на повторное обучение, от общего числа обучающихся по преподаваемому предмету.
|
2.4. Наличие победителей и призёров олимпиад школьников из перечня, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ на соответствующий учебный год
|
|
|
|
|
|
3.
|
Результаты внеурочной деятельности:
3.1. Наличие участников научных конференций и научных обществ обучающихся
|
3.2. Наличие победителей научных конференций и научных обществ обучающихся
|
3.3. Наличие участников фестивалей, конкурсов, смотров, выставок творческих работ по преподаваемым предметам
|
3.4. Наличие победителей фестивалей, конкурсов, смотров, выставок творческих работ по преподаваемым предметам
|
|
|
|
|
|
4.
|
Результаты воспитательной деятельности:
4.1. Количество проведённых воспитательных мероприятий для обучающихся.
|
4.2. Наличие проектов социальной направленности, реализованных с обучающимися под руководством педагогического работника (да/нет).
|
4.3. Количество обучающихся, участвующих в проектах социальной направленности, организованных педагогическим работником.
|
4.4. Наличие форм организации внеурочной деятельности по предмету (кружки, клубы, секции, предметные недели и др.) (да/нет)
|
|
|
|
|
|
5.
|
Результаты научно-методической деятельности:
5.1. Создание учебного кабинета как творческой лаборатории или мастерской педагога-профессионала (работа по систематизации средств обучения, разработка дидактического и раздаточного материала, паспорт кабинета, ученические проекты и др.)
|
5.2. Использование современных образовательных технологий (развивающее обучение, личностно-ориентированные технологии обучения, метод проектов и др.) (выбрать один из вариантов)
|
5.3. Наличие методических разработок, востребованных педагогическим сообществом
|
5.4. Наличие Интернет-проектов, инициированных и реализованных педагогическим работником самостоятельно или совместно с детьми
|
5.5. Наличие медиатеки, электронных образовательных ресурсов по направлению профессиональной деятельности
|
5.6. Обобщение и распространение педагогического опыта в рамках проведения мастер-классов, семинаров, конференций, круглых столов, в сетевом педагогическом сообществе
|
5.7. Наличие публикаций, иллюстрирующих инновационный опыт педагогического работника
|
5.8. Наличие сертифицированных (авторских) программ
|
5.9. Участие педагогического работника в экспериментальной работе
|
5.10.Участие педагогического работника в конкурсах профессионального мастерства
|
5.11.Наличие у педагогического работника призовых мест в конкурсах профессионального мастерства.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Профессиональное развитие педагогического работника:
6.1.Наличие поощрений (наград, грамот, званий и т.п).
|
|
6.3.Получатель гранта Губернатора НО
|
6.4.Повышение квалификации за последние пять лет .
|
6.5.Обучение в аспирантуре, докторантуре, соискательство.
|
6.6.Наличие учёной степени.
|
|
Задание 3.
Анализируем готовые портфолио
Посмотрела рекомендованные портфолио и пришла к выводу: оформление, структура и содержание портфолио зависит от цели их создания.
Если учитель хочет поделиться опытом, обобщить и систематизировать свой материал, то тогда - портфолио на сайте, мини-сайт и т.п. Очень понравилось ПОРТФОЛИО Крышковец Людмилы Павловны, учителя начальных классов МОУ "Матвейщевская ООШ", Владимирской области.( вот интересно, сколько сил и времени на него затрачено???). интересен сайт- портфолио Маховой Натальи ( только там некоторые материалы на английском языке ( так задумано?))
Если же учителю нужно проходить аттестацию или представить портфолио на школьный сайт, то , на мой взгляд, нужно придерживаться стандартных портфолио ( рекомендованных областным отделом образования). Понравилось портфолио Ханиной В.М. ( только не всё мне там понятно, зачем нужны следующие сведения:
План подготовки и прохождения аттестации.
Личная карта карьеры учителя
Вывод: 1. все предложенные портфолио по структуре похожи.
2. оформление и содержание зависит от цели создания портфолио.
3. если это портфолио – самопрезентация ( сайт, мини-страница) ,
больше возможности для творчества. Уместен раздел « методическая копилка» и т.п.
Моя цель на данный момент- создать портфолио для аттестации.
В перспективе: создать портфолио- самопрезентацию на одной из площадок.
|
|
задание 4
Материалы к портфолио
№п\п
|
Раздел портфолио
|
подготовленный материала
|
1 |
общие сведения |
word документ |
2 |
Результаты педагогической деятельности |
диаграммы в XL |
3 |
Результаты внеурочной деятельности |
таблица в word, ксерокопии дипломов, сертификатов |
4 |
Результаты воспитательной деятельности |
обобщыющыя таблица, ксерокопии подтверждающих документов. |
5 |
|
|
|
На: Дневник МК Аношиной Веры Владимировны
Вера Владимировна, спасибо за творческий подод!
Дорогу осилит идущий!
На: Дневник МК Аношиной Веры Владимировны
Вера Владимировна, нравится Ваш вдумчивый подход!
В точку! Портфолио бывает разным. И главное понять, зачем оно нам.
Именно так. Коллега из Прибалтики, и часть материала там, кажется, на эстонском. Но даже с учетом того, что не все можно прочитать, знакомство с портфолио, показалось мне полезным для нас.
Четко определенная цель - залог успеха. Удачи Вам в реализации Ваших планов!
Дорогу осилит идущий!
На: Дневник МК Аношиной Веры Владимировны
С уважением, Людмила Гусева
На: Дневник МК Аношиной Веры Владимировны
Здравствуйте, Людмила Александровна. Спасибо Вам за отзыв. Хорошо, что заметили мои ошибки, я обязательно их исправлю и воспользуюсь Вашими подсказками.
Всего Вам доброго!!!
Учиться никогда не поздно!