Официальный сайт terra-z 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Модуль 2. Занятие 2 Компетентностный подход как основа современной системы оценивания

Выберите действие:

Фото пользователя Виктория Аркадьевна Власенко
Submitted by Виктория Аркадьевна Власенко on Fri, 16/07/2010 - 23:39

«Великая ценность образования – это не знания, а действия».  Г.Спенсер

 

Мир начал жить иными принципами, решающие из которых - трудно предсказуемое даже близкое будущее и быстро сменяемые обстоятельства (технологии, знания…). Учащиеся, вступающие во взрослую жизнь в  XXI  веке, сталкиваются с такими задачами и проблемами, которые их предшественники не могли и представить. Поскольку существующее знание быстро устаревает, теряется смысл его полного освоения. В этом непредсказуемом мире необходимо уметь эффективно действовать. Сталкиваясь с нескончаемым потоком цифровых приборов и с переизбытком информации, современные люди должны хорошо владеть множеством навыков и стратегий, которые не были необходимы прародителям для достижения успеха в жизни.

 

Актуальным становится набор осваиваемых способов деятельности. Потому сегодня мы говорим о компетентностях как новом образовательном результате, соответствующем запросу рынка труда и социальных практик. Каким же должен быть этот джентльменский набор компетентностей для сегодняшнего выпускника образовательного учреждения? Вероятно в силу различных причин (территориальных, национальных, экономических и т.д.) способы деятельности, актуальные и востребованные для выпускников школ, например в Токио и в посёлке Оргтруд Владимирской области, будут различны. В то же время принятые в разных странах списки ключевых компетентностей имеют много общего. Общее – это то, что требует сегодня от выпускников стремительно ворвавшийся в нашу жизнь XXI век.

 

Познакомьтесь с документами Новые_результаты.doc и Компетентности.ppt (Модуль 2  портфеля кампуса тренига архив Компетентности.zip).

 

Умения и качества, необходимые человеку XXI века (в формулировке программы Intel "Обучение для будущего") :

 

  • Ответственность и адаптивность – личная ответственность и гибкость в различных межличностных, профессиональных и социальных ситуациях, установление высоких стандартов и целей для себя и для других, терпимость к другим точкам зрения.
  • Коммуникативные умения – способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее
  • Творчество и любознательность – способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.
  • Критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.
  • Умения работать с информацией и медиасредствами – умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами
  • Межличностное взаимодействие и сотрудничество – способность работать в команде, быть лидером; принимать на себя разные роли и обязанности; продуктивно работать в коллективе; умение сопереживать; уважать различные мнения.
  • Умения ставить и решать проблемы – способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
  • Направленность на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения; поиск и размещение соответствующих ресурсов; перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.
  • Социальная ответственность – способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.

 

Задача формирования ключевых компетентностей предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса.

 

Для организации компетентностно-ориентированного обучения учителю необходимы инструменты. Такими инструментами являются:

 

  • компетентностно-ориентированные задания ;
  • требования к содержанию деятельности учащихся (по уровням сформированности ключевых компетентностей);
  • инструменты оценивания.

 

Нельзя забывать и о знаниевом компоненте обучения. Значит сегодня важно помнить, что гра­мотно сконструированные компетентностно-ориентированные за­дания для учащихся должны:

 

  • обеспечивать освоение учащимися предметного содержания (знаниевый результат);
  • формировать компетентности (деятельностный результат);
  • давать возможность учителю и ученику оценить уровень достижения и тех и других результатов в соответствии с запланированными требованиями к уровню освоения предметного содержания и содержания деятельности учащихся (по уровням сформированности ключевых компетентностей).

 

Для выполнения заданий этого занятия Вам необходимо изучить следующие материалы, размещенные в папке Модуль 2 портфеля тренинга:

 

  • документ Планирование образовательных результатов.doc;
  • презентация Таксономия.ppt (архив Таксономия.zip).

 

Выполните задания:

 

Задание 2.2.1 Планирование компетентностных результатов образования

Для выполнения задания перейдите по ссылке

 

Задание 2.2.2 Системы оценивания

Для выполнения задания перейдите по ссылке

 

После выполнения заданий в комментарии к этому посту ответьте на вопросы:

  1. Какая из систем оценивания в большей степени соответствует тем требованиям, которые Вы сформулировали в первом модуле ( "Требования к системе оценивания" ) ?
  2. Применение тех или иных систем оценивания должно обосновываться психолого-педагогическими особенностями возраста учащихся. Исходя из своего опыта работы со школьниками, определите, какие, на Ваш взгляд, виды систем оценивания можно рекомендовать для использования в различных возрастных группах?
  3. Современная модель педагогической деятельности утверждает необходимость формирования в учащемся субъекта (субъектной позиции). Одним из аспектов становления ученика как субъекта образовательного процесса (наряду с целеполаганием и пр.) является способность и готовность учащихсяся к самооценке. Вы уже говорили об этом на странице "Функции оценивания". Проанализируйте системы оценивания с точки зрения их возможностей для организации самооценки учащихся.
  4. Меняются ли на Ваш взгляд возможности системы оценивания в зависимости от технологии, которую использует педагог при организации учебного процесса?

 

Успехов!!!


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Александра Николаевна Кузьмина

На: Модуль 2. Занятие 2 Компетентностный подход как основа совре


Я считаю, что на сегодняшний день нет универсальной, всесторонне охватывающей все стороны образовательного процесса системы оценивания. Наиболее близкими к ней считаю безотметочную, критериальную, рейтинговую и портфолио, так как они способствуют развитию ответственной, самостоятельной личности и способствуют развитию в обучающемся востребованных современным обществом личностных качеств (компетенций).

Начальная школа, в силу психологических особенностей детей 6-10 летнего возраста, могла бы использовать безотметочную систему и накопительную.

В среднем звене, 11-14 лет,  должен быть постепенный переход на рейтинговую и портфолио.

А в старшей школе, 15-18 лет, обязательно введение критериальной системы оценивания. Также должны остаться рейтинговая система и портфолио. В этом возрасте критическое мышление достигает необходимого уровня развития, чтобы ребёнок мог себя реально, адекватно оценивать.

Естесственно, что данная возрастная градация вариативна, так как уровень общеучебных ЗУН в разных классах может быть разным. Последнее слово остаётся за учителем, главное, чтобы он обладал достаточным уровнем компетентности в этом вопросе.

Системы оценивания конечно могут ранжироваться не только по возрастному цензу, но и в зависимости от метода обучения. Применяя на практике метод проектов, я использую рейтинговую и критериальную системы оценивания. А портфолио обучающихся   в классе, где я являюсь классным руководителем, в основном является мерой оценивания детей во внеурочной деятельности, показывает личностный рост ребёнка в разных областях. 

С уважением Кузьмина Александра, учитель физики и математики, г. Астрахань



Фото пользователя Татьяна Дмитриевна Максимова

На: Модуль 2. Занятие 2 Компетентностный подход как основа совре


1.      Критериальная система оценивания в большей степени соответствует требованиям, сформулированным в первом модуле.

2.      Безотметочная система оценивания – начальная школа, факультативные, кружковые и индивидуальные занятия в среднем и старшем звене.
        Портфолио работ – первая, вторая и третья ступень обучения.
        Проблемно-исследовательский портфолио – учащиеся 7-11-х классов.
        Критериальная система оценивания – вторая и третья ступень обучения.
        Рейтинговая система – третья ступень обучения.
3.      Все представленные системы оценивания имеют потенциал для формирования в учащемся субъекта (субъектной позиции). Каждая система оценивания содержит в себе элементы других систем, различны акценты.
4.      Возможности системы оценивания меняются не только в зависимости от технологии, которую использует педагог при организации учебного процесса, но, к сожалению, и от личности оценивающего.
 



Фото пользователя Анжела Владимировна Жёлтышева

На: Модуль 2. Занятие 2 Компетентностный подход как основа совре


1. Наиболее соответствуют современным требованиям процентное оценивание и безотметочное.

2. В различных возрастных группах могут быть использованы: система "зачет-незачет", процентное, ранжирование, безотметочное.

3. Самооценка учащегося формируется благодаря рейтинговому, критериальному оцениванию и портфолио.

4. Я думаю, что прямой связи между оцениванием и технологиями, используемыми учителем, нет. Но метод  потфолио предполагает такую систему оценивания, как портфолио.

Всем успешной работы!

Комментарий был изменен с момента создания (Литера, Tue, 27/07/2010 - 10:48).

С/у, Анжела Владимировна Желтышева "Я не волшебник, я только учусь..."




Фото пользователя Наталья Владимировна Львова

На: Модуль 2. Занятие 2 Компетентностный подход как основа совре


 1. Какая из систем оценивания в большей степени соответствует тем требованиям, которые Вы сформулировали в первом модуле ( "Требования к системе оценивания" )?

 

Процентная система оценки знаний, балльная система со шкалой 10-12 баллов, критериальная система.

  1. 2. Применение тех или иных систем оценивания должно обосновываться психолого-педагогическими особенностями возраста учащихся. Исходя из своего опыта работы со школьниками, определите, какие, на Ваш взгляд, виды систем оценивания можно рекомендовать для использования в различных возрастных группах?

Безотметочная - 1-2 классы

Балльная система - 3-11 классы

Критериальная система - 10-11 классы

Портфолио - 1-11 классы

Рейтинговая - 7-9 классы

Процентная система оценки знаний - 3-11 классы

3. Современная модель педагогической деятельности утверждает необходимость формирования в учащемся субъекта (субъектной позиции). Одним из аспектов становления ученика как субъекта образовательного процесса (наряду с целеполаганием и пр.) является способность и готовность учащихсяся к самооценке. Вы уже говорили об этом на странице "Функции оценивания". Проанализируйте системы оценивания с точки зрения их возможностей для организации самооценки учащихся.

Организовать самооценку учащихся можно при использовании:

  • балльной системы оценки знаний, т.к. критерии оценок разработаны и известны;
  • критериальной системы, т.к. ученики сами разрабатывают совместно с учителем критерии ответа;
  • безотметочное обучение, т.к. у детей снимается страх перед плохой отметкой;
  • портфолио, т.к. ученик наглядно видит результаты своего труда и имеет возможность проследить свой личностный рост.

4. Меняются ли на Ваш взгляд возможности системы оценивания в зависимости от технологии, которую использует педагог при организации учебного процесса?

Меняется, так, например, подходить к оценке проектной работы с позиции балльной системы оценивания знаний неразумно.

 

 

Учить не мыслям, а мыслить (Э. Кант)



Фото пользователя Светлана Геннадьевна Тилина

На: Модуль 2. Занятие 2 Компетентностный подход как основа совре


 1. Какая из систем оценивания в большей степени соответствует тем требованиям, которые Вы сформулировали в первом модуле ( "Требования к системе оценивания" )?

Безотметочная, балльная, критериальная системы.

2. Применение тех или иных систем оценивания должно обосновываться психолого-педагогическими особенностями возраста учащихся. Исходя из своего опыта работы со школьниками, определите, какие, на Ваш взгляд, виды систем оценивания можно рекомендовать для использования в различных возрастных группах?

Безотметочная система оценивания в начальной школе, процентная, рейтинговая, балльная  в среднем звене, критериальная в старшей школе. С первого класса можно использовать портфолио учебных достижений и внеурочной деятельности.

3. Современная модель педагогической деятельности утверждает необходимость формирования в учащемся субъекта (субъектной позиции). Одним из аспектов становления ученика как субъекта образовательного процесса (наряду с целеполаганием и пр.) является способность и готовность учащихся к самооценке. Вы уже говорили об этом на странице "Функции оценивания". Проанализируйте системы оценивания с точки зрения их возможностей для организации самооценки учащихся.

 

Для организации самооценки учащихся можно использовать безотметочное обучение, т.к. оно предполагает благоприятный психологический микроклимат, портфолио, т.к. учащийся видит результаты своего труда и стремится их улучшить.

4. Меняются ли на Ваш взгляд возможности системы оценивания в зависимости от технологии, которую использует педагог при организации учебного процесса?

Считаю, что меняются и даже совмещаются, т.к. сегодня наряду с традиционной системой оценивания (5-ти балльной) существует и портфолио учебных достижений, и проектная деятельность, и процентная система оценки знаний.

 

 

 

 

Комментарий был изменен с момента создания (Светлана Тилина, Sat, 24/07/2010 - 19:47).



Фото пользователя Елена Борисовна Бардыкина

На: Модуль 2. Занятие 2 Компетентностный подход как основа совре


 

               Интересный материал по системам оценивания в других странах можно найти на сайте  http://www.netschools.ru/ms45/win/history/krit_st1.html#3  Когда читаешь, то понимаешь, что этот вопрос стоит перед всеми образовательными системами. Как должно измениться оценивание в сегодняшнем мире?
               Мне кажется, пока не существует одной системы оценивания, которая в полной мере отвечала бы предъявляемым требованиям. Наиболее близкими к идеалу являются безотметочная, критериальная, ранжирование, рейтинг и портфолио. Именно они стимулируют учебную мотивацию, способствуют развитию самостоятельности и ответственности за полученные результаты, бережно относятся к психике ребёнка, являются наименее травмирующими. Эти системы оценивания помогают социализации обучающихся, способствуют приобретению комптентностей, необходимых в дальнейшей жизни.
                Считаю, что для начальной школы наиболее целесообразной будет безотметочная система. Она опробована в программе «Школа 2100», интересный опыт безотметочного оценивания существует в школе «Ковчег» - маршрутный лист . http://education.ua/2009/12/road-map-grading-system. Эта система является наименее травмирующей психику ребёнка, настраивающей на учёбу. Очень важно, чтобы в этом возрасте сохранился интерес к учёбе. Эту же систему можно сохранить и для 5 класса, как переходную, добавить при этом частично критериальную , для того , чтобы сделать переход от одной систымы к другой более безболезненным.
               В среднем звене (5-8 классы), мне кажется, уместна будет критериальная система оценивания, где ученик вместе с учителем работает над критериями и является полноправным субъектом образовательного процесса. В этом возрасте учащиеся уже более самостоятельны и ответственны, осознают необходимость учения.  Опыт такого оценивания существует в гимназии 45 г.Москвы. Там разработаны критерии по всем предметам. http://www.netschools.ru/ms45/win/history/krit_st1.html#3
               В старшем звене (9 – 11 класс)  возможен переход на рейтинговую систему оценивания. Она увеличивает степень ответственность ученика за результат обучения и приближает его к вузовской системе оценивания.  В этом возрасте, на мой взгляд, ученикам  уже не грозит нездоровая конкуренция, так как самооценка достаточно хорошо развита и учащиеся достаточно адекватно могут воспринимать успехи и неудачи как свои, так и товарищей.
              Это всё пока перспектива, а сегодня, безусдовно, при использовании, например, технологии проектов учитель должен работу оценивать другим способом. Я прибегаю при оценивании проекта и к процентной, ик рейтинговой, и критериальной (в зависимости от возраста учеников). Хотя в журнал всё же приходится выставлять баллы.
Комментарий был изменен с момента создания (bardykinas23, Fri, 23/07/2010 - 15:24).



Фото пользователя Ирина Леонидовна Широкова

На: Модуль 2. Занятие 2 Компетентностный подход как основа совре


Каждая система оценивания имеет свои «плюсы» и «минусы», поэтому трудно назвать универсальную, которая бы подошла для оценивания новых результатов обучения – компетенций. Пока на итоговой аттестации выпускников проверяются прежде всего именно предметные ЗУН (чем и занимается ЕГЭ и ГИА), актуальными останутся оценки в виде количественных измерителей. Учитывать психолого-педагогические особенности возраста учащихся надо, например, в начальной школе – безотметочная система оценивания работает хорошо, хотя есть подмена отметок различными звёздочками, флажками и т.п.(учителя начальных классов отмечают, что необходим некий стимул для ребят). Есть заинтересованность у ребят 1 – 6 классов и в составлении портфолио, прежде всего портфолио достижений.  К 7 классу этот азарт спадает и на первый план выходит соревновательная «жилка». И вот теперь удобны различные балльно-рейтинговые системы оценивания, а также система оценивания на основе договора между учениками и учителем (разработка критериев оценивания). В основной школе с введением профильного обучения подойдут такие системы оценивания как зачёт/незачёт и рейтинговые. Возможно, будет удобна и более расширенная шкала, допустим, 10-балльная. Меняются ли возможности системы оценивания от технологии обучения? Я думаю, что всё зависит от учителя, от его компетентности и умении правильно сорганизовать образовательный процесс. Не зависит от технологий и процесс формирования самооценки учащихся. Если хорошо смотивировать (а это важно при использовании любой системы оценивания), то возможности системы оценивания  в любом  случае повлияют и на способность и готовность к самооценке.




Фото пользователя Светлана Давыдовна Ганжа

На: Модуль 2. Занятие 2 Компетентностный подход как основа совре


 Система оценивания в большей степени соответствует тем требованиям, которые мы сформулировали в первом модуле  это безусловно в начальной школе безотметочная система оценивания,которая предполагает отказ от пятибалльной системы отметки как формы количественного выражения результата оценочной деятельности учителя. Создаст условия для развития контрольно - оценочной самостоятельности  школьника и  приведет к развитию инициативы учащихся, к уменьшению психологического дискомфорта, снизит уровень общей тревожности; поможет сформировать адекватную самооценку; повысит школьную мотивацию к предметам детей, которые имеют проблемы в обучении, что позволит им выйти из числа «неуспешных»Работая сначала по программе развивающего обучения (8 лет),а теперь по программе "Школа 2100"   я -бы выделила все таки функции :Первая и основная — создание условий для включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Вторая — стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создание ситуации успеха для каждого ребёнка, поддержание общего позитивного эмоционального фона. Третья — проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата.И на мой взгляд, виды систем оценивания можно рекомендовать для использования в различных возрастных группах.И  способны и готовы  будут учащиеся к самооценке.Безусловно возрастают во много раз возможности системы оценивания в зависимости от применяемой  технологии, которую использует педагог при организации учебного процесса.

 

Светлана Ганжа




Фото пользователя Марина Анатольевна Попова

На: Модуль 2. Занятие 2 Компетентностный подход как основа совре


1. К тем требованиям, которые я предъявляла (доступность системы оценивания, бережное отношение к психике), наверное, наиболее подходит безотметочное оценивание, т. к. это самая щадящая для психики система оценивания.

2. Так как я работаю учителем начальных классов, то напишу о тех системах оценивания, которые подходят младшей возрастной группе: прежде всего, безотметочное обучение, бальная система оценки с разными шкалами.

3. Для организации самооценки наиболее подходят рейтинговая система оценивания, критериальная система, безотметочное обучение.

4. Конечно же, возможности системы оценивания напрямую связаны с технологией, которую использует учитель.

 

С уважением Попова Марина

http://popovama2.ucoz.ru/




Фото пользователя Надежда Владимировна Кучмина

На: Модуль 2. Занятие 2 Компетентностный подход как основа совре


Мне кажется, наиболее подходящей под наши требования рейтинговая система оценивания: всестороннее оценивание, видна динамика конкретного учащегося, возможность само- и взаимооценки, хорошая мотивация.

В разных возрастных группах и оценивание, я считаю, должно быть разное. Если для начального звена хорошо безотметочное оценивание, то для старшего звена процентное, критериальное, рейтинговое, портфолио.

Для организации самооценки подходят рейтинговая, критериальная и портфолио. В принципе, при любой системе оценивания можно использовать само- и взаимооценивание. Не раз бывало: ребёнок рассказал стихотворение наизусть, путался, но класс просит: "Поставьте ему "пятёрку", он так выразительно читал".  Это они без моего ведома сами одноклассника оценивают. А я, если совсем не согласна с классом, спрашиваю: "Ты сам как думаешь, читал ты на "5"?  На уроках русского языка дети часто проверяют друг друга и оценивают работу товарища.

В том, что возможности системы оценивания тесно связаны с технологией, применяемой учителем, я полностью согласна с Мариной Анатольевной.

Здоровья и удачи! С уважением Надежда Кучмина


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн