130216 Модуль 01. Личная культура в социокультурном поле
Выберите действие:
Тематика
Множество пониманий культуры. Множество культур в современном мире. Культура учащегося учителя.
Образование как формирование личной культуры на протяжении жизни (lifelong) и в объёме жизни (lifewide). Изменение моделей действительности, ценностей сознания, программ и технологий деятельности.
Информация - в обществе, знания - в головах. Знания и нравственность индивида. Личная культура как единство сознания и действий индивида. Личная культура как капитал.
Источники
Аурелио Печчеи. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1985. 311 с. (электронный ресурс http://val--s.narod.ru/pec_main.htm дата обращения 14.11.2012)
В.В. Анненков, М.В. Воронов, М.Т. Громкова, Ю.И. Лобанов, А.А. Овсейцев, Ю.В. Сафрошкин, А.А. Шиян. Опыт синтеза представлений о культуре в междисциплинарном сообществе // Известия Международной Академии наук высшей школы, 2004, вып.4, с. 103-116 (Электронный ресурс - http://www.culturalnet.ru/main/person/1327 дата обращения 14.11.2012)
The Learning Revolution. United Kingdom 2009 (Электронный ресурс - http://www.bis.gov.uk/assets/biscore/corporate/migratedD/publications/L/... дата обращения 14.11.2012)
Вопросы и задания
1. Приведите примеры толкований культуры социума и личной культуры.
2. Как «революция образования» в начале ХХ1 века влияет на Вашу жизнь?
В личных блогах рефлексируем тематику модуля, дополняем источники, вопросы и задания. А в комментариях ниже даём аннотированные ссылки на записи в личном блоге, отвечаем на комментарии...
Размещено Tue, 29/01/2013 - 11:34 пользователем Владимир Владимирович Анненков.
Признаёте ли эту формулу как руководство к своим действиям?
Есть ли предложения, как кратко и ясно диагностировать "личную культуру" (в единстве ценностей, моделей... и действий/поступков)?
В моём представлении "личную культуру" человека следует диагностировать не в сравнении с другими людьми или с некими стандартами, а в шкалах прироста личных знаний и умений, т.е. на базе эволюционного подхода. Ваше мнение?
Формула единения внутренних установок на образ своих действий в противоречивом мире и реального поведения в нем не противоречива, по моему мнению. Но здесь одним планом (срезом) не обойдешься: соответствие с общими этическими нормами, с профессиональной этикой, личное и общественное благо, эмпатия и альтруизм в борьбе (пусть даже - соревновании) за "место под Солнцем", на пути к признанию официальному и неформальному - аспектов довольно много.
Поэтому и диагностика может быть вариативной. Я не сторонник аттестационного подхода, особенно когда за "добрые дела (поступки)" начисляются баллы, или лайки, или еще что-то, и суммируются (образец в министерской Методике аттестации педработников, надеясь, известной коллегам). Если мы цели развития культуры устанавливаем себе сами, то и оценка достижений должна проводиться по индивидуальной шкале, или матрице, или "в целом" удовлетворении собой или иной самооценке.
Заметил свои личностные изменения культурных потребностей с возрастом, как правило, в сторону эгоцентризма :(
Размещено Tue, 19/03/2013 - 09:37 пользователем Владимир Владимирович Анненков.
СВА: Формула личной культуры... не противоречива, но одним срезом не обойдешься.
АВВ: Согласен. А как быть с распространенной "перечислительной" трактовкой культуры?
В статье 2005 г. (Взятышев В.Ф., Барский В.Г. Краснова Л.И., Магарил С.А. Культура, технологии мышления и инновационная деятельность. Известия МАН ВШ, 2004 (вышел в 2005 году), №4, с. 93-103.) прочёл такое перечисление:
"В культуру входят:
процессы, характеризующие и поддерживающие развитие и существование людей на разных этапах цивилизаций; в ходе производства, распределения и сбыта зна-ний, технологий, товаров и услуг;
старые, существующие и новые формы общения, секреты деятельности и техноло-гии, формы взаимодействия людей с природой и между собой;
распространение научных и географических открытий, изобретений, материалов, рецептов, видов животных и растений; книгопечатание;
правила и нормы, стандарты, стереотипы поведения, взаимоотношений людей и их организаций, государств, язык и т.д.;
знания, навыки и опыт человечества, его социальная память, библиотеки, музеи, выставки, фестивали, конкурсы;
материальный реальный субстрат, «почва», на (и в) которой зарождаются, живут и исчезают материальные и духовные ценности;
среда обитания и предметы быта, домашние животные и растения;
поселения (города, поселки, деревни, хутора, фермы и т.п.) как и долго живущий и медленно меняющийся феномен культуры; «застывшая музыка»; коммунальные службы и средства личного и общественного транспорта;
абстрактные категории, сущности и смыслы, символы; вербальные, музыкальные, архитектурные модели и формы; произведения искусства всех видов и жанров;
сфера намеренной манипуляции сознанием, идеологический контроль, агитация и пропаганда, реклама; сфера просвещения, образования и воспитания;
формы общения и информации (устная, словесная, разговорный язык, сленги, язык жестов и поз, письменная, знаковая, образная, сетевая и др.;
виртуальное пространство-время существования всей совокупности реально протекавших, существующих и зарождающихся процессов, явлений, категорий, смыслов, характеризующих человечество и его творения;
виды деятельности, связанные с созданием вышеперечисленного"
И каждый из этих пунктов можно многократно развернуть. Как структурировать это многообразие и оперировать с ним на уровне познания закономерностей?
Комментарий был изменен с момента создания (vann1936, Tue, 19/03/2013 - 09:37).
Владимир Владимирович Анненков представил «личную культуру» человека как шкалу прироста личных знаний и умений, т.е. как эволюционный процесс.
Это созвучно с моим понимаем духовности. Духовность ни какого отношения к религии не имеет. Духовный человек – это человек в процессе познания, который сегодня не такой каким был вчера, а завтра будет другим. Не в плане «флюгера» и внешнего проявления, а отклика внутренней потенции (души) на внешнюю информацию. Ни конформист, ни аьтруист.
«Жить нужно, – писал Н.Ф. Федоров, – не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех», т.е. соборно – это и есть философия Русского космизма и личная культура каждого.
И ещё приведу слова Кеплера «Познавать – значит сопоставлять воспринятое извне с внутренними идеями и выносить суждение о том, насколько они совпадают.
Согласно психологии К.Г. Юнга, психические процессы, сопровождающие расширение сознания, можно представлять как возникновение нового, как сознательного, так и бессознательного содержания, группирующегося вокруг некоего центра, называемого Юнгом «самость» – «Selbst».
Т. Лири считает, что логично связать нашу психологию с законами и структурами ядерной физики и астрономии и мыслить о себе как об «атомах» или «звездах», воспринимающих и передающих информацию, резонирующих и движущихся сквозь энергетические сети Вселенной. Человеку в этом мире должно стать не гостем, изгоем, покорителем или сторонним наблюдателем, но занять в Космосе место, уготованное ему эволюцией – новое обетование.
Мы живем в век квантовой физики и нам пора познакомится с квантовой психологией, квантовым сознанием*, квантовым переходом – точкой бифуркации. Как утверждают авторы одной из работ по синергетике С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, именно «в точках бифуркации есть социальный заказ на выдающихся деятелей». Иначе говоря, в открытом нестабильном мире, где будущее не может быть с точностью предопределено, а настоящее имеет несколько потенциальных линий развития, человек находится в ситуации постоянного выбора, поиска оптимального решения в соответствии с изменяющимися условиями. И вот (когда единичные флуктуации готовы «слиться» в крупномасштабное движение) оказывается, что индивидуальная активность отнюдь не обречена на поражение или бессмысленность».
__________________-
* Квантовое сознание − синергийное единство потока сознания (обретающего ряд свойств, приписываемых квантовому компьютеру), когда наблюдатель переходит из «дискретного состояния сознания» в «волновое», способное поставить нас напрямую перед реальностью вещи и светом все-сознания.
Квантовая психология вытекает из сложившейся в физике ХХ в. ситуации, утверждающей влияние процесса наблюдения на результаты опыта или участие субъекта в создании реальности.
Наука ХХIвека дала отважным исследователям возможность заглянуть в глубинные процессы мозга, найдя там подтверждение самых смелых космологических моделей и эсхатологических обетований русских космистов. См.: «Космическое сознание» Д.Бекка, «Йога» М.Элиаде; «Многообразие религиозного опыта» У.Джеймса, а также работы по «интегральной теории сознания» К. Уилбера, где тезис «плюрализма индивидуальных сознаний», постулируемый философским материализмом, оказывается противоречащим опыту.
Размещено Tue, 19/02/2013 - 11:12 пользователем Владимир Владимирович Анненков.
ЗИИ:"Владимир Владимирович Анненков представил «личную культуру» человека как шкалу прироста личных знаний и умений, т.е. как эволюционный процесс.
АВВ: Спасибо, Инна Иннокентьевна, за "шкалу прироста..." Это - нужное уточнение. Вместе сделаем понятие "Личная культура" измеряемым даже в коротких временных рамках Вебинара 1302.
Прошу Вас на собственном опыте попробовать представить знания и умения на "входе" и на "выходе" многодневного вебинара.
ЗИИ: "«Жить нужно, – писал Н.Ф. Федоров, – не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех», т.е. соборно..."
АВВ: мы - продолжатели русского космизма в в ХХ1 веке в Открытом Классе. Приглашаю в наших постах по модулям программы ИКЛ уточнять понимание "космизма" (на мой взгляд, не столько в масштабах космоса физического, сколько в космосе духовном: каждый человек - вселенная), И внедрять принцип соборности в конкретную практику сетевых взаимодействий в Вебинаре 1302.
ЗИИ: "Т. Лири считает, что логично связать нашу психологию с законами и структурами ядерной физики и астрономии и мыслить о себе как об «атомах» или «звездах», воспринимающих и передающих информацию, резонирующих и движущихся сквозь энергетические сети Вселенной..."
АВВ: Аналогии с атомами, звёздами, квантовыми переходами и другими идеями физики применительно к человеку и обществу я использую с осторожностью, как метафоры использую для формулирования гипотез, которые надо проверять общественной практикой
Давайте, И.И., не отвлекаться на "высокую философию" от тематики по модулям обсуждаемой программы. Попробуйте вести свою линию в решении общих задач.
Размещено Tue, 29/01/2013 - 15:11 пользователем Владимир Владимирович Анненков.
В этой ленте собираем суждения (ссылки на предложения в личных блогах) по проблемам личной культуры, изменения её составляющих на протяжении жизни, обмене опытом саморазвития между разными поколениями - короче, о направлениях самодиагностики личной культуры.
В государственной политике России курс на строительство информационного общества. А в сообществе учителей и методистов школьной области "Технология" будущее общество представляют как "информационно-технологическое". Как увязать эти понятия в единый путь в будущее?
Информатизация общества - факт достаточно очевидный, об этом свидетельствуют и примеры, размещенные на сегодняшней "Новостной ленте" нашего вебинара. Информационная среда изменяет характер трансфера новостей и знаний, личных коммуникаций. Что дальше?
Есть прогноз о приближающейся трансформации информационного общества (Information Society) в общество непрерывно обучающихся (Learning Society). В нем граждане будут не только потребителями знаний, но и распространителями своих знаний, в неформальном образовании, сочетающемся с базовым формальным. Сейчас в такой социальной роли выступают, в основном, педагоги. Так что, коллеги, мы - провозвестники (хотелось бы - светлого...) будущего!
Понятно, что для такой двойственной роли необходимы технические средства (сервисы, среда и т.д.), и коммуникационная база формироваться будет как информационно-технологическая. Так, по крайней мере мне, представляется путь в будущее.
Комментарий был изменен с момента создания (В.А. Стародубцев, Sat, 16/02/2013 - 12:14).
Размещено Sat, 16/02/2013 - 12:21 пользователем Владимир Владимирович Анненков.
Маленькая реплика. ЮНЕСКО относит в будущее переход от информационного общества к "учащемуся обществу" А российские деятели культуры ставили такие задачи 100 лет назад ("Учащийсянарод - основа широкого и мирного развития человечества" - В.В.Вернадский. Задачи высшего образования нашего времени // «Вестник воспитания», 1913, № 6, стр. 1—17).
Сказано накануне первой мировой войны. Высокий смысл: тем, кто учится и работает, воевать некогда!
М01-1. Личная культура как единство сознания и действий.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: М01-1. Личная культура как единство сознания и действий.
Формула единения внутренних установок на образ своих действий в противоречивом мире и реального поведения в нем не противоречива, по моему мнению. Но здесь одним планом (срезом) не обойдешься: соответствие с общими этическими нормами, с профессиональной этикой, личное и общественное благо, эмпатия и альтруизм в борьбе (пусть даже - соревновании) за "место под Солнцем", на пути к признанию официальному и неформальному - аспектов довольно много.
Поэтому и диагностика может быть вариативной. Я не сторонник аттестационного подхода, особенно когда за "добрые дела (поступки)" начисляются баллы, или лайки, или еще что-то, и суммируются (образец в министерской Методике аттестации педработников, надеясь, известной коллегам). Если мы цели развития культуры устанавливаем себе сами, то и оценка достижений должна проводиться по индивидуальной шкале, или матрице, или "в целом" удовлетворении собой или иной самооценке.
Заметил свои личностные изменения культурных потребностей с возрастом, как правило, в сторону эгоцентризма :(
Вячеслав
Перечислительная трактовка культуры
СВА: Формула личной культуры... не противоречива, но одним срезом не обойдешься.
АВВ: Согласен. А как быть с распространенной "перечислительной" трактовкой культуры?
В статье 2005 г. (Взятышев В.Ф., Барский В.Г. Краснова Л.И., Магарил С.А. Культура, технологии мышления и инновационная деятельность. Известия МАН ВШ, 2004 (вышел в 2005 году), №4, с. 93-103.) прочёл такое перечисление:
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: М01-1. Личная культура как единство сознания и действий.
Владимир Владимирович Анненков представил «личную культуру» человека как шкалу прироста личных знаний и умений, т.е. как эволюционный процесс.
Это созвучно с моим понимаем духовности. Духовность ни какого отношения к религии не имеет. Духовный человек – это человек в процессе познания, который сегодня не такой каким был вчера, а завтра будет другим. Не в плане «флюгера» и внешнего проявления, а отклика внутренней потенции (души) на внешнюю информацию. Ни конформист, ни аьтруист.
«Жить нужно, – писал Н.Ф. Федоров, – не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех», т.е. соборно – это и есть философия Русского космизма и личная культура каждого.
И ещё приведу слова Кеплера «Познавать – значит сопоставлять воспринятое извне с внутренними идеями и выносить суждение о том, насколько они совпадают.
Согласно психологии К.Г. Юнга, психические процессы, сопровождающие расширение сознания, можно представлять как возникновение нового, как сознательного, так и бессознательного содержания, группирующегося вокруг некоего центра, называемого Юнгом «самость» – «Selbst».
Т. Лири считает, что логично связать нашу психологию с законами и структурами ядерной физики и астрономии и мыслить о себе как об «атомах» или «звездах», воспринимающих и передающих информацию, резонирующих и движущихся сквозь энергетические сети Вселенной. Человеку в этом мире должно стать не гостем, изгоем, покорителем или сторонним наблюдателем, но занять в Космосе место, уготованное ему эволюцией – новое обетование.
Мы живем в век квантовой физики и нам пора познакомится с квантовой психологией, квантовым сознанием*, квантовым переходом – точкой бифуркации. Как утверждают авторы одной из работ по синергетике С.П. Капица, С.П. Курдюмов, Г.Г. Малинецкий, именно «в точках бифуркации есть социальный заказ на выдающихся деятелей». Иначе говоря, в открытом нестабильном мире, где будущее не может быть с точностью предопределено, а настоящее имеет несколько потенциальных линий развития, человек находится в ситуации постоянного выбора, поиска оптимального решения в соответствии с изменяющимися условиями. И вот (когда единичные флуктуации готовы «слиться» в крупномасштабное движение) оказывается, что индивидуальная активность отнюдь не обречена на поражение или бессмысленность».
__________________-
* Квантовое сознание − синергийное единство потока сознания (обретающего ряд свойств, приписываемых квантовому компьютеру), когда наблюдатель переходит из «дискретного состояния сознания» в «волновое», способное поставить нас напрямую перед реальностью вещи и светом все-сознания.
Квантовая психология вытекает из сложившейся в физике ХХ в. ситуации, утверждающей влияние процесса наблюдения на результаты опыта или участие субъекта в создании реальности.
Наука ХХIвека дала отважным исследователям возможность заглянуть в глубинные процессы мозга, найдя там подтверждение самых смелых космологических моделей и эсхатологических обетований русских космистов. См.: «Космическое сознание» Д.Бекка, «Йога» М.Элиаде; «Многообразие религиозного опыта» У.Джеймса, а также работы по «интегральной теории сознания» К. Уилбера, где тезис «плюрализма индивидуальных сознаний», постулируемый философским материализмом, оказывается противоречащим опыту.
С любовью и признательностью.
ИнИн
Диалог ЗИИ-АВВ
ЗИИ: "Владимир Владимирович Анненков представил «личную культуру» человека как шкалу прироста личных знаний и умений, т.е. как эволюционный процесс.
АВВ: Спасибо, Инна Иннокентьевна, за "шкалу прироста..." Это - нужное уточнение. Вместе сделаем понятие "Личная культура" измеряемым даже в коротких временных рамках Вебинара 1302.
Прошу Вас на собственном опыте попробовать представить знания и умения на "входе" и на "выходе" многодневного вебинара.
ЗИИ: "«Жить нужно, – писал Н.Ф. Федоров, – не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех», т.е. соборно..."
АВВ: мы - продолжатели русского космизма в в ХХ1 веке в Открытом Классе. Приглашаю в наших постах по модулям программы ИКЛ уточнять понимание "космизма" (на мой взгляд, не столько в масштабах космоса физического, сколько в космосе духовном: каждый человек - вселенная), И внедрять принцип соборности в конкретную практику сетевых взаимодействий в Вебинаре 1302.
ЗИИ: "Т. Лири считает, что логично связать нашу психологию с законами и структурами ядерной физики и астрономии и мыслить о себе как об «атомах» или «звездах», воспринимающих и передающих информацию, резонирующих и движущихся сквозь энергетические сети Вселенной..."
АВВ: Аналогии с атомами, звёздами, квантовыми переходами и другими идеями физики применительно к человеку и обществу я использую с осторожностью, как метафоры использую для формулирования гипотез, которые надо проверять общественной практикой
Давайте, И.И., не отвлекаться на "высокую философию" от тематики по модулям обсуждаемой программы. Попробуйте вести свою линию в решении общих задач.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
М01-2. Тематика личной культуры
В этой ленте собираем суждения (ссылки на предложения в личных блогах) по проблемам личной культуры, изменения её составляющих на протяжении жизни, обмене опытом саморазвития между разными поколениями - короче, о направлениях самодиагностики личной культуры.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
Диалог с учителями технологии
Об интеграции культур в сознании и деятельности человека
В государственной политике России курс на строительство информационного общества. А в сообществе учителей и методистов школьной области "Технология" будущее общество представляют как "информационно-технологическое". Как увязать эти понятия в единый путь в будущее?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Диалог с учителями технологии
Информатизация общества - факт достаточно очевидный, об этом свидетельствуют и примеры, размещенные на сегодняшней "Новостной ленте" нашего вебинара. Информационная среда изменяет характер трансфера новостей и знаний, личных коммуникаций. Что дальше?
Есть прогноз о приближающейся трансформации информационного общества (Information Society) в общество непрерывно обучающихся (Learning Society). В нем граждане будут не только потребителями знаний, но и распространителями своих знаний, в неформальном образовании, сочетающемся с базовым формальным. Сейчас в такой социальной роли выступают, в основном, педагоги. Так что, коллеги, мы - провозвестники (хотелось бы - светлого...) будущего!
Понятно, что для такой двойственной роли необходимы технические средства (сервисы, среда и т.д.), и коммуникационная база формироваться будет как информационно-технологическая. Так, по крайней мере мне, представляется путь в будущее.
Вячеслав
Прогноз ЮНЕСКО и тезис В.И.Вернадского
Маленькая реплика. ЮНЕСКО относит в будущее переход от информационного общества к "учащемуся обществу" А российские деятели культуры ставили такие задачи 100 лет назад ("Учащийся народ - основа широкого и мирного развития человечества" - В.В.Вернадский. Задачи высшего образования нашего времени // «Вестник воспитания», 1913, № 6, стр. 1—17).
Сказано накануне первой мировой войны. Высокий смысл: тем, кто учится и работает, воевать некогда!
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
МО1-3. Отбираем источники о личной культуре и саморазвитии
Эта лента - для формирования базы качественных источников по темам модуля 01.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)