Культура общества определяется культурой граждан. Формирование личных культур в непрерывном развитии граждан на протяжении жизни – стратегическая задача общества, государства и образовательных учреждений.
На историческом этапе восхождения общества от индустриального к информационному фундамент личной культуры составляет культура информационная. С неё начинаем формирование универсальных учебных действий, в том числе комплекса «Социо-Инфо-Гео-Клио». Программа соответствует ФГОС и предназначена для дополнительного общего образования.
Цель предлагаемой программы: интегрировать основы (понятийный аппарат, мысленные модели…) и технологии работы с информацией о внешней среде и внутреннем мире человека. Эти основы и технологии человек будет расширять и углублять в течение всей жизни. А в общем образовании он отбирает и закрепляет основные блоки и систему фундамента.
К культуре работы с информацией относим прежде всего личные стили мышления и общения. Как мозг отбирает, перерабатывает и хранит информацию? Как по поводу этой информации индивид вступает во взаимодействия с другими людьми? Как в ходе коммуникации формируется сознание индивида? Как мысли воплощаются в действия? Вопросы помогают представить личную культуру как единство сознания и действий.
Основы информационной культуры личности ищем в психологии и науке познания (гносеологии/когнитологии), в философии, науках о человеке и обществе – с одной стороны, в истории открытий и изобретений, в жизни замечательных людей, в собственном опыте – с другой. Технологии информационной культуры, необходимые и достаточные для конкретного человека, отбираем из арсенала информатики, инженерных наук, семиотики и семантики, других секторов деятельности в природе и обществе.
Информационная культура в ХХ1 веке важна во всех профессиях, но особенно – в науке и образовании. Учитель в школе, преподаватель в вузе работает с информацией, переводя её в собственное знание, представляя другим, организуя информационные потоки.. Информатизация образовательного процесса требует соединить непрерывное образование педагогов/андрагогов с формированием компетенций информационной культуры.
В программу включены компетентности (личные уровни освоения общественных компетенций), полученные и проверенные автором в жизни. Эти компетентности будем развивать вместе со старшеклассниками, учителями, методистами общего образования в учебных проектах по модулям программы, в научной разработке проблем неформального и информального саморазвития на разных этапах жизни, в инженерных проектах организации познания и общения по современным технологиям.
В каждом модуле программы даны не только тематика, но и источники, вопросы, упражнения. На занятиях по модулям участники программы вместе дополняют и фильтруют источники, тестовую базу, а наиболее продвинутые защищают предложения о расширении и перестройке тематики модуля.
В результате освоения программы «Основы и технологии информационной культуры личности» её участники должны уметь самостоятельно строить и применять
- мысленные модели личной культуры, включающие её составляющие + процессы, объединяющие эти компоненты в единое целое и изменяющие личную культуру;
- мысленные модели информации о материальном мире, об обществе, о сознании человека, о преобразовании отчуждённой информации в собственное знание;
- тезаурус собственных знаний об информационной культуре как систему ключевых слов своих занятий;
- проблематизацию действительности и структуризацию изучаемых лично проблем и материалов;
- проекты познания известных обществу (но ещё неизвестных лично) объектов и процессов внешнего мира (т.е. учебные проекты);
- проекты познания неизвестных обществу явлений и процессов (т.е. исследовательские проекты);
- индивидуальные программы познания нового в общении;
- персональную образовательную среду, включая техническую базу и программное обеспечение своих занятий, места индивидуального поиска и совместной работы с информацией, письменные, печатные, электронные источники информации, людей и сообщества, дающих новую информацию.
- презентации результатов своей деятельности.
Информационная культура личности не сводима к ИКТ. Она включает гораздо более широкий круг знаний, умений, действий, занятий… Программа ИКЛ построена из модулей по ключевым понятиям, проблемам и технологиям работы с информацией в ХХ1 веке.
|
Лента диалогов участников
Из-за технических неполадок на вики-странице "Введения к программе ИКЛ" пришлось перенести содержание в "сообщение" и воспроизвести накопившиеся посты в одном комментарии ниже
В-1. 12 модулей программы: от ИКТ к ИКЛ
Цель программы автор видит в надстройке над личным арсеналом "информационно-коммуникационных технологий", помогающей перейти от гонки за ИКТ к осознанному отбору их минимума, необходимого и достаточного для решения содержательных задач своей жизни. От освоения всё новых и новых инструментов к целенаправленным проектам в профессиональной деятельности и в быту с помощью инструментов, отобранных для эффективного ответа на вызовы жизни.
А вы, коллеги, какие видите цели освоения программы ИКЛ?
Жмите "ответить" под этим постом. Формулируйте заголовок ответа, начиная с индекса (в данной ленте - "В-1") и отражая суть своего взгляда на цель. Заполнение поля "тема" вместо безликого "Re:" - признак личной культуры работы с информационными потоками.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
В-1. Роль ИКТ в школе?
В Интернете я почти два года. К новым сервисам научилась относиться спокойно, не боясь отстать от жизни.
Но вот что меня волнует: почему я никак не могу заинтересовать коллег в своем образовательном учреждении?
ИКТ в школе, действительно, необходимость или я очарована новыми технологиями и смотрю на них через розовые очки? Недавно услышала от очень уважаемого методиста, что хорошему учителю не нужны "все эти новомодные штучки" (это об ИКТ), ему достаточно его личности, мела и доски.
Так что уже научившись применять технологии, теперь пытаюсь концептуально осознать их роль в профессиональной деятельности педагога. :) Надеюсь, что программа поможет разобраться.
Дорогу осилит идущий!
На: Роль ИКТ в школе?
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Роль ИКТ в школе?
Спасибо. Статью прочитала. Отчасти соглашаюсь. Надо искать золотую середину.
Дорогу осилит идущий!
Сегодняшний взгляд из бизнеса
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: В-1. 12 модулей программы: от ИКТ к ИКЛ
Мои цели освоения программы ИКЛ http://clio-social.tumblr.com/post/42741391049
С уважением, Надежда Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ "Лиманская СОш №2"
Цели СНА
Рад встрече. "Цели СНА" - не сонник :), а вполне реальные цели Сухоруковой Надежды Александровны.
Из блога СНА: Цель моего участия в вебинаре:
Переход от ИКТ к информационной культуре личности, на мой взгляд, провоцируется постановкой в конкретных ситуациях вопросов: какая информация мне нужна? с помощью каких ИТ, сервисов и т.п. я добываю, сохраняю, обрабатываю, передаю информацию - короче, в каждой ситуации реализую весь цикл ПОСРЕДНИК (модуль 5).
А в поиске "оптимальных путей формирования информационной культуры своих учеников" нужно модель ИКЛ сделать "операбельной", т.е.чётко представлять себе, как диагностировать ИКЛ ученика на "входе" и на "выходе" учебного процесса.
Такими вопросами мы и будем заниматься в ходе Вебинара 1302.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
В-2. Структурируем массив комментариев
В постоянном цейтноте нашей жизни отвыкаем думать о месте своих реплик в форумах, в лентах комментариев в блогах. Ставя ответ в конце ленты, да ещё без четкой темы, получаем нередко хаос реплик, в котором нелегко разобраться. Мне, например, было трудно работать с лентой твитов в MOOC 14-20 января, где твиты выстраивались не по проблемам и подходам, а в порядке их поступления от участников курса.
В ленте комментов к Введению в программу ИКЛ попробуем структурировать диалоги, введя такой регламент:
Посмотрим, умеем ли "держать тему".
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
В-3. Вопросы-ответы по "Введению..."
В ленту В-3 помещаем вопросы по тексту "Введения..." Автор программы (или тот, кто имеет свой ответ на вопрос коллеги), жмёт "ответить" под вопросом и предлагает своё пояснение
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
В-3. Что такое "...гео-клио"?
Владимир Владимирович, Вы все время говорите о метапредметном комплексе "Социо-Инфо-Гео-Клио". Но если о социализации личности, информационной культуре говорят очень много, то что вкладывается в последние две части мне не очень понятно (хотя я и знаю значение этих корней). Может, поясните? Спасибо
Дорогу осилит идущий!
На: В-3. Что такое "...гео-клио"?
Хороший вопрос, Елена Александровна. Связка "Гео-Клио" - это программы по личной геокультуре и личной клиокультуре, поддерживающие пространственно-временной анализ и синтез для понимания структур и процессов в земной оболочке, в которой живёт и которую изменяет человечество и каждый наш современник. Программа "Основы и технологии личной геокультуры" уже есть. Программы по социальной культуре и клиокультуре современного человека предстоит создавать.
Пока - только такое краткое пояснение контекста программы по информационной культуре личности. В подшивке метапредметного комплекса уже есть запись о человеческих ценностях, входящих в контекст. Но это - для будущих наших сетевых взаимодействий.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: В3-ответы на вопросы участников-название
почему- то ссылка под соответствующем постом ВВ привела меня в даль светлую
Доступ запрещен
и далее по тексту, поэтому пишу ниже.
У меня , как у филолога вопросы к словам- мы все время говорили о программе под названием ИКЛ и вот в введении к программе мы читаем уже другое название Основы и технологии информационной культуры личности. Как понимать это изменение- как неточность, опечатку или? Я все же вижу при почти полной идентичности звучания различия и хочется определенности в названии то же.
На: В3-ответы на вопросы участников-ядро понятий
и второй мой вопрос по что является ядром?
есть 3 понятия: информация+культура+личность, что первично в этой триаде? что выполняет вспомогательную роль,а что есть отражение первичного, основного?
На мой взгляд, личность здесь определяющее понятие, к ней добавляется культура как качественная характеристика и которая формируется при помощи информации, в том числе.
А что будет,если взять за основу культуру? или информацию? А как мы все определяем основу основ для программы?
На: о цели программы
Цель предлагаемой программы: интегрировать основы (понятийный аппарат, мысленные модели…) и технологии работы с информацией о внешней среде и внутреннем мире человека.
Описанная цель- это процесс действий в рамках обсуждения, а что станет результатом?
Возможно- на основе интеграции (далее по тексту) переработка содержания предложенной программы ИКЛ для дальнейшей апробации в учреждениях повышения квалификации и самообразования педагогических работников.?
Цели программы и учащихся по программе
"Цель предлагаемой программы: интегрировать основы (понятийный аппарат, мысленные модели…) и технологии работы с информацией о внешней среде и внутреннем мире человека".
Можно по-разному формулировать (ставить) цели. Целеполагание - тоже элемент информационной культуры личности.
У нас "интегрировать основы... и технологии работы с информацией" - это скорее конечная цель программы для каждого изучающего её. Но такая интеграция - длительный процесс. А цель Вебинара 1302 - получить на "выходе" новый, более совершенный вариант программы "Основы и технологии информационрной культуры личности", подходящий для внедрения в систему повышения квалификации работников образования.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: В3-ядро понятий
Триада будет порождать "подходы": личностно ориентированный, культурологический, ИКТ.
В названии слова расположены скорее по типу английского языка - сначала аттрибуты, в конце "ядро", системообразующее понятие (по моему впечатлению).
Личность - культура (свойство) - какая (аспект свойства). Согласен с Еленой Александровной.
Вячеслав
Полное название программы
Полное название программы изначально - "Основы и технологии информационной культуры личности". Сокращённое "программа ИКЛ" - разговорный вариант.
В полном названии отражено понимание личной культуры как единства сознания и действий индивида. "Основы" - в сознании человека (модели действительности, ценности общечеловеческого и собственного опыта, знания многого другого; "технологии" - это деятельностный аспект культуры. Например, не ИКТ вообще, а усвоенные и применяемые повседневно ИКТ (скажем, MSWord на ПК, личный блог в Открытом Классе)
Поэтому в "персональную среду познания" включаем и "индивидуальный пакет вебсервисов".
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)