130216 Модуль 01. Личная культура в социокультурном поле
Выберите действие:
Тематика
Множество пониманий культуры. Множество культур в современном мире. Культура учащегося учителя.
Образование как формирование личной культуры на протяжении жизни (lifelong) и в объёме жизни (lifewide). Изменение моделей действительности, ценностей сознания, программ и технологий деятельности.
Информация - в обществе, знания - в головах. Знания и нравственность индивида. Личная культура как единство сознания и действий индивида. Личная культура как капитал.
Источники
Аурелио Печчеи. Человеческие качества. – М.: Прогресс, 1985. 311 с. (электронный ресурс http://val--s.narod.ru/pec_main.htm дата обращения 14.11.2012)
В.В. Анненков, М.В. Воронов, М.Т. Громкова, Ю.И. Лобанов, А.А. Овсейцев, Ю.В. Сафрошкин, А.А. Шиян. Опыт синтеза представлений о культуре в междисциплинарном сообществе // Известия Международной Академии наук высшей школы, 2004, вып.4, с. 103-116 (Электронный ресурс - http://www.culturalnet.ru/main/person/1327 дата обращения 14.11.2012)
The Learning Revolution. United Kingdom 2009 (Электронный ресурс - http://www.bis.gov.uk/assets/biscore/corporate/migratedD/publications/L/... дата обращения 14.11.2012)
Вопросы и задания
1. Приведите примеры толкований культуры социума и личной культуры.
2. Как «революция образования» в начале ХХ1 века влияет на Вашу жизнь?
В личных блогах рефлексируем тематику модуля, дополняем источники, вопросы и задания. А в комментариях ниже даём аннотированные ссылки на записи в личном блоге, отвечаем на комментарии...
Размещено сб, 16/02/2013 - 11:55 пользователем Елена Александровна Годунова.
Мнение В.А.Стародубцева
Если мы цели развития культуры устанавливаем себе сами, то и оценка достижений должна проводиться по индивидуальной шкале, или матрице, или "в целом" удовлетворении собой или иной самооценке
Диалог с О.В.Двирной в нашем твит-чате
OlgaDwir В15-3 Диагностировать Личную ИК по стилю мышления и общения, наличию субъектной позиции... #1302web -10:38 PM Feb
Elenarussia@OlgaDwir Ольга,должны быть инструменты диагностики? или внутреннего ощущения достаточно? #1302web
OlgaDwir@Elenarussia по внутреннему ощущению "Я всегда умница-разумница" #1302web -10:18 AM Feb 16th, 2013
Elenarussia@OlgaDwir то есть тогда диагностика ИК любого человека нужна только другому человеку? ил вообще не нужна, раз мы все такие ум-раз. #1302web -10:34 AM Feb 16th, 2013
Из вышеизложенного складывается мнение, что мы сами определяем для себя свой уровень информационной культуры, мы ощущаем,что мы-умницы-разумницы в этом плане и тогда возникает вопрос кому, для чего нужна диагностика? Есть ли некий идеал ИКЛ или идеальнйо личности , примеряясь с которой мы будем ощущать свое несовершенство и расти? Опять же сравнивать можно только себя с собой в разные периоды, чтобы увидеть настоящий рост. А чем его измерить, кроме личных же ощущений? Пока не знаю, но можно попыться сделать некий список ключевых понятий, присущих информационно культурной личности, придумать некую градацию и от нее "плясать":
например:
1. умение получать информацию из разных источников
градация этого умения или отношения к нему
важно
неважно
не всегда важно
Как думаете,коллеги?
Комментарий был изменен с момента создания (lena 1, сб, 16/02/2013 - 11:55).
Размещено сб, 16/02/2013 - 12:38 пользователем Владимир Владимирович Анненков.
Я не чувствую себя умником. Наоборот, чем дольше живёшь, тем яснее видишь, насколько мало знаешь по сравнению с тем, что "выработало человечество". А диагностировать собственное продвижение в знаниях и действиях (см. формулу "личной культуры") могут не только эксперты в педагогической диагностике, но и мы с вами. Для начала полезно составить для себя список новых слов (или новых значений слов, ранее известных), освоенных (т.е. органично включённых в собственное знание) за период Вебинара 1302.
Размещено сб, 16/02/2013 - 12:46 пользователем Елена Александровна Годунова.
ВВ, тогда почему мы говорим о диагностике здесь ,если вы предлагаете
Для начала полезно составить для себя список новых слов (или новых значений слов, ранее известных), освоенных (т.е. органично включённых в собственное знание) за период Вебинара 1302.?
Размещено сб, 16/02/2013 - 14:43 пользователем Владимир Владимирович Анненков.
Чтобы наши диалоги не остались на уровне общих рассуждений, надо примериться к анализу изменений в личной культуре: какие индикаторы выбрать, как отслеживать их изменнения...
Размещено вс, 17/02/2013 - 16:01 пользователем Елена Александровна Пономарева.
Для начала полезно составить для себя список новых слов (или новых значений слов, ранее известных), освоенных (т.е. органично включённых в собственное знание) за период Вебинара 1302.
Не думаю, что критерием роста личностной культуры должен стать список слов в моем лексиконе. Может быть, я категорична, но считаю, что учитель должен говорить так, чтобы его понимали дети. Особенно в наше время, когда абсолютно неоправданно русский язык лавинообразно насыщается иностранными словами, имеющими русскоязычные аналоги. Уверена, что использование новых слов оправдано только тогда, когда они несут какое-то новое лексическое значение. Зачем говорить, например, "диссеминация опыта", если опыт всегда распространялся? И т.д. Я славянофил. Поэтому не согласна, чтобы количество освоенных иностранных слов было главным критерием роста моей культуры. Это подталкивает людей говорить заумно.
Размещено вс, 17/02/2013 - 17:16 пользователем Владимир Владимирович Анненков.
Е.А., я же не утверждаю, что список новых слов или новых значений ранее известных слов будет ГЛАВНЫМ или единственным индикатором изменений. Но вместе с другими индикаторами изменения словника, особенно КЛЮЧЕВЫХ слов, вполне может служить самодиагностике продвижения (см. наш диалог с ГЕА). Кстати, толчком для меня в этом направлении было Ваше признание, что вебинары могут быть многодневными с асинхронным общением участников, а не только занятия онлайн на 1-2 часа с использованием сервиса "вебинар". Подробнее обсудим в модуле 7.
По поводу англицизмов согласен с Вами. По поводу одинакового языка для детей и для взрослых - не совсем.. Не знаю, когда "вебинары" придут в школы, но в дополнительном образовании взрослых они уже заняли свои ниши (множественное число, потому что различаю вебинар-занятие и многодневный вебинар как наш)..
Размещено чт, 21/02/2013 - 09:56 пользователем Елена Александровна Пономарева.
ВВ, не сразу увидела Ваш ответ, потом еще сомневалась, продолжить ли диалог. И все-таки решилась добавить свою реплику.
Да, мой пост был написан очень импульсивно. Конечно, я не права. И я разным языком говорю с детьми и взрослыми, даже с детьми-восьмиклассниками и детьми-одиннадцатиклассниками. И, конечно, язык во все времена являлся показателем культуры.
Откуда "импульс"? Я думаю, Вы поняли. Во-первых, попытка оправдать непричесанную речь не-гуманитария, не очень комфортно чувствующего себя среди специалистов. Во-вторых, если идея словаря "новых слов" пройдет, мне придется признать, что, читая Ваши работы, знакомясь с предложенными источниками, я достаточно часто заглядываю в словарь. Согласитесь, непростое признание.
Размещено чт, 21/02/2013 - 10:32 пользователем Владимир Владимирович Анненков.
Е.А., в Вебинаре 1302 мы уточняем свои представления о личной культуре, её "индикаторах". Вы мне - об одном индикаторе, я Вам - о другом, но не "вместо", а "вместе".
Перефразируя (К. Симонов) "Образованный человек тем и отличается от необразованного, что он считает свое образование незавершенным", можно сказать, что и культурный человек признает свою культуру незавершенной. И стремится ее развивать в контексте жизни.
В плане знания истории, литературы, искусства, науки, языков и т.п. В плане развития толерантности, культуры диалога и разрешения конфликтов, общения в обычном понимании, воспитания своих и чужих детей и ......
Образцом личности высокой культуры для меня служили П.Л. Капица и Роберт Рождественский, служит Даниил Гранин, Карл Саган, ВВ (признаюсь).
При всем уважении к М.Е. Швыдкову этолоном его не выбрал бы. Но это мое мнение, могут быть и альтернативные.
Что касается ИКЛ, то это тема следующего модуля. Здесь можно посмотреть требования профстандарта, прежде всего: что ожидает общество (сообщество) от педагога с высокой ИКЛ.
М01-4. Формируем тестовую базу по вопросам личной культуры
В этой ленте обсуждаем вопросы и задания для диагностики личной культуры.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: М01-4. Формируем тестовую базу по вопросам личной культуры
Мнение В.А.Стародубцева
Диалог с О.В.Двирной в нашем твит-чате
OlgaDwir В15-3 Диагностировать Личную ИК по стилю мышления и общения, наличию субъектной позиции... #1302web -10:38 PM Feb
Elenarussia @OlgaDwir Ольга,должны быть инструменты диагностики? или внутреннего ощущения достаточно? #1302web
OlgaDwir @Elenarussia по внутреннему ощущению "Я всегда умница-разумница" #1302web -10:18 AM Feb 16th, 2013
Elenarussia @OlgaDwir то есть тогда диагностика ИК любого человека нужна только другому человеку? ил вообще не нужна, раз мы все такие ум-раз. #1302web -10:34 AM Feb 16th, 2013
Из вышеизложенного складывается мнение, что мы сами определяем для себя свой уровень информационной культуры, мы ощущаем,что мы-умницы-разумницы в этом плане и тогда возникает вопрос кому, для чего нужна диагностика? Есть ли некий идеал ИКЛ или идеальнйо личности , примеряясь с которой мы будем ощущать свое несовершенство и расти? Опять же сравнивать можно только себя с собой в разные периоды, чтобы увидеть настоящий рост. А чем его измерить, кроме личных же ощущений? Пока не знаю, но можно попыться сделать некий список ключевых понятий, присущих информационно культурной личности, придумать некую градацию и от нее "плясать":
например:
1. умение получать информацию из разных источников
градация этого умения или отношения к нему
Как думаете,коллеги?
Как замечать изменения в личной культуре
Я не чувствую себя умником. Наоборот, чем дольше живёшь, тем яснее видишь, насколько мало знаешь по сравнению с тем, что "выработало человечество". А диагностировать собственное продвижение в знаниях и действиях (см. формулу "личной культуры") могут не только эксперты в педагогической диагностике, но и мы с вами. Для начала полезно составить для себя список новых слов (или новых значений слов, ранее известных), освоенных (т.е. органично включённых в собственное знание) за период Вебинара 1302.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Как замечать изменения в личной культуре
ВВ, тогда почему мы говорим о диагностике здесь ,если вы предлагаете
Почему говорим здесь о диагностике личной культуры?
Чтобы наши диалоги не остались на уровне общих рассуждений, надо примериться к анализу изменений в личной культуре: какие индикаторы выбрать, как отслеживать их изменнения...
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
Список новых слов
Не думаю, что критерием роста личностной культуры должен стать список слов в моем лексиконе. Может быть, я категорична, но считаю, что учитель должен говорить так, чтобы его понимали дети. Особенно в наше время, когда абсолютно неоправданно русский язык лавинообразно насыщается иностранными словами, имеющими русскоязычные аналоги. Уверена, что использование новых слов оправдано только тогда, когда они несут какое-то новое лексическое значение. Зачем говорить, например, "диссеминация опыта", если опыт всегда распространялся? И т.д. Я славянофил. Поэтому не согласна, чтобы количество освоенных иностранных слов было главным критерием роста моей культуры. Это подталкивает людей говорить заумно.
Дорогу осилит идущий!
Язык - один из индикаторов культуры
Е.А., я же не утверждаю, что список новых слов или новых значений ранее известных слов будет ГЛАВНЫМ или единственным индикатором изменений. Но вместе с другими индикаторами изменения словника, особенно КЛЮЧЕВЫХ слов, вполне может служить самодиагностике продвижения (см. наш диалог с ГЕА). Кстати, толчком для меня в этом направлении было Ваше признание, что вебинары могут быть многодневными с асинхронным общением участников, а не только занятия онлайн на 1-2 часа с использованием сервиса "вебинар". Подробнее обсудим в модуле 7.
По поводу англицизмов согласен с Вами. По поводу одинакового языка для детей и для взрослых - не совсем.. Не знаю, когда "вебинары" придут в школы, но в дополнительном образовании взрослых они уже заняли свои ниши (множественное число, потому что различаю вебинар-занятие и многодневный вебинар как наш)..
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Язык - один из индикаторов культуры
ВВ, не сразу увидела Ваш ответ, потом еще сомневалась, продолжить ли диалог. И все-таки решилась добавить свою реплику.
Да, мой пост был написан очень импульсивно. Конечно, я не права. И я разным языком говорю с детьми и взрослыми, даже с детьми-восьмиклассниками и детьми-одиннадцатиклассниками. И, конечно, язык во все времена являлся показателем культуры.
Откуда "импульс"? Я думаю, Вы поняли. Во-первых, попытка оправдать непричесанную речь не-гуманитария, не очень комфортно чувствующего себя среди специалистов. Во-вторых, если идея словаря "новых слов" пройдет, мне придется признать, что, читая Ваши работы, знакомясь с предложенными источниками, я достаточно часто заглядываю в словарь. Согласитесь, непростое признание.
Так что я, видимо, погорячилась, простите.
Дорогу осилит идущий!
Признание ошибки - тоже индикатор культуры
Е.А., в Вебинаре 1302 мы уточняем свои представления о личной культуре, её "индикаторах". Вы мне - об одном индикаторе, я Вам - о другом, но не "вместо", а "вместе".
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: М01-4. Формируем тестовую базу по вопросам личной культуры
Перефразируя (К. Симонов) "Образованный человек тем и отличается от необразованного, что он считает свое образование незавершенным", можно сказать, что и культурный человек признает свою культуру незавершенной. И стремится ее развивать в контексте жизни.
В плане знания истории, литературы, искусства, науки, языков и т.п. В плане развития толерантности, культуры диалога и разрешения конфликтов, общения в обычном понимании, воспитания своих и чужих детей и ......
Образцом личности высокой культуры для меня служили П.Л. Капица и Роберт Рождественский, служит Даниил Гранин, Карл Саган, ВВ (признаюсь).
При всем уважении к М.Е. Швыдкову этолоном его не выбрал бы. Но это мое мнение, могут быть и альтернативные.
Что касается ИКЛ, то это тема следующего модуля. Здесь можно посмотреть требования профстандарта, прежде всего: что ожидает общество (сообщество) от педагога с высокой ИКЛ.
Вячеслав