|
Малокомплектные сельские школы - плацдарм сетевого образования через всю жизнь
|
|
|
|
|
Submitted by Владимир Владимирович Анненков on Sat, 05/02/2011 - 13:09 |
Инициировать обсуждение саморазвития педагогов и учащихся малокомплектных сельских школ в сетевом сотрудничестве
(вне плана недельных модулей ПоСПеСС, но с надеждой на включение в план)
меня заставили несколько обстоятельств, в том числе:
- участие в нашем сообществе сельских учителей;
- некоторый (очень маленький ) опыт обсуждения проблем малокомплектных сельских школ;
- как географ убеждён в необходимости сохранения сельских школ как культурных центров сельской жизни, соответственно, в актуальности очно-дистанционных форм организации образовательного процесса в сельских местностях и по школьным программам, и по программам непрерывного развития педагогов.
поиск на "малокомплектные школы" в Открытом Классе дал более сотни ссылок (включая форумы "Сельская малокомплектная школа - есть ли способ выжить?", малокомплектная школа,
проблемы малокомплектных школ...). Кроме того, архив на моём компьютере помог вспомнить переписку с Еленой Викторовной Тимаковой из Владимирской обл., "болеющей" за малокомплектные сельские школы. В октябре 2009 г. Тогда писал: " Трудная задача - найти среди учителей малокомплектных школ с разновозрастными классами (знающих проблему "изнутри") энтузиаста, владеющего ИКТ, который взялся бы в "Открытом классе" за создание регионального, скажем во Владимирской области, сетевого сообщества "Учим в сельской малокомплектной школе". Со временем это сообщество-движение перерастет во всероссийское.".
Пока подобного сообщества в ОК не обнаружил. Возможно, усилиями нашего сообщества и родственного сообщества "Право имеет каждый!" удастся создать такое сообщество.
|
» Размещено в сообществах:
|
|
|
|
|
|
|
|
На: Малокомплектные сельские школы - плацдарм сетевого образован
Сергей Эдуардович, высказанное вами предложение очень заманчивое. Это идеальный способ освоения и овладения ИКТ. А от кого зависит воплощение этой идеи в жизнь, как Вы считаете?
Сотрудничество специалистов ИКТ и педагогов на порталах
Татьяна Васильевна, не находите ли, что наш Открытый Класс и есть такой портал? Только педагоги в нём нацелены на освоение ИКТ. Посмотрите "Составление терминологического минимума" Педагоги учат техническую терминологию (что, конечно, тоже нужно) и забывают (или не вспоминают?) о дидактической стороне внедрения ЭОР в школу.
В нашем сообществе ИКТ - инструмент, а не цель саморазвития педагога. С.Э. консультирует нас в ИКТ инструментарии, но пишет: "Стандарты, управления образования ит.п. ставят перед педагогами не свойственные им задачи - овладения инструментальными навыками использования ИКТ. Вместо этого следовало бы перенести акцент на дидактические, методические и даже методологические навыки..." В нашем сообществе стремимся к правильному балансу дидактических и инструментальных задач в информатизации образовательного процесса
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: Сотрудничество специалистов ИКТ и педагогов на порталах
В нашем сообществе ИКТ - инструмент, а не цель саморазвития педагога. С.Э. консультирует нас в ИКТ инструментарии...
Я не согласна, Владимир Владимирович. Ведь чтобы разобраться в том, в чем нас консультирует С.Э. и мне придется поднапрячься, не говоря уже об остальных коллегах. Да, в нашем сообществе цель - саморазвитие, но, чтобы применить любой инструмент нужно не только, как минимум, прочесть инструкцию по эксплуатации, но и понять её, чтобы пользоваться инструментом правильно! А если при этом инструкция на, ну скажем, французском? Или и вовсе на китайском? (ведь практически так отозвались коллеги). Я ничуть не хочу обидеть ни Сергея Эдуардовича, ни Александра Юрьевича (ни других сообщников)! Они молодцы, помогают нам показывают новые инструментарии, но, поймите, пожалуйста, и нас, кому нужно обяснить о них чуть более доходчиво.
"Стандарты, управления образования и т.п. ставят перед педагогами не свойственные им задачи - овладения инструментальными навыками использования ИКТ. Вместо этого следовало бы перенести акцент на дидактические, методические и даже методологические навыки..."
А по этому поводу, не могу определиться и принять чью либо сторону: и С.Э. прав (и я о том же писала), и считаю, что владение ИКТ (ну хотя бы на уровне текстовых редакторов) в наше время тоже необходимо. И здесь как раз и собрались те, кто это понимает!
От ИКТ к информационной культуре учителя.
По-существу, Любовь Николаевна, у нас противоречия нет. Просто мы рассматриваем ИКТ в разных контекстах: Вы - основываясь на опыте учителя информатики, я - в контексте "информационной культуры личности" (ИКЛ), в которой ИКТ относится к ступени общей информационной грамотности, но, помимо неё, есть ещё ступени "профессиональных информационных компетентностей" и "информационного мировоззрения" (подробнее - в статье)
Мои представления о формировании информационной культуры учителя заложены в план понедельных модулей, в частности, тех, что разбираем на этой неделе (базы знаний на ПК) и на следующей (вебпортфолио). Конечно, они далеко не исчерпывают содержание ИКЛ, но дают некоторый прирост компетентностей, не входящих в программы информатизации, изучаемые в ОК.
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: От ИКТ к информационной культуре учителя.
Коллеги!
Окиув взолром всю переписку я сам себе не понравился - выгляжу ретроградом. Поверьте, я не против повышения квалификаци педагогов в освоении ИТ, совсем наоборот. Но я считаю, что информационно-коммуникативное окружение педагога и учебного заведения должна быть максимально простой и удобной. Совсем не нужно знать что такое электронный газ, что бы пользоваться бытовыми электроприборами. В свое время я много сил потратил на безуспешные попытки развернуть локальную сеть в школе и создать информационную систему школы. На данный момент мои выводы следующие.
1. Повышение ИКТ квалификации до уровня компетентного пользователя -да.
2. Разработка электронных ресурсов с использованием различных сервисов -аналогично.
И много еще других вещей связанных с ИТ.
Но вопрос - как может малокомплектная сельская школа развернуть сервер в Интернете и поддерживать на нем функционирование информационной системы школы. Я думаю, что это должно быть сообщество подобнгое нашему, но с несколько другими целями. Картина из светлого настоящего - группа инициаторов арендует качественный хостинг и устраивает на нем корпоративный портал со всеми его возможностями. Только пользователями портала, имеющими свои личные профили и кабинены становятся учебшые заведения - т е самые малобюджетные школы. Выгода очевидна - администрирование портала и решение всех ИТ задач осуществляет группа специалистов, дидактические и методические задачи - педагоги. Причем могут существовать как отдельные независимые сайты школ, так и их объединения, творческие коллектиы и т.п. Практически как в ОК, но такой портал должен РЕАЛЬНО быть инструментом учебной деятельности -ресурсом для школьников, блоги классов, раздача заданий и получение ответов через сеть. С технологической точки зрения здесь проблем нет, да и материально это не страшные затраты.
Картина реального дня. Школа получает диск со свободным ПО, пусть это будет любой, распространяемый сегодня по программе Минобоа. И информатики, энтузиасты, подкованные ученики и их папы начинают "делать в школе сайт". Как это происходит все наверное представляют. Зная внутренне содержание одного из таких дистрибутивов - я писал книгу по использованию системы Plone в школе, которая является главной частью одного из таких дистрибутивов, могу с полной ответственностью заявить - просто не будет.
Примерно так. Может во мне еще звучит ностальгическая мелодия по нереализованным в свое время проектам , но это мое мнение.
Спасибо.
На: От ИКТ к информационной культуре учителя.
...как может малокомплектная сельская школа развернуть сервер в Интернете и поддерживать на нем функционирование информационной системы школы. Я думаю, что это должно быть сообщество подобнгое нашему, но с несколько другими целями. Картина из светлого настоящего - группа инициаторов арендует качественный хостинг и устраивает на нем корпоративный портал со всеми его возможностями. Только пользователями портала, имеющими свои личные профили и кабинены становятся учебшые заведения - т е самые малобюджетные школы. Выгода очевидна - администрирование портала и решение всех ИТ задач осуществляет группа специалистов, дидактические и методические задачи - педагоги. Причем могут существовать как отдельные независимые сайты школ, так и их объединения, творческие коллектиы и т.п. Практически как в ОК, но такой портал должен РЕАЛЬНО быть инструментом учебной деятельности -ресурсом для школьников, блоги классов, раздача заданий и получение ответов через сеть. С технологической точки зрения здесь проблем нет, да и материально это не страшные затраты.
Сергей Эдуардович! Со словами, которые я выделила из Вашего текста, лично я полностью согласна! Малокомплектные школы имеют другую специфику работы, поэтому и внимание и отношение к ним неоходимо другое. Нельзя всех "стричь под одну гребенку"...
Крышковец Людмила Павловна
На: От ИКТ к информационной культуре учителя.
Людмила Павловна, а как обстоят дела в деревне с И-нетом? Я знаю, в наших деревнях И-нет работает ужа-а-асно. Уж какая там глобальная сеть...
На: От ИКТ к информационной культуре учителя.
Надежда Владимировна! С Интернетом в селе дела обстоят неважно. В школе подключен один компьютер, да и то к нему подойти нельзя, потому что он постоянно занят. С введением электронных журналов, учителя вносят данные . А к к обеду он вообще начинает "зависать" от большой загруженности. О локальной сети можно только мечтать.
Дома имеют Интернет считанные семьи, да и то очень медленное соединение и плохая связь. У меня дома более совершенное соединение и неплохая скорость, потому что с направленной антенной.
Крышковец Людмила Павловна
На: От ИКТ к информационной культуре учителя.
Тогда возникает вопрос, а кто смотрит электронный дневник,если в селе не так много компьютеров и плохой Интернет?
На: От ИКТ к информационной культуре учителя.
Елена Александровна! Этот вопрос мы тоже задали одним из первых. Это, как видно, нужно нашим чиновникам от образования. Им необходимо отчитаться, что район полностью включился в работу по электронному мониторингу. Вот и ответ . А то что мы сидим и тратим свое время и деньги (за интернет) никого не волнует.
Крышковец Людмила Павловна
К локальным сетям малокомплектных школ
Спасибо, Сергей Эдуардович, за предложение объединять малокомплектные школы в локальные сети для организации сетевого учебного процесса. Если поискать такие проекты на просторах России, вероятно, найдутся. А вот с самого начала строить локальную сеть на свободном программном обеспечении и поддержке сетевых сообществ вроде нашего...
Поддержав такую инициативу, органы местного самоуправления запускают одновременно несколько инноваций в духе Нашей Новой Школы.
Интересно, обратит ли на это предложение внимание кто-то из НФПК, поддерживающего Открытый Класс? Ведь все "комментарии к материалам сайта" можно регулярно отслеживать в особой ленте рубрики "Ресурсы сайта"
Всего доброго! vann1936 (для друзей ВВ)
На: От ИКТ к информационной культуре учителя.
На: педагоги учат техническую терминологию
В.В., мы её и учим для того, чтобы лучше понимать то, что делаем: Как мы будем создавать ЭОР, не зная, что это есть. А уж ЭОРы нам нужны в практике, и не всегда можно найт то, что нужно, в сети. По крайней мере даже, казалось бы, самый совершенный ресурс каждый учитель дорабатывает "под себя", исходя из цели его использования.
На: Малокомплектные сельские школы - плацдарм сетевого образован
Проблема использования ИКТ актуальна как для сельских, так и для многих городских школ. Примером может служить ветка "зачес нужен школьный сайт" на завуч.ру. Стандарты, управления образования ит.п. ставят перед педагогами не свойственные им задачи - овладения инструментальными навыками использования ИКТ. Вместо этого следовало бы перенести акцент на дидактические, методические и даже методологические навыки, предоставив сервисы, программы, которые оставляли бы педагога в его предметной области. Одним из решений я вижу организацию порталов, совместно используемых разными педагогами, группами, школами. ИКТ часть обеспечивают ИТ-специалисты, а контентную, дидактическую и методическую - сообщества педагогов. Другими словами - нужны педагогические хостинги - "песочницы" в которых педагоги получат нужные умения в процессе непосредственной работы и в определенный момент примут решение создать сайт школы, кафедры, проекта. Пока упор делается на обеспечение компьютерами, широкополостным интернетом, курсам повышения квалификации. Но это необходимое условие, но не достаточное.
На: Малокомплектные сельские школы - плацдарм сетевого образован
Одним из решений я вижу организацию порталов, совместно используемых разными педагогами, группами, школами. ИКТ часть обеспечивают ИТ-специалисты, а контентную, дидактическую и методическую - сообщества педагогов.
А я полностью согласна с Сергеем Эдуардовичем!
Когда я работала в школе г.Воронежа, еще только начинающим, молодым специалистом, мне очень приятно было помогать осваивать компьютерную грамотность коллегам. Часто мы с учителями-предметниками, работая над каким-либо уроком или ЦОРом, увлекались процессом: предметник говорил Что хочет видеть, а я решала Как это лучше сделать. Такие сотрудничества были очень плодотворны. Именно там заложилась моя твердая убежденность о необходимости интегрирования предметов при обучении детей.
На: Малокомплектные сельские школы - плацдарм сетевого образован
Малокомплектные школы - это боль нашего российского образования. Нехватка учителей, осуществляющих учебный процесс в подобных школах, должна заставить чиновников задуматься над серьёзным решением этой проблемы, а учителя, работающие в них должны получить всяческую поддержку , помощь. Работа в сетевых сообществах , конечно, могла бы помочь, но вот один из главных моментов: специалистов, владеющих компьютером , на селе слишком мало (если они вообще есть), а директор школы, являясь материально-ответственным, держит порой полученную технику "под замком" из-за отсутствия специалистов .. Это ещё один из моментов "нашей мотивации" по освоению ИКТ, на которые я многократно ссылалась. www.openclass.ru/comment/281169. Какой-то замкнутый круг.
На: Малокомплектные сельские школы - плацдарм сетевого образован
Добрый вечер, Владимир Владимирович! Большое спасибо, что затронули тему сельских малокомплектных школ. Я уже не раз обращалась на страницах ОК к проблемам сельской школы. www.openclass.ru/stories/112044 www.openclass.ru/stories/112410 www.openclass.ru/news/199141 Но, наверное, сельских учителей среди пользователей ОК совсем немного...
Крышковец Людмила Павловна
На: Малокомплектные сельские школы - плацдарм сетевого образован
В ОК есть сообщество, созданное Валентиной Дмитриевной Масловой, которое касается проблем сельской школы. www.openclass.ru/communities/6213 На страницах этого сообщества я разместила много интересных материалов: конспекты занятий в разновозрастных группах, программы летнего оздоровительного лагеря.
Крышковец Людмила Павловна
На: Малокомплектные сельские школы - плацдарм сетевого образован
8 декабря 2010 года в городе Владимире состоялась Межрегиональная конференция "Разновозрастное обучение: новый взгляд на организацию образовательного процесса в малочисленной школе". Я также принимала участие в этой конференции и выступила с докладом "Формы систематизации учебно-методического материала учителя (электронный портфолио)". Мое сообщение об этой конференции здесь.
Крышковец Людмила Павловна
На: Малокомплектные сельские школы - плацдарм сетевого образован
ВВ, а наше сообщество-партнер "Право имеет каждый!" выступает посредником между школой Людмилы Павловны, реструктуризация которой в плане чиновников от образования и недавно созданным межрегиональным профсоюзом работников образования "Учитель" , в учредительной конференции которого я участвовала. Коллектив школы консультирует со-председатель профсоюза Андрей Демидов ( Москва),основные предложения содержатся в материале "Горячая линия борьбы учителей за свои права"