WikiWall, ImageChef, You Tube, "Свидетель", Slide Share, Calameo, Анкетер
Предварительная работа:
Просмотр фильма Р. Быкова "Чучело".
Анкетирование учащихся по вопросам межличностного взаимодействия в классе (цель:выявить представления учащихся о своем классе, возможных проблемах взаимодействия с одноклассниками, а также определить актуальность и целесообразность проведения коррекции в данном классе).По результатам анкетирования, наличие таких проблем, как: отверженность, игнорирование подростков сверстниками, конфликтность класса, разрозненность послужит сигналом педагогу к проведению представленного мероприятия.
Технологическая карта занятия:
№
Этап занятия, его содержание
Задачи этапа
Ожидаемые результаты
Время
I этап. Начало занятия (4 минуты)
1.
Введение учащихся в аудиторию, в которой на экране выведен эпиграф к занятию
Концентрация внимания учащихся за счет активизации зрительного восприятия
Эмоциональный настрой на занятие. Быстрая включенность в деятельность
2 мин
2.
Чтение стихотворения Б.Слуцкого "Величие души"
Стимуляция интереса учащихся и обеспечение принятия ими цели деятельности
Мотивационная готовность к занятию. Понимание актуальности обсуждаемой темы.
2 мин
II . Основной этап. Коррекционная часть занятия (42-50 минут)
1.
Презентация "Фильм о фильме" с комментариями учителя
Просмотр видеоролика из фильма Р.Быкова "Чучело"
Введение учащихся в сюжетную ситуацию, понимание ее неадекватности, а также "вклад" каждого героя в организацию проблемных отношений в классе
Понимание подростками сути проблемы, особенностей поведения каждого их героев по отношению к новой однокласснице и друг к другу
15-18 мин
2.
Упражнение "Портрет героя фильма" :
Деление учащихся на 6 групп
Работа в мини-группах: составление портрета героя по схеме
Выступление с результатами
Обсуждение, добавление характеристик
Установление осознанности материала, выявление неверных представлений и их коррекция
Обучение приемам анализа личности и ее деятельности: в частности, учим анализировать черты характера и негативные поведенческие реакции, как окружающих, так и свои
Актуализация знаний детей о возможных способах решения конфликтных ситуаций
Самостоятельное выполнение задания; активная и продуктивная деятельность, требующая применения знаний в знакомой и изменённой ситуации;
Видение подростками ошибок каждого героя в отношении преследуемой одноклассницы и определение правильных форм отношения к другому человеку с помощью выделенных самими детьми СОВЕТОВ ГЕРОЯМ.
Формирование эмпатии (данное упражнение воздействует на эмоции подростков и помогает им глубже понять,а соответственно, и проанализировать поведение другого и исправить его ошибки.
Это все служит определенными мерами психологической реабилитации игнорируемых и отверженных детей в классе.
10 мин
3
Двигательная разминка.
Упражнение "Однажды в автобусе"
Cнятие напряжения, эмоциональных зажимов, повышение групповой динамики.
Сброс накопившейся усталости.
Разрядка негативных эмоций.
Коллективное взаимодействие учащихся
2-3 мин.
4.
Методика "Правила общения в классе".
Мини-беседа, на выявление проблем класса и подведения учащихся к выводу о целесообразности применения правил
- расшифровка правил общения в предложенной мозаике из слов
-вывод варианта ответа на страницу вики - газеты "Мы вместе!"
-предложение учащимися своих правил общения в классе
-инструктаж учителя по основным правилам работы с сервисом WikiWall
- творческая работа над созданием совместной вики-газеты
Уточнение наличия проблем взаимодействия в классе, осознание их подростками и активизация понимания учащимися необходимости общаться, соблюдая определенные правила.
Закрепление у учащихся желания общаться в классе по другому сценарию, отличному от рассмотренного на занятии сценария произведения "Чучело"
Профилактика нарушений общения
Коррекция взаимоотношений школьников.
Выработка подростками собственных правил регуляции взаимодействия в классе.
Понимание учащимися принципов и приемов саморегуляции и сотрудничества.
Устранение барьеров в общении.
Сплоченность учащихся в групповой работе
10-14 мин.
5.
Изготовление символа - поддержки "Сердечко"
Вывод на экран инструкционной карты
Изготовление сувенира"Сердечко" в технике оригами
Добавление к сувениру подписей в виде комплимента, пожелания....
Актуализация стремления учащегося позитивно относиться к сверстнику
Закрепление положительного отношения к одноклассникам.
Стимуляция нравственнох качеств-толерантности(желания быть терпимее, добрее), эмпатии (уметь представить ощущения другого человека от совершенного тобой положительного поступка)
Упражнение на рефлексию: "Сегодня на занятии я...."
Создание атмосферы доверия и понимания в группе
Рефлексия своего отношения к результатам занятия
Развитие навыков саморефлексии и самооценки.
Анализ внутреннего состояния и отношения подростка к проведенному мероприятию
5-6 мин
2.
Окончание занятия.
Представление на экране коллективной работы на WikiWall.
Вручение друг другу сувениров "Сердечко"
Активизация позитивных эмоций.
Закрепление желания активно общаться со сверстниками в новой, оптимальной форме.
Эмоциональная раскрепощенность учащихся, положительные эмоции от процесса дарения и принятия одноклассником подарка.
Создание атмосферы дружелюбия и открытого взаимодействия
нет временного ограничения
Примечание: Максимальное время занятия- 60 минут.
План-конспект занятия:
Ход занятия:
I. Начало занятия.Эмоциональный и мотивационный настрой на предстоящую деятельность.
1. Педагог вводит учащихся в аудиторию, где на экране размещен Поэтический калейдоскоп "Эпиграф" (отрывок из стихотворения Бориса Слуцкого)
2. Педагог предлагает подросткам прослушать стихотворение Б. Слуцкого "Величие души" полностью:
А как у вас с величием души?
Все остальное, кажется, в порядке,
но, не играя поддавки и прятки,
скажите, как с величием души?
Я знаю, это нелегко, непросто.
Ответить легче, чем осуществить.
Железные канаты проще вить.
Но как там в отношеньи благородства?
А как там с доблестью, геройством,
славой?
А как там внутренний лучится свет?
Умен ли сильный,
угнетен ли слабый?
Прошу ответ.
Сегодня мы поговорим, подумаем с Вами о каждом из нас, о нашем поведении, отношении друг к другу, и попробуем ответить- А КАК У НАС С ВЕЛИЧИЕМ ДУШИ? Мне хотелось бы начать разговор с беседы о фильме "Чучело", недавно просмотренном вами.Для этого давайте вспомним сам фильм и его главных героев.
II.Основной этап. Коррекционная часть занятия.
1.Презентация "Фильм о фильме"Чучело" , включающая в себя краткое описание сюжета фильма и акцент на характеристику героев, их поведение.
Презентация завершается показом видеоролика - отрывка из фильма, в котором четко прослеживается характерные черты всех участников. Кроме того, представляемый отрывок позволит подростком увидеть со стороны и несколько даже прочувствовать "момент травли", осознать, насколько это тяжело противостоять одному против всего класса.
Примечание: Очень важно в этой части занятия не проводить никаких заключительных бесед-обсуждений всего происходящего в фильме, с учащимися. Потому как данный этап носит исключительно ознакомительный характер и подготавливает подростков к следующему этапу-обсуждению, то есть к рефлексии увиденного в презентации и видеоролике.
2.Упражнение в мини-группах"Портрет героя фильма"
Подростки делятся (по желанию) на группы (по количеству рассматриваемых героев - групп 6). Каждой из групп дается задание по составлению "портрета" того или иного героя фильма (предлагает педагог). Портрет составляется по следующей схеме:
После составления портрета-характеристики, каждая группа выносит свой портрет на обсуждение в классе. Созданный портрет корректируется, дополняется участниками других групп.
Примечание: В данном задании дети составляют портретные характеристики 6 персонажей: Железной Кнопки, Васильева, Лохматого, Вальки, Димы Сомова, Шмаковой. Очень важно не делать явного акцента на главной героине. Образ Лены Бессольцевой рассматривается в моменты обсуждения отношения к ней каждого из перечисленных персонажей. Это делается с целью предупреждения негативных чувств и избегания психологически некомфортных ситуаций для отвергаемого подростка, присутствующего на занятии.
Ценность представленного упражнения в том, что в процессе его выполнения дети через примеры поступков и поведения персонажей фильма "ЧУЧЕЛО" учатся анализировать поведение своих одноклассников, свое поведение, а также видят негативную оценку одноклассниками таких проявлений. Таким образом, рассматриваемое задание выстроено по принципу "параллельного действия" А.С.Макаренко. В его основе - воздействие на школьника не непосредственно, а опосредованно, через первичный коллектив.
Также в предыдущих 2х упражнениях происходит обучение игнорируемых и отвергаемых детей адекватному поведению в среде сверстников. Это происходит непосредственно через понимание ошибок собственного поведения (заискивания, терпение издевок, насмешек сверстников) и вырабатываемые самими детьми советами для героини Л.Бессольцевой.
3.Двигательная разминка
Упражнение: "Однажды в автобусе". Цель: снятие напряжения, эмоциональных зажимов, повышение групповой динамики. Ведущий делит участников на 2 группы и просит стать их в два круга, лицом друг к другу, образуя внешний и внутренний круги.
"Внутренний круг - это "билетики", а наружный - "пассажиры". Каждый пассажир имеет только свой билетик, стоящий напротив него. В центре стоит "заяц" - безбилетник". По команде "поехали" круги начинают вращаться в противоположные стороны. По команде "Контролер!" пассажиры начинают искать свои билетики, а "заяц" имеет право поймать любой "билетик". Пассажир, оставшийся без билетика, становится "зайцем".
4.Методика"Правила общения в нашем классе"
Педагог зачитывает учащимся фразу одной из героинь фильма: "Мы детки из клетки, вот кто мы! Нас в зверинце, за деньги показывать надо!" .Подводим детей к пониманию того, что классы, в которых такое происходит, на самом деле напоминают зверинец, и они все одинаковы по своему содержанию: в каждом из них есть зачинщики травли, прилипалы, шуты, преследователи, равнодушные, изгои..
Подросткам задается вопрос: "Что же нужно сделать, чтобы класс не превратился в такой "зверинец" и чтобы после окончания школы , став взрослым человеком, ни одному из вас не было бы стыдно смотреть в глаза своим одноклассникам?". Учащимися даются ответы, педагог обобщает: "Чтобы класс был вашей опорой, защитой,нужно научиться правильно общаться друг с другом. А сделать это можно будет с помощью вами же составленных "Правил КЛАССного общения". Далее учащимся (можно по группам- у каждой группы свой компьютер) предоставляются готовые, но зашифрованные, например, ПРАВИЛАУСПЕШНОГООБЩЕНИЯДРУГ с ДРУГОМ в КЛАССЕ:
Запрещается оскорбление и унижение другого человека!
Обращайся к другому по имени. Никогда не используй кличек!
Не пытайся переделывать другого. Позволь ему быть самим собой!
Поставь себя на место другого и пойми его точку зрения!
Не критикуй другого при всех. Выскажи ему свое мнение наедине
Будь доброжелателен, приветлив.
Улыбайся и проявляй искренний интерес к другому!
Учащиеся разгадывают зашифрованное в каждой картинке-мозаике слов правило и записывают его в вики-газете, т.е создают WikiWall. По окончанию работы учащимся предлагается дополнить полученный список своими правилами.
Примечание:
Эта методика предоставляет возможность подросткам работать совместно, что повышает их групповую сплоченность и сотрудничество.
Для отвергаемых и игнорируемых детей польза данного задания в получении нового, положительного опыта взаимодействия с одноклассниками.
5. Изготовление символа - поддержки "Сердечко"
Педагог предлагает учащимся изготовить маленький подарочек - бумажное сердечко соседу по парте. На экран выводится схема изготовления сердечка-оригами.
Примечание:педагог предлагает учащимся добавить к сувениру надпись с комплиментом или пожеланием однокласснику. Предложение не является обязательным для выполнения и его результаты (добавление или НЕ добавление надписи) служат своеобразным показателем отношения учащегося к одноклассникам.
III.Окончание занятия. Итоги.
1. Упражнение на рефлексию: "Сегодня на занятии я...."
Учащиеся высказывают свое мнение о занятии, свое отношение к происходившему, акцентирует свое внимание на наиболее понравившихся моментах и анализирует свое эмоциональное состояниепосле проведенного мероприятия.
Педагог благодарит подростков за активность на занятии, за выражение своих мыслей, высказывание своей точки зрения, понимание проблемы и желание ее изменить. В этот момент педагог выводит на экран коллективную работу WikiWall с правилами общения. Пример:
Примечание: заключительная часть занятия позволяет закрепить положительное отношение детей друг к другу и повысить самооценку игнорируемых и отверженныхподростков.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ЗАНЯТИЮ:
Выполняя конкурсную работу, мы не раз сталкивались с серьезной зависимостью от работы интернета. Так, неоднократно получалось, что мы не могли продолжить свою деятельность по причине отсутствия или некорректной работы интернет-соединения. В связи с этим, нами было принято решение продублировать все использованные сервисы в форме материалов, хранящихся на компьютере, и доступных педагогу в любой момент, независимо от наличия/ отсутствия интернета. Вариант же выполнения WikiWall мы видим в создании классной газеты на ватмане.
Дубликаты заданий занятия размещаем в приложениях(по техническим причинам не удается прикрепить файлы к занятию, поэтому пока добавляем их в комментарии). При первой же возможности мы прикрепим этот материал к конспекту занятия.
Размещено Wed, 14/09/2011 - 16:11 пользователем Мария Николаевна Сонина.
Уважаемые коллеги, спасибо за ресурс! Нам, педагогам, нередко не хватает поддержки психолога в обучении и воспитании детей, поэтому здорово, что вы создали ресурс, которым может воспользоваться для проведения занятия и классный руководитель. Потому, первое достоинство ресурса, которое я бы хотела отметить - это простота изложения и доступность - и для НЕпсихологов тоже В восторге от технологической карты - всегда восхищаюсь людьми, которые изначально могут четко спланировать и все этапы занятия, и - главное - сделать его детальный хронометраж (у меня у самой со временем тяжелые отношения). Понравилось и разнообразное и уместное применение сервисов на уроке. Замечательная изюминка - сердечко: просто, красиво, эффективно! Отличная идея использования сервиса "Мозаика из слов" для составления правил общения: с одной стороны правила заранее подготовлены учителем, с другой - ученикам ведь необходимо сформулировать их! То есть, с одной стороны - ощущение у детей сопричастности к происходящему, да и выполнять правила, составленные самими, намного приятнее. Но с другой - задложив в "мозаику" готовые предложения, учитель направляет учащихся, формирует ценности.
Теперь о другом. Некоторое сомнение вызывает использование фильма "Чучело". Фильм очень сильный, но - в нашем восприятии, с точки зрения моего детства. Я, разумеется, могу ошибаться, но я постоянно стою перед вопросом: ну, как залезть в головы к нынешним подросткам, старшеклассникам, с их "клиповым" мышлением, что их способно тронуть...Вот и сейчас в раздумьях: зацепит - не зацепит?
И - небольшое пожелание по оформлению. Ссылки всегда аккуратнее смотрятся в опубликованном ресурсе, если на них накладывать текст-название ресурса.
Размещено Wed, 14/09/2011 - 23:06 пользователем Елена Юрьевна Лось.
Спасибо, Мария Николаевна, за внимательный просмотр и анализ нашей работы. Мы действительно старались выполнить свое занятие максимально удобным для работы "любых" педагогов...
Коллективная работа, наверное, и хороша тем, что делая занятие "для себя", приходится думать "о других"...
Сначала каждый думает: "А удобно ли это будет моим коллегам по мини-группе? (ведь мы собрались такие разные, и предметы, и деятельность в школе, и образование)
Потом постепенно думаешь уже более масштабно: уже хочется не просто показать свои умения, всех удивить и поделится опытом, а сделать, действительно, что-то реально полезное... В наше переломное время учителю порой некогда продумывать занятие до мелочей, а тут чувствуешь себя просто обязанным все предусмотреть: "А как сделать проще (но не в ущерб)... А вдруг у кого-то что-то не сработает?..."
Ну и, конечно, главные эксперты будут наши дети... Все ведь для них любимых... И воспитываем мы их, пока они нам не безразличны...
Мария Николаевна, спасибо Вам за широту и обстоятельность Вашего комментария. Очень мне понравились Ваши слова:"для НЕпсихологов тоже"! Потому как, составляя занятие,мы старались максимально адаптировать его к возможности использования (в полном или фрагментарном виде) не только психологом и социальным педагогом, но и классным руководителем, и библиотекарем и учителем литературы..Видя такие моменты в отзывах своих коллег, мне думается, мы этой задачи достигли!
Теперь о фильме..Согласна с Вами. Достучаться до наших "деток" порой очень сложно. Ваши сомнения были присущи и нам- мы долго думали, КАК сделать разговор о фильме "Чучело" актуальным и "трогающим" детей? В итоге было решено применить следующую тактику: заменить стандартную беседу педагога с учащимися по фильму на самостоятельную деятельность учащихся, определение ими выводов, решений, рекомендаций. Этот тактический прием основан на понимании психологических особенностей подростков, которым в этом возрасте очень важно иметь возможность высказать точку зрения,самостоятельно принять решение, самовыразиться и занять свою"нишу" в классе. А вот позитивность этого самовыражения и правильность выбранной"ниши" во многом зависит от правильно заданного педагогом направления, что мы и планируем реализовать в занятии.
Работа по произведению "Чучело" хоть и не является основной частью занятия, но, безусловно, очень важна- это некий эмоциональный "разогрев" и активизация личностной позиции учащихся. Если этот этап нам удастся- то за ним автоматически пройдут "на ура" и все последующие части нашего мероприятия (мы потом "отчитаемся" и доработаем погрешности, если таковые покажутся)
Про ссылочки мы тоже учтем, согласна, в рекомендованном Вами виде они будут посимпатичнее
Спасибо, Мария Николаевна, за комментарий и наличие конструктивной критики и вопроса.
Комментарий был изменен с момента создания (ksana 77, Wed, 14/09/2011 - 17:09).
Размещено Wed, 14/09/2011 - 21:56 пользователем Надежда Владимировна Кучмина.
Уважаемые коллеги, позвольте с вами не согласиться насчёт "Достучаться до наших "деток" порой очень сложно". Не так уж и сложно до них достучаться. Они совершенно такие же, как и мы 30 лет назад. Хорошие, добрые, бывают вредненькие (А мы не вредные?! иногда). Не такие уж они бесчувственные. Да, бывают жестокими. Опять же от непонимания жестоки. И наша задача - объяснить им то, чего они не понимают: попросить представить себя на месте отверженного.
"Фильм очень сильный, но - в нашем восприятии, с точки зрения моего детства." А я, пожалуй, придерживаюсь точки зрекния Булгакова (или Воланда, в чьи уста он вложил свою мысль), что не сильно-то изменился человек за последнюю тысячу лет (а тем более лет 20-30)!
А посему считаю использование фильма "Чучело" вполне оправданным.
Вашу разработку обязательно использую, в следующем году (пока малы: действительно, не поймут многого - 5 класс). Вам - удачи!
Размещено чт, 15/09/2011 - 13:59 пользователем Мария Николаевна Сонина.
Надежда Владимировна, я совсем не имела в виду, сравнивая нынешнее поколение учеников с предыдущими, категории сравнения: лучше-хуже, больше-меньше. Я глубоко убеждена в том, что новое качество жизни, новые универсалии, огромное количество информации и ее быстрое устаревание приводят к изменению способа восприятия информации школьниками. Говоря о "клиповом" мышлении, я имела в виду, к примеру, трудности формирования мыслительных алгоритмов (хорошо помню, что едва ли не с начальной школы (ну, или с начала средней) я знала-умела "как составить план", "как дать характеристику историческому событию (деятелю)" и т.п. Это как-то легко усваивалось и отлично воспроизводилось. Сейчас - нет! У нас по обществознанию работа с тем же планом есть и в ГиА и в ЕГЭ, Вы не представляете, какие работы приходится проверять! Вот, к примеру, фрагмент экзаменационной работы 11-классника этого года (выбрала пример, на тему, максимально приближенную к теме занятия). Необходимо составить сложный план ответа на вопрос "Социальный конфликт и способы его преодоления" (минимум три пунка, минимум два пункта - в формате сложного плана)
1) Социальный конфликт - определение.
2) Способы его преодоления:
а) способ 1;
б) способ 2;
в) способ 3.
3) Личное мое мнение:
а) вывод;
б) заключение.
Как Вам план? Можно ли на основании его оценить глубину знаний учениика по теме? Есть даже термин такой - "кризис человека". Под ним подразумевают неспособность человека в условиях огромных информационных потоков грамотно отбирать, классифицировать, оценивать информацию.
При таком подходе происходит размытие границ значимых-незначимых смыслов. Именно это я и имела в виду, высказывая свои сомнения. Достучаться - да, можно! Но не всегда при этом работают традиционные способы передачи информации - раз, и не факт, что то, что цепляет нас, зацепит их - два. Кстати, освоенные нами сервисы Веб2.0 - отличное в этом подспорье: нше интернет-поколение учеников с удивлением взирает на то, что учитель может делать что-то, неведомое ему. Мне тут на днях 10-класники сказали (сразу несколько человек, в разных формулировках, но смысл один): "мы думали, что знаем много о работе в интернете, оказалось - не знаем ничего", и их это задевает! Вт Вам и познавательный интерес.
То есть, дело-то ведь не в самом фильме "Чучело" (если говорить применительно о занятии), а о проблеме в целом.
Здравствуйте, Мария Николаевна! Очень приятно, что Вас так заинтересовало наше занятие. Согласна с Вами в том, что у нынешнего молодого поколения представления "добро" и "зло" значительно отличаются от нашего представления. Но может ли быть иначе? Жизнь-то изменилась. Да и извечный конфликт 2отцов и детей" пока ещё никому не далось разррешить.Но сострадание в глубине души осталось в детях, только мы, взрослые, своим формальным отношением стараемся задушить его: в школе главное - качество знаний и не важно, каким способом его добьёмся. Поэтому обращение к глубоко филосовскому (на мой взгляд) произведению "Чучело" посредством использования сервисов Веб2.0 будет своеобразным мостиком на пути к диалогу с детьми. И пусть в первый раз мы будем не поняты, но надеюсь появится интерес, наглядные образы оставят яркие впечатления и побудят к действию, а это уже не мало. Если постоянно обращать внимание детей на вечное доброе, то хоть маленький след в душе останется. А со временем - вода камень точит.
Надежда Владимировна, наша окружающая действительность, социальная ситуация, и многие другие факторы создают все предпосылки для появления у детей нарушений эмоциональной сферы, ухудшению их взаимодействия.. Можно не соглашаться со сложностью и проблемностью наших детей, и, в особенности, подростков, но статистика и практический опыт педагогов, психологов говорят о том, что по-прежнему растет агрессивность, тревожность, дезадаптация школьников, ухудшается их нервно-психическое здоровье..о росте правонарушений в подростковой среде даже говорить не хочется...Все мы в своей деятельности сталкиваемся с так называемыми "трудными"детьми..И часто, беседуя с таким ребенком один на один, мы обнадеживаем себя эффективными результатами нашей беседы- КАК ЗАМЕЧАТЕЛЬНО МЫ ОБЪЯСНИЛИ ЕМУ ВСЕ! А еще больше радуемся тому, КАК ЗАМЕЧАТЕЛЬНО ОН НАС ПОНЯЛ! Что же до ребенка..очень часто все возвращается "на круги своя", и вот снова мы беседуем, проявляем свое понимание, даем советы...Рано или поздно ребенку это надоедает и дальше его реакция меняется: от снисходительного кивания головой, до откровенного: "а Вам какое дело?!". Именно поэтому я и говорю, что порой достучаться нам до детских сердец тяжело.
В своем занятии мы отдали педагогу роль направляющего, а подросткам-главную роль. Это обусловлено тем, что для школьников младшего и старшего подросткового возраста БОЛЕЕ АВТОРИТЕТНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ МНЕНИЕ НЕ ПЕДАГОГА, А СВЕРСТНИКОВ И КОЛЛЕКТИВА! поэтому на занятии мы обходимся без лишнего морализаторства(очень метко подметила Людмила Петровна), а мягко и ненавязчиво воздействуем на личность каждого участника занятия через коллектив и анализ каждым ребенком себя и своего поведения.
Надежда Владимировна, мне очень приятно, что Вы обозначили свою позицию и подняли волнующий вопрос. Надо заметить, что бывают и исключения из общих правил, статистик и т.д. И нисколько не удивлюсь отсутствию у Вас вышеперечисленных проблем в общении с детьми-ведь и на первом этапе конкурса Вы многим из нас преподнесли урок взаимоподдержки и взаимопомощи!
Ваши слова об обязательном использовании нашего ресурса в своей практике, придают уверенности в своих силах перед предстоящим проведением занятия. Спасибо Вам, Надежда Владимировна! ПРИХОДИТЕ ЕЩЕ!
Комментарий был изменен с момента создания (ksana 77, Wed, 14/09/2011 - 23:19).
Размещено Wed, 14/09/2011 - 23:45 пользователем Елена Юрьевна Лось.
Спасибо, Надежда Владимировна. Я вообще считаю, что такие произведения должны быть обязательно прочитаны с детьми... Как хорошо, что есть учителя литературы, которые делают свои уроки для детей, а не для реализации...
Да, я тоже считаю, что часто невнимательность, нечуткость и жестокость детей идет от их нежелания задумываться... остановиться...
Попробуем "повоспитывать"... И еще, будем воспитывать личным примером, не будем "вредными", а будем понимающими других... и принимающими других...
Размещено Wed, 14/09/2011 - 23:22 пользователем Надежда Владимировна Кучмина.
Оксана Петровна, по поводу мероприятия у меня как раз вопросов нет: там всё продумано наилучшим образом. А высказалась в ответ на Ваше с Марией Николаевной обсуждение уместности-неуместности (Смогут ли понять?) использования "Чучела".
Возможно, да и наверняка, Вы чаще моего встречаетесь с "трудными" детьми. (Но разве во времена нашего детства не было таких?!) Но в общей массе, мне кажется, поколение растёт хорошее. Я начала работать в 90-е годы. И кажется, всё, что творилось в обществе, отражалось на детях. Теперешние дети мне нравятся гораздо больше. (Впрочем, может, я и неправа. Может быть, просто стала взролее и опытнее?).
Надежда Владимировна,я думаю-так и есть: стали и мудрее и опытнее,а потому и СИЛЬНЕЕ. Но, возможно, и в детях дело Сложный это вопрос, о детях. Противоречивый. А "раскатала" я свой комментарий, даже сама впечатлилась-насколько меня эта тема волнует.. Надежда Владимировна, пока Вы у нас, то хочется задать вопрос , как к специалисту. Можно?
Комментарий был изменен с момента создания (ksana 77, Wed, 14/09/2011 - 23:37).
На: Социально-психологическое занятие по коррекции межличностны
Уважаемые коллеги, спасибо за ресурс! Нам, педагогам, нередко не хватает поддержки психолога в обучении и воспитании детей, поэтому здорово, что вы создали ресурс, которым может воспользоваться для проведения занятия и классный руководитель. Потому, первое достоинство ресурса, которое я бы хотела отметить - это простота изложения и доступность - и для НЕпсихологов тоже В восторге от технологической карты - всегда восхищаюсь людьми, которые изначально могут четко спланировать и все этапы занятия, и - главное - сделать его детальный хронометраж (у меня у самой со временем тяжелые отношения). Понравилось и разнообразное и уместное применение сервисов на уроке. Замечательная изюминка - сердечко: просто, красиво, эффективно! Отличная идея использования сервиса "Мозаика из слов" для составления правил общения: с одной стороны правила заранее подготовлены учителем, с другой - ученикам ведь необходимо сформулировать их! То есть, с одной стороны - ощущение у детей сопричастности к происходящему, да и выполнять правила, составленные самими, намного приятнее. Но с другой - задложив в "мозаику" готовые предложения, учитель направляет учащихся, формирует ценности.
Теперь о другом. Некоторое сомнение вызывает использование фильма "Чучело". Фильм очень сильный, но - в нашем восприятии, с точки зрения моего детства. Я, разумеется, могу ошибаться, но я постоянно стою перед вопросом: ну, как залезть в головы к нынешним подросткам, старшеклассникам, с их "клиповым" мышлением, что их способно тронуть...Вот и сейчас в раздумьях: зацепит - не зацепит?
И - небольшое пожелание по оформлению. Ссылки всегда аккуратнее смотрятся в опубликованном ресурсе, если на них накладывать текст-название ресурса.
Все будет хорошо! Я узнавала!
На: Социально-психологическое занятие по коррекции межличностны
Спасибо, Мария Николаевна, за внимательный просмотр и анализ нашей работы. Мы действительно старались выполнить свое занятие максимально удобным для работы "любых" педагогов...
Коллективная работа, наверное, и хороша тем, что делая занятие "для себя", приходится думать "о других"...
Сначала каждый думает: "А удобно ли это будет моим коллегам по мини-группе? (ведь мы собрались такие разные, и предметы, и деятельность в школе, и образование)
Потом постепенно думаешь уже более масштабно: уже хочется не просто показать свои умения, всех удивить и поделится опытом, а сделать, действительно, что-то реально полезное... В наше переломное время учителю порой некогда продумывать занятие до мелочей, а тут чувствуешь себя просто обязанным все предусмотреть: "А как сделать проще (но не в ущерб)... А вдруг у кого-то что-то не сработает?..."
Ну и, конечно, главные эксперты будут наши дети... Все ведь для них любимых... И воспитываем мы их, пока они нам не безразличны...
Елена Los, МАОУ СОШ №18, Великий Новгород
На: Социально-психологическое занятие по коррекции межличностны
Мария Николаевна, спасибо Вам за широту и обстоятельность Вашего комментария. Очень мне понравились Ваши слова:"для НЕпсихологов тоже"! Потому как, составляя занятие,мы старались максимально адаптировать его к возможности использования (в полном или фрагментарном виде) не только психологом и социальным педагогом, но и классным руководителем, и библиотекарем и учителем литературы..Видя такие моменты в отзывах своих коллег, мне думается, мы этой задачи достигли!
Теперь о фильме..Согласна с Вами. Достучаться до наших "деток" порой очень сложно. Ваши сомнения были присущи и нам- мы долго думали, КАК сделать разговор о фильме "Чучело" актуальным и "трогающим" детей? В итоге было решено применить следующую тактику: заменить стандартную беседу педагога с учащимися по фильму на самостоятельную деятельность учащихся, определение ими выводов, решений, рекомендаций. Этот тактический прием основан на понимании психологических особенностей подростков, которым в этом возрасте очень важно иметь возможность высказать точку зрения,самостоятельно принять решение, самовыразиться и занять свою"нишу" в классе. А вот позитивность этого самовыражения и правильность выбранной"ниши" во многом зависит от правильно заданного педагогом направления, что мы и планируем реализовать в занятии.
Работа по произведению "Чучело" хоть и не является основной частью занятия, но, безусловно, очень важна- это некий эмоциональный "разогрев" и активизация личностной позиции учащихся. Если этот этап нам удастся- то за ним автоматически пройдут "на ура" и все последующие части нашего мероприятия (мы потом "отчитаемся" и доработаем погрешности, если таковые покажутся)
Про ссылочки мы тоже учтем, согласна, в рекомендованном Вами виде они будут посимпатичнее
Спасибо, Мария Николаевна, за комментарий и наличие конструктивной критики и вопроса.
На: Социально-психологическое занятие по коррекции межличностны
Уважаемые коллеги, позвольте с вами не согласиться насчёт "Достучаться до наших "деток" порой очень сложно". Не так уж и сложно до них достучаться. Они совершенно такие же, как и мы 30 лет назад. Хорошие, добрые, бывают вредненькие (А мы не вредные?! иногда). Не такие уж они бесчувственные. Да, бывают жестокими. Опять же от непонимания жестоки. И наша задача - объяснить им то, чего они не понимают: попросить представить себя на месте отверженного.
"Фильм очень сильный, но - в нашем восприятии, с точки зрения моего детства." А я, пожалуй, придерживаюсь точки зрекния Булгакова (или Воланда, в чьи уста он вложил свою мысль), что не сильно-то изменился человек за последнюю тысячу лет (а тем более лет 20-30)!
А посему считаю использование фильма "Чучело" вполне оправданным.
Вашу разработку обязательно использую, в следующем году (пока малы: действительно, не поймут многого - 5 класс). Вам - удачи!
На: Социально-психологическое занятие по коррекции межличностны
Надежда Владимировна, я совсем не имела в виду, сравнивая нынешнее поколение учеников с предыдущими, категории сравнения: лучше-хуже, больше-меньше. Я глубоко убеждена в том, что новое качество жизни, новые универсалии, огромное количество информации и ее быстрое устаревание приводят к изменению способа восприятия информации школьниками. Говоря о "клиповом" мышлении, я имела в виду, к примеру, трудности формирования мыслительных алгоритмов (хорошо помню, что едва ли не с начальной школы (ну, или с начала средней) я знала-умела "как составить план", "как дать характеристику историческому событию (деятелю)" и т.п. Это как-то легко усваивалось и отлично воспроизводилось. Сейчас - нет! У нас по обществознанию работа с тем же планом есть и в ГиА и в ЕГЭ, Вы не представляете, какие работы приходится проверять! Вот, к примеру, фрагмент экзаменационной работы 11-классника этого года (выбрала пример, на тему, максимально приближенную к теме занятия). Необходимо составить сложный план ответа на вопрос "Социальный конфликт и способы его преодоления" (минимум три пунка, минимум два пункта - в формате сложного плана)
Как Вам план? Можно ли на основании его оценить глубину знаний учениика по теме? Есть даже термин такой - "кризис человека". Под ним подразумевают неспособность человека в условиях огромных информационных потоков грамотно отбирать, классифицировать, оценивать информацию.
При таком подходе происходит размытие границ значимых-незначимых смыслов. Именно это я и имела в виду, высказывая свои сомнения. Достучаться - да, можно! Но не всегда при этом работают традиционные способы передачи информации - раз, и не факт, что то, что цепляет нас, зацепит их - два. Кстати, освоенные нами сервисы Веб2.0 - отличное в этом подспорье: нше интернет-поколение учеников с удивлением взирает на то, что учитель может делать что-то, неведомое ему. Мне тут на днях 10-класники сказали (сразу несколько человек, в разных формулировках, но смысл один): "мы думали, что знаем много о работе в интернете, оказалось - не знаем ничего", и их это задевает! Вт Вам и познавательный интерес.
То есть, дело-то ведь не в самом фильме "Чучело" (если говорить применительно о занятии), а о проблеме в целом.
Все будет хорошо! Я узнавала!
На: Социально-психологическое занятие по коррекции межличностны
Здравствуйте, Мария Николаевна! Очень приятно, что Вас так заинтересовало наше занятие. Согласна с Вами в том, что у нынешнего молодого поколения представления "добро" и "зло" значительно отличаются от нашего представления. Но может ли быть иначе? Жизнь-то изменилась. Да и извечный конфликт 2отцов и детей" пока ещё никому не далось разррешить.Но сострадание в глубине души осталось в детях, только мы, взрослые, своим формальным отношением стараемся задушить его: в школе главное - качество знаний и не важно, каким способом его добьёмся. Поэтому обращение к глубоко филосовскому (на мой взгляд) произведению "Чучело" посредством использования сервисов Веб2.0 будет своеобразным мостиком на пути к диалогу с детьми. И пусть в первый раз мы будем не поняты, но надеюсь появится интерес, наглядные образы оставят яркие впечатления и побудят к действию, а это уже не мало. Если постоянно обращать внимание детей на вечное доброе, то хоть маленький след в душе останется. А со временем - вода камень точит.
На: Социально-психологическое занятие по коррекции межличностны
Надежда Владимировна, наша окружающая действительность, социальная ситуация, и многие другие факторы создают все предпосылки для появления у детей нарушений эмоциональной сферы, ухудшению их взаимодействия.. Можно не соглашаться со сложностью и проблемностью наших детей, и, в особенности, подростков, но статистика и практический опыт педагогов, психологов говорят о том, что по-прежнему растет агрессивность, тревожность, дезадаптация школьников, ухудшается их нервно-психическое здоровье..о росте правонарушений в подростковой среде даже говорить не хочется...Все мы в своей деятельности сталкиваемся с так называемыми "трудными"детьми..И часто, беседуя с таким ребенком один на один, мы обнадеживаем себя эффективными результатами нашей беседы- КАК ЗАМЕЧАТЕЛЬНО МЫ ОБЪЯСНИЛИ ЕМУ ВСЕ! А еще больше радуемся тому, КАК ЗАМЕЧАТЕЛЬНО ОН НАС ПОНЯЛ! Что же до ребенка..очень часто все возвращается "на круги своя", и вот снова мы беседуем, проявляем свое понимание, даем советы...Рано или поздно ребенку это надоедает и дальше его реакция меняется: от снисходительного кивания головой, до откровенного: "а Вам какое дело?!". Именно поэтому я и говорю, что порой достучаться нам до детских сердец тяжело.
В своем занятии мы отдали педагогу роль направляющего, а подросткам-главную роль. Это обусловлено тем, что для школьников младшего и старшего подросткового возраста БОЛЕЕ АВТОРИТЕТНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ МНЕНИЕ НЕ ПЕДАГОГА, А СВЕРСТНИКОВ И КОЛЛЕКТИВА! поэтому на занятии мы обходимся без лишнего морализаторства(очень метко подметила Людмила Петровна), а мягко и ненавязчиво воздействуем на личность каждого участника занятия через коллектив и анализ каждым ребенком себя и своего поведения.
Надежда Владимировна, мне очень приятно, что Вы обозначили свою позицию и подняли волнующий вопрос. Надо заметить, что бывают и исключения из общих правил, статистик и т.д. И нисколько не удивлюсь отсутствию у Вас вышеперечисленных проблем в общении с детьми-ведь и на первом этапе конкурса Вы многим из нас преподнесли урок взаимоподдержки и взаимопомощи!
Ваши слова об обязательном использовании нашего ресурса в своей практике, придают уверенности в своих силах перед предстоящим проведением занятия. Спасибо Вам, Надежда Владимировна! ПРИХОДИТЕ ЕЩЕ!
На: Социально-психологическое занятие по коррекции межличностны
Спасибо, Надежда Владимировна. Я вообще считаю, что такие произведения должны быть обязательно прочитаны с детьми... Как хорошо, что есть учителя литературы, которые делают свои уроки для детей, а не для реализации...
Да, я тоже считаю, что часто невнимательность, нечуткость и жестокость детей идет от их нежелания задумываться... остановиться...
Попробуем "повоспитывать"... И еще, будем воспитывать личным примером, не будем "вредными", а будем понимающими других... и принимающими других...
Елена Los, МАОУ СОШ №18, Великий Новгород
На: Социально-психологическое занятие по коррекции межличностны
Оксана Петровна, по поводу мероприятия у меня как раз вопросов нет: там всё продумано наилучшим образом. А высказалась в ответ на Ваше с Марией Николаевной обсуждение уместности-неуместности (Смогут ли понять?) использования "Чучела".
Возможно, да и наверняка, Вы чаще моего встречаетесь с "трудными" детьми. (Но разве во времена нашего детства не было таких?!) Но в общей массе, мне кажется, поколение растёт хорошее. Я начала работать в 90-е годы. И кажется, всё, что творилось в обществе, отражалось на детях. Теперешние дети мне нравятся гораздо больше. (Впрочем, может, я и неправа. Может быть, просто стала взролее и опытнее?).
На: Социально-психологическое занятие по коррекции межличностны
Надежда Владимировна,я думаю-так и есть: стали и мудрее и опытнее,а потому и СИЛЬНЕЕ. Но, возможно, и в детях дело Сложный это вопрос, о детях. Противоречивый. А "раскатала" я свой комментарий, даже сама впечатлилась-насколько меня эта тема волнует.. Надежда Владимировна, пока Вы у нас, то хочется задать вопрос , как к специалисту. Можно?