Народный орнамент России. Встречаем золотую осень.
Выберите действие:
Submitted by Марина Анатольевна Попова on вс, 28/08/2011 - 17:42
Народный орнамент России.doc(1)_0
Народный орнамент России.doc(1)_0
Тема урока:«Народный орнамент России. Встречаем золотую осень»
Цели:
1) Познакомитьучащихся с русским народным орнаментом и использованием его в украшении головного убора.
2) Формировать умения и навыки учащихся в работе с природным материалом.
3) Воспитывать уважение к русским народным традициям.
Оборудование к уроку: Образец аппликации головного убора, украшенного в стиле русского народного орнамента, формат А3 белого картона, клей ПВА, ножницы, цветные мелки, салфетка для рук.
Используемые ЦОР: плейкаст «Реченька», презентация «Русский народный орнамент в украшении женского головного убора», «Загадки и пословицы»(кроссворд).
План урока:
1.Организационный момент;
2.Работа над темой урока:
● Просмотр плейкаста
● Объяснение темы. Показ презентации
● Физкультминутка
● Практическая часть
● Физкультминутка
● “Твоя мастерская”Самостоятельная работа учащихся по составлению композиции из засушенных семян и листьев.
● Итог урока. Игра “Смотрины головных уборов для встречи золотой осени
Ход урока:
1. Организационный момент.
Повторяем готовность к уроку и правила работы с ножницами и клеем.
2.Вводная часть. Постановка темы урока.
1) Показ плейкаста «Реченька».
“Реченька”
Реченька
Автор плэйкаста: Сознание Создан: 30 января 2011 22:48
-Ребята, догадались, о чем будет сегодня урок? Нет? Тогда попробуйте отгадать кроссворд и загадки. Прошу вас дополнить недостающие слова в пословицах и разгадать загадки (дети разгадывают кроссворд, добавляя нужные слова, или отгадывают загадки).
2) Кроссворд “Пословицы, поговорки и загадки про головные уборы”
-А теперь скажите, что объединяет пословицы, поговорки и загадки?
-Все они о шапках, которые носили давно русские люди.
-Верно, о головных уборах. Так о чем будет наш урок?
-О головных уборах
-Правильно. Но не только об этом. Мы будем говорить об узорах, которыми украшались эти головные уборы, о том какие головные уборы носили женщины в Росии в 19 веке. Тема нашего урока: «Народный орнамент России. Встречаем золотую осень».
- На Руси раньше был обычай радостно встречать золотую осень. К этому дню люди шили праздничную одежду. Украшали ее узорами из золотых и серебряных нитей, жемчуга, бисера, драгоценных камней. Самой нарядной частью костюма был девичий головной убор венец ( демонстрация презентации).
4. Физкультминутка.
По дороге в “Ляпы-тяпы”
Шли гуськом четыре шляпы.
(похлопывать по шляпам)
Шляпу старую с пером Звали дедушкой Петром.
(правая рука вверху, работает кисть)
Шляпу с кисточкою синей Звали бабушкой Аксиньей,
(левая рука вверху, работает кисть)
Шляпу с красной ленточкой
Звали внучкой Леночкой.
(руки внизу, размахивать вперед назад)
Ну а шляпу с козырьком
Звали внуком Игорьком.
(левую руку приложить к козырьку)
По дороге в “Ляпы-тяпы”
Шли гуськом четыре шляпы.
(похлопывать по шляпам)
5. Беседа.
-Вспомните, пожалуйста, что такое орнамент?
-Это узор, которым украшают
- Ребята, из чего состояли узоры, вышитые нитями и бисером на кокошниках?
-Они состояли из кругов, треугольников, крестиков, цветочков, веточек, листиков.
-Ребята, зачем люди украшали свои головные уборы?
-Для красоты
- Чтобы рассказать, что они думают
-Молодцы! Правильно. Узоры наносили не только ради красоты, а для того, чтобы передать свои мысли и чувства.
6. Работа над темой.
- Сегодня вы будете создавать красивый венец и украшать его узорами из природных материалов. На предыдущем уроке вы заготовили и высушили листья, цветы для осенней композиции. Рассмотрите образцы в тетради и на доске. Составьте и нарисуйте карандашом или мелками узор для будущего венца.
7. Физкультминутка
Ясным утром сентября
(руки вверх – потягивание)
Хлеб молотят села.
(руки сомкнуты над головой - махи вниз-вверх)
Мчатся птицы за моря,
(присесть, подняться, руки в стороны – размахивание «крыльями»)
И открылась школа.
(вытянутые вперед руки развести в стороны)
Листьям время опадать,
(вытянутыми вперед руками делать «волнообразные» движения по горизонтали с приседанием или наклоном, перемежая с поворотом туловища вправо-влево)
Птицам – время улетать,
(присесть, подняться, руки в стороны – размахивание «крыльями»)
Грибникам – блуждать в тумане,
(руки на талии, повороты туловища вправо-влево или упор руками на край парты с наклоном вперед, влево-вправо)
Ветру – в трубах завывать.
(встать на носочки, вытянуться, сделать вдох прогнуться немного назад, сложить губы и сделать выдох, имитируя звук ветра)
Солнцу – стынуть,
(развести руки и сильным махом с хлопком о плечи обнять себя, потрясти ногами, слегка приподняв их)
Тучам литься,
(присесть, скрестив руки над головой)
Нам с тобой идти учиться.
(ходьба на месте или вокруг класса)
8. Практическая часть.
1. Формат А3 свернуть пополам
2. Наложить шаблон, обвести его карандашом по формату
3. Вырезать и развернуть кокошник
4. Карандашом наметить места для расположения узоров
5. Подобрать растения и составить, пользуясь образцами узор
6. Наклеить растения на кокошник
7. Венец, после просушки оформить ленточками.
9. Самостоятельная работа.
Учащиеся работают, помогая друг другу. Создают эскиз узора, размечают место для узора на вырезанном кокошнике, наклеивают растения и оформляют работу ленточками.
10. Итог урока.
- Ребята, вы украсили кокошники прекрасными орнаментами. А кто подарил нам семена, красивые листья для наших работ? Давайте проверим свои догадки, отгадаем загадку:
Пустые поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (осенью)
- Верно, это осень, и сегодня она пришла к нам на урок, чтобы посмотреть Ваши замечательные работы.
Под звуки народной музыки ребята выходят парами к доске и показывают Осени и товарищам по классу украшенные кокошники.
Осень.
- Молодцы, ребята! Хорошо потрудились. И я принесла вам свои осенние дары.
(Осень раздает детям осенние яблоки)
В конце урока можно ребятам поиграть в игру на компьютере и закрепить свои знания:
Уважаемые коллеги! Я, бывает, при просмотрах страничек зазываю своих детей-младших школьников посмотреть -почитать-поиграть.Так сказать, пробую немного расширить их кругозор и повысить мотивациюТак и тут получилось-увидела на Вашей страничке презентацию о кокошниках и показала ее дочери.Посмотрели мы 2 раза и....СЕЛИ РИСОВАТЬ! (я о дочери). А я поймала себя на мысли, что дети у Вас хорошо должны выполнить это задание, потому как и мотивируете и обучаете через слайд-шоу! Здорово, коллеги! Молодцы! Успехов вам на практике!
Комментарий был изменен с момента создания (ksana 77, Wed, 14/09/2011 - 21:23).
Размещено Wed, 14/09/2011 - 22:14 пользователем Любовь Андреевна Зубовская.
Спасибо, Оксана Петровна! Рады, что дочке Вашей понравилось. А как получится у нас на практике - посмотрим. Много еще зависит от того, будет ли у всех возможность все это претворить в жизнь. Ведь это только говорят, что все имеют компьютеры, проекторы и доступ в интернет. На самом деле, не все так просто.
Соглашусь с Вами, Любовь Андреевна...к сожалению, не всегда мы можем реализовать задуманное, в силу обстоятельств. Мы тоже столкнулись с некоторыми проблемами даже при оформлении своих материалов к занятию...поэтому решили подстраховаться и сделать свой ресурс независимым от качества интернета...а уж если и с компьютерами туго...но, я думаю, что заинтересованный педагог найдет выход в любой ситуации, и проведет достойный урок даже при недостаточном техническом оснащении. Желаю вам успешно справиться с запланированным мероприятиям и получить самое важное-положительную детскую реакцию!
Размещено пн, 12/09/2011 - 07:50 пользователем Любовь Андреевна Зубовская.
Здравствуйте, Елена Юрьевна! Спасибо за комментарий. По теме народного костюма с удовольствием работают и мальчики и девочки. Конечно, Вы правы, что девочкам интереснее, но у мальчиков работы получаются более оригенальнее. Хотя, посмотрим, что получится на этот раз
На: Народный орнамент России. Встречаем золотую осень.
Уважаемые коллеги! Я, бывает, при просмотрах страничек зазываю своих детей-младших школьников посмотреть -почитать-поиграть.Так сказать, пробую немного расширить их кругозор и повысить мотивациюТак и тут получилось-увидела на Вашей страничке презентацию о кокошниках и показала ее дочери.Посмотрели мы 2 раза и....СЕЛИ РИСОВАТЬ! (я о дочери). А я поймала себя на мысли, что дети у Вас хорошо должны выполнить это задание, потому как и мотивируете и обучаете через слайд-шоу! Здорово, коллеги! Молодцы! Успехов вам на практике!
На: Народный орнамент России. Встречаем золотую осень.
Спасибо, Оксана Петровна! Рады, что дочке Вашей понравилось. А как получится у нас на практике - посмотрим. Много еще зависит от того, будет ли у всех возможность все это претворить в жизнь. Ведь это только говорят, что все имеют компьютеры, проекторы и доступ в интернет. На самом деле, не все так просто.
С уважением, Любовь Андреевна.
На: Народный орнамент России. Встречаем золотую осень.
Соглашусь с Вами, Любовь Андреевна...к сожалению, не всегда мы можем реализовать задуманное, в силу обстоятельств. Мы тоже столкнулись с некоторыми проблемами даже при оформлении своих материалов к занятию...поэтому решили подстраховаться и сделать свой ресурс независимым от качества интернета...а уж если и с компьютерами туго...но, я думаю, что заинтересованный педагог найдет выход в любой ситуации, и проведет достойный урок даже при недостаточном техническом оснащении. Желаю вам успешно справиться с запланированным мероприятиям и получить самое важное-положительную детскую реакцию!
На: Народный орнамент России. Встречаем золотую осень.
Уважаемые коллеги! Прикрепляя свои коллективные ЦОРы, Вы к сожалению нарушили структуру подшивки (правильно были пркреплены только 3!!!!! разработки: Роль экономики в жизни общества , Внеклассное мероприятие "Сладкая жизнь" и Социально-психологическое занятие по коррекции межличностных отношений подростков в классном коллективе "МЫ ВМЕСТЕ?!". Посмотрите еще раз внимательно скрин на главной странице: ЦОР Вы включаете в подшивку "Урок искусства XXI века", родительский пункт - "Искусство урока - урок-искусство" и вес - номер Вашей группы со знаком "-", например группа № 2 выбирает вес "-2".
С уважением Елена Тарасова
На: Народный орнамент России. Встречаем золотую осень.
Коллеги, здорово! Я думаю, что интересно будет не только младшим школьникам. Желаю удачи!!
На: Народный орнамент России.
Хороший урок, интересный, с хорошей презентацией... Девочкам будет очень интересно работаь на Вашем занятии... Успехов!
Елена Los, МАОУ СОШ №18, Великий Новгород
На: Народный орнамент России.
Здравствуйте, Елена Юрьевна! Спасибо за комментарий. По теме народного костюма с удовольствием работают и мальчики и девочки. Конечно, Вы правы, что девочкам интереснее, но у мальчиков работы получаются более оригенальнее. Хотя, посмотрим, что получится на этот раз
С уважением, Любовь Андреевна.
На: Народный орнамент России. Встречаем золотую осень.
Коллегам БРАВО! Очень интересный урок Вы создали. Желаю Вам успехов в его реализации, и в конкурсе!
С уважением Дубинина В.А.
На: Народный орнамент России. Встречаем золотую осень.
Спасибо, Валентина Алексеевна, Вы всегда умеете поддержать . Нам приятно читать Ваш отзыв
С уважением, Любовь Андреевна.
На: Народный орнамент России. Встречаем золотую осень.
Как здорово, что вы рассказываете об исконно русском костюме. Все гармонично, красиво.