Эти слова Марка Лисянского говорят о том, что Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Действительно, о сказках Пушкина мы слышим с детства. Герои пушкинских сказок живут с нами и позже, в школьные годы. В сказках Пушкина есть всё, что нужно и для взрослого человека, а главное, есть гармоничность, исходящая из самого Пушкина и являющаяся его главным чудом. Читая Пушкина, каждый человек одной или несколькими своими гранями соприкасается с этой гармонией и становится лучше, чище, добрее.
Сегодня мы совершим путешествие в сказочный мир А. С. Пушкина.
2. Рассказ учителя о сказках Пушкина.
Место действия пушкинских сказок - Древняя Русь с её избами и куполами. Любить Россию, понимать поэзию своей страны, узнавать неслыханно богатый и милый сердцу русский язык научила Пушкина его няня Арина Родионовна. Демонстрируется портрет няни.Сервис ImageChef. Инструмент “Фоторамка”.
Арина Родионовна была крепостной бабушки поэта, Марии Алексеевны, а в семье Пушкиных появилась, когда родился Александр. Няня очень любила курчавого, смышлёного, очень подвижного Сашеньку. А уж какие сказки сказывала она! И про разбойников, и про грозного Черномора, и о мёртвой царевне; пела песни, раздольные, чаще грустные, о нелёгкой доле крестьянской. Мальчик слушал их с затаённым дыханием, и всё просил: «Ещё, ещё!».
Это знакомство с народным фольклором постепенно воплощалось в поэтический, могучий талант великого поэта. С любовью и уважением относился Пушкин к няне. Немало стихотворений посвятил ей. Называл её «подругой юности» своей, «ангелом кротким, безмятежным», «бесценным другом». Он доверял ей свои мысли, мечты. Нередко Арина Родионовна становилась первой слушательницей его сочинений:
Александр Сергеевич любил слушать сказки няни не только в детстве. В 1824 году Пушкин был сослан в село Михайловское Псковской губернии. Вместе с ним в Михайловском жила его няня Арина Родионовна. Эта простая крестьянка была самым преданным другом опального поэта.
В Михайловском среди зимы, завалившей снегом просёлки и старенький дом поэта, Пушкин слушал милые нянины сказки – необыкновенно простые и волшебные. Они превращались под его беглым быстрым пером в поющие строчки:
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт …
Вот как Пушкин пишет о своих занятиях в Михайловском брату Льву: «Знаешь ли ты мои занятия? До обеда пишу записки, после обеда няня рассказывает мне сказки… Что за прелесть эти сказки, каждая из них поэма!»
А. М. Горький так писал в повести «В людях»: «Великолепные сказки Пушкина были всего ближе и понятнее мне: прочитав их несколько раз, я уже знал их на память, лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну… »
Давайте и мы с вами ещё раз заглянем на страницы пушкинских сказок, встретимся с их героями.
3. Конкурсная программа для учащихся.
Конкурс 1. Восстановите знаменитые пушкинские строки.
Ребята! Из какого произведения эти строки? (Поэма “Руслан и Людмила”)
В 1820 году после опубликования поэмы В. А. Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побеждённого учителя».
В. А. Жуковский, старший современник Пушкина, был известным автором баллад и стихотворений. С Пушкиным их связывали дружеские отношения. Между ними было шутливое соревнование в пересказе сказочных сюжетов. В результате этого состязания появились сказки Пушкина и Жуковского, любимые не одним поколением детей и взрослых.
Демонстрируется портрет В. А . Жуковского.
Сервис ImageGhef. Инструмент “Фоторамка”. Портрет В. А. Жуковского.
Конкурс 2. Тест «Третий лишний».Сервис “Мастер-тест”.
Задание:назвать в каждой группе сказку, которая не принадлежит перу А. С. Пушкина.
1) «Сказка о царе Салтане»
«Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке»
«Сказка о попе и о работнике его Балде»
2) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
«Сказка о царе Берендее»
«Сказка о рыбаке и рыбке»
«Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке» и «Сказка о царе Берендее» были написаны В. А. Жуковским.
Конкурс № 3. «Сказочный вернисаж». Сервис “Пазлы”.
Задание:сложить иллюстрацию, назвать сказку.
1 команда -“Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”(иллюстрация А. М. Куркина)
2 команда -“Сказка о золотом петушке”(иллюстрация И. Я. Билибина)
3 команда -“Сказка о царе Салтане”(иллюстрация Б. В. Зворыкина)
Презентация “Иллюстраторы пушкинских сказок”.
История иллюстрирования сказок А. С. Пушкина насчитывает около полутора веков. Каждый художник ищет в творчестве Пушкина созвучие своему миропониманию и, создавая иллюстрации, становится соавтором великого поэта.
Давайте познакомимся с художниками-иллюстраторами пушкинских сказок, полюбуемся их работами.
Демонстрация презентации.
Конкурс 4.Литературный музей. Сервис ImageGhif. Инструмент “Мозаика из знаков”.
Задание: назвать героев пушкинских сказок, которым принадлежат эти предметы.
Учащиеся называют героев, учитель читает строчки из сказок А. С. Пушкина.
Мешок, верёвка– Балде.
Пошёл Балда в ближний лесок,
Поймал двух зайков, да в мешок.
Балда, с попом понапрасну не споря.
Пошёл, сел у берега моря;
Там он стал верёвку крутить
Да конец её в море мочить.
(«Сказка о попе и о работнике егоБалде»).
Мешок –мудрецу.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
(«Сказка о золотом петушке»).
Зеркало, яблоко – злой царице.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела.
Старушонка хлеб поймала;
«Благодарствую, - сказала. –
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!»
И к царевне наливное,
Молодое, золотое
Прямо яблочко летит …
Кушай яблочко, мой свет.
(«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»).
Невод– старику.
Пряжа– старухе.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»).
Орешки– белке.
Ель в лесу, под елью белка.
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт ….
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд.
(«Сказка о царе Салтане…»).
Конкурс № 5“Перепутаница”.
Задание:внимательно рассмотрите иллюстрации и надписи к ним. Кому из пушкинских героев на самом деле принадлежат слова?
Конкурс № 6. “Музыкальная шкатулка”. Сервис “Свидетель”.
Задание:прослушайте музыкальные фрагменты; назовите героев из сказок А. С. Пушкина, чьи образы вдохновили композиторов на создание этих музыкальных произведений.
1 команда- музыкальный фрагмент из оперы Н. А. Римского-Корсакова “Полёт шмеля” (“Сказка о царе Салтане”);
http://www.svidetel.su/audio/898
“Полет шмеля” - музыкальная картинка, отрывок из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» на сюжет А. С. Пушкина. Это одно из великих и самых популярных произведений композитора.
2 команда- М. Глинка “Марш Черномора” из оперы “Руслан и Людмила”
http://www.svidetel.su/audio/902
Прочитав поэму А.С. Пушкина "Руслан и Людмила", М. Глинка сразу влюбился в эту волшебную сказку великого поэта.
Он с большим удовольствием писал к ней музыку и закончил оперу очень быстро. Рассказывают, что артисты, которые репетировали в Большом театре "Руслана и Людмилу", то и дело переставали петь и от восторга хлопали автору.
Первое представление оперы "Руслан и Людмила" состоялось 27 ноября 1842 года в Москве, в Большом театре. С тех пор уже более 150 лет эта опера остается одной из самых лучших российских опер.
3 команда- Н. А. Римский-Корсаков. Ария Царевны-Лебедь (“Сказка о царе Салтане”)
http://svidetel.su/audio/903
Демонстрируется репродукция картины М. А. Врубеля “Царевна-Лебедь”.
Комментарий учителя:Белая лебедушка – образ, характерный для русских народных песен, символ девушки-невесты. В действиях пушкинской Лебеди можно узнать и волшебницу Василису Премудрую, невесту-помощницу. Прекрасная Царевна-Лебедь соединила фантастическое и лирическое представления народной поэзии о женской красоте.
К сюжету сказки А. С. Пушкина обратился русский композитор Н. А. Римский-Корсаков, написавший в 1899 году оперу «Сказка о царе Салтане». Композитор изобразил сказочный мир чарующими звуками музыки. Либретто оперы соответствует духу литературного произведения: в опере от начала до конца царят светлое настроение, тон веселого и непринужденного сказочного повествования. А удивительным чудом остается Царевна-Лебедь, счастливая жена князя Гвидона. Вмешательство прекрасной и доброй волшебницы приводит к счастливой развязке: положительные герои торжествуют полную победу над завистью и коварством.
Образ Царевны-Лебеди вдохновил русскогохудожника М. А. Врубеля. Содружество композитора и художника было удивительным. «В звуках его моря, – сказал Врубель, – я каждый раз нахожу новую прелесть, вижу какие-то фантастические тона». Врубель написал декорации к опере-сказке по сюжету Пушкина, эскизы костюмов героев, потом написал картины «Лебедь-птица» и «Царевна-Лебедь», а позировала ему жена,русская певица Н. Забела.
Конкурс № 7. Викторина "Знаете ли вы сказки А. С. Пушкина". Презентация.
Вопрос 1.Сколько сказок написал А. С. Пушкин? (Шесть)
Вопрос 2.Назовите имя сына царя Салтана. (Князь Гвидон)
Вопрос 3.Какая героиня не встречается в «Сказке о царе Салтане»? (Шамаханская царица)
Вопрос 4.Назовите сказку, которая заканчивается словами:
Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок.
(«Сказка о золотом петушке»)
Вопрос 5.Назовите верного сторожа царя Дадона. (Золотой петушок)
Вопрос 6.Назовите обладательницу волшебного зеркала. (Злая царица)
Вопрос 7.Что бросила царевне в руки нищая черница? (Яблоко)
Вопрос 8.Кто рассказал Елисею о месте нахождения царевны? (Ветер)
Вопрос 9.«Ест за четверых, работает за семерых, до светла всё у него пляшет…» Назовите героя. (Балда)
Вопрос 10.За какую плату согласился работать Балда у попа? (За три щелка в год)
Вопрос 11.С кем соревновался Балда, чтобы получить оброк? (С бесёнком)
Вопрос 12.«Не печалься, ступай себе с богом...» Кто произносит эти слова?(Золотая рыбка)
Вопрос 13.Сколько времени старик и старуха прожили в землянке? (30 лет и 3 года)
Вопрос 14.Сколько раз ходил старик к морю по приказу старухи? (5 раз)
Вопрос 15.Продолжите высказывание А. С. Пушкина: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть … !» (Поэма)
Конкурс 8.Сказочные объявления.Сервис “WikiWall.
Задание:прочитайте объявления; отгадайте, героям каких пушкинских сказок они принадлежат.
1) Предлагаю свои услуги:
Работаю за семерых;
Могу:
- запрягать лошадь,
- топить печь,
- закупать продукты на рынке,
- печь яйца, варить кашу,
- нянчить детей.
(Балда, «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
2) На работу в лесопункт требуются:
- конюх,
- повар,
- плотник.
По результатам работы выплачиваются премиальные.
Вознаграждение – по итогам работы за год.
(Поп, «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
3) Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары:
- соболя - 10 тыс. руб.,
- чёрно - бурые лисицы – 5 тыс. руб.,
- чистое серебро – 15 тыс. руб.,
- злато – 30 тыс. руб.,
- донские жеребцы – 20 тыс. руб.
Всё по доступным ценам!
«Пальмира» ждёт вас!
(Купцы,«Сказка о царе Салтане…»)
4) Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы.
Излечиваются заболевания:
- укусы правого и левого глаза,
- волдыри на носу.
(«Сказка о царе Салтане...»)
5) Тем, кто интересуется жилплощадью!
Всего за 5 тыс. руб. сдаю на лето свою горницу в аренду.
Ребята!Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам Пушкина. Надеюсь, что вы открыли для себя что-то новое. “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма”. Мир пушкинских сказок – это мир чудес, тайн. Чем же так привлекают нас сказки А. С. Пушкина? Прежде всего, необычностью сюжетов, яркостью красок, простотой слога, напевностью стиха и большим нравоучительным смыслом. Когда мы перечитываем сказки А.С.Пушкина, мы становимся немного счастливее, благодарим автора за то, что он оставил эти сказки с нами навсегда.
Надеюсь, что на этом ваше знакомство с пушкинскими сказками не закончится.
Учитель или подготовленные учащиеся читают стихотворение:
Уважаемые коллеги, уже повторно прихожу на Вашу страничку, интересное мероприятие вы сотворилиЯ, как психолог, отдельно отмечаю такие задания, как "Сказочные объявления", "Мозаика из знаков", и, конечно же, такие красочные пазлы. Хочу сказать, что на своем занятии вы не только обобщаете и закрепляете у детей знания о сказках Пушкина, но и очень способствуете активизации когнитивных процессов и развитию мышления учащихся. Ваши задания я "записала" себе в копилочку. Спасибо и удачи вам!
Оксана Петровна! Спасибо, что заглянули на нашу страничку! Приятно, что Вас заинтересовал представленный ресурс, использованные сервисы. В последнее время очень много говорят о значении сказок в духовной жизни и развитии ребёнка. В психологии даже существует такой метод работы с детьми и взрослыми () как СКАЗКОТЕРАПИЯ. Метод "ЛЕЧЕНИЕ СКАЗКОЙ" используют не только психологи, но и врачи, и педагоги. Я работаю в необычной школе, в школе при детской больнице, обучаю детей, находящихся на стационарном лечении. Действительно, сказки порой творят чудеса. Они помогают больным детям отвлечься от грустных мыслей, повышают их психологический настрой, вселяют в них веру и надежду на выздоровление.
Лариса Михайловна! Мое огромное уважение Вам и пожелание дальнейших успехов в такой непростой деятельности! Я представляю, каких эмоциональных затрат и самоотдачи требует такой труд..Лариса Михайловна, добавляю еще и пожелание здоровья Вам на долгие-долгие годы жизни! СПАСИБО.
Размещено пн, 12/09/2011 - 06:14 пользователем Надежда Александровна Сухорукова.
Коллеги, у Вас получился отличный универсальный ресурс, который можно использовать и в начальной, и в средней школе. Понравилось всё, но особо хочется отметить конкурс "Перепутаница", сказочные объвления в газете, а также удачное использование сервиса "Свидетель". Молодцы! Воплощайте своё детище на практике. Удачи!
—
С уважением, Надежда Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ "Лиманская СОш №2"
На: “Что за прелесть эти сказки!”
Уважаемые коллеги! Хочу передать Вам "спасибо" от наших литераторов, которым я показала Ваш ЦОР на недавнем семинаре-практикуме.
Молодцы!
Лилия
Кто хочет, тот добьётся...
На: “Что за прелесть эти сказки!”
Уважаемые коллеги, уже повторно прихожу на Вашу страничку, интересное мероприятие вы сотворилиЯ, как психолог, отдельно отмечаю такие задания, как "Сказочные объявления", "Мозаика из знаков", и, конечно же, такие красочные пазлы. Хочу сказать, что на своем занятии вы не только обобщаете и закрепляете у детей знания о сказках Пушкина, но и очень способствуете активизации когнитивных процессов и развитию мышления учащихся. Ваши задания я "записала" себе в копилочку. Спасибо и удачи вам!
На: “Что за прелесть эти сказки!”
Оксана Петровна! Спасибо, что заглянули на нашу страничку! Приятно, что Вас заинтересовал представленный ресурс, использованные сервисы. В последнее время очень много говорят о значении сказок в духовной жизни и развитии ребёнка. В психологии даже существует такой метод работы с детьми и взрослыми () как СКАЗКОТЕРАПИЯ. Метод "ЛЕЧЕНИЕ СКАЗКОЙ" используют не только психологи, но и врачи, и педагоги. Я работаю в необычной школе, в школе при детской больнице, обучаю детей, находящихся на стационарном лечении. Действительно, сказки порой творят чудеса. Они помогают больным детям отвлечься от грустных мыслей, повышают их психологический настрой, вселяют в них веру и надежду на выздоровление.
С уважением, Лариса Михайловна.
С уважением, Лариса Михайловна.
На: “Что за прелесть эти сказки!”
Лариса Михайловна! Мое огромное уважение Вам и пожелание дальнейших успехов в такой непростой деятельности! Я представляю, каких эмоциональных затрат и самоотдачи требует такой труд..Лариса Михайловна, добавляю еще и пожелание здоровья Вам на долгие-долгие годы жизни! СПАСИБО.
С уважением, Оксана Фадеева.
На: “Что за прелесть эти сказки!”
Оксана Петровна! Спасибо Вам за добрые пожелания! С уважением и благодарностью, Лариса Михайловна.
С уважением, Лариса Михайловна.
На: “Что за прелесть эти сказки!”
Уважаемые коллеги! Прикрепляя свои коллективные ЦОРы, Вы к сожалению нарушили структуру подшивки (правильно были пркреплены только 3!!!!! разработки: Роль экономики в жизни общества , Внеклассное мероприятие "Сладкая жизнь" и Социально-психологическое занятие по коррекции межличностных отношений подростков в классном коллективе "МЫ ВМЕСТЕ?!". Посмотрите еще раз внимательно скрин на главной странице: ЦОР Вы включаете в подшивку "Урок искусства XXI века", родительский пункт - "Искусство урока - урок-искусство" и вес - номер Вашей группы со знаком "-", например группа № 2 выбирает вес "-2".
С уважением Елена Тарасова
На: “Что за прелесть эти сказки!”
Елена Геннадьевна! Всё исправили!
С уважением, Лариса Михайловна.
На: “Что за прелесть эти сказки!”
ЭЭЭЭЭЭ, нет! Не все, забыли "-" поставить у выбранной цифры.
С уважением Елена Тарасова
На: “Что за прелесть эти сказки!”
Елена Геннадьевна! Готово!
С уважением, Лариса Михайловна.
На: “Что за прелесть эти сказки!”
Коллеги, у Вас получился отличный универсальный ресурс, который можно использовать и в начальной, и в средней школе. Понравилось всё, но особо хочется отметить конкурс "Перепутаница", сказочные объвления в газете, а также удачное использование сервиса "Свидетель". Молодцы! Воплощайте своё детище на практике. Удачи!
С уважением, Надежда Александровна, учитель истории и обществознания МБОУ "Лиманская СОш №2"