Народные промыслы
Submitted by Алёна Владимировна Долгова on Wed, 21/09/2016 - 11:34
Как происходило зарождение народных промыслов в Воронежской области
Submitted by Антонина Александровна Яишенкина on чт, 26/02/2015 - 17:32
Данные об авторе
Автор(ы):
Карпова Мария, 10 класс МКОУ Сокольской СОШ, руководитель Яишенкина А.А.
Место работы, должность:
МКОУ Сокольская СОШ, учитель географии
Регион:
Нижегородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория:
Классный руководитель
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Цель урока:
Изучение художественных промыслов Нижегородской области и Сокольского района, их особенностей.
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемое оборудование:
1. Величко Н.Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Аст-Пресс, 2009.
2. Народные мастера, традиции, школы. Под ред. М.А. Некрасовой. М., 1995.
3. Народные художественные промыслы. Под ред. А.В.Станицкого. М., 1999.
4. Разина Т. Художественные промыслы Подмосковья. М., 1992.
5. Рондели. Народное декоративно-прикладное искусство. – М., 1984.
6. Смолицкий Б.Г., Скавронская Т.Н. Художественные промыслы России. М., 1999.
7. Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. М., 1993.
8. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М.,1992.
9.Художественные промыслы Нижегородской области. Сост. О.А.Кузнецова. Нижний Новогород,2000.
Краткое описание:
<p>В работе происходит знакомство <span style="line-height:1.6"> с видами народных промыслов Нижегородской области, </span><span style="line-height:1.6">изучается размещение предприятий народных промыслов на территории Нижегородской области, их продукция, </span><span style="line-height:1.6">анализируется развитие народных промыслов в Сокольском районе. Данная работа будет полезна учащимся для подготовки к урокам географии, краеведения, изобразительного искусства, декоративно- прикладного творчества и внеклассным мероприятиям. Работа способствует сохранению, бережному отношению к народным промыслам и ремёслам.</span></p> <p> </p>
Районный отдел образования администрации
Сокольского муниципального района
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Submitted by Оксана Германовна Булгатова on Sat, 06/12/2014 - 05:46
Данные об авторе
Автор(ы):
Булгатова Оксана Германовна
Место работы, должность:
Учитель мировой художественной культуры и спецкурса "Традиционная культура народов Прибайкалья", МБОУ Аларская средняя школа.
Урок «По имени называют…» (спецкурс «Традиционная культура народов Прибайкалья»).
Образовательные цели: учащиеся должны узнать, какие имена давали в старину предки славян, как это происходило, о связи имянаречения с мировоззрениями славян.
Развивающие цели: развивать умения и навыки работы с текстом, находить и правильно интерпретировать находящуюся в тексте информацию, развивать умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, развивать коммуникативные компетентности обучающихся.
Воспитательные цели: воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому, к традициям народа.
У: Ребята, о чем мы говорили на предыдущих уроках? (варианты ученических ответов).
У: мы продолжаем говорить о традициях русской семьи, русского домоустроения. Наш урок называется «По имени называют…».
Вопрос: можно по названию урока сказать, чему будет посвящен наш урок?
(слайд 1 название урока)
.
У: Много раздумий, советов и даже споров бывает в семье при выборе имени младенцу. Человек стал употреблять имена около 7тыс.лет назад. Как сказано в Библии, первочеловеку Адаму Богом была дарована власть наделять именами окружающие его предметы… Давать имя, «нарекать дитя» всегда было и интересно, и ответственно. Существует специальная наука о происхождении имен – антропонимика («антропос» - человек, «онима» - имя).
Ребята, я просила вас собрать к уроку пословицы, поговорки, дразнилки, частушки об именах. Начнем урок с фольклора…
У: Вернемся к теме урока. Ребята, знаете ли вы древние русские имена? (нет). А знаете ли вы что такое именины?
О чем мы сегодня узнаем?
(слайд 2 Цели урока).
Как и какие имена давали русские в старину? Почему именно такие? – давайте вместе с вами исследуем эту проблему.
Работа в группах по карточкам (напомнить правила работы в группах) (5 мин).
Карточка №1 для группы 1.
Перед вами ряды славянских имен, распространенных на Руси до принятия христианства (988г). Имена объединены в ряды по какому-либо существенному признаку, который лежал в основе имянаречения. Изучите эти ряды имен и предположите, почему на Руси давали такие имена? Что они могли отражать?
Умник, Храбр, Добр, Добрыня, Молчун, Бессон.
2. Кудряш, Черняк, Черныш, Белой, Беляй, Красава.
Карточка №1 для группы 2.
Перед вами ряды славянских имен, распространенных на Руси до принятия христианства (988г). Имена объединены в ряды по какому-либо существенному признаку, который лежал в основе имянаречения. Изучите эти ряды имен и предположите, почему на Руси давали такие имена? Что они могли отражать?
Старшой, Второй, Третьяк, Шестак, Меньшак, Осьмь.
Ждан, Милуша, Любим, Бажен, Богдан, Неждан, Нечай.
Карточка №1 для группы 3.
Перед вами ряды славянских имен, распространенных на Руси до принятия христианства (988г). Имена объединены в ряды по какому-либо существенному признаку, который лежал в основе имянаречения. Изучите эти ряды имен и предположите, почему на Руси давали такие имена? Что они могли отражать?
Мороз, Ярец, Вешняк, Жар, Даждь, Гроза, Метелица.
Косой, Рябой, Грязнуха, Ненаш, Черток, Неустрой.
Беседа: Почему на Руси были распространены такие имена? Ваши предположения…
Слайды 3,4,5 с рядами имен – демонстрировать во время беседы.
Вывод, который должны сделать ребята в ходе беседы:
Древнерусские имена отражали:
черты характера, особенности способностей и поведения;
внешность ребенка, физические особенности его;
его очередность в семье;
родительские чувства по отношению к ребенку;
обстоятельства рождения;
заботу родителей о ребенке (имена-обереги или имена-прозвища).
У: В 988г произошло событие, которое во многом повлияло на русские имена. После христианизации Руси каждый славянин получал еще одно имя – крестильное или христианское.
Слайд 6 Крещение
Почему нужно было человеку еще новое имя? Как это происходило? Какие имена давали в послехристианский период? Давайте узнаем.
Работа в группах по карточкам (5мин.)
Беседа по вопросам:
Почему по представлениям древних славян необходимо было крестить и давать новое имя ребенку?
В какие сроки крестили детей?
Как давали имена при крещении?
Почему в прошлом у православных было принято отмечать лишь именины, а не дни рождения?
Какие существовали запреты при наречении ребенка? С чем они были связаны?
К каким последствиям в наречении привело крещение детей?
О каких пословицах, связанных с наречением, вы узнали?
Слайд 7.
Православная церковь:
«Не крещеный ребенок – чертенок»
«По имени – и житие»
«Именем нарекать – судьбу давать».
У: А теперь обратимся к данному слайду.(слайд 8)
Святослав, Ярослав, Остромир, Всеволод, Мирослав, Владислав.
1. В чем, на ваш взгляд, отличие этих имен от предыдущих? (Они более звучные, торжественные, красивые).
2. Как, по законам русского языка, произошли эти имена? (Они сложные, двуосновные).
3. На какие корни слов следует обратить внимание? ( Один корень –слав, т.е. славный, -мир, т.е. большой, -волод, т.е. владеющий богатством, -яр, т.е. сильный).
4. Как вы думаете, в каких семьях было принято нарекать детей этими именами?(Подобные имена были распространены в среде знати. В семьях знатных особенно внимательно и щепетильно относились к выбору имен. Имя могло указывать на социальное происхождение).
У: В семьях знатных людей, потомков князей имя должно было напоминать о славных предках. Поэтому детей называли в честь выдающихся родственников, веря, что он повторит их жизненный путь. Называть княжичей «дедным» именем было особенно почетно. Этим объясняется, например, факт, что родословная русских князей пестрит одними именами: Владимир, Всеволод, Ярослав, Ярополк…
Обычай называть в честь бабушек или дедушек также распространился и на дворянские семьи.
У: А теперь узнаем еще любопытные факты русской истории, связанные с именами.
Сообщение ученицы о двойных именах некоторых русских князей.
Рефлексия: давайте обобщим, что нового вы узнали на уроке?
Повторить слайд 2 (цели урока)
Обобщение: слайды 9,10.
У: оцените свою работу.
У: Сегодня собственно русских имен осталось немного. Почти все современные имена пришли к нам из Византии и имеют в происхождении греческие корни.
В заключение урока группа учащихся выступают с мини-исследованиями «Мое имя».
Регион:
Иркутская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
основное общее образование
Уровень образования:
дополнительное образование детей
Целевая аудитория:
Воспитатель
Целевая аудитория:
Классный руководитель
Целевая аудитория:
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы):
Культурология
Предмет(ы):
Мировая художественная культура
Цель урока:
Образовательная: --- учащиеся должны узнать какие имена давали в старину предки славян, как это происходило, о связи имянаречения с мировоззрением славян;
Развивающие: --- развитие умений и навыков работы с текстом, умение находить и правильно интерпретировать находящуюся в тексте информацию;
-- развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать найденную информацию;
--- развитие коммуникативных компетентностей учащихся.
Воспитательная: --- воспитание интереса и уважения к историческому прошлому и традициям русского народа.
Тип урока:
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории):
23
Используемые учебники и учебные пособия:
1. Лисова К.Л. "Народоведение", учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2004
2. Короткова М.В. "Путешествие в историю русского быта", М., 2003
3. Короткова М.В. "Культура повседневности", М., 2002
Используемая методическая литература:
1. Лисова К.Л. "Народоведение", М., "Владос", 2004
2. Короткова М.В. "Путешествие в историю русского быта", М., 2003
3. Короткова М.В. "Культура повседневности", М., 2002
4. "Праздники народов России" , Энциклопедия. М., "Росмэн", 2000
5. Ред. Ю.С. Рябцев "Мир русского крестьянства", М., "Росмэн", 2000
Краткое описание:
<p> Учебная программа "Традиционная культура народов Прибайкалья" разработана учителем истории и обществознания Дабановой Ларисой Германовной, высшей квалицикационной категории, МБОУ Аларская СОШ.</p> <p>На изучение курса отводится 68 часов. Изучение программы возможно в 7-8 классах; по 1 учебному часу в неделю, либо в одном из них по 2 часа в неделю.</p>
Учебная программа "Традиционная культура народов Прибайкалья" разработана как региональный компонент исторического образования для общеобразовательных школ, имеет краеведческую, культурол
Submitted by Татьяна Красильникова on пн, 25/02/2013 - 19:17
Данные об авторе
Автор(ы):
Красильникова Татьяна Сергеевна
Место работы, должность:
МБОУ " Васильевская средняя общеобразовательная школа" , учитель начальных классов
Регион:
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
начальное общее образование
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы):
Изобразительное искусство
Цель урока:
1.Расширить знания детей о Гжели. ".Активизировать творческое воображение, развивать художественный вкус. 3.Воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство любви к Родине.
Тип урока:
Урок закрепления знаний
Используемое оборудование:
Работы из дерева, старинный сундучок, записи музыки, книги о русских народных промыслах,поделки:Гжель,береста, Дымка, Хохлома. Компьютер .
Краткое описание:
1. Организационное начало урока. 2.Введение в тему урока. 3.Беседа « Загадочный синий цвет Гжели». 4.Физкультминутка. 5.Самостоятельная работа учащихся. 6.Показ и оценка работ. 7.Рефлексия.
Submitted by Татьяна Семеновна Яценко on Fri, 08/02/2013 - 01:38
Данные об авторе
Автор(ы):
Яценко Татьяна Семеновна
Место работы, должность:
учитель географии
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
основное общее образование
Целевая аудитория:
Классный руководитель
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Цель урока:
воспитывать любовь к Родине, уважение к труду, прививать интерес к изучению ремесел и стремление своими руками создавать красоту.
Краткое описание:
Изучение народных промыслов России: хохлома, гжель, палех, дымковская игрушка, ростовская финифть, жостовские подносы, матрешки.
Submitted by Марина Геннадьевна Самойлова on пн, 29/10/2012 - 11:51
Данные об авторе
Автор(ы):
Самойлова марина Геннадьевна
Место работы, должность:
МАДОУ ЦРР ДС №378
Регион:
Челябинская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
дополнительное образование детей
Целевая аудитория:
Воспитатель
Целевая аудитория:
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория:
Родитель
Предмет(ы):
Изобразительное искусство
Цель урока:
Закрепить название видов промысла "хохлома","гжель", "городец", "дымка"
развивать умение доводить начатое до конца, внимательность
словарная работа: хохлома, гжель, городец, дымка, ритм, элемент
Тип урока:
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории):
12
Используемое оборудование:
компьютер,SMART доска, заготовки-контуры , кисти, краска
Краткое описание:
описание фрагмента НОД для детей старшей группы МАДОУ ЦРР ДС №378 работа с доской: игра "Узнай народный промысел", "Выложи узор из элементов" работа с красками
I Игровая проблемная ситуация: На выставку привезли предметы народного промысла. При выгрузке перепутали выстовочные стенды. Распределить предметы правильно.
» Размещено в сообществах:
Submitted by Нина Васильевна Певкина on чт, 15/12/2011 - 20:14
Данные об авторе
Автор(ы):
Певкина Нина Васильевна
Место работы, должность:
учитель ИЗО МОУ СОШ №9 ст. Расшеватской
Регион:
Ставропольский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
основное общее образование
Целевая аудитория:
Воспитатель
Целевая аудитория:
Классный руководитель
Целевая аудитория:
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Цель урока:
1. Знакомство с художественной росписью по дереву мастеров из Хохломы: виды узоров и способы нанесения.
2. Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию.
3. Воспитывать интерес к традициям, к творчеству народных мастеров.
Тип урока:
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории):
20
Используемые учебники и учебные пособия:
Программа образовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы Б.М.Неменского
Используемое оборудование:
а) для учителя : компьютерный класс или мультимедийный проектор,таблица с элементами травного орнамента, таблицы "Травный" орнамент; работы учащихся; наборы хохломской посуды, мел, классная доска;
б) для ученика : таблица "Травный" орнамент, краски гуашевые, кисти беличьи, посуда из папье-маше, учебные принадлежности.
Используемые ЦОР:
презентация
Краткое описание:
презентация "Хохлома" представляет собой иллюстративный ряд изделий этого народного промысла
Submitted by Валентина Ивановна Корытько on чт, 31/03/2011 - 20:59
Данные об авторе
Автор(ы):
Корытько Валентина Ивановна
Место работы, должность:
Учитель начальных классов и ОПК МОУСОШ №26 х.Красный Кут Октябрьского района Ростовской области
Регион:
Ростовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
начальное общее образование
Целевая аудитория:
Классный руководитель
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы):
Внеклассная работа
Предмет(ы):
Культурология
Цель урока:
показать целостность мира культуры русского народа, в котором невозможно разъединить на части отдельные понятия и явления, разделить духовную и материальную культуру, разорвать цепь времен и поколений
Учащихся в классе (аудитории):
20
Используемая методическая литература:
Песенник пионера. Москва: изд. Музыка, 1984г.
Поем мы дружно песню. Москва: изд. «Советский композитор»,1988г.
Фольклорный праздник «Нижегородская ярмарка», // Начальная школа, № 2, 2004г.
«Это русская сторонка, это родина моя», О. Котова, //Дошкольное воспитание, № 2, 1997г.
«Ярмарка, ярмарка, широкая ярмарка», Л. Пантелеева, //Дошкольноевоспитание, № 5, 1997г.
Используемое оборудование:
Оформление праздника:
плакат «У России руки золотые»;
выставка творческих работ детей и родителей по тематике народных промыслов.
Оборудование:
магнитофон и аудиокассеты с записями народной музыки;
репродукции картин русских художников с изображением красивейших уголков русской природы;
образцы изделий по мотивам народных промыслов.
Краткое описание:
<p> Значимость нравственного и эстетического воспитания на Руси отмечалась во все времена. Эстетическое и нравственное воспитание в Древней Руси осуществлялось через усвоение народной этики, эстетики, участие в ритуалах и обрядах. Песни, сказания, былины, ремесла, постоянное общение с природой развивали художественный вкус людей, обеспечивали связь нравственного с прекрасным. Идеалом красоты являлось служение Родине. Мера духовного, единое вселенское чувство добра и красоты, народное мировоззрение пронизывали всё бытие предков, которое было устроено по принципу «не навреди себе, природе, миру». Усвоение знаний реализовывалось через традиции, праздники, фольклор, ремесло.</p> <p> Традиции русской народной культуры являются естественным синтезом искусства слова, музыки, изобразительного и прикладного искусства. С развитием капиталистических отношений отдельные народные промыслы получили широкое</p> <p> развитие и отошли от традиционного народного творчества (хохлома, гжель, плетение кружев и т.д.), однако их единение с духовными корнями народного творчества оставалось по-прежнему крепким.</p> <p> Сумма конкретных знаний о культуре России, обычаях и традициях, осмысленная с позиций настоящего, должна привести к формированию у школьников национальных и общечеловеческих идеалов: отношение к природе, семье, народу, родной земле. Кроме чисто познавательного, праздник имеет очень важное воспитательное значение, так как показывает нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного патриотического чувства, даёт глубокую основу для размышления о добре, красоте, правде, нравственные и эстетические ориентиры, так необходимые в современном мире.</p>
Ход праздника.
Ребенок 1: Добрый день и всем поклон, гости дорогие!
Данные об авторе
Автор(ы):
Оненко Ольга Ивановна
Место работы, должность:
МОУ ООШ № 7 г. Амурск, учитель ИЗО, черчения
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
начальное общее образование
Целевая аудитория:
Классный руководитель
Целевая аудитория:
Родитель
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Цель урока:
обобщение учебного материала
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний
Краткое описание:
Итоговый урок-викторина с использованием интерактивной доски
Submitted by Елена Геннадьевна Тарасова on Wed, 18/08/2010 - 17:11
Данные об авторе
Автор(ы):
Карташова Ирина Николевна
Место работы, должность:
МОУ Шпикуловская СОШ Жердевского района, учитель изобразительного искусства
Регион:
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
основное общее образование
Целевая аудитория:
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы):
Изобразительное искусство
Цель урока:
выявление места декоративного искусства в жизни общества, освоение принципов гармонизации композиции на основе цветовых ритмов и цветовой доминанты.
Тип урока:
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории):
20
Используемые учебники и учебные пособия:
программа Б. Неменского
Используемая методическая литература:
метолические рекомендации к поурочному планированию Б. Неменского
Используемое оборудование:
компьютер, проектор, принадлежности для изодеятельности детей
Используемые ЦОР:
слайдовая презентация
Краткое описание:
Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с народными промыслами нашей страны. Нам предстоит выполнить натюрморт из предметов народного быта, украшенных в стиле городецкой и хохломской росписи. Познакомимся с особенностями этих промыслов.