Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"По имени величают..."

Submitted by Оксана Германовна Булгатова on Sat, 06/12/2014 - 05:46
Данные об авторе
Автор(ы): 
Булгатова Оксана Германовна
Место работы, должность: 

Учитель мировой художественной культуры и спецкурса "Традиционная культура народов Прибайкалья", МБОУ Аларская средняя школа.

                          Урок «По имени называют…»  (спецкурс «Традиционная культура народов Прибайкалья»).

 

Образовательные цели: учащиеся должны узнать, какие имена давали в      старину предки славян, как это происходило, о связи имянаречения с мировоззрениями славян.

Развивающие цели: развивать умения и навыки работы с текстом, находить и правильно интерпретировать находящуюся в тексте информацию, развивать умения сравнивать,  анализировать и обобщать информацию, развивать коммуникативные компетентности обучающихся.

Воспитательные цели: воспитывать интерес и уважение к историческому прошлому, к традициям народа.

 

У: Ребята, о чем мы говорили на  предыдущих уроках?   (варианты ученических ответов).

У:  мы продолжаем говорить о традициях русской семьи, русского домоустроения. Наш урок называется «По имени называют…». 

Вопрос: можно по названию урока сказать, чему будет посвящен наш урок?

                                               (слайд 1  название урока)

.

У: Много раздумий, советов и даже споров бывает в семье при выборе имени младенцу. Человек стал употреблять имена около 7тыс.лет назад. Как сказано в Библии, первочеловеку Адаму Богом была дарована власть наделять именами окружающие его предметы… Давать имя, «нарекать дитя» всегда было и интересно, и ответственно. Существует специальная наука о происхождении имен – антропонимика  («антропос» - человек, «онима» - имя).

         Ребята, я просила вас собрать к уроку пословицы, поговорки, дразнилки, частушки об именах. Начнем урок с фольклора…

 

         У: Вернемся к теме урока.  Ребята, знаете ли вы древние русские имена?   (нет).  А знаете ли вы что такое именины?  

О чем мы сегодня узнаем?

                                               (слайд 2 Цели урока).

 

         Как и какие имена давали русские в старину? Почему именно такие? – давайте вместе с вами исследуем эту проблему.

 

Работа в группах по карточкам  (напомнить правила работы в группах)   (5 мин).

 

 

 

 

Карточка №1 для группы 1.

 

Перед вами ряды славянских имен, распространенных на Руси до принятия христианства (988г).  Имена объединены в ряды по какому-либо существенному признаку, который лежал в основе имянаречения. Изучите эти ряды имен и предположите, почему на Руси давали такие имена? Что они могли отражать?

 

Умник, Храбр, Добр, Добрыня, Молчун, Бессон.

 2.  Кудряш, Черняк, Черныш, Белой, Беляй, Красава.

 

 

 

 

 

 Карточка №1 для группы 2.

 

Перед вами ряды славянских имен, распространенных на Руси до принятия христианства (988г).  Имена объединены в ряды по какому-либо существенному признаку, который лежал в основе имянаречения. Изучите эти ряды имен и предположите, почему на Руси давали такие имена? Что они могли отражать?

 

Старшой, Второй, Третьяк, Шестак, Меньшак, Осьмь.
Ждан, Милуша, Любим, Бажен, Богдан, Неждан, Нечай.

 

 

 

 

 

 

Карточка №1 для группы 3.

 

Перед вами ряды славянских имен, распространенных на Руси до принятия христианства (988г).  Имена объединены в ряды по какому-либо существенному признаку, который лежал в основе имянаречения. Изучите эти ряды имен и предположите, почему на Руси давали такие имена? Что они могли отражать?

 

Мороз, Ярец, Вешняк, Жар, Даждь, Гроза, Метелица.
Косой, Рябой, Грязнуха, Ненаш, Черток, Неустрой.

 

 

 

 

 Беседа:  Почему на Руси были распространены такие имена?  Ваши  предположения…

   Слайды 3,4,5  с рядами имен – демонстрировать во время беседы.

 

Вывод, который должны сделать ребята в ходе беседы:

 

Древнерусские имена отражали:

черты характера, особенности способностей и поведения;
внешность ребенка, физические особенности его;
его очередность в семье;
родительские чувства по отношению к ребенку;
обстоятельства рождения;
заботу родителей о ребенке  (имена-обереги или имена-прозвища).

 

 

 

У: В 988г произошло событие, которое во многом повлияло на русские имена. После христианизации Руси каждый славянин получал еще одно имя – крестильное или христианское.

 

Слайд 6 Крещение

Почему нужно было человеку  еще новое имя? Как это происходило? Какие имена давали в послехристианский период?  Давайте узнаем.    

 

Работа в группах по карточкам (5мин.)

 

Беседа по вопросам:

 

Почему по представлениям древних славян необходимо было крестить и давать новое имя ребенку?
В какие сроки крестили детей?
Как давали имена при крещении?
Почему в прошлом у православных было принято отмечать лишь именины, а не дни рождения?
Какие существовали запреты при наречении ребенка? С чем они были связаны?

 

К каким последствиям в  наречении привело крещение детей?
О каких  пословицах, связанных с наречением, вы узнали?

Слайд 7.

Православная церковь:

«Не крещеный ребенок – чертенок»
«По имени – и житие»
«Именем нарекать – судьбу давать».

 

У: А теперь обратимся к данному слайду.(слайд 8)

 

Святослав, Ярослав, Остромир, Всеволод, Мирослав, Владислав.

 

1.  В чем, на ваш взгляд, отличие этих имен от предыдущих?  (Они более звучные, торжественные, красивые).

2.    Как,  по законам русского языка, произошли эти имена?  (Они сложные, двуосновные). 

3.   На какие корни слов следует обратить внимание?     ( Один корень –слав, т.е. славный,  -мир, т.е. большой,  -волод, т.е. владеющий богатством,  -яр, т.е. сильный).

4.  Как вы думаете, в каких семьях было принято нарекать детей этими именами?(Подобные имена были распространены в среде знати.  В семьях знатных особенно внимательно и щепетильно относились к выбору имен.  Имя могло указывать на социальное происхождение).

 

У: В семьях знатных людей, потомков князей имя должно было напоминать о славных предках. Поэтому детей называли в честь выдающихся родственников, веря, что он повторит их жизненный путь. Называть княжичей «дедным» именем было особенно почетно.  Этим объясняется, например, факт, что родословная русских князей пестрит одними именами: Владимир, Всеволод, Ярослав, Ярополк…

Обычай называть в честь бабушек или дедушек также распространился и на дворянские семьи.

 

У: А теперь узнаем еще любопытные факты русской истории, связанные с именами.  

 

Сообщение ученицы о двойных именах некоторых русских князей.

 

Рефлексия:  давайте обобщим, что нового вы узнали на уроке? 

Повторить слайд 2 (цели урока)

 Обобщение:  слайды 9,10.

 

У: оцените свою работу.

 

У:  Сегодня собственно русских имен осталось немного. Почти все современные имена пришли к нам из Византии и имеют в происхождении греческие корни.

 

В заключение урока группа учащихся выступают с мини-исследованиями  «Мое имя».

 

 

Регион: 
Иркутская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
дополнительное образование детей
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Педагог дополнительного образования
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Краеведение
Предмет(ы): 
Культурология
Предмет(ы): 
Мировая художественная культура
Цель урока: 

Образовательная: --- учащиеся должны узнать какие имена давали в старину предки славян, как это происходило, о связи                  имянаречения с мировоззрением славян;

Развивающие:  --- развитие умений и навыков работы с текстом, умение находить и правильно интерпретировать находящуюся в тексте информацию; 

-- развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать найденную информацию;

--- развитие коммуникативных компетентностей учащихся.

Воспитательная: --- воспитание интереса и уважения к историческому прошлому и традициям русского народа.

Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учащихся в классе (аудитории): 
23
Используемые учебники и учебные пособия: 

1. Лисова К.Л. "Народоведение", учебное пособие для учащихся общеобразовательной школы, М.: Гуманитарный издательский центр "Владос", 2004

2. Короткова М.В. "Путешествие в историю русского быта", М., 2003

3. Короткова М.В. "Культура повседневности", М., 2002

Используемая методическая литература: 

1. Лисова К.Л. "Народоведение", М., "Владос", 2004

2. Короткова М.В. "Путешествие в историю русского быта", М., 2003

3. Короткова М.В. "Культура повседневности", М., 2002

4. "Праздники народов России" , Энциклопедия. М., "Росмэн", 2000

5. Ред. Ю.С. Рябцев "Мир русского крестьянства", М., "Росмэн", 2000

Краткое описание: 
<p>&nbsp;Учебная программа &quot;Традиционная культура народов Прибайкалья&quot; разработана учителем истории и обществознания Дабановой Ларисой Германовной, высшей квалицикационной категории, МБОУ Аларская СОШ.</p> <p>На изучение курса отводится 68 часов. Изучение программы возможно в 7-8 классах; по 1 учебному часу в неделю, либо в одном из них по 2 часа в неделю.</p>

Учебная программа "Традиционная культура народов Прибайкалья" разработана как региональный компонент исторического образования для общеобразовательных школ, имеет краеведческую, культурологическую направленность.

Актуальность курса "Традиционная культура нородов Прибайкалья" обусловлена необходимостью приобретения учащимися знаний о традиционной культуре региона, приобщения обучающихся к ценностям традиционной материальной и духовной культуры своих предков.

Новизна содержания курса определяется кругом изучаемых вопросов. В содержание входит не только традиционная культура коренных народов региона: бурят, эвенков, тофаларов, тувинцев, но и традиционная культура русского, татарского, якутского народов, как наиболее многочисленных этносов, проживающих сегодня в данном регионе. Такое содержание позволяет осуществлять также поликультурное образование и толерантное воспитание учащихся.

Реализация программы предусматривает широкую взаимосвязь с другими предметами школьного курса: историей, литературой, МХК, уроками музыки и изобразительного искусства, что является одним из достоинств её. Для достижения целей обучения применяется широкий спектр средств обучения: теоретические занятия, просмотр видеофильмов, слайдов, чтение научно-популярной литературы, практические и самостоятельные занятия, включающие работу в сети Интернет. Задания ориентируют на владение ключевыми понятиями культурно-исторической эпохи, исследовательскую работу по поиску информации и подготовку творческих уроков. На "выходе" учащиеся должны уметь представлять результаты обучения в различных формах: презентации, рефераты, эссе, а самое главное - результаты обучения должны "вылиться" в практическое поведение гражданина сознательного, культурного, толерантного.

Прикрепленный файл Size
По имени называют.ppt 300 KB

Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн