Официальный сайт oriflame100 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



проект "Добрым людям на загляденье"

Submitted by Антонина Александровна Яишенкина on чт, 26/02/2015 - 17:32
Данные об авторе
Автор(ы): 
Карпова Мария, 10 класс МКОУ Сокольской СОШ, руководитель Яишенкина А.А.
Место работы, должность: 

МКОУ Сокольская СОШ, учитель географии

Регион: 
Нижегородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
Все классы
Предмет(ы): 
География
Предмет(ы): 
Искусство
Предмет(ы): 
Краеведение
Цель урока: 

 Изучение художественных промыслов   Нижегородской области и Сокольского района, их особенностей.

Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Используемое оборудование: 

1. Величко Н.Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Аст-Пресс, 2009.

2. Народные мастера, традиции, школы. Под ред. М.А. Некрасовой. М., 1995.

3. Народные художественные промыслы. Под ред. А.В.Станицкого. М., 1999.

4. Разина Т. Художественные промыслы Подмосковья.  М., 1992. 
5. Рондели. Народное декоративно-прикладное искусство. – М., 1984.

6. Смолицкий Б.Г., Скавронская Т.Н. Художественные промыслы России.  М., 1999. 

7. Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. М., 1993. 
8.  Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М.,1992. 

9.Художественные промыслы Нижегородской области. Сост. О.А.Кузнецова. Нижний Новогород,2000.

Краткое описание: 
<p>В работе происходит знакомство&nbsp;<span style="line-height:1.6">&nbsp;с видами народных промыслов Нижегородской области,&nbsp;</span><span style="line-height:1.6">изучается &nbsp;размещение предприятий народных промыслов на территории Нижегородской области, их продукция,&nbsp;</span><span style="line-height:1.6">анализируется &nbsp;развитие народных промыслов в Сокольском районе. Данная работа будет полезна учащимся для подготовки к урокам географии, краеведения, изобразительного искусства, декоративно- прикладного творчества и внеклассным мероприятиям. Работа способствует сохранению, бережному отношению к народным промыслам и ремёслам.</span></p> <p>&nbsp;</p>

Районный отдел образования администрации

Сокольского муниципального района

 

Муниципальное казённое образовательное учреждение

 Сокольская средняя школа

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-исследовательская работа

«ДОБРЫМ ЛЮДЯМ НА ЗАГЛЯДЕНЬЕ»

(География народных промыслов Нижегородской области)


 

 

 





                                     

 

 

 

                                       Выполнила:

                                       Ученица10 класса Карпова Мария

                                    

                                       Руководитель:

                                       учитель географии

                                      Яишенкина Антонина Александровна









 


р.п. Сокольское, 2015год
 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

I.Основная часть

1.1.Виды и характеристика

народных промыслов Нижегородской области……………………………….5

1.2.Размещение народных промыслов на территории

Нижегородской области……………………………………………………….11

1.3.Народные промыслы Сокольского района……………………………….14

Заключение……………………………………………………………………..16

Литература………………………………………………………………………17

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     «Самым высоким видом  искусства,

                                                      самым  талантливым, самым  гениальным

                                                      является  народное искусство, то есть то,

                                                      что запечатлено народом, сохранено,

                                                      что народ пронес через столетия.»

                                                                                                             М.И.Калинин

Введение.

Земля наша русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, одаренными людьми, создавшими своими руками сказочную красоту. В своем творчестве они отражали чаяния и мечты крестьянина, его видения мира, его духовную жизнь, добро и справедливость, высокие нравственные начала. Само существование человека неотделимо от природы, которая дает материал для жилища и одежды, продукты питания, определяет ритм человеческой жизни сменой дня и ночи, чередованием времен года. Поэтому и находит все это отражение в произведениях народного творчества, составляющих целостное явление культуры каждого народа. Ремесленную работу люди выполняли параллельно со своими основными занятиями. Путь от домашнего промысла, связанного с переработкой сырья в своем хозяйстве, до возникновения художественных промыслов был долгим.

В век технического прогресса, машин и автоматики изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем из природных материалов, приобрели особое значение. Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

Актуальность работы определяется важностью изучения локальных особенностей народных промыслов для воссоздания общей картины развития русской художественной традиции, социально – прикладной значимостью,  способствующей реконструкции и сохранению традиционных производств как составной части русской национальной культуры.

Целью данной работы являлось изучение художественных промыслов   Нижегородской области, их особенностей.

Задачи: 
1.Познакомиться с видами народных промыслов Нижегородской области.

2.Изучить размещение предприятий народных промыслов на территории Нижегородской области, их продукцию.

3.Проследить виды орнаментации, стилевые особенности.
4.Проанализировать развитие народных промыслов в Сокольском районе. 

5.Способствовать сохранению, бережному отношению к народным промыслам и ремеслам.

Объект исследования - традиционная культура Нижегородской области.

Предмет исследования – художественные традиции в сфере народных промыслов Нижегородской области.

Сбор материала осуществлялся путем изучения литературных источников, интернет ресурсов, посещения районного краеведческого музея.

Методика исследования:

1. Сбор материалов о народных промыслах Нижегородской области и Сокольского района.

2. Анализ, обработка и систематизация полученных литературных и иных данных по  теме.

Я считаю, что данная работа  будет полезна учащимся для подготовки к урокам географии, краеведения, изобразительного искусства, декоративно-прикладного творчества и внеклассным мероприятиям.

 

 

 

 

 

I.Основная часть.

1.1.Виды и характеристика народных промыслов Нижегородской области

Слово "промысел" произошло от "промыслить", то есть подумать, как добыть средства для жизни (такое определение дает словарь В.Даля) и промыслы существовали до тех пор, пока приносили доход и кормили.
По-крестьянски расчётливые мастера понимали: сработают совсем просто - люди не купят, будет работа слишком затейливой - себе в убыток, много не сделаешь, а цена возрастёт - опять же не купят. Крестьянская сметка всегда помогала мастеру находить ту меру выразительных средств, достаточных, чтобы и украсить предмет, и продать его не в ущерб выгоде.

Нижегородская область, по признанию искусствоведов и этнографов - одна из самых богатых в России по разнообразию народных промыслов. Причины этого назвать нетрудно. Природа края не особенно щедра для крестьянина: сырое, болотистое Заволжье имеет бедные почвы, да и местный климат трудно назвать благоприятным для ведения сельского хозяйства. Зато еще П.И. Мельников-Печерский отметил: "леса заволжанина кормят". Не только топливо, не только строительный материал - лес дал нижегородцам сырье для прикладного искусства, которое наполнило их дома полезными и прекрасными предметами. Со временем в отдельных селах возникли  ремесленные школы, на базе которых были созданы промышленные предприятия, которые дают новую жизнь традиционным  промыслам.

Рассмотрим наиболее известные .

1.Художественная обработка дерева.

Дерево — один из древних символов России. В древнеславянской мифологии древо жизни символизировало мироздание. Тенистые рощи и дубравы, таинственные темные чащи и светло-зеленое кружево лесных опушек издревле притягивали к себе ценителей красоты, пробуждали у нашего народа творческую энергию. Не случайно у народных мастеров именно дерево - один из самых любимых природных материалов.

Городецкая роспись по дереву – один из самых знаменитых художественных промыслов России. Среди самых распространенных сюжетов – гуляния, чаепития, знаменитый городецкий конь с всадником, народные праздники. Ярко, любовно, но вместе с тем условно и весело написан быт, окружение - кони с пышными гривами и хвостами, довольные коты, столы с яствами, домашние цветы, ходики с гирями. Свое начало роспись берет с резьбы и инкрустации по дереву: ею украшались донца городецких прялок, которые делались из мореного дуба, имевшего разные оттенки древесины. Однако запасы этого сырья подошли к концу, и в конце ХIХ в. донца стали расписывать. Сейчас в Городце расписывают - мебель и кухонную утварь, которые отличают яркие краски с преобладанием красного, желтого, зеленого и черного.

Также всемирно известны хохломские изделия. Искусство хохломской росписи зародилось в конце XVII века. Свое название оно получило от села Хохлома, где проводились в прошлом большие ярмарки. На них продавалась деревянная посуда, в основном крашеная или, иначе, расписная. Хохломские изделия - ковши, братины, ложки, поставцы - изготавливаются из липы или березы. Так называемое «белье» - неокрашенные деревянные заготовки, покрывают грунтом, шпаклюют и смазывают олифой три-четыре раза, просушивая каждый слой. На высушенную поверхность последнего слоя олифы наносится алюминиевый порошок. Получается блестящая «серебряная» поверхность. Далее поверхность хохломского изделия расписывается масляными красками свободным кистевым приемом без предварительного рисунка. В хохломской росписи различают два вида орнамента - «травный» и «под фон». Наиболее древним являются «травные» узоры. Они выполняются в технике так называемого «верхового» письма. В нем цветочный орнамент наносится силуэтом поверх серебряного фона, который после дальнейшего нанесения лака и закалки в печи при температуре 100-110°С становится «золотым». К «верховому» письму относятся росписи «травка», «пряник», «под листок», «березка», «растительно-травный орнамент». Орнамент «под фон» включает такие росписи, как «фон», «древко» и «Кудрину». Роспись «фон» чаще всего использовалась для создания праздничной посуды - больших блюд, пивных кружек, ковшей.

Третий центр росписи расположен на юге области в крупном селе Полховский Майдан Вознесенского района. Полховско-майданская роспись сложилась относительно недавно на рубеже ХIХ-ХХ вв. Выполняется она анилиновыми красками с преобладанием ярко-розовой, желтой, зеленой, фиолетовой на предметах кухонной утвари, игрушках-тарарушках, небольших сувенирах, матрешках. Любимые темы - орнаменты из цветов, нарочито небрежно нарисованные условные деревенские пейзажи. В 1920-1930 гг. было налажено производство расписных выточенных на токарных станках игрушек - свистулек, матрешек, яиц, балалаек, грибов, самоварчиков, которые были названы "тарарушками". Село Полховский Майдан, ставшее в 1950-х гг. центром нового промысла, получило широкую известность. Сверкая радугой ярких анилиновых красок и лаком, чудесные игрушки отсюда расселились по многим городам России. Они сразу же полюбились детям своей яркостью, наивной простотой и свежим восприятием мира, где бегут по небесам розовые и голубые тучки, крутятся дивные мельницы, поют радостные птицы.

Широкую известность имеет семеновская роспись, которой украшают традиционных местных матрешек в ярких платках с цветами. Расписная многоместная матрешка, иногда состоящая из 15-18 кукол, стала символом русского народного искусства. Роспись матрешки выполняется анилиновыми красителями. Художники располагают цветы по всей поверхности изделия, добиваясь законченной композиции. Характерная деталь росписи - букетик цветов в руках у матрешки. Семеновская игрушка - один из наиболее известных русских сувениров. Изделия промысла неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках, широко представлены во многих ведущих музеях страны. 

2. Резьба по дереву.

Выразительной рельефной резьбой по дереву занимаются мастера Семенова и Городца: шкатулки, вазы, панно, сундуки и резные доски с фигурами животных, стилизованными лицами людей, традиционные пряничные доски во многом следуют образцам, которые оставили мастера прошлого. Наиболее колоритным образцом русской избы является дома, украшенные глухой резьбой, а в Нижегородском крае таковых сохранилось немало. Этот вид декоративного искусства получил название "корабельной рези" (так как изначально резьбой украшали носовые части кораблей и лодок), а позднее "домовой" или "глухой" резьбы. При всей традиционности образов и технологии изготовления резьба на крестьянских избах Нижегородской области различна в зависимости от времени и места изготовления. Резьба трудоемка и требует большой физической силы, мастерства и фантазии. На досках обозначались контуры будущих узоров, затем с помощью долот, топора, стамесок мастер вынимал "землю" или фон. Последняя стадия работы заключалась в проработке деталей. Особенно богато украшались лобовые доски, фронтоны, наличники, где резные образы сплетались в сложные композиции. Тематика такой резьбы унаследовала еще фольклорные языческие мотивы. В четкой последовательности и симметрии располагались богатый растительный орнамент - волнистые ветви с цветами и фантастическими плодами, вазоны с пышными букетами, виноградные лозы, солярные символы, а так же птицы, львы и мифологические образы - русалки и берегини, сирины и алконосты. Глухая резьба просуществовала до начала XX в., так как уже в конце XIX в. появляется "пропильная" техника, более легкая в исполнении. Но еще можно встретить в Нижегородской области старые дома с глухой резьбой, а отдельные ее образцы, собраны и хранятся в музеях.

3. Резьба по кости и камню.

В долине реки Пьяны, в селе Борнуково Бутурлинского района работает фабрика "Борнуковская пещера", изготавливающая традиционные фигурки животных, вырезанные из декоративного камня ангидрита - белого с розовым, желтоватым или зеленоватым оттенком. Любимые персонажи мастеров - лакомящийся медом медведь, взлетающий орел, лев. В Варнавино работает косторезная фабрика – ООО «Варко». Предприятие специализируется на выпуске изделий из простой поделочной кости. Изделия выполняются в технике ажурной, плоскорельефной или объемной резьбы.

4. Текстильные промыслы. Кружевоплетение. Вышивка.

В городе Балахне возрождается знаменитое искусство кружевоплетения. Лучшие изделия балахнинских мастериц находятся в экспозиции краеведческого музея, здесь же проводятся мастер-классы по плетению на коклюшках, выточенных из дерева. Перед кружевницей находится плотно набитый валик - подушка. На подушке закрепляется рисунок будущего кружева, нанесенного на плотную бумагу. На рисунке-сколке точками обозначаются места пересечения и переплетения нитей. В руках у кружевницы от 6 до 12 пар коклюшек с льняной хлопчатобумажной или шелковой нитью. 

Издавна славится по всей России городецкое золотное шитье. Мастерицы Городца использовали самую разнообразную технику, работы мастериц отличались богатым орнаментом и безупречным качеством.  Вышивкой украшали и одежду, особенно платки и душегреи. Не менее знаменита и вышивка, исполненная в технике «чкаловский» (горьковский или нижегородский)  гипюр.

5. Обработка металла.

 Традиции металлообработки сложились на базе кустарных промыслов, имеющих многовековую историю. В селе Чулково Вачского районе мастерили обитые железом сундуки для продажи на Нижегородской ярмарке, в Пурехе Чкаловского района и Лыскове отливали медные колокольчики. В Павлове и окрестностях исстари делали многообразные столовые приборы, известные на всю Россию. Город Павлово знаменит и тем, что здесь ученики Павловского училища изготовили царь-замок весом почти 400 килограммов, который включен в книгу рекордов Гиннеса, в музее находится уникальная микроскопическая механическая золотая блоха, а центральную площадь города украшает памятник кузнечного искусства – кованное дерево – лимон.

6.Ювелирные промыслы. Казаковская филигрань.

Видное место среди сокровищ русского ювелирного искусства филиграни занимают мастерские ювелирные изделия. Филигрань или скань - это способ изготовления художественных изделий из крученой или гладкой проволоки. Элементы сканного узора соединяются при помощи пайки.  Жители села Казаково Вачского района освоили технику зерни - украшения поверхности наплавленными шариками металлов и филиграни - спаивания узоров из тонких проволочек, иногда в сочетании с эмалями, при которой рельефные металлические орнаменты оживляются вкраплениями ярких красок. Изящные вазы, подстаканники, панно, столовые приборы, кубки,  броши, украшения, предметы церковного быта очень популярны.

7. Гончарное ремесло.

В некоторых районах области – Богородском, Городецком, Больше-Болдинском, ряде других - сохранились традиции гончарных промыслов. В Богородске при Доме  ремесел создан уникальный музей современной керамики, где проводятся мастер-классы на гончарном круге, мастер-классы по обжигу и обварке керамических изделий и увлекательные экскурсии. В Городецком районе село Смиркино знаменито своими гончарным промыслом – здесь старинным способом делают кухонную посуду. В селе Жбанниково с давних времён делают игрушки-свистульки. Особая окраска, символизировавшая кровь, душу, жизненную силу, а также сам процесс игры на этих примитивных музыкальных инструментах тесно связаны с древними магическими ритуалами.

8. Лозоплетение.

Жители Павлова, Арзамаса, Лысково и Городца владеют искусством плетения из лозы - здесь делают не только изящные и легкие корзины, но и мебель. Село Вареж –недалеко от г. Павлова имеется школа лозоплетения, куда приезжают учиться даже англичане и  китайцы.

9. Валяльный и кожевенный промыслы.

Возникновению кожевенного промысла способствовало наличие местных материалов: дубового сырья, извести поташа. Промысел был достаточно выгоден. Изготавливали кожи, а из них – изделия широкого потребления с применением возможных отделок.

В селах Борского района и в Арзамасе делали валенки и кошму, изготовляли войлочные шляпы. На базе этих кустарных промыслов сложились фабрики, работающие в Арзамасе и Неклюдове.

Нижегородцы всегда были народом умелым, старательным, а утварь, сделанная ими, разъезжалась по разным российским губерниям и за границу и служила людям долго, радуя их глаз настоящей красотой.(Приложение №1)

 1.2.Размещение народных промыслов

на территории Нижегородской области.

Место традиционного бытования народного художественного промысла - территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы. 
Согласно этому определению, я и решила рассмотреть предприятия Нижегородской области, занимающиеся художественной промысловой деятельностью. 
        Для наглядности и с целью показать основные виды промыслов и соответствующие им предприятия, предлагается таблица. (Приложение №2)География народных промыслов Нижегородской области представлена на карте.( Приложение №3)

 1. Художественная обработка дерева и резьба по дереву.

Фабрика ЗАО «Городецкая роспись» - г. Городец. В настоящее время предприятие выпускает более 500 наименований изделий: хлебницы, солонки, наборы посуды, доски, сундучки, шкатулки, детские игрушки и мебель. На фабрике работает иконописная мастерская, в которой искусно возрождается технология иконописи XIV века.

Фабрика Ордена «Знак почета» ЗАО «Хохломская роспись»-  г. Семенов,  ОАО «Хохломской художник» и ООО «Промысел» -  д. Семино Ковернинского р-на продолжают  традиции хохломской росписи. Хохломские предприятия выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры. В широком ассортименте имеются и принадлежности для шитья: грибки штопальные и коробки для рукоделия.

ИП Юртов В.В. – с. Вознесенское. Изделия предприятия носят преимущественно сувенирный характер. Среди игрушек-сувениров большое место занимает  полховско- майданская матрешка и декоративная токарная скульптура на темы русских народных сказок и сельской жизни. 

ООО « Торговый дом  «Семеновская роспись» – г. Семенов. Фабрика изготавливает сувенирные игрушки, берестяные и инкрустированные соломкой изделия, подставки, бочата, кадочки, ковши, бураки. 

2. Резьба по кости и камню.

Камнерезная фабрика "Борнуковская пещера"- с.Борнуково Бутурлинского района.   Помимо скульптур птиц и зверей в большом ассортименте мастера предприятия изготавливают предметы быта: изящные подсвечники, вазы, шкатулки, письменные наборы. На фабрике работает музейно – выставочный зал, для желающих проводятся мастер – классы резьбы по камню, экскурсии по фабрике и к Борнуковской пещере

Косторезная фабрика – ООО «Варко»- с. Варнавино. Ее продукция – шахматы, скульптурные композиции и отдельные фигурки, гребни, заколки, броши, бусы с резьбой и росписью на темы природы Нижегородского края.

3. Текстильные промыслы. Кружевоплетение. Вышивка.

ЗАО « Гипюр» - г. Чкаловск - продолжает традиции уникальной по технике исполнения вышивки «по выдергу». Предприятие производит комплекты постельного и столового белья, дорожки, салфетки, а также юбки, блузы, халаты из экологически безопасных тканей льна и хлопка с художественной вышивкой. Фабрики ЗАО «Юнона» ( г. Нижний Новгород), ЗАО «Борская строчевышивальная фабрика» ( г.Бор), ЗАО «Лысковские узоры» ( г. Лысково), ОАО «Тканые  узоры»( г. Шахунья), ООО « Катунская швейная фабрика» ( п. Катунки Чкаловского района), ООО «Городецкая золотная вышивка» развивают традиции многих строчевышивальных промыслов области.

4.Обработка металла.

ООО Завод складных ножей «Саро» - г. Ворсма -  выпускают прекрасные металлические художественные изделия.

ОАО «Павловский ордена Почета завод художественных металлоизделий им. Кирова» - г. Павлово -  крупнейший в России производитель столовых приборов из нержавеющей стали, изделий буфетных принадлежностей и ресторанной группы с художественной росписью и чеканкой, а также декоративным покрытием « под золото».

ООО « Арком» - г. Ворсма -  продолжает традиции ножевого промысла, художественной ковки и литья. Предприятие специализируется на изготовлении столовых приборов, топоров, тарелок из высококачественной пищевой нержавеющей стали, ножей различного назначения, подарочных наборов.

5. Ювелирные промыслы.

ЗАО « Казаковское предприятие художественных изделий» - с. Казаково Вачского района – наследует и развивает богатейшие традиции прошлого, ищет и осваивает все новые виды изделий. Находясь в постоянном творческом поиске, художники находят новые мотивы, сочетания. Так пришли к применению золочения, включению в рисунок природных камней, хрусталя, кости. Уникальность филигранным изделиям придает то, что все изделия выполняются мастерами вручную.

6.Гончарное ремесло. Богородский центр развития гончарного искусства – г. Богородск. Сейчас мастера центра занимаются как развитием традиций, так и новаторством. Любой желающий в стенах центра всегда найдет поддержку, получит квалифицированный ответ на вопрос, или просто сядет за гончарный круг и прикоснется к куску глины, почувствовав очарование одним из древнейших искусств.

7.Кожевенный промысел

Художественное объединение « Ренессанс» -п. Решетиха Володарского района -  специализируется на выпуске изделий из натуральной кожи с применением художественной обработки: выжигания, резьбы по коже, подсветки, плетения, тиснения.

1.3.Народные промыслы Сокольского района.

Взгляните на карту района.  Горшки, Кузнецово. Корчагово, Бочкари, Ведерницы, Решетники, Жерновики, Пестово – нетрудно догадаться, чем занимались жители этих сел и деревень. Известно также, где предки добывали соль: Солищи, Солунино, Усолье, Соличное.

Традиционным промыслом в районе был гончарный. Крестьяне некоторых селений занимались изготовлением горшков круглый год, не останавливая работу даже в летнюю пору. Продавались они по цене 1-5 копеек за штуку. В районном краеведческом музее хранится уникальная коллекция чернолощеной керамики.

Промыслами занимались целыми деревнями: в Юркине – плетением из лозы, Трушине – плетением лаптей.

 Свое развитие получил и льняной промысел, особенно после выхода указа Петра Первого « О размножении во всех губерниях льняного и пенькового промысла». В связи с огромными потребностями армии и флота в полотне царь повелел увеличить посевы этой культуры. Территория нынешнего Сокольского района входила в состав так называемых государственных земель, поэтому данный указ касался сокольских крестьян не в последнюю очередь.

Развитым промыслом было изготовление валяной обуви, причем сапоговаляльщики уходили от родных мест довольно далеко - в Самарскую, Оренбургскую, Пермскую, Саратовскую и другие губернии. В некоторых селениях почти все взрослые мужчины пускались в отхожие промыслы.

В Сокольском районе издавна занимались и деревообработкой. Здесь работали резчики по дереву, ложкорезы, плотники, строители деревянных резных судов, мебельщики. Среди кустарей, занимающихся художественной обработкой дерева, было распространено производство деревянной посуды – ковшей, чаш, ложек. Всего насчитывалось более 30 промыслов, в основном связанных с работой по дереву. Столярный был одним из самых распространенных. Мастерили столы, стулья. Развивался и бондарный промысел. Кадки, жбаны, шайки и ведра сбывали в Юрьевце.

Занимались плетением лаптей из лыка. Лапти продавали местным жителям или на базарах.

В приходах сел Крупцы и Ширмакша было налажено производство плетеных мочальных кошелей и шлей. Работали по заказу из готового материала, который закупали на нижегородской ярмарке. Промыслом занималось все крестьянское семейство, в том числе и дети. Товары отправляли в Пучеж, Ярославль, Ростов.

Из промыслов, связанных с обработкой дерева стоит еще назвать корзиночный, производство граблей. Конечно, не обходилось без мастеров, изготавливающих летнюю и зимнюю одежду, кожаную обувь, ткавших пояса и половики, выпекавших пряники и кренделя.

 В настоящее время в Сокольском районе остались лишь немногие народные промыслы. В деревне Костериха Николай Котов занимается изготовлением граблей. Плетением корзин занимаются житель деревни Вязовики В.С. Цыганов и житель деревни Мурзино В.П. Лялюев, который может и саночки сделать. В деревне Тихошна и  Коперино до сих пор сохраняется бондарное производство.

Хочется верить, что сохранившиеся промыслы будут возрождаться и развиваться.

 

Заключение.

Говоря о народных промыслах, я упомянула об основных традициях декоративно - прикладного творчества, изучила размещение предприятий области, занимающихся народными промыслами, проанализировала состояние народных промыслов в Сокольском районе раньше и сейчас.

В последние годы уделяется большое внимание возрождению видов народного декоративно – прикладного искусства народов нашей     страны. Мы должны гордиться тем, что у нас в области и в районе есть такие мастера- умельцы, способные творить прекрасное. Однако для повседневных нужд мы сегодня охотнее употребляем фарфоровые тарелки, а не расписные хохломские миски, стеклянные бокалы, а не серебряные кубки. И тем не менее деревянная миска с хохломской росписью, расписные шкатулки могут украсить нашу квартиру, кабинет, праздничный стол. Сегодня гораздо чаще товары народных промыслов мы приобретаем не для хозяйственных целей, а ради красоты, которую несут в себе эти изделия творческого ручного труда. Они позволяют душе и сердцу человека не превратиться в камень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Величко Н.Русская роспись. Техника. Приемы. Изделия. Аст-Пресс, 2009.

2. Народные мастера, традиции, школы. Под ред. М.А. Некрасовой. М., 1995.

3. Народные художественные промыслы. Под ред. А.В.Станицкого. М., 1999.

4. Разина Т. Художественные промыслы Подмосковья.  М., 1992. 
5. Рондели. Народное декоративно-прикладное искусство. – М., 1984.

6. Смолицкий Б.Г., Скавронская Т.Н. Художественные промыслы России.  М., 1999. 

7. Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. М., 1993. 
8.  Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М.,1992. 

9.Художественные промыслы Нижегородской области. Сост. О.А.Кузнецова. Нижний Новогород,2000.

Интернет ресурсы:

master-raduga.nnov.ru

www.promisly.ru

 

 

 

 


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн