Декоративное рисование.Гжель.Загадочный синий цвет Гжели.
Submitted by Татьяна Красильникова on пн, 25/02/2013 - 19:17
Урок по ИЗО в 1 -4 классах.
Тема : Декоративное рисование. Гжель. Загадочный синий цвет Гжели.
Цель:1.Расширить знания детей о Гжели. 2.Активизировать творческое воображение, развивать художественный вкус. 3.Воспитывать в детях чувство прекрасного, чувство любви к Родине.
Материалы к уроку: 1.Выставка работ гжельских мастеров. 2.Индивидуальная выставка работ из дерева выпускницы школы Петуховой Ольги (роспись по дереву ) . 3.Запись музыки в русском народном стиле. 4.Выставка книг о русских народных промыслах. 5.Росписной сундучок с поделками : Гжель, береста, Дымка, Хохлома. 6.На партах-тесьма. 7. Трафареты ,шляпа.
План урока. 1. Организационное начало урока. 2.Введение в тему урока. 3.Беседа « Загадочный синий цвет Гжели». 4.Физкультминутка. 5.Самостоятельная работа учащихся. 6.Показ и оценка работ. 7.Рефлексия.
1.Организационное начало урока. – Здравствуйте, дорогие гости ,мы рады приветствовать Вас в нашем классе. Ты улыбкой , как солнышком брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь. – Ребята , давайте подарим нашим гостям улыбки, пусть всем в нашем классе будет светло и радостно. –Давайте познакомимся! ( Идет шляпочное знакомство ) -Введение в тему.
-Сегодня на уроке я снова достаю « Бабушкин сундучок»,значит мы снова отправляемся к народным промыслам и навестим мы сказочное место. –Что ж, давайте по порядку Загадаю вам загадку, Кто быстрей ответ найдёт, Тот первым тему нашего урока назовёт: Сине-голубые розы, листья, птицы. Увидев нас впервые, каждый удивится . Чудо на фарфоре-синяя купель. Это называется просто- . . . роспись Гжель ( достаю из сундучка чашку и показываю.)1 слайд Голубой - цвет неба, синий – цвет воды, Белый- цвет от снега, что укрыл сады . Соберём в один букет синий, белый , голубой… Я открою вам секрет-это Гжель, друг мой. 2 слайд -Беседа :Загадочный синий цвет Гжели.
-Давным -давно , тысячи лет назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из неё делай! И человек сделал горшок. Прошло ещё немало времени, может быть целые столетия, и люди додумались обжигать их на огне для прочности. Горшок берегли как самое дорогое, он был необходим. В нём варили еду , хранили воду, съестные запасы. Шли века… И люди научились делать из глины кувшины, чашки, вазы и другую посуду. Глиняную посуду стали называть керамикой .Это слово произошло от греческого « керамос»- что означает глина. Каждый из нас ежедневно встречается с необыкновенной на вид глиняной посудой. 3 слайд
Гжель- старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в 60 км от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин, издавна жили гончары. Своё название деревня получила от слова « жгель», т. е. жечь или обжечь. Первые упоминания в летописях об этих краях восходят ещё ко времени правления Ивана Калиты. Изначально ещё в стародавние времена Гжель была разноцветной, посуда расписывалась яркими красками, и цветочки были не синие , а жёлтые ,красные ,зелёные. Только в 20 веке она стала выполняться синим кобальтом. Много существует сказок и преданий о том ,как появилась сказочная посуда, которую называют Гжель.
Историю- быль расскажет Соловьева Вероника.
Сказку про Гжель расскажет Фокин Максим. Поверить трудно : неужели Всего два цвета? Чудеса! Вот так художники из Гжели На снег наносят небеса! 4 слайд.
–А сейчас мы познакомимся с Гжельской росписью.
5-19 слайды.
Самый излюбленный узор гжельская роза агашка.Она может быть изображена и крупными мазками и маленькой кисточкой. Бывает и так самой розы нет , а есть только лепестки. Агашка –цветок удивительный и улыбался он вместе с мастерами- гжельцами и печалился вместе с ними, радости и беды переживал. А бед было немало. Ко времени Великой Отечественной войны промысел угас и казалось насовсем. Который год пылала Родина в огне, в смертельной схватке сошлись Россия и Германия .Вот в это время над умирающей Гжелью склонился с любовью, будто бы над матерью своею, лекарь- учёный Александр Салтыков и художница Наталья Бессарапова . И ожила Гжель. Да не слепой старухой ,а синеокой белолицей красавицей, среди развалин, голода и смерти- возрождение. Теперь мы привыкли видеть эту красавицу по всему белу свету.
-Физкультминутка ( С речки Аннушка идёт)
-А сейчас положите голову на руки и закройте глаза,1,2,3,- мы превращаемся в мастеров украшения, мы будем настоящими гжельскими мастерами (дети одевают на голову тесьму, как мастера ). –Давайте проверим ко всем ли пожаловала принцесса кисточка со своими слугами красками, подругой палитрой, баночкой- непроливайкой и верным другом альбомом. -Самостоятельная работа учащихся.
–Организация выставки работ ,коллективное оценивание.
–Очень постарались сегодня ваши руки. Положите ваши мастеровые руки к сердцу. Что вы чувствуете? ( Чувствуем как бьются наши сердца ) Мое большое , а ваши маленькие, как ваши кулачки. Говорят: « У тебя большое сердце , у тебя доброе сердце « Мне хотелось бы, чтобы ваши сердца были всегда открыты для доброты, красоты и хороших поступков, а для этого у вас есть очень хорошие помощники- ваши добрые ,трудолюбивые , крепкие руки Скажем нашим рукам –СПАСИБО! -Рефлексия.
–Довольны ли вы своей работой? -Что вам было интересно особенно? -С каким настроением заканчиваем урок?