Вы изучили материалы первого модуля, сформировали свое мнение по проблеме развития одаренности детей, а теперь выскажите его, ответив на следующие вопросы:
1. Что в первую очередь необходимо учитывать учителю при работе по развитию способностей детей?
2. Какие условия необходимо создавать учащимся для раскрытия их потенциальных возможностей?
3. Каким образом в вашей школе, вашей личной педагогической практике создаются условия для развития исследовательской активности школьников?
4. Что, на ваш взгляд, еще необходимо сделать для совершенствования этого вида деятельности?
5. Какие формы работы наиболее эффективны для развития способностей школьников на уроках и во внеурочное время?
Просьба ответить подробно, ваше мнение будет интересно коллегам.
Большое спасибо за интересную подборку материала. Очень нужная и полезная информация.
Я думаю, что работа учителя должна быть направлена на то, чтобы исследовательская активностьребенка была "востребована" в процессе обучения в школе. Эта активность может проявиться только при условии создания атмосферы доверия, сотрудничества и творчества, взаимодействия ученика и учителя.
В нашей школе созданы хорошие условия для дополнительного образования учащихся. Широкий спектр кружков самого разного направления доступен для всех учеников. Я сама веду кружок по английскому языку "Языкознайка" (6-7 классы). Этот кружок посещают дети, желающие получить более углубленные знания по предмету. Наши занятия носят открытый характер. Ребята самостоятельно разрабатывают проблемы и вопросы для изучения. При подготовке к занятиям я стараюсь включать как можно больше информации страноведческого, а также лингво-страноведческого характера.
Я думаю, будь то урок, или внеурочные занятия, исследовательская деятельность, которой занимается ребенок, должна приносить радость, удовольствие. Ребенок должен быть полноправным участником учебного процесса. Для достижегния этой цели возможны следующие формы работы: беседы, дискуссии, игры, состязания, конкурсы, турниры, творческий труд, поисковые эксперименты, художественно-эстетическая деятельность, наблюдения, индивидуальные занятия и т.д.
Наталья Ильинична, спасибо Вам за внимательное прочтение материалов семинара и понимание проблемы. В вашей школе для детей создано много интересных кружков и клубов, ведется внеклассная деятельность планомерно и эффективно, что способствует развитию творческих способностей учащихся. Задачи ФГОС второго поколения предполагают, что каждый урок будет содержать элементы проектно-исследовательской деятельности. Учитывая это обстоятельство, уже сейчас нужно планировать и проводить уроки, используя формы работы с учащимися, которые носят экспериментальный характер. Эти методики учителя использовали всегда, но в новых условиях, они выходят на иной уровень прктической направленности. Успехов Вам!
Спасибо за нужный материал, на который можно опереться в своей работе. Считаю, что работа с одарёнными детьми становится актуальнее в связи с переходом на обучение по новым образовательным стандартам. Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей. Рассматривая вопросы развития одаренного ребенка необходимо учитывать 1) возрастные особенности; 2) индивидуальные особенности; 3) особенности личности, связанные с одаренностью. В рамках этого направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого можно расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений учащихся. Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». «Одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. У нас в школе работает большое количество кружков. Я сама веду кружок по русскому языку. Ребята, опираясь на полученные знания, выполняют различные задания, часто в игровой форме. Учебная программа, в основном, основана на четком и логичном изложении материала. Поэтому необходимо выделять время на «минуты фантазии» на уроках или во внеурочное время. Результаты детского творчества будут самыми разными: сочинения, стихи, рисунки., творческие конкурсы. Возможно, в практике других учителей найдутся и более интересные формы работы. Однако названные приемы направлены не только на активизацию творческих процессов, но и на стимулирование потребности в творческом самопроявлении у всех учащихся. Существует бесконечное множество приемов развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время: составление и разгадывание кроссвордов и ребусов; решение творческих задач в условиях ограничений и др.
Комментарий был изменен с момента создания (Трахова Татьяна 1, Tue, 27/03/2012 - 10:06).
"Рассматривая вопросы развития одаренного ребенка необходимо учитывать 1) возрастные особенности; 2) индивидуальные особенности; 3) особенности личности, связанные с одаренностью. В рамках этого направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы".
Татьяна Владимировна, спасибо Вам за обстоятельный ответ и понимание значимости данной проблемы. Вы очень правильно подметили, что в работе с учащимися важны неформальные приемы работы по развитию детской фантазии, что способствует развитию интереса к предмету и общей эрудиции. Желаю успехов в Вашем благородном труде!
Уважаемая Антонина Александровна, огромное Вам спасибо за этот семинар. Особая благодарность за книгу В.Юркевич. Читала ее главы и ловила себя на мысли, что эта книга очень желательна в качестве настольной для меня как учителя и как мамы.
Возможно, я не отвечу прямо на все поставленные вопросы, считаю для себя просто необходимым не просто прочитать, а изучить книгу В.Юркевич.
1. Думаю, каждому учителю в первую очередь необходимо понимать, что такое способности детей, т.к. развивать можно то, о чем имеешь представление.
2. Я бы создавала условия, которые создают III тип мам, указанных в эксперименте (см. В.Юркевич). Прежде всего необходимо иметь свою собственную познавательную активность. От этого у учителя всегда будут, что называется "гореть глаза", такой учитель сможет показать увлекательность познания мира собственным примером. А ничто не воспитывает лучше, чем личный пример.
3. После прочтения книги мне трудно ответить на этот вопрос. Безусловно, что-то делается (экспедиции по биологии, например, практика проведения лингводней), но я задумалась над тем, ЧТО можно делать в этом направлении. И начинать необходимо с начальной школы. Честно говоря, я несколько по-другому взглянула на требования ФГОС 2. В частности, предоставления обучающимся широкого спектра внеурочной деятельности. Из много легко выбирать, можно пробовать, экспериментировать и находить свое.
4. Прежде всего понимать, что работа с одаренными - не дань моде, не заявления: каждый ребенок - одаренный. Это серьезная подготовка самого учителя к работе с одаренными, и серьезная систематическая работа с ребятами. Не представляю, как иначе, если нашими (родительскими и учительскими) "стараниями" в школе 80% неспособных детей. Вам не страшно, уважаемые коллеги? Я узнаю себя: а что я сделаю, если ему/ей не дано? Теперь понимаю: дано, или было дано. :( Второе страшнее).
5. Думаю, самое главное, "ловить" заинтересованный взгляд ребенка, не "отмахиваться" от его вопросов здесь и сейчас, даже если ужасно торопимся и нас ждут "великие" дела в виде пачек непроверенных тетрадей. Ведь, завтра или потом ребенок может уже не задать волнующий его сейчас вопрос. А исходя из этого, формы будут вырисовываться. :) Это будут те формы, в которых ребенку будет интересно узнавать новое не ради оценки, не ради похвалы, а ради самого процесса познания.
Вот такие мысли появились в связи с работой над материалами I модуля.
Спасибо, Антонина Александровна. Книга В.Юркевич стала открытием. Теперь я знаю, над чем работать. :)
"Думаю, самое главное, "ловить" заинтересованный взгляд ребенка, не "отмахиваться" от его вопросов здесь и сейчас, даже если ужасно торопимся и нас ждут "великие" дела в виде пачек непроверенных тетрадей. Ведь, завтра или потом ребенок может уже не задать волнующий его сейчас вопрос. А исходя из этого, формы будут вырисовываться. :) Это будут те формы, в которых ребенку будет интересно узнавать новое не ради оценки, не ради похвалы, а ради самого процесса познания".
Светлана Владимировна, Ваши размышления по теме очень глубоки и даже трогательны! Вы очень тонко подметили, что внимание к вопросам ребенка важнее, чем все "великие дела"! Не упустить момент, когда интерес проявляется - это важнейший фактор для всего дальнейшего процесса творческого развития ребенка. Спрашивает, интересуется, значит доверяет учителю, а это дорогого стоит!
Надеюсь, что все задачи, которые Вы ставите перед собой, успешно решите!
Вопрос важный инужный. Именно одарённые дети создают мотивы заинтересованности в предмете для других учащихся, а по большому счёту толкают науку и научно-технический прогресс вперёд. Задача учителя-предметника заинтересовать такого ученика. В первую очередь эо можно делать через урок за счёт индивидуальной работы с учащимся кроме того способствует этому участие в олимпиадах, научно-технческих конференциях и техническом творчестве.
Геннадий Владимирович, хотелось бы узнать подробнее, какие формы работы по развитию одаренности детей Вы используете в свой практике, а также, что Вы можете сказать по поводу изученных материалов.
Для успешного изучения предмета нужна заинтересованность в нём. Интерес появляется тогда когда видна практическая отдача. Например уащийся видит как изучаемый материал отражается в сфере его деятельности: 1.Ведение сельского хозяйства 2. Устройство автомобиля 3. Сдача ЕГЭ и ГИА и др. Чем раньше у ученика возникнет такой интерес тем больше будет отдача. Если человек не видит перспектив изучения предмета то "учёба из под палки" пользы не даст. Даже если что-то и остпнется у него в голове по окончании школы всё равно в ближайшее время всё это он успешно забудет. Сделать так чтбы этого не произошло - главная задача учителя-предметника.
С большим интересом ознакомился с изложенными материалами за что БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Геннадий Владимирович, Ваше мнение понятно. Надеюсь, материалы семинара будут полезны в развитии познавательных интересов Ваших учащихся, а творческие учебные проекты, которые Вы создадите с учениками, помогут в приобретении прочных знаний. Успехов!
Уважаемые коллеги!
Вы изучили материалы первого модуля, сформировали свое мнение по проблеме развития одаренности детей, а теперь выскажите его, ответив на следующие вопросы:
1. Что в первую очередь необходимо учитывать учителю при работе по развитию способностей детей?
2. Какие условия необходимо создавать учащимся для раскрытия их потенциальных возможностей?
3. Каким образом в вашей школе, вашей личной педагогической практике создаются условия для развития исследовательской активности школьников?
4. Что, на ваш взгляд, еще необходимо сделать для совершенствования этого вида деятельности?
5. Какие формы работы наиболее эффективны для развития способностей школьников на уроках и во внеурочное время?
Просьба ответить подробно, ваше мнение будет интересно коллегам.
С уважением, Антонина Александровна