Фактор детско-взрослой общности в развитии субъектности детей и подростков
Ответов - 110
чт, 05/03/2015 - 16:14
Наталия Геннадиевна Каргина
На сайте с: 11/02/2009
Баллы: 470
Ни для кого не секрет, что в современной школе сегодня доминируют технологии и практики индивидуализированного сопровождения детей и диадного взаимодействия «взрослый – ребенок». Отодвинуто на задний план фундаментальное положение русской и советской педагогической традиции о том, что помимо силы личности взрослого, влияющего на ребенка, есть еще сила общности значимых для ребенка людей – ровесников, младших и старших сверстников, взрослых.
Поэтому, как утверждают многие педагоги-практики, именно детско-взрослая общность (в формах малой группы, команды, коллектива, и т.д.) является тем подлинным пространством, где возникают собственно человеческие способности ребенка, формируется его субъектность. И именно детско-взрослые общности обладают уникальным потенциалом по обновлению нашей общественной жизни.
Однако у этих же педагогов возникают закономерные вопросы: «Что из себя представляет такое сообщество?», «Какие детско-взрослые общности наиболее привлекательны для детей и подростков?», «Как его создать?», «Как привлечь заинтересованных значимых взрослых к сотрудничеству в этих сообществах?».
Предлагаем совместными усилиями наметить основные шаги в этом направлении. Как организовать детско-взрослое сообщество? Какие формы сообществ наиболее привлекательны для детей? Какие приемы работы способствуют позитивной социализации подростков?
Ждем ваших оригинальных, нестандартных идей и проблемных вопросов!!!
Здравствуйте, Наталия Геннадиевна! Детско- взрослое сообщество, на мой взгляд, можно организовать при наличии привлекательной для данной группы идеи. Очень хорошо, если идея будет исходить от детей, а осуществить помогут взрослые. Будет эффективно работать только то, что организовано на добровольной основе. Детей можно заставить что- то делать, но принудиловка всегда вызывает отторжение и эффект от деятельности будет ничтожный, для «галочки». Сейчас активность детей очень низкая, половина из них в школе предпочитает проводить свободное время в компании с гаджетами, особенно беспокоят сетевые игры, где дети зависают целыми группами и считают, что они проводят время в компании друзей и таким образом общаются. И оторвать их от этого очень трудно. Нужно ненавязчиво показать результат деятельности сообществ из других школ, в этом случае срабатывает чувство конкуренции. Получив импульс, дети начинают мыслить, придумывать, чем можно заняться, и роль взрослого подсказать, что реально, а что невыполнимо и в итоге прийти к общему мнению. И теперь, главное, не спугнуть! Чтобы не взрослый собирал детей и говорил, что делать, а дети сами всё планировали, искали, договаривались, а взрослый ненавязчиво контролировал и работал в команде. Очень хорошо, если главным будет кто-то из детей. Если результаты данной деятельности будут востребованы обществом за пределами школы, это будут стимулировать к увеличению данной деятельнос
Думаю, что наиболее привлекательны для детей детско- взрослые сообщества , занимающиеся производственным трудом, всегда приятно видеть результат своей работы, также будет востребовано всё связанное с фото, видео, компьютерной техникой и автомобилями и др.
Каким образом можно побудить детей с разными интересами к длительной деятельности одного вида?
С уважением, Фимина Е.Б.
Комментарий был изменен с момента создания (ekaterinafimina2014, Fri, 26/02/2016 - 03:22).
Я считаю, что участие ребенка в различных детско-взрослых сообществах может способствовать его успешной социализации. Учащиеся включаются в такие виды деятельности, как наблюдение, экспериментирование, самостоятельный поиск, которые впоследствии способствуют развитию детской инициативы и активности в познании окружающего мира. Важнейшим фактором становления и развития субъектности человека является его общение с другими, что позволяет проявить себя, а также актуализировать способность видеть, понимать и развивать себя через личность другого.
Для детей и подростков важно не только самоутверждение в группе сверстников, но и социальное признание его деятельности. Таким образом, для ребенка основой развития становится организация общественно значимой деятельности в системе «ребенок − общественный взрослый», где представленность взрослого возможна на уровне разнообразных «социальных структур и сообществ»
В нашей школе используются такие формы детско-взрослой общности, как:
Здравствуйте. Воспитание обучающихся в школе и воспитание в семье - это единый неразрывный процесс. Нужна последовательная и кропотливая работа по сплочению, т.е. необходимо сообщество, где каждый сможет проявить себя в новой роли, почувствовать ценность и радость от совместно проведенного времени в обстановке праздника, совместного торжества. Вот так и появилась в нашем лицее идея создания семейного клуба "Подсолнух", который, на мой взгляд, является примером успешного детско-взрослого сообщества. Семейный клуб – эффективная форма работы с родителями, это гармоничный союз детей и взрослых. Детские годы - не только самая счастливая, но и важная пора в жизни. Она определяет путь человека. Совместная деятельность в клубе приближает родителей к школе, к детям. Учитель, дети и взрослые ищут пути к пониманию и организации здорового образа жизни, являясь партнерами в подготовке заседаний, дополняют друг друга. Этот союз дает возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать свои ошибки. Заседания клуба имеют разнообразную форму: это праздничные посиделки за чашкой чая с бабушками и дедушками; совместные концерты к таким датам, как Международный женский день, День Победы, День матери, День защитников Отечества; спортивные мероприятия; рауты отличников; разнообразные устные журналы патриотической направленности; конференции отцов и т.д. А главное, создается развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечивается эмоциональное благополучие детей. Ребята приобщаются к общечеловеческим ценностям, укрепляется их физическое и психическое здоровье. И, безусловно, налаживается взаимодействие педагогов лицея с семьёй.
Основной методологический принцип социальной педагогики: семья – основная ячейка общества, осуществляющая базисную социализацию детей за счет усиления всех ее основных функций, и в первую очередь воспитательной, рекреативной, коммуникативной, регулятивной, и др. Это предполагает резкое повышение внимания к семье со стороны всех социальных институтов воспитания, и в первую очередь школы, за счет изменения взаимоотношений между ними, содержания и форм работы. Являясь ячейкой общества, необходимой для сохранения и воспроизводства существующих в обществе структур и отношений, способностей человека, семья в то же время есть главное условие реализации задатков и способностей человека, приобщения его к культуре. Значит, необходимы новые подходы в организации работы с ней со стороны всех социальных институтов, и в первую очередь школы. Для меня, воспитателя 7 класса большую помощь в организации класса и детальном знакомстве с детьми и их родителями оказала работа по направлениям « Семья», «Здоровый образ жизни», «Образ жизни», «Досуг», «Учение». «Семья»- направить семейное воспитание на всестороннее развитие детей. Духовно-нравственное воспитание - воспитание гражданско-патриотических чувств через проектную деятельность - обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы «О той, что дарит нам тепло» «Создание классного генеалогического дерева». «Символы моей семьи» «Дело, которое мы делаем всей семьёй» "Наши ошибки в воспитании детей" «Здоровый образ жизни»- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства, уверенность, что здоровый образ жизни делает человека свободным и независимым. Формировать у ребёнка понимания значимости физического состояния для своего будущего. «Удержись от вредной привычки!» «Что имеем, не храним, потерявши, плачем», «Научись говорить нет!», Дни здоровья согласно школьному плану. «Учение» - организация интеллектуально – познавательной деятельности, - формирование положительного отношения к учёбе - создать условия для реализации интересов детей в семье «Какое место ты занимаешь в классе» «Воспитание в семье культуры поведения и внешнего вида» «Что я могу сделать, для того чтобы лучше учиться!» «Это моя семья» «Мой характер». «Образ жизни» - формировать у обучающихся понимание того, что история их семьи и России неотделимы друг от друга - переоценка внутреннего мира обучающихся, - воспитать интерес к самому себе, желание самосовершенствоваться - формировать у обучающихся осознание исторического прошлого своей семьи «Традиции нашей семьи» «История школы» «Расскажи мне обо мне» «Этим поступком я горжусь!» «В каждой семье свой герой».
«Досуг» - развивать творческую личность - повышать мастерство и содействовать профессиональной ориентации обучающихся - создавать дружескую и творческую атмосферу в классе «Моё хобби», «Новый год»
Обучающиеся нашего класса принимают участие в традиционных общешкольных и внеклассных мероприятиях художественно-эстетической направленности «Праздник первого звонка», «День учителя», «Осенний бал», «Новогодний огонёк» и другие.
Традиционным стало проведение тематических классных часов «В чем красота человека?», «О красоте, моде и хорошем вкусе».
Проведение классных мероприятий, направленных на развитие индивидуального и коллективного творчества, стали хорошей традицией.
Считаю, что воспитательная система, сложившаяся в классе, дает положительные результаты: благоприятный психологический климат, отсутствие правонарушений и неуспевающих, призовые места в школьных конкурсах, участие в различных общешкольных мероприятиях. Критериями успешности воспитательной работы в классе, на мой взгляд, является динамика межличностных отношений, сплоченность классного коллектива и удовлетворенность учащихся общением.
Здравствуйте! Я стремлюсь сделать жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества делаю все возможное, чтобы ребенок учился быть творцом замысла своей деятельности, организатором реализации этого замысла, верил в свои силы и мог добиваться задуманного, т.е. чтобы развивалась его субъектность. Хорошо понимая при этом, что субъектом деятельности и развития ребенка является еще не он сам, а детско-взрослая событийная общность. Поэтому и родилась идея педагогического проекта «Я создаю мир», которая бы объединила родителей и воспитанников, развивала бы творческий потенциал лицеистов посредством воспитания интереса к художественной литературе». Изучение научно-методической литературы, помогло нам освоить принципы совместной проектной деятельности детей и взрослых.
Важнейшим фактором, необходимым условием становления и развития субъектности человека является его общность с другими, которая позволяет проявить себя, а также актуализирует способность видеть, понимать и развивать себя через личность другого.
В ситуации кризиса традиционных институтов социализации, таких, как семья и школа, снижения их воспитывающей роли в период юности большуювоспитательную ценность приобретает наличие в образовательных учреждениях референтных для юношества групп. Важно, чтобы референтными группами для юношей и девушек, оказывающими существенное влияние на их жизненное самоопределение и самовыражение в мире, становились детско-взрослые общности с участием значимых взрослых
Детско- взрослая общность- первичная малая группа детей и взрослых, объединенных на основе эмоционально- психологической включенности, чувстве единения и принадлежащей к группе.
Школа призвана показать каждому ребенку все богатство социально значимых сообществ, чтобы он участвовал в них, выбирая социально значимое и наиболее интересное для него.
На протяжении ряда лет развитие нашего клуба " Патриоты" являлось создание детско- взрослого сообщества как инструмента, влияюшего на развитие личностных качеств всех участников образовательного процесса.Идея создания клуба появилась в 2010 году, когда отмечалась 65- годовщина со Дня Победы над фашисткой Германией. Наша станция Красный Кут во время войны была единственным путем для спасения Сталинграда.Ребята нашли много информации о ветеранах тыла, не раз встречались с ними.
Прошло 5 лет, состав клуба увеличился. Совместно с родителями,ребята проводят совместные концерты, посещают музеи, выезжают на природу, организовывают встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне, дарят им поделки, сделанные своими руками.
Многие ребята, бывшие члены нашего клуба, поступили в военные ВУЗы.
На мой взгляд детско - взрослая общность является объединением педагогов, детей и их родителей на основе общих ценностей, ценностных ориентиров, норм, смысла в общения. Общность воспитывает мировоззрение, способствует взрослению, формирует культуру досуга, развитию способностей, новой культуре мышления. Мне близок прицип семи "У": 1) улыбчивости; 2) уважительности; 3) удивительности; 4) убедительности; 5) успешности; 6) уверенности; 7) уравновешенности. В нашем лицеи используются такие формы детско - взрослой общности, как: совет лицеистов, совет общежития, семейный клуб "Подсолнух", клуб "Зову в профессию".
Очень привлекательной для детей формой детско-взрослого сообщества являются проектные группы для работы над проектом.Технология проектов помогает объединить урочную деятельность с внеурочной, с дополнительным образованием, школьную жизнь с внешкольной.Очень большое значение имеет объединение деятельности школы и социальных партнёров.Позиция учителя в ходе проектной работы может быть разной. Грамотно выбранная позиция учителя- тонкий инструмент развития подростка.
Здравствуйте, Наталия Геннадиевна! Важную роль в жизни детей и подростков играет социальная среда. Процесс социализации неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Важную роль в процессе социализации играют средства массовой информации и социокультурная среда, которые оказывают большое влияние на формирование субкультуры, играющей большую роль в жизни подростков и молодёжи. Субкультура представляет собой совокупность специфических социально- психологических признаков (норм, ценностей, стереотипов, вкусов и т.д.), влияющих на стиль жизни определённых групп детей и подростков и позволяющих им утвердить себя в качестве "мы", отличного от "они" (остальные представители социума). Среди характерных ее признаков являются: набор ценностных ориентаций, нормы поведения, взаимоотношения, статусная структура, набор предпочитаемых источников информации, своеобразные увлечения, вкусы, и способы свободного времяпрепровождения, сленг и т.д. Задача (школы, семьи) обеспечить допустимое и целесообразное этическое вмешательство в процесс формирования подростково-молодёжной субкультуры. Все эти элементы не просто включены в процесс взаимодействия, но главная их особенность - взаимосодействие, направленное на достижение целей обучения, воспитания и развитие личности. Мы все сегодня чувствуем кризисную ситуацию взаимоотношений в школьном процессе, в жизни. Система интеллектуальных игр формирует благоприятную среду, в которой и дети, и педагоги, и родители чувствуют себя более комфортно. Формируется партнёрский тип взаимоотношений между детьми, родителями и педагогами. Устанавливаются контакты, снимается напряжение и появляется чувство взаимного доверия. Совместная работа педагога и родителя позволяет педагогу более основательно изучить ситуацию в семье ребёнка, помочь установить контакты детей и родителей, добрые взаимоотношения в семье. В этом учебном году мы начинаем реализацию нового проекта - "Магия интеллекта", в котором принимают участие дети, педагоги и родители. Игра даёт радость взаимного узнавания. И дети, и педагоги учатся понимать и принимать друг друга. Школа начинает жить, общими интересами. Система интеллектуальных игр создаёт условия для формирования гуманистической атмосферы в школе. Положительный эмоционально-психологический климат школы является одним из важнейших факторов её эффективного развития. Система интеллектуальных игр (именно система!) выступает как инструмент целенаправленного формирования ценностей подростково-молодёжной субкультуры, стимулирующей развитие личности, которая создает условия для формирования детско-взрослого сообщества и для взаимосодействия различных социальных институтов, призванных обеспечить социализацию подрастающего поколения.
Ни для кого не секрет, что в современной школе сегодня доминируют технологии и практики индивидуализированного сопровождения детей и диадного взаимодействия «взрослый – ребенок». Отодвинуто на задний план фундаментальное положение русской и советской педагогической традиции о том, что помимо силы личности взрослого, влияющего на ребенка, есть еще сила общности значимых для ребенка людей – ровесников, младших и старших сверстников, взрослых.
Поэтому, как утверждают многие педагоги-практики, именно детско-взрослая общность (в формах малой группы, команды, коллектива, и т.д.) является тем подлинным пространством, где возникают собственно человеческие способности ребенка, формируется его субъектность. И именно детско-взрослые общности обладают уникальным потенциалом по обновлению нашей общественной жизни.
Однако у этих же педагогов возникают закономерные вопросы: «Что из себя представляет такое сообщество?», «Какие детско-взрослые общности наиболее привлекательны для детей и подростков?», «Как его создать?», «Как привлечь заинтересованных значимых взрослых к сотрудничеству в этих сообществах?».
Предлагаем совместными усилиями наметить основные шаги в этом направлении. Как организовать детско-взрослое сообщество? Какие формы сообществ наиболее привлекательны для детей? Какие приемы работы способствуют позитивной социализации подростков?
Ждем ваших оригинальных, нестандартных идей и проблемных вопросов!!!